отчет по самообразованию. Экология в ДС
материал (старшая группа)

Назаренко Анна Владимировна

отчет по самообразованию. Экология в ДС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie._otchet_20-21g.docx28.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад общеобразовательного вида №136»

Отчёт по самообразованию

за 2020-2021 учебный год

тема: «Экологическое воспитание детей в детском саду»

ФИО педагога: Назаренко Анны Владимировны

Специальность: Воспитатель

Образование: Высшее педагогическое (ВГПУ, 2015г., магистр педагогическое образование, биология);

Стаж педагогической работы: 3 года

Квалификационная категория: БК

Курсы повышения квалификации:

- «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО», 16 ч., с 09.06.2020 по 16.06.2020, АНО ДПО «Инновационный образовательный центр повышения квалификации и переподготовки «Мой университет»;

- «Обработка персональных данных в образовательных организациях», 17 ч., 07.12.2020, ООО «Центр инновационного образования и воспитания»;

- «Основы обеспечения информационной безопасности детей», 22 ч., 07.12.2020, ООО «Центр инновационного образования и воспитания»;

- «Формирование и развитие педагогической ИКТ-компетентности в соответствии с требованиями ФГОС и профессионального стандарта», 66 ч., 07.12.2020, ООО «Центр инновационного образования и воспитания»;

- «Основы здорового питания для дошкольников», 2020г, ФБУН «Новосибирский научно-исследовательский институт гигиены» Роспотребнадзора.

Дата начала работы над темой: 01.09.2020

Предполагаемая дата окончания работы: 31.08.2022

Тема: «Экологическое воспитание детей в детском саду»

Цель: Осознание подрастающим поколением себя частью природы.

Задачи:

- Повысить собственный уровень знаний путём изучения литературы, посещения метод. объединений, самообразования по выбранной тематике;

- Разработать перспективный план работы с детьми;

- Организовать работу кружка, создать рабочую учебную программу, разработать конспекты;

- Составить картотеку обучающих игр, прогулок, конспектов занятий и развлекательных мероприятий по выбранной теме для своей группы; 

- Оформить в группе центр «Природы и Экспериментирования»;

- Заниматься экологическим просвещением детей и их родителей;

- Подготовить консультацию для педагогов на тему «Экологическое воспитание в ДОУ»;

- Подготовить материал мастер-класса для педагогов по теме «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ» 

Актуальность: 

Богат и многообразен мир природы, но интенсивная хозяйственная деятельность человека непрерывно вносит в него изменения.  

В последнее время всё чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна, выпадают кислотные дожди - это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру. 

Начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней. Необходимо максимально использовать данный период времени, воспитывать у детей осознано правильное отношение к природе.  

Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое развитие, способствует улучшению логического мышления и речи.  

Из всего многообразия мира природы, наиболее доступны детям для непосредственного наблюдения растения и домашние животные. 

Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать детей не только смотреть, но и видеть. 

Экологическое образование дошкольников – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных норм в системе ценностных ориентаций.  

Методика формирования элементов экологической культуры у дошкольников должна учитывать психологические особенности детей данного возраста. 

Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям младшего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создадут условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала природа. 

 

Срок

Формы работы

Полученный результат

с детьми

с родителями

с педагогами

сентябрь-октябрь

1. Игровая деятельность;

2.Беседа с ИКТ презентации «Нам микробы не страшны, с чистотой мы все дружны»

3. Чтение Д. Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича»;

4.Изготовление лепбука «Птицы».

1.Анкетирование родителей по экологии;

2.Разработка плана – программы взаимодействия с семьями воспитанников;

3. Участие родителей в изготовлении поделок вместе с детьми из природного материала «Дары осени».

1.Изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;

2. Изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах, ознакомление с публикациями в печатных изданиях;

3. Разработка перспективного плана

4. Разработка конспекта открытого занятия.

Конкурс «Дары осени», 3 место

ноябрь

1.Беседа с ИКТ презентации на тему: «Здоровая пища»;

2.Заучивание: П. Воронько «Журавль».

1.Памятка: «В каких продуктах «живут» витамины»;

2.Памятка для родителей : «Покормите птиц зимой»

1.Изучение инновационных технологий по обучению детей экологическому воспитанию;

2. Изучения учебной, справочной и научно-методической литературы.

3. Проведение открытого занятия

декабрь

1.Беседа на тему: «Покормите птиц зимой»;

2. ООД «Профилактика простудных заболеваний»

3. Чтение Г. Серебрецкий «Берегите птиц»;

4.Игровая деятельность;

5. Зимняя выставка поделок: «Елочная игрушка».

1.Изготовление кормушек.  В рамках экологической акции «Покормите птиц зимой»;

2.Памятка: «Экологическое воспитание»;

3.Изготовление поделок с детьми «Елочная игрушка»;

4. Подготовка работ к участию в конкурсах «Рисуем новый год», «Зимнее волшебство», «Новогодняя открытка 2021»

1. Изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах, ознакомление с публикациями в печатных изданиях.

Конкурсы: «Елочная игрушка», 3 м.;

«Лучшее оформление группы к Новому году», 2 м.;

«Зимнее волшебство», Тупикин С., «Снегири», лауреат 1 ст.;

 «Зимнее волшебство», Тупикин С., «Рождественский венок», лауреат 2 ст.; «Рисуем новый год» в номинации «Новогодний пейзаж», Умпелева П., 3 м.; «Новогодняя открытка - 2021», уч.

января

1.Беседы с ИКТ презентаций на темы:

«Что такое заповедник»;

«Путешествие по заповедникам»;

2. Чтение Л. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия»

1.Разработка и проведение консультаций для родителей: «Птичья столовая»; «Родители – пример для детей в соблюдении экологической культуры»;

Памятка: «Мы против мусора»;

1.Составление картотеки дидактических игр по экологии для дошкольников;

2. Разработка памяток по ЗОЖ

февраль

1.Проведение народного праздника «Масленица»;

2. Беседа с ИКТ презентацией на тему: Вот какой я! (как устроено наше тело)»

3.Начало реализации проекта «Огород на подоконнике»

1. Разработка и проведение консультаций для родителей: «Экологическое воспитание»;

2.Совместная работа по созданию альбома; «Растения нашего края»

3.Памятка: «Берегите природу».

1. Изучение нового материала по экологии;

2.Изготовление экологического лэпбука

3. Разработка и изготовление книжки-малышки «Анатомия человека»

март

1.Беседы с ИКТ презентацией: «Путешествие за витаминами»;

2.Чтение В. Варанжин «Как ежик зиму перезимовал»

3. Проведение спектакля «Сказка про Паучка»

1.Разработка и проведение консультации для родителей: «Прогулки на природу – основа здоровья ребёнка».

2.Памятка: «День птиц»;

3. Участие в конкурсах «Экосумка», «Экорисунок»

1. Привлечение родителей к участию по изготовлению атрибутов и костюмов к праздникам и экологическим спектаклям;

2. Выпуск экологической стенгазеты на тему «Берегите природу».

апрель

1.Досуги, экологические, народные праздники и развлечения:

«День птиц»;

«Пасха»;

«День Земли»;

2.Завершение проекта «Огород на подоконнике» и начало проекта «Цветущий участок» и «Наш огород»

1.Привлечение родителей к участию в экологической акции «Цветущий участок»;

2. Памятка: «День Земли»

Всероссийский конкурс: «На взлёте», Третьяк Е., «Букет сирени», 1 место.

май

1.Работа над проектом: «Цветущий участок»;

2.Беседы с ИКТ презентацией: «Поможем природе»

3. ООД «Чистота и здоровье нашей кожи»

4. Начало работы над созданием экологической тропы в ДОУ

1. Разработка и проведение консультации для родителей: «Чистая планета Земля»;

2. Совместная работа по созданию альбома; «Берегите природу»; «Дикие животные России»

1.Мониторинг на конец учебного года, вывод по диагностики;

2. Родительское собрание: «Наши успехи!»

Конкурс:

«Огород на подоконнике»

июнь

1 Наблюдения за объектами живой природы;

2. Опыты и эксперименты

1. Подведение итогов работы по плану саморазвития;

2. Разработка плана по самообразованию на следующий год.

 Практические выходы:

  1. Открытый просмотр организованной образовательной деятельности. Тема: «Птицы родного края»;
  2. Проведение мастер-класса для педагогов. Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ» 
  3. Оформление папки-передвижки. Тема: «Экологическое воспитание в ДОУ»
  4. Выставка работ. Тема: «Дары осени», «Ёлочная игрушка», Экорисунок.
  5. Оформление сборника консультаций для родителей. Тема: «Экологическое воспитание»
  6. Проект. Тема: «Круговорот воды в природе»
  7. Выводы: В результате работы над темой самообразования выявлено, что все дети увлечены выбранной темой, все дети активно принимают участие в подготовке и реализации задуманных проектов, конкурсах, а так же проведении ООД и бесед.

В нашем ДОУ пока недостаточно хорошо развита РППС по направлению экологического воспитания. Мало объектов для наблюдений на участках ДОУ. Мы хотим предложить создать в нашем саду экологическую тропу, где дети всех возрастов смогут наблюдать за объектами живой природы и тем самым становиться на ступень ближе к заветной цели – воспитать экологически грамотное поколение, которое сможет сохранить живую природу и помочь нашей планете жить.

Для реализации проекта «Экологическая тропа в ДОУ» у нас в саду уже имеются клумбы, огород, аптекарский огород. Мы предлагаем сделать дорожку здоровья, альпинарий, метеостанцию, водоём, высадить кустарники и деревья для наблюдений. Для реализации задуманного нам необходима помощь всех Вас - администрации и воспитателей, детей и родителей. Мы надеемся на дальнейшее сотрудничество и верим, что у нас будет самый лучший и самый продвинутый сад.

Литература:

1. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа формирования начал экологической культуры у детей 2-7 лет в ДОУ.

2. О. Ф. Горбатенко. «Система экологического воспитания в ДОУ»2- издание 2008г. «Учитель» Волгоград.

3. Н. П. Ильчук, В. В. Гербова, Л. Н. Елисеева, Н. П. Бабурова «Хрестоматия для дошкольников 5-7 лет» Москва. Издательство АСТ 1997г.

старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Москва. Издательство «Мозаика-синтез» 2005г.

4. Л. Г. Селихова. «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» - интегрированные занятия для работы с детьми

старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Москва. Издательство «Мозаика-синтез» 2005г.

5. Т. И. Попова. «Мир вокруг нас» Москва. Издательство «Линка-пресс».1998г.

6. Л. С. Журавлева. «Солнечная тропинка» Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. Москва. Издательство «Мозаика-

синтез» 2006г.

7. С. А. Козлова. «Я человек» Программа социального развития ребенка. Москва. «Школьная Пресса» 2004г

8. Т. И. Гризик. «Ребенок познает мир» Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2003г.

9. Л. Я. Гельперштейн. «Моя первая энциклопедия» Москва. РОСМЭН. 2013г.

10. Н. А. Рыжова «Не просто сказки» Экологические рассказы, сказки и праздники. Москва. «Линка-пресс» 2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование по самообразованию + Отчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"

Планирование по самообразованиюОтчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"...

Отчет по самообразованию по теме Экология

Отчет по самообразованию в средней группе...

Отчет по самообразованию «Экология в проектной деятельности с дошкольниками с ОВЗ»

Дошкольный период самое благодатное время, когда через эмоциональную сферу можно формировать познавательный интерес к природе и желание общаться с ней....