РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ НА УЛИЦЕ И ДОМА С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
статья (младшая группа)

Медведева Светлана Витальевна
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ НА УЛИЦЕ И ДОМА С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА. Игры с водой Игры на природе Игры в доме Игры за столом Игры с красками Игры с карандашами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchie_igry.docx18.37 КБ

Предварительный просмотр:

статья

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ НА УЛИЦЕ И ДОМА С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

      С каждым днем малыш становится взрослее... Иногда это стремительное движение вперед ставит вас в тупик, потому что найти полезное занятие для такого умницы становится все сложнее. Предлагаем вам на этот случай игровые упражнения. Благодаря им вы сможете, совмещая приятное с полезным, научить ребенка очень важным вещам.

Уже давно известно, что основным и естественным видом деятельности маленького ребенка является игра. И если родители хотят увидеть в своём малыше здорового, жизнерадостного и в то же время умного ребенка, умеющего мыслить, думать, правильно говорить, находить взаимопонимание со сверстниками, то начинать его развитие нужно именно с игры.

Мы предлагаем примерный план-рекомендации по проведению игровых действий и заданий с малышами на улице и дома. На основе его вы сможете сами придумывать свои игры.

 

Игры с водой

•        Познакомьте малыша с водной средой:

o        налейте в лейку воды. Полейте ручки ребенку, говорите при этом: «Водичка льется»;

o        налейте в тазик воды, пусть малыш наблюдает, как вы это делаете, и поможет вам наливать воду из леечки.

•        Обратите внимание на то, какая вода лёгкая, как в ней хорошо находиться.

•        Рядом с тазиком положите игрушки: лодочку, мячик, уточку. Попросите ребенка взять уточку и положить в воду. Дайте возможность ребенку поиграть с уточкой в воде (покажите ребенку, как уточка плавает, ныряет).

•        Положите в воду куклу. Купайте ее вместе с малышом. Посадите в воду малыша, дайте ему маленькую леечку. Вместе с ним полейте из леечки на куклу.

•        Дайте ребенку лодочку и скажите: «Лодочка плывет», пусть ребенок самостоятельно играет с лодочкой в воде.

•        Чтобы вернуть любовь к купанию, можно воспользоваться весёлым стихотворением. Проговаривая его строчки, показывайте все названные вами предметы.

 

Льётся в ванночку вода.

Эй, игрушки, все сюда!

Утки, зайчики и кошки,

Я помою вас немножко!

Я пример вам всем подам

И теперь помоюсь сам.

Весело и ловко

Мою я головку!

Лапочки и уши

Обольём из душа.

Ну-ка, не лениться!

Кто не хочет мыться?

Мылю я мочалку —

Мыла мне не жалко!

Посмотри-ка! Посмотри!

Ах, какие пузыри!

А теперь ополоснусь,

В полотенце завернусь.

Вот какой я чистый,

Розовый, душистый

 

Советы: Если ребенок боится воды, поиграйте вместе с ним с водой и игрушками. Старайтесь приобщать ребенка к водной среде ежедневно.

 

Игры на природе

Во время прогулки надо непременно рассказывать ребенку обо всем, что встречается на пути, что известно из собственного опыта. Очень важно делать это с готовностью и любовью, вкладывая в интонацию восхищение даже неприметными деталями.

•        Познакомьте малыша с разными природными объектами в парке, в лесу. Подводите его к деревьям, цветам. Дайте возможность самому ребенку выбирать объект для наблюдения.

•        На собственном примере покажите, как нужно с ними бережно обращаться:

o        погладьте ручкой ребенка растение и скажите: «Красивый цветок, нежный, маленький»;

o        предложите ребенку несколько листиков деревьев, берите их аккуратно, чтобы не поломать.

•        Проводите развивающие занятия по общению с природой:

o        возьмите на руки малыша, поднимите к дереву и дайте возможность рассмотреть, как растут листики на деревьях;

o        когда придете домой, вместе с ребенком поставьте листья и веточки в вазочку, а другой материал сложите в коробочку. Используйте данный материал в играх с ребенком.

•        Больше времени по возможности проводите на природе.

 

Маме можно заранее подобрать и выучить коротенькие стихотворения о полевых цветах, птицах, насекомых, временах года, солнышке, дождике, ветре, например:

 

"Божья коровка, полети на небо...",

"Солнышко-ведрышко, выгляни в окошко...",

"Дождик, дождик, посильней, чтобы было веселей..."

 

Или присказка о бабочке:

Бабочка-коробочка,

Полети на облачко,

Там твои детки —

На березовой ветке.

О грибе:

Боровик, боровик,

Красная головка,

Покажись, боровик,

Дам тебе морковку

 

Лучше гулять в разных местах: сегодня в парке, захватив с собой булочку для голубей, а завтра отправиться к ближайшему пруду, роднику, речушке.

Советы: Чаще выводите ребенка на прогулки, где есть много природных объектов. Давайте возможность ему самому выбрать объект наблюдения. Не выбрасывайте то, что собрал ребёнок.

Игры в доме

•        Обращайте внимание малыша на предметы и вещи в доме:

o        возьмите малыша за ручку и подведите к шкафу, где сложена его одежда. Скажите: «Это шкаф»;

o        дайте возможность ребенку потрогать шкаф ручками, открывать и закрывать дверки.

•        Выполняйте несложные упражнения с предметами по типу «Возвращение используемых предметов на свои места»; приобщайте ребенка оказывать любую посильную помощь взрослому:

o        достаньте предмет из шкафа. Назовите ребенку предмет, например: «Это платье». Положите на место. Скажите ребенку: «Возьми платье». А затем аккуратно помогите малышу положить его на место. Скажите: «Положи платье»;

o        подойдите с малышом к книжной полке. Скажите: «Дай мне книжечку». Посмотрите вместе с малышом книжечку. Медленно, аккуратно ручкой ребенка листайте страницы в книге, чтобы ребенок смог рассмотреть картинки. Скажите ребенку: «Положи книжечку на полку». Покажите ребенку, как аккуратно можно это сделать.

•        Поощряйте любые самостоятельные действия малыша. Помогайте малышу:

o        предложите малышу самостоятельно пройти к шкафу, где лежит его одежда. Скажите: «Иди к шкафчику», «Дай мне платье»;

o        если ребенок будет неаккуратно брать и класть предметы, помогите ему.

 

Советы: не ругайте малыша, если у него не всегда, получается, аккуратно положить какой-либо из предметов на место, а исправьте его ошибку вместе с ним. На собственном примере обучайте ребенка бережному отношению к окружающим его предметам.

 

Игры за столом

•        Ребенка уже с ранних лет необходимо приобщать к поведению за общим столом:

o        посадите ребенка за стол. Сядьте рядом и скажите: «Покушаем».

•        На собственном примере показывайте, как нужно пользоваться столовыми принадлежностями:

o        возьмите ложечку, называя при этом предмет. Покажите ребенку, как нужно кушать из тарелки;

o        возьмите рукой ребенка ложечку и поднесите ко рту ребенка. Скажите: «Вкусная каша»;

o        дайте ребенку самому попробовать подержать ложечку и выполнить действия с едой. Если у ребенка не получается есть ложкой, помогите ему, направляйте его действия;

o        когда малыш поест, дайте ему салфетку. Покажите, как ей пользоваться на собственном примере и скажите: «Вытираем ротик»;

o        после еды скажите малышу: «дай тарелочку», «дай ложечку». Покажите ребенку, как будете мыть посуду.

•        Поощряйте самостоятельные действия ребенка. Помогайте малышу:

o        дайте ребенку игрушечную посуду, маленький тазик с водой и понаблюдайте за его действиями. В случае неправильного обращения с предметами, поиграйте вместе с малышом.

 

Советы: Садитесь за стол вместе с ребенком. Не торопите малыша. Не старайтесь всегда сами кормить ребенка из ложечки.

 

Игры с красками

•        Налейте вместе с ребенком воду в прозрачную банку (не стеклянную). Скажите: «Водичка в баночке», «Покажи, где водичка».

•        Посадите малыша за стол. Сами сядьте рядом.

•        Возьмите кисточку (мягкую №5-6, белка). Проведите по ладошке ребенка. Скажите: «мягкая, пушистая». Дайте ребенку кисточку, понаблюдайте за его действиями.

•        Окуните кисточку в воду и помешайте ею воду. То же проделайте вместе с ребенком.

•        Развивайте у малыша восприятие цвета:

o        поставьте на стол баночку с краской, рукой ребенка окуните кисточку в краску, затем поместите окрашенную кисточку в воду и помешайте. Скажите: «Красивая водичка», «Красная водичка» (в зависимости от цвета). Покажите малышу цветную воду, подняв баночку на уровень глаз ребенка.

o        Поставьте перед ребенком 2-3 баночки с краской. Пусть ребенок попробует проделать упражнения самостоятельно.

o        Называйте цвета, в которые ребенок окрашивает воду: «Синяя водичка» и т.д.

•        Поощряйте самостоятельные действия ребенка. Помогайте малышу:

o        расстелите рулон старых обоев, посадите малыша на пол. Возьмите мисочку, разведите в ней краски. Обмакните ручку малыша и оставьте отпечаток на бумаге. Размазывайте краску по бумаге одним или двумя пальчиками, всей ладошкой, шлепайте ладошками, оставляя следы. Веселитесь, наслаждайтесь игрой с красками. Разделите с ребенком его восторг от игры! Рядом с вами пусть будут влажные салфетки или тряпочки, которыми можно будет вытереть ручки.

 

Советы: Не давайте ребенку краски сразу многих цветов. Поправляйте кисточку в руке малыша. Не ругайте малыша, если он испачкает одежду или стол.

 

Игры с карандашами

•        Помогайте правильно использовать предметы по изодеятельности:

o        дайте ребенку карандаш (цветной мягкий). Скажите: «На карандаш». Понаблюдайте за действием ребенка;

o        возьмите себе карандаш (другого цвета). Проведите по листу бумаги. Скажите: «Карандаш рисует». Дайте ребенку лист бумаги. Понаблюдайте за действием.

•        Хвалите за любое создание творческой работы, даже если она находится на элементарном уровне:

o        рукой ребенка проведите карандашом по листу бумаги дорожку, кружочек. Скажите: «Карандаш нарисовал дорожку», «Нарисовал кружок». Покажите на кружок и на дорожку.

•        Поощряйте самостоятельные действия ребенка:

o        положите на середину листа несколько цветных карандашей (не более 4-х цветов). Пусть ребенок самостоятельно выбирает цвета по желанию;

o        называйте выбранный ребенком цвет. Направляйте действия в случае необходимости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация коррекционно-развивающей работы по формированию двигательных навыков с детьми раннего возраста с ЗПР в условиях «Дома ребенка»

Одним из основных условий хорошего физического развития ребенка раннего возраста с ЗПР является своевременное и всестороннее развитие его движений. Растить детей здоровыми и сильными – задача каждого ...

Организация коррекционно-развивающей работы по формированию двигательных навыков с детьми раннего возраста с ЗПР в условиях «Дома ребенка»

Детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь....

Конспект (открытой образовательной деятельности) тема «Колобок в гостях у ребят» Направление: формирование математических представлений с использованием развивающих игр VAY TOY в работе с детьми раннего возраста

Развивающая подвижная игра VAY TOY  имеет огромный  образовательный потенциал, развивает внимание, логику, память, речь, воображение и сенсорные процессы....

Консультация для родителей: «Важные моменты организации лепки дома с детьми раннего возраста»

Во всех возрастных подпериодах раннего детства лепка ребенка вводится в игровой сюжет. Нужно не просто попросить ребенка слепить грибок – а слепить его для ежика, который свой грибок в лесу...

Коррекционно – развивающая программа учителя-дефектолога для работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития

Актуальной проблемой педагогики на сегодняшний день является постоянный рост числа детей с нарушениями в речевом развитии, и важным является как можно более раннее начало работы с детьми по коррекции ...

Статья: «Использование развивающих игр в различных видах деятельности с детьми раннего возраста»

Как говорил А. Макаренко «У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворить. Надо не только дать ему время поиграть, но и пропитать этой игрой всю его жизнь».  Предметно-игровая ...

Развивающие игры для развития мелкой моторики рук детей раннего возраста.

В этом материале представлены развивающие игры для развития  мелкой моторики рук детей  раннего возраста, которые можно использовать в работе с детьми.Именно с помощью тактильно – двиг...