Статья на тему :"Развитие логического мышления старших дошкольников».
статья (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Статья на тему:
«Развитие логического мышления старших дошкольников».
Осипова Мария Анатольевна
воспитатель ГБДОУ №2 Петродворцового района Санкт-Петербурга
Существенных показателей интеллектуального развития ребенка и его соответствия возрасту, является логическое мышление. Оно развивается поэтапно, начиная от простого к сложному. В старшем дошкольном возрасте – последнем из периодов дошкольного детства – психика ребенка подвержена изменениям, проявляющимся в произвольности психических процессов – внимании, восприятии, памяти. В этот период активно развивается логическое мышление.
Развитие логического мышления зависит от объема знаний, полученных ребенком. Но запас знаний в условиях современного прогресса кончается очень быстро, а не сформированность умения продуктивно мыслить очень быстро приводит к появлению проблем в обучении. Поэтому в старшем дошкольном возрасте необходимо заниматься развитием логического мышления ребенка.
Основным видом деятельности в дошкольном возрасте у ребенка выступает игра. Однако, несмотря на это, логика играет для дошкольников далеко не последнюю роль. Воображение в этот период развито еще недостаточно хорошо и для того, чтобы обучение шло легче и эффективнее, в процессе занятий необходимо использовать максимум наглядного материала: игрушек, картинок, пазлов, счетных палочек и т.д. Яркий дидактический материал превратит любое занятие в увлекательную игру, в которой ребенок с удовольствием будет принимать участие.
По мере взросления ребенка, он все меньше будет нуждаться в демонстрационном материале. А решение все большего количества задач будет происходить в уме, при помощи подключения уже словесно-логического мышления.
Старший дошкольный период отмечается интенсивным развитием многих процессов психики. В частности, уже к четырем годам у детей начинает проявляться словесно - логическое мышление, позволяющее не только решать определенные задания, но и достаточно четко аргументировать свою позицию.
Ребенок уже не так нуждается в наглядности благодаря довольно хорошо развитому воображению и увеличению объема памяти. И хотя на занятиях все еще желательно использовать всевозможный дидактический материал, уже в 4 года можно предлагать ребенку решать некоторые задачи в уме.
Если в процессе выполнения заданий у дошкольников будут возникать какие - либо трудности, обязательно следует поговорить с ними об этом. И вместе решить возникшие проблемы.
В целом, мышление дошкольников проходит три базовых этапа в своем развитии:
− наглядно - действенное мышление позволяет решать возникающие перед ребенком задачи путем манипулирования предметами, находящимися вокруг него;
− наглядно - образное мышление начинает развиваться в дошкольном периоде. Оно уже позволяет ребенку решать некоторые задачи в уме при помощи имеющихся в его памяти образов;
− словесно - логическое мышление дает возможность ребенку размышлять при помощи не самих предметов, а их словесных обозначений.
Мыслительные процессы, в частности, логика, дошкольников развиваются достаточно интенсивными темпами и к моменту поступления в школу находятся уже на неплохом уровне, что позволяет им максимально эффективно усваивать школьную программу.
Для детского восприятия в старшем дошкольном возрасте доступны определенные логические операции. Анализ − логический прием, метод исследования, разложения предмета на составные части, каждая из которых затем отдельно исследуется для того, чтобы выделенные элементы соединить с помощью синтеза в целое, обогащенное новыми знаниями. Анализ предполагает выделение свойств объекта, или выделение объекта из группы, или выделение группы объектов по конкретным свойствам.Синтез − логический прием, предусматривающий соединение в целое отдельных частей, свойств на основании обогащения знаний в процессе анализа. Задания на формирование умения вычленять элементы (признаки) объекта, а также их объединение в целое можно предлагать и более младшим детям.
В работе также можно использовать раздаточный материал (индивидуальный или демонстрационный) с различными заданиями на выполнение анализа и синтеза.
Отметим, то чаще всего задание включает в себя и анализ, и синтез.
Деятельность, активно формирующая синтез в дошкольном детстве − это конструирование. Задачи по конструированию имеют разный уровень сложности, поэтому следует начинать с самых простых задач типа «делай так же как я».
Творческие задания: задания даются без образца, ребенок работает по представлению, но должен придерживаться заданных параметров (сделай высокий дом или сделай гараж именно для этой машины).
Сериация − построение упорядоченных рядов по степени интенсивности определенного признака (размер, цвет, количество элементов и т.д.) или в определенной последовательности. Классический пример сериации − матрешки, розовая башня Марии Монтессори.
К концу дошкольного возраста ребенок может овладеть такими умениями, которые необходимы для осуществления сериации:
− находить закономерность расположения объектов в ряду по одному признаку;
− упорядочивать объекты, размещенные в ряд, по принципу случайности;
− находить закономерность в расположении объектов, упорядоченных по двум или более признакам.
Сравнение − логический прием умственных действий, который заключается в выявлении сходства и различий между признаками объектов (предметов, явлений, групп предметов).
Классификация − это логический прием умственных действий, который предполагает разделение множества объектов на группы, классы по каким - то признакам, которые выступают основой для классификации.
Можно выполнять классификацию по заданному свойству или предлагать задачи с самостоятельным поиском детьми основы для классификации (для старших дошкольников). Например, на столе разложены картинки с такими изображениями: зайчик белый без морковки, белый зайчик с морковкой, серый зайчик с морковкой и серый зайчик без морковки.
Предлагая задания классифицировать по заданному свойству, взрослый попросит ребенка распределить зайчиков на две группы по цвету. Цвет в данном случае выступает основой для классификации. Эти же картинки можно будет распределить и по другой основе для классификации - наличие или отсутствие у зайчиков морковки.
Обобщение − характеристика познавательных процессов, что заключается в выявлении и фиксации относительно устойчивых свойств объектов. Это процесс умственного объединения в одну группу предметов и явлений по их основным признакам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме:"Развитие логического мышления старших дошкольников".
Примерные задания для успешного развития логического мышления старших дошкольников....
ОПЫТ РАБОТЫ по теме РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ
Данный материал полезен для воспитателей дошкольных учреждений....
ОПЫТ РАБОТЫ по теме РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ
Данный материал полезен для воспитателей дошкольных учреждений....
Мастер-класс по теме: «Развитие логического мышления старших дошкольников через использование дидактических игр»
Цель мастер-класса: повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта работы педагога – мастера с дошкольниками по развитию логическо...
Выступление на семинаре для педагогических работников ДОО БГО с темой: «Развитие логического мышления старших дошкольников с помощью элементов инновационных технологий обучения»
Цель: знакомство с опытом работы по развитию логического мышления старших дошкольников, используя инновационные технологии обучения. Способствовать повышению интереса педагогов к п...
Статья на тему: «Дидактическая игра в развитии логического мышления старших дошкольников».
Пояснительная записка.Игра - форма деятельности дошкольников, в которой осознается окружающий мир, открывающая простор для личной активности и творчества.Игра - активнейшая форма человеческой де...
Консультация для педагогов ДОУ на тему : "Развитие логического мышления старших дошкольников"
Развивать логическое мышление старшего дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников – особая область позна...