Коммуникативные игры
картотека
Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраста нужно понимать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.
Коммуникативные навыки развиваются в повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kommunikativnye_igry.docx | 25.88 КБ |
Предварительный просмотр:
КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ
«Приветствие с колокольчиком»
Цель: Приветствие, настрой детей на доброжелательный лад.
Ход игры: Дети стоят в кругу, Взрослый подходит к одному из них, звонит в
колокольчик и говорит: «Здравствуй, Ваня, мой дружок!». После Ваня берет
колокольчик и идет приветствовать другого ребенка. Колокольчик должен
поприветствовать каждого ребенка.
«Прощай»
Цель: Формировать умение прощаться другом с другом.
Ход игры: Дети сидят в кругу и, предавая эстафету друг другу, называют
слова, которые говорят при прощании (до свидания, до встречи, всего
хорошего, ещё увидимся, счастливого пути, спокойной ночи, до скорой
встречи, счастливо т.д.). Педагог обращает внимание на то, что, прощаясь,
необходимо посмотреть партнёру в глаза.
«Здравствуй»
Цель: Учить детей входить в контакт, используя доброжелательные слова и
интонации.
Ход игры: Дети сидят в кругу и, предавая эстафету друг другу, называют
слова, которые говорят при встрече (добры день, доброе утро, привет.).
Педагог обращает внимание на то, что, здороваясь, необходимо посмотреть
партнёру в глаза.
«Кто говорит?»
80
Цель: Развивать внимание к партнёру, слуховое восприятие. Развивать
умение задавать вопросы, обмениваться репликами.
Ход игры: Дети стоят в полукруге. Один ребёнок — в центре, спиной к
остальным. Дети задают ему вопросы, на которые он должен ответить,
обращаясь по имени к задавшему вопрос. Он должен узнать, кто обращался к
нему. Тот, кого ребёнок узнал, занимает его место.
Пример:
- Какого цвета трава?
- Маша, трава зеленого цвета.
«Пожелание»
Цель: Воспитывать интерес к партнёру по общению, доброжелательное
отношение к сверстнику.
Ход игры: Дети садятся в круг и, передавая мяч («волшебную палочку» или
др.), высказывают друг другу пожелания. Например: «Желаю тебе хорошего
настроения», «Всегда будь таким же смелым (добрым, красивым…), как
сейчас» и т.д.
«Ау»
Цель: Развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.
Ход игры: один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в
лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» — и «потерявшийся» должен
угадать, кто его звал.
«Ласковое имя»
Цель: Развивать умение вступать в контакт, оказывать доброжелательное
внимание сверстникам.
81
Ход игры: Дети стоят (или сидят) в кругу, передают друг другу эстафету
(цветок, «волшебную палочку»). При этом называют друг друга ласковым
именем (например, Танюша, Алёнушка, Димуля и т.д.) Воспитатель
обращает внимание детей на ласковую интонацию.
«Паровозик»
Цель: Формировать умение согласовывать свои действия с действиями
партнера. Учить ребенка отзываться на свое имя, запоминать имена
сверстников.
Ход игры: Взрослый объясняет детям, что сейчас они будут играть в
паровозик. Главным паровозом будет взрослый, а вагончиками – дети. Он
поочередно подзывает к себе детей, эмоционально комментируя
происходящее: «Я буду паровозом, а вы вагончиками. «Петя, иди ко мне,
становись за мной, держи меня за пояс, вот так. Теперь, Ваня, иди сюда,
встань за Петей, держи его за пояс». После того как все дети выстроились,
«поезд» отправляется в путь. Взрослый, имитируя движение паровоза «Чух -
чух, у-у-у!», побуждает детей повторить их.
«Привет по фотографии»
Цель: Учить детей узнавать друг друга по фотографии, вступать в контакт.
Создание положительного настроя на сверстника.
Ход игры: Дети сидят в кругу. В центре на столе лежат перевёрнутые
фотографии. Ребенок выходит в центр круга, берет любую фотографию со
стола, затем находит человека по фотографии, подходит к нему и здоровается
(пожать руку и сказать «Привет», прикоснуться к плечу и сказать
«Привет») Ребенок, с которым поздоровались, сначала отвечает на
приветствие, а затем выбирает следующую фотографию. Игра продолжается
до тех пор, пока не останется ни одной фотографии.
82
«Вопрос - ответ»
Цель: Сформировать умение задавать вопросы, обмениваться репликами.
Ход игры: Дети стоят в кругу. У одного из них в руках мяч. Произнеся
реплику-вопрос, игрок бросает мяч партнёру. Партнёр, поймав мяч, отвечает
на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задаёт собственный
вопрос и т.д. («Какое у тебя настроение?» — «Радостное». «Где ты был в
воскресенье?» — «Ходил в гости» и т.д.).
«Поделись улыбкою своей»
Цель: Учить детей входить в контакт через улыбку.
Ход игры: Стоящие по кругу дети берутся за руки (с ребенком слева, а затем
с ребенком справа), смотрят соседу в глаза и дарят друг другу самую добрую
улыбку.
«Волшебный букет цветов»
Цель: Формировать умение проявлять внимание к сверстнику, устанавливать
доброжелательные отношения.
Оборудование: Зеленая ткань или картон, вырезанные лепесточки для
каждого ребенка.
Ход игры: Воспитатель (показывает на лежащий на полу кусок ткани). Это
зеленая полянка. Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту полянку?
Дети. Грустное, печальное, скучное.
Воспитатель. Как вы думаете, чего на ней не хватает?
Дети. Цветов.
Воспитатель. Не веселая жизнь на такой полянке. Вот так и между людьми:
жизнь без уважения и внимания получается мрачной, серой и печальной. А
хотели бы сейчас порадовать друг друга? Давайте поиграем в «Добрые
слова».
83
Дети по очереди берут по одному лепесточку, говорят добрые слова любому
ровеснику и выкладывают его на полянке. Добрые слова должны быть
сказаны каждому ребенку.
Воспитатель. Посмотрите ребята, какие красивые цветы выросли от ваших
слов на этой полянке. А сейчас какое у вас настроение?
Дети. Веселое, счастливое.
Воспитатель таким образом, подводит к мысли, что нужно внимательней
относится друг к другу и говорить хорошие слова
«Угадай, кто спрятался»
Цель: Развитие внимания и интереса к сверстнику, памяти,
наблюдательности, внимания.
Оборудование: Светлый полупрозрачный (чтобы ребенок не испугался)
платок.
Ход игры: Дети стоят по кругу, все участники закрывают глаза, ведущий
выбирает одного из детей (ребенок приседает) и накрывает платком. Затем
все дети открывают по команде глаза, и ведущий объявляет, что они должны
угадать, кто спрятался под платком.
«Ветер дует на…»
Цель: Развивать внимание к партнеру.
Ход игры: Ведущий начинает игру словами «Ветер дует на…». Чтобы
участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть
следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» - после этих слов
все светловолосые собираются рядом в одном месте. «Ветер дует на того, у
кого белые носочки (косички, кудряшки)» итак далее...
«Зеркала»
Цель: Формировать умение согласовывать свои действия с действиями
партнера. Развивать наблюдательность и внимание.
84
Ход игры: Из группы детей выбирается один водящий. Представляется, что
он пришел в магазин, где много зеркал. Водящий встает в центр, а дети –
полукругом вокруг него. Водящий показывает движение, а «зеркала» тотчас
повторяют это движение. В роли водящего должны выступать все желающие
дети.
«Помоги медвежонку»
Цель: Развивать внимательность, стремление помогать друзьям, попавшим в
беду.
Оборудование: 10 небольших листков с нарисованными на них камешками,
медвежонок.
Ход игры: Воспитатель собирает детей вместе и говорит, что медвежонок
Сема очень любит мед. Но пчелы, которые его собирают, устроили свое
гнездо в лесу за болотом, а Сема не может сам перейти к лесу по камушкам,
потому что боится упасть. Надо помочь ему в таком нелегком деле.
Далее руководитель раскладывает листки с нарисованными камнями таким
образом, чтобы дети могли по ним пройти определенную дистанцию.
Воспитатель показывает, как именно нужно пройти по камушкам и как нести
медвежонка, чтобы не замочить ножки. Так дети по очереди проходят через
болото. Когда малыши освоят данный путь, можно попросить пройти
расстояние парами, держась при этом за руки. Для этого увеличивают
количество камушков вдвое. Медвежонка при этом держит один из ребят.
«Эмоции»
Цель: Формировать внимание к сверстнику, умение определять и различать
человеческие эмоции и чувства.
Ход игры: Воспитатель:
85
Бывают чувства у зверей,
У рыб, цветов и у людей
Влияет без сомнения
На нас всех настроение!
-У всех у нас случается так, что нам бывает весело, или мы наоборот мы
грустим или злимся, это называется настроение или эмоции. Как вы думаете,
от чего меняется наше настроение? Настроение меняется от ситуаций, в
которых мы с вами можем оказаться. Например, вас похвалили, и у вас стало
хорошее настроение, а если вдруг вы плохо поступили и вас за это наказали,
то и настроение, скорее всего у вас испортится.
-Посмотрите, на этой страничке стоят человечки, которые повернулись к нам
спиной, у них у всех разное настроение. Что бы узнать какое, кто- то из вас
аккуратно достанет человечка, посмотрит на него, никому не показывая, и
постарается изобразить ту эмоцию, которую выражает человечек, а нам с
вами ребята надо будет её отгадать. (Ребёнок достаёт человечка, изображает
эмоцию, остальные дети отгадывают.)
Воспитатель: Мы открыли с вами всех человечков, давайте, теперь изобразим
все вместе эти эмоции. (Дети изображают: Радость, Злость, Веселье,
Грусть…)
«О чем спросить при встрече»
Цель: Развивать умение вступать в контакт и вступать в диалог.
Ход игры: Дети сидят в кругу. У ведущего - эстафета (красивая палочка, мяч
и т.п.). Эстафета переходит из рук в руки. Задача игроков- сформулировать
вопрос, который можно задать знакомому при встрече после приветствия, и
ответить на него. Один ребёнок задает вопрос, другой отвечает ("Как
86
живёте?” - "Хорошо”. "Как идут дела?” - "Нормально”. "Что нового?” - "Все
по-старому” и т.д.). Дважды повторять вопрос нельзя.
Примечание: Игроки должны сначала поздороваться, потом задавать вопрос
или отвечать.
«Разговор по телефону»
Цель: Развивать умение задавать вопросы и обмениваться репликами.
Оборудование: Два игрушечных телефона.
Ход игры: Двум игрокам предлагают позвонить друг другу и пригласить в
гости (спросить как дела, поздравить с днем рождения, договориться о чемто и т.д.). При звонке нужно поздороваться и после приглашать (спрашивать)
Примечание: Первых игроков выдирают по считалочке (первый звонит,
второй принимает звонок). Далее каждый из них передает «трубку» другому
игроку (не повторяясь). Тему звонка задает воспитатель.
«Колпачки»
Цель: Развивать умение вступать в контакт.
Ход игры: Педагог раздает детям деревянные палочки и несколько колпачков
из цветного картона. Дети должны передавать палочками колпачки друг
другу (кому пожелают) и при этом говорить: « Здравствуйте!», отвечать при
приеме колпачка «Мне очень приятно!», руками колпачки трогать
запрещается.
Примечание: Игра проводиться от 3 до 5 минут, чтобы все дети смогли
обменяться колпачками по несколько раз.
«Ручеек»
87
Цель: Формировать умение согласовывать свои действия с действиями
партнера.
Ход игры: На полу мелом рисуется ручеек, извилистый, то широкий, то
узкий. Туристы выстраиваются друг за другом в одну «цепь», кладут руки на
плечи впереди стоящему, расставляют ноги на ширину ручья в том месте, где
их путь начинается, и медленно передвигаются все вместе, меняя ширину
расставленных ног, ступая по берегам ручья. Оступившийся попадает ногой
в ручей и встает в конец цепи.
Вариант: игру можно проводить в парах. Тогда один из пары стоит на одном
береге, а второй ребенок – на другом. Дети упираются друг в друга
ладошками.
«Кто что любит»
Цель: Развивать умение обмениваться репликами.
Ход игры: Дети стоят в кругу. В качестве ведущего - педагог. У него в руках
мяч. Он задает вопрос и бросает мяч - ребёнок отвечает и возвращает мяч
взрослому. Мяч идет по кругу
- У меня любимая игрушка машинка, а какая у тебя Таня?
- Кукла маша.
- Я люблю яблоки. Маша, а какие фрукты любишь?
- Я люблю груши.
Вариант:
- Я люблю яблоки, а какие фрукты любишь ты Маша?
- Я люблю груши.
- Маша любит груши, а ты Петя какие фрукты любишь?
88
«Комплименты»
Цель: Развивать умение оказывать доброжелательное отношение к
сверстникам.
Оборудование: Мяч
Ход игры: Дети становятся в круг. Педагог, отдавая мяч одному из детей,
говорит ему комплимент. Ребёнок должен сказать "спасибо” и передать мяч
соседу, произнося при этом ласковые слова в его адрес. Тот, кто принял мяч,
говорит "спасибо” и передает его следующему ребёнку. Дети, говоря
комплименты и слова благодарности, передают мяч сначала в одну, потом в
другую сторону.
«Сломанный телефон»
Цель: Развитие внимание к партнеру, слуховое восприятие.
Ход игры: Дети выбирают ведущего при помощи считалочки. Все садятся на
стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо на ухо говорит какое-либо слово
рядом сидящему, тот передает его следующему и т.д. Слово должно дойти до
последнего ребенка. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое слово ты
слышал?» Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон
исправлен. Если же слово не то, ведущий спрашивает всех по очереди,
начиная с последнего, какое он услышал слово. Так узнают, кто напутал и
«испортил» телефон. Провинившийся занимает последнее место в ряду.
«Давай поговорим»
Цель: Формировать умение вступать в диалог, высказывать свои мысли и
предположения, слушать собеседника.
Ход игры: играют взрослый и ребенок (или дети). Взрослый начинает игру
словами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать ... (волшебником, волком,
89
маленьким). Как ты думаешь, почему?». Ребенок высказывает
предположение и завязывается беседа. В конце можно спросить, кем бы
хотел стать ребенок, но нельзя давать оценок его желанию и нельзя
настаивать на ответе, если он не хочет по каким-либо причинам признаться.
(На начальных этапах дети могут отказываться задавать вопросы или
вступать в игру. Тогда инициативу на себя должен взять взрослый.)
Примечание: Игра полезна для замкнутых и застенчивых, так как в игровой
форме учит ребенка не бояться общения, ставит в ситуацию необходимости
вступления в контакт. На начальных этапах дети могут отказываться задавать
вопросы или вступать в игру. Тогда инициативу на
себя должен взять взрослый.
«Магнит»
Цель: Формирование навыков сотрудничества, снижение застенчивости,
развитие умения чувствовать других, формировать внимание к сверстнику.
Ход игры: Дети стоят в кругу и держатся за руки. Пока звучит музыка, они
двигаются по кругу. Когда музыка останавливается, взрослый называет чьёнибудь имя (Юля). Тогда все дети, отпустив руки, бегут к Юле и встают
вокруг нее в тесный кружок, так как Юля – магнит. Затем игра
возобновляется. Магнитом должен побывать каждый ребенок.
4.
Щербакова, Е.И. Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре
учеб. пособие по спецкурсу для студентов пединститутов по спец.
2110 / Е.И. Щербакова. – М.: «Просвещение», 1984, - 80 с.
Утробина, В. Г. Возрастные и индивидуальные особенности отношения
дошкольников к сверстнику: автореферат /В.Г.Утробина. - М. - 1995.
.
Смирнова, Е.О. Психология ребенка: учебник для педагогических
вузов и училищ / Е.О.Смирнова. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 384с.
Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками: учеб. пособие
для студ. сред. пед. учеб. заведений. /Е.О. Смирнова. М.:
Издательский центр «Академия», 2000. – 160 с. URL:
http://pedlib.ru/Books/1/0290/1_0290-1.shtml
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коммуникативные игры,как средство развития коммуникативных навыков.
Развитие коммуникативных навывков детей....
Презентация: "Развитие коммуникативной компетентности через коммуникативные игры"
Развитие коммуникативной компетентности через коммуникативные игры....
«Коррекция коммуникативных способностей детей через социально-коммуникативные игры»
Практически каждый ребенок на определенном этапе развития ощущает некоторые затруднения в общении с окружающими. Конечно, ребенок и сам в состоянии развить способности в повседневной жизни, но взрослы...
Статья "Коммуникативные игры - одна из форм развития навыка общения в рамках формирования коммуникативной компетенции дошкольника."
Статья о роли коммуникативной игры и её влиянии на развитие дошкольников....
Коммуникативные игры для дошкольников на развитие коммуникативных умений
Картотека коммуникативных игрдля дошкольников на развитие коммуникативных умений...
«Коммуникативные игры – важнейшая составляющая социально-коммуникативного развития ребенка»
Консультация для родителей...
Коммуникативные игры для дошкольников с проблемами социально-коммуникативного развития
Дошкольники могут проявлять упрямство, неуравновешенность, агрессивность по отношению к сверстникам, другие, наоборот, склонны к неуверенности в себе, излишней застенчивости, подвержены различным стра...