РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ НА УЛИЦЕ И ДОМА С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
статья (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchie_igry.docx | 18.37 КБ |
Предварительный просмотр:
статья
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ НА УЛИЦЕ И ДОМА С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
С каждым днем малыш становится взрослее... Иногда это стремительное движение вперед ставит вас в тупик, потому что найти полезное занятие для такого умницы становится все сложнее. Предлагаем вам на этот случай игровые упражнения. Благодаря им вы сможете, совмещая приятное с полезным, научить ребенка очень важным вещам.
Уже давно известно, что основным и естественным видом деятельности маленького ребенка является игра. И если родители хотят увидеть в своём малыше здорового, жизнерадостного и в то же время умного ребенка, умеющего мыслить, думать, правильно говорить, находить взаимопонимание со сверстниками, то начинать его развитие нужно именно с игры.
Мы предлагаем примерный план-рекомендации по проведению игровых действий и заданий с малышами на улице и дома. На основе его вы сможете сами придумывать свои игры.
Игры с водой
• Познакомьте малыша с водной средой:
o налейте в лейку воды. Полейте ручки ребенку, говорите при этом: «Водичка льется»;
o налейте в тазик воды, пусть малыш наблюдает, как вы это делаете, и поможет вам наливать воду из леечки.
• Обратите внимание на то, какая вода лёгкая, как в ней хорошо находиться.
• Рядом с тазиком положите игрушки: лодочку, мячик, уточку. Попросите ребенка взять уточку и положить в воду. Дайте возможность ребенку поиграть с уточкой в воде (покажите ребенку, как уточка плавает, ныряет).
• Положите в воду куклу. Купайте ее вместе с малышом. Посадите в воду малыша, дайте ему маленькую леечку. Вместе с ним полейте из леечки на куклу.
• Дайте ребенку лодочку и скажите: «Лодочка плывет», пусть ребенок самостоятельно играет с лодочкой в воде.
• Чтобы вернуть любовь к купанию, можно воспользоваться весёлым стихотворением. Проговаривая его строчки, показывайте все названные вами предметы.
Льётся в ванночку вода.
Эй, игрушки, все сюда!
Утки, зайчики и кошки,
Я помою вас немножко!
Я пример вам всем подам
И теперь помоюсь сам.
Весело и ловко
Мою я головку!
Лапочки и уши
Обольём из душа.
Ну-ка, не лениться!
Кто не хочет мыться?
Мылю я мочалку —
Мыла мне не жалко!
Посмотри-ка! Посмотри!
Ах, какие пузыри!
А теперь ополоснусь,
В полотенце завернусь.
Вот какой я чистый,
Розовый, душистый
Советы: Если ребенок боится воды, поиграйте вместе с ним с водой и игрушками. Старайтесь приобщать ребенка к водной среде ежедневно.
Игры на природе
Во время прогулки надо непременно рассказывать ребенку обо всем, что встречается на пути, что известно из собственного опыта. Очень важно делать это с готовностью и любовью, вкладывая в интонацию восхищение даже неприметными деталями.
• Познакомьте малыша с разными природными объектами в парке, в лесу. Подводите его к деревьям, цветам. Дайте возможность самому ребенку выбирать объект для наблюдения.
• На собственном примере покажите, как нужно с ними бережно обращаться:
o погладьте ручкой ребенка растение и скажите: «Красивый цветок, нежный, маленький»;
o предложите ребенку несколько листиков деревьев, берите их аккуратно, чтобы не поломать.
• Проводите развивающие занятия по общению с природой:
o возьмите на руки малыша, поднимите к дереву и дайте возможность рассмотреть, как растут листики на деревьях;
o когда придете домой, вместе с ребенком поставьте листья и веточки в вазочку, а другой материал сложите в коробочку. Используйте данный материал в играх с ребенком.
• Больше времени по возможности проводите на природе.
Маме можно заранее подобрать и выучить коротенькие стихотворения о полевых цветах, птицах, насекомых, временах года, солнышке, дождике, ветре, например:
"Божья коровка, полети на небо...",
"Солнышко-ведрышко, выгляни в окошко...",
"Дождик, дождик, посильней, чтобы было веселей..."
Или присказка о бабочке:
Бабочка-коробочка,
Полети на облачко,
Там твои детки —
На березовой ветке.
О грибе:
Боровик, боровик,
Красная головка,
Покажись, боровик,
Дам тебе морковку
Лучше гулять в разных местах: сегодня в парке, захватив с собой булочку для голубей, а завтра отправиться к ближайшему пруду, роднику, речушке.
Советы: Чаще выводите ребенка на прогулки, где есть много природных объектов. Давайте возможность ему самому выбрать объект наблюдения. Не выбрасывайте то, что собрал ребёнок.
Игры в доме
• Обращайте внимание малыша на предметы и вещи в доме:
o возьмите малыша за ручку и подведите к шкафу, где сложена его одежда. Скажите: «Это шкаф»;
o дайте возможность ребенку потрогать шкаф ручками, открывать и закрывать дверки.
• Выполняйте несложные упражнения с предметами по типу «Возвращение используемых предметов на свои места»; приобщайте ребенка оказывать любую посильную помощь взрослому:
o достаньте предмет из шкафа. Назовите ребенку предмет, например: «Это платье». Положите на место. Скажите ребенку: «Возьми платье». А затем аккуратно помогите малышу положить его на место. Скажите: «Положи платье»;
o подойдите с малышом к книжной полке. Скажите: «Дай мне книжечку». Посмотрите вместе с малышом книжечку. Медленно, аккуратно ручкой ребенка листайте страницы в книге, чтобы ребенок смог рассмотреть картинки. Скажите ребенку: «Положи книжечку на полку». Покажите ребенку, как аккуратно можно это сделать.
• Поощряйте любые самостоятельные действия малыша. Помогайте малышу:
o предложите малышу самостоятельно пройти к шкафу, где лежит его одежда. Скажите: «Иди к шкафчику», «Дай мне платье»;
o если ребенок будет неаккуратно брать и класть предметы, помогите ему.
Советы: не ругайте малыша, если у него не всегда, получается, аккуратно положить какой-либо из предметов на место, а исправьте его ошибку вместе с ним. На собственном примере обучайте ребенка бережному отношению к окружающим его предметам.
Игры за столом
• Ребенка уже с ранних лет необходимо приобщать к поведению за общим столом:
o посадите ребенка за стол. Сядьте рядом и скажите: «Покушаем».
• На собственном примере показывайте, как нужно пользоваться столовыми принадлежностями:
o возьмите ложечку, называя при этом предмет. Покажите ребенку, как нужно кушать из тарелки;
o возьмите рукой ребенка ложечку и поднесите ко рту ребенка. Скажите: «Вкусная каша»;
o дайте ребенку самому попробовать подержать ложечку и выполнить действия с едой. Если у ребенка не получается есть ложкой, помогите ему, направляйте его действия;
o когда малыш поест, дайте ему салфетку. Покажите, как ей пользоваться на собственном примере и скажите: «Вытираем ротик»;
o после еды скажите малышу: «дай тарелочку», «дай ложечку». Покажите ребенку, как будете мыть посуду.
• Поощряйте самостоятельные действия ребенка. Помогайте малышу:
o дайте ребенку игрушечную посуду, маленький тазик с водой и понаблюдайте за его действиями. В случае неправильного обращения с предметами, поиграйте вместе с малышом.
Советы: Садитесь за стол вместе с ребенком. Не торопите малыша. Не старайтесь всегда сами кормить ребенка из ложечки.
Игры с красками
• Налейте вместе с ребенком воду в прозрачную банку (не стеклянную). Скажите: «Водичка в баночке», «Покажи, где водичка».
• Посадите малыша за стол. Сами сядьте рядом.
• Возьмите кисточку (мягкую №5-6, белка). Проведите по ладошке ребенка. Скажите: «мягкая, пушистая». Дайте ребенку кисточку, понаблюдайте за его действиями.
• Окуните кисточку в воду и помешайте ею воду. То же проделайте вместе с ребенком.
• Развивайте у малыша восприятие цвета:
o поставьте на стол баночку с краской, рукой ребенка окуните кисточку в краску, затем поместите окрашенную кисточку в воду и помешайте. Скажите: «Красивая водичка», «Красная водичка» (в зависимости от цвета). Покажите малышу цветную воду, подняв баночку на уровень глаз ребенка.
o Поставьте перед ребенком 2-3 баночки с краской. Пусть ребенок попробует проделать упражнения самостоятельно.
o Называйте цвета, в которые ребенок окрашивает воду: «Синяя водичка» и т.д.
• Поощряйте самостоятельные действия ребенка. Помогайте малышу:
o расстелите рулон старых обоев, посадите малыша на пол. Возьмите мисочку, разведите в ней краски. Обмакните ручку малыша и оставьте отпечаток на бумаге. Размазывайте краску по бумаге одним или двумя пальчиками, всей ладошкой, шлепайте ладошками, оставляя следы. Веселитесь, наслаждайтесь игрой с красками. Разделите с ребенком его восторг от игры! Рядом с вами пусть будут влажные салфетки или тряпочки, которыми можно будет вытереть ручки.
Советы: Не давайте ребенку краски сразу многих цветов. Поправляйте кисточку в руке малыша. Не ругайте малыша, если он испачкает одежду или стол.
Игры с карандашами
• Помогайте правильно использовать предметы по изодеятельности:
o дайте ребенку карандаш (цветной мягкий). Скажите: «На карандаш». Понаблюдайте за действием ребенка;
o возьмите себе карандаш (другого цвета). Проведите по листу бумаги. Скажите: «Карандаш рисует». Дайте ребенку лист бумаги. Понаблюдайте за действием.
• Хвалите за любое создание творческой работы, даже если она находится на элементарном уровне:
o рукой ребенка проведите карандашом по листу бумаги дорожку, кружочек. Скажите: «Карандаш нарисовал дорожку», «Нарисовал кружок». Покажите на кружок и на дорожку.
• Поощряйте самостоятельные действия ребенка:
o положите на середину листа несколько цветных карандашей (не более 4-х цветов). Пусть ребенок самостоятельно выбирает цвета по желанию;
o называйте выбранный ребенком цвет. Направляйте действия в случае необходимости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация коррекционно-развивающей работы по формированию двигательных навыков с детьми раннего возраста с ЗПР в условиях «Дома ребенка»
Одним из основных условий хорошего физического развития ребенка раннего возраста с ЗПР является своевременное и всестороннее развитие его движений. Растить детей здоровыми и сильными – задача каждого ...
Организация коррекционно-развивающей работы по формированию двигательных навыков с детьми раннего возраста с ЗПР в условиях «Дома ребенка»
Детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь....
Конспект (открытой образовательной деятельности) тема «Колобок в гостях у ребят» Направление: формирование математических представлений с использованием развивающих игр VAY TOY в работе с детьми раннего возраста
Развивающая подвижная игра VAY TOY имеет огромный образовательный потенциал, развивает внимание, логику, память, речь, воображение и сенсорные процессы....
Консультация для родителей: «Важные моменты организации лепки дома с детьми раннего возраста»
Во всех возрастных подпериодах раннего детства лепка ребенка вводится в игровой сюжет. Нужно не просто попросить ребенка слепить грибок – а слепить его для ежика, который свой грибок в лесу...
Коррекционно – развивающая программа учителя-дефектолога для работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития
Актуальной проблемой педагогики на сегодняшний день является постоянный рост числа детей с нарушениями в речевом развитии, и важным является как можно более раннее начало работы с детьми по коррекции ...
Статья: «Использование развивающих игр в различных видах деятельности с детьми раннего возраста»
Как говорил А. Макаренко «У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворить. Надо не только дать ему время поиграть, но и пропитать этой игрой всю его жизнь». Предметно-игровая ...
Развивающие игры для развития мелкой моторики рук детей раннего возраста.
В этом материале представлены развивающие игры для развития мелкой моторики рук детей раннего возраста, которые можно использовать в работе с детьми.Именно с помощью тактильно – двиг...