Картотека экспериментов
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)
Тематическое планирования познавательно- исследовательской деятельности в подготовительной группе №8
в соответствии с КТП ООП и АООП МАДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_opytov_gr.8_2.docx | 73.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирования познавательно- исследовательской деятельности в подготовительной группе №8
в соответствии с КТП ООП и АООП МАДОУ.
Цель: Формировать у ребёнка исследовательские навыки и способность самостоятельного поиска информации.
Задачи: Расширять представления об объектах окружающего мира. Создавать условия для самостоятельного установления связей и отношений между системами объектов и явлений с применением различных средств. Обучать самостоятельному планированию этапов исследовательской деятельности. Совершенствовать умение определять способ получения необходимой информации в соответствии с условиями и целями деятельности. Развивать умение самостоятельно действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом. Обогащать активный словарный запаса специальными терминами. Развивать аналитический тип мышления: совершенствовать навыки сравнительного анализа, обобщения, классификации, подведения итогов продуктивной деятельности. Поощрять инициативность и самостоятельность в работе, создавать положительную мотивацию к экспериментированию. Создавать дружескую атмосферу и сплочённость детского коллектива, развивать умения работать в команде.
Месяц | Неделя | Тема периода | Тема по ознакомлению с окружающим миром | Тема познавательно- исследовательской деятельности | Цель | Краткое содержание | Материал и оборудование |
Сентябрь | 1 | Детский сад | Экскурсия по детскому саду – музеи. | «Чем можно измерять длину?» | Расширить представления детей о мерах длины | 1.Вводная часть. Профессор Чудаков дал Фиксикам задание, измерить высоту стула. Чем мы можем измерить стул? (Тапочкой, карандашом, носовым платком, линейкой, сантиметром) 2.Основная часть. Приступайте к измерению, но не забывайте записывать результаты. Дети производят измерения. Какая получилась высота стула? Результаты измерения карандашом одинаковые у всех, а тапочкой и носовым платком разные. Почему? У всех разная длина ноги, разные платки. Какие приборы для измерения длины вы знаете? (Линейка, сантиметровая лента.) А теперь измерьте с помощью линейки, сантиметровой ленты стульчик. Дети производят измерения. Почему теперь получились у всех одинаковые результаты? Вывод. Рефлексия. Чем вы измеряли? Измерьте все, что вам хочется. Для чего необходимы измерительные приборы? Мы сегодня с вами убедились, что измерительные приборы помогают нам точно выполнить измерения. | Сантиметровые ленты, линейки, простые карандаши, бумага, отрез ткани длиной 2—3 м, тесьма или шнур длиной 1 м, рабочие листы. |
2 | ОБЖ | Опасные ситуации на улице. | «Не играй с бродячими животными» | Разъяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасными; учить заботиться о своей безопасности. | 1.Вводная часть. «Мордочка усатая, шубка полосатая, часто умывается, а с водой не знается» (Кошка). «Гладишь- ласкается, дразнишь- кусается» (Собака). Фиксики не знают, можно ли общаться с бродячими животными. Расскажем им как нужно вести себя с этими животными. 2.Основная часть. Иногда, когда мы играем на участке д/сада, к нам приходят собаки или кошки. Мы, конечно же, все любим животных, заботимся о них, знаем, как с домашними животными обращаться, что они любят. Но мы не знаем, чьи эти животные. Скорее всего, они бездомные. -А можно ли трогать, брать на руки чужих или бездомных собак и кошек? Почему? Да, вы правы. Нельзя! Они могут оказаться агрессивными, бешенными. Уличные кошки и собаки могут быть больны чем-то заразным. Важно помнить, что животные наиболее агрессивны во время еды и когда около них находятся их маленькие детеныши. - Не убегайте от собаки на улице. Собаки преследуют убегающих. - Не гладьте незнакомых животных и не берите их на руки! - Не смотрите пристально собаке в глаза, она может принять этот взгляд за вызов. -Если вы встретитесь с собакой в узком проходе или проулке, уступите ей место, встаньте боком к собаке. - Не целуйте (они часто роются в земле и у них на морде много микробов) и не дразните животных (они могут терять терпение и укусить). 3.Заключительная часть. Рефлексия. К бродячим животным нельзя подходить. | Картинки кошки и собаки. | |
3 | Пожароопасные предметы дома – электробытовые приборы. | «Предметы, из какого материала подвержены наиболее быстрому возгоранию» | Показать детям, как быстро загораются предметы из разных материалов. | 1.Вводная часть. Фиксики играли со спичками и чуть не подожгли свой дом. Профессор Чудаков просит нас помочь рассказать Фиксиками, что предметы от спичек загораются. 2.Основная часть. Воспитатель подносит к пламени горелки полоску бумаги - она быстро загорается. Затем воспитатель подносит к пламени вату – она вспыхивает мгновенно. Дерево загорается медленнее, чем бумага и вата, но тоже сгорает полностью. Воспитатель подносит к огню монету – она не горит, но сильно нагревается (при опускании в таз с водой шипит). 3.Заключительная часть. Опыт показывает, что быстрее всего загораются вата и бумага. Дерево тоже горит. Металлические предметы не горят, но представляют опасность при сильном нагревании (можно обжечься). | Полоска бумаги, кусок ваты, деревянная палочка, монета, горелка, фарфоровые чашечки, таз с водой, огнетушитель. | ||
4 | Осень | Во саду ли, в огороде: овощи и фрукты. Труд в садах и огородах | «Для чего нужны семена» | Формировать представление о семенах, их разнообразии и назначении через технологию коллекционирования. | 1.Вводная часть. Фиксики сьели салат и захотели узнать откуда берутся овощи. Давайте им расскажем, как из семян выращивают овощи. 2.Основная часть. Во влажную баночку кладутся набухшие семена подсолнечника, фасоли, гороха. Такие же сухие семена помещаются в баночку без воды. Ёмкости ставят в одинаковые условия (например, на подоконник). Через пару дней семена в первой банке, где была вода, прорастают, а в банке без воды – нет. По аналогии проводится опыт, показывающий роль света в развитии растений. В две баночки кладутся набухшие семена. Одна из них помещается на подоконник, а другая выставляется на холод. Через несколько дней дети увидят, что в тепле семена проросли, а на холоде – нет. В высокий прозрачный стакан вставляется свёрнутая в трубочку хорошо впитывающая воду бумага. Между стенкой стакана и бумагой помещаются 2-3 фасолины. В стакан наливается небольшое количество воды (слоем 2-3 см). Ёмкость ставится на освещённое место. Периодически в неё добавляется небольшое количество воды. Дети фиксируют наблюдения: как появляется корешок, стебелёк, листочек. Выросшие растения можно посадить в ёмкость с почвой и наблюдать за их ростом. А сейчас мы с вами соберем коллекцию семян овощей (какие созревают в земле, а какие на кустике) Рассматривание коллекции семян. 3.Заключительная часть. Для проращивания семечка нужна вода, нужно тепло, свет. | Баночки, семена подсолнечника, фасоли, гороха, огурцы, томаты, петрушка, укроп, свекла, впитывающая воду бумага. | |
Октябрь | 1 | Лес. Грибы и ягоды. | «Ягоды красители» «Оживи ягодку» | Показать детям, что некоторые ягоды могут закрашивать ткань, лист. Дать представление о том, как придать ягоде первоначальный вид после длительного и правильного хранения. | Раздать детям чистые листочки. Предложить раздавить на них ягоды или попробовать ею порисовать. Определить, какие ягоды оставляют цветные следы, а какие нет. Вывод: Ягодами можно испачкать одежду. Рассмотреть с детьми сухие ягоды, обследовать их. Сообщить, что их можно «оживить», но для этого нужна вода. Предложить пересыпать сухие ягоды в прозрачную ёмкость (с тёплой водой). Понаблюдать, что с ними происходит? Ягодки потихоньку набухают. Выложить «ожившие» ягоды на чистую тарелку. Обследовать их, сравнить с сухими ягодами: изменили размер и цвет; стали мягкими; приятные на вкус. Вывод: в теплой воде сухие ягоды «оживают» | Ягоды брусники или крыжовника, ягоды вишни, малины, смородины. Чистый лист бумаги или белая ткань. Сухие ягоды черники, винограда или черноплодной рябины, шиповника; ёмкость с водой, тарелочки, ложечки. | |
2 | Насекомые. | «Муравьиная дорожка» | Объяснить детям почему муравьи идут за пищей след в след | 1.Вводная часть. Фиксики увидели на улице, как муравьи идут к муравейнику друг за другом. Опытным путем, профессор Чудаков показывает почему это так происходит. 2.Основная часть. Сними с коробки крышку и покрась коробку изнутри в белый цвет. Вырежи из крышки коробки длинную полосу шириной, равной глубине коробки. Сделай в ней два выреза на расстоянии примерно 15 см один от другого. Отогнув края, закрепи полосу клейкой лентой так, чтобы она делила коробку ровно пополам. Найди на улице муравейник. Надень перчатки и возьми садовой лопаткой немного земли, копнув довольно глубоко, примерно в 5 см от входа в муравейник. Быстро пересыпь землю в банку и закрой банку крышкой. Положи на блюдце кусочек банана, посыпь его сахарным песком и смочи небольшим количеством воды. Поставь блюдце в левую половину коробки недалеко от угла. Сними крышку с банки и быстро пересыпь землю с муравьями в другую половину коробки. Сразу закрой коробку куском стекла. Результат: Сначала муравьи будут просто суетиться и беспорядочно бегать в разных направлениях. Но примерно через 20 минут они успокоятся и начнут исследовать свой новый дом. Скоро несколько муравьев найдут вырезы в перегородке и переползут на половину коробки, где находится банан. Примерно через час ты увидишь одну или несколько длинных муравьиных цепочек, движущихся к угощению и обратно. 3.Заключительная часть. Муравьи воспринимают сложную систему информации, используя специальные химические вещества - феромоны, выделяемые их телами. Стоит одному муравью найти пищу, в нашем случае банан, как он начинает оставлять за собой феромоновый след, по которому за ним идут другие муравьи. Чем больше муравьев идут по следу, тем сильнее становится сигнал. Интересно наблюдать, как муравьи в точности повторяют след самого первого муравья, даже если он выбирает длинную дорогу, например, обползает камешек. | Неглубокая картонная коробка с крышкой, кусок стекла или оргстекла, полностью закрывающий коробку, белая краска и кисточка, клейкая лента Ножницы, блюдце, банан, сахар | ||
3 | Транспорт. | Наземный и ж/д транспорт | История трамвая | Познакомить с историей возникновения трамвая через реку времени. | 1.Вводная часть. Фиксики увидели на картинке трамвай и захотели узнать историю его происхождения. Профессор Чудаков им в этом помог. 2.Основная часть. Давным – давно люди жили маленькими селениями, они жили так близко друг от друга, что ходили везде пешком. Шло время, человек развивался, расстояние между селениями увеличивалось, и чтобы было легче передвигаться человеку, он стал приручать диких животных. Каких? (лошадей, ослов, верблюдов, быков). А, чтобы передвигаться быстрее и перевозить грузы, человек придумал телегу. Сбил из досок деревянный ящик, приладил колёса, впряг в телегу лошадь и стал перевозить груз. На телеге было холодно, снег засыпал человека, дождь мочил одежду. Конный транспорт долгое время оставался основным видом. К концу XVII века в больших городах передвигаться становилось все сложнее, приходилось протискиваться среди всевозможных повозок, тележек и т. п. Чтобы не тратить время на маневрирование и руление по улицам, стали прокладывать рельсы по определенному маршруту. На них ставили повозку, которую тащили лошади. Такой транспорт был очень быстрым. Он получил название конка. Время шло, наука и техника бежали вперед. Конная тяга – хорошо, а паровая лучше. Но и она не прижилась на транспорте. После изобретения электричества именно электродвигатель стал для трамвая главным. Слово «трамвай» происходит от английских слов «трэм» (вагон) и «вэй» (путь). Трамвай-это электрический рельсовый транспорт. На крыше у него имеется дуга, которая движется по электрическому проводу, который находится вверху. Так поступает через дугу к двигателю трамвая ток, а двигатель движет колёса. А вы знаете безопасность движения трамвая обеспечивает путевые рабочие. Они осматривают и чистят рельса, стрелки. Трамвай ночует в ДЭПО. Здесь убирают вагоны внутри, снаружи, проверяют всё-ли в порядке, всё-ли хорошо работает, исправляют неполадки. А рано утром чистые и исправные трамваи один за другим выезжают из ДЭПО. Они готовы к новому трудовому дню. 3.Заключительная часть. Чем вам понравился трамвай? | Река времени, картинки: телега, конка, паровой трамвай, современный трамвай, трамвай будущего. | |
4 | Водный и воздушный транспорт | «Почему не тонут корабли?» | Выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом. | 1.Вводная часть. В гости к детям пришли Фиксики и принесли много разных предметов. Они бросали эти предметы в воду. Одни из них плавают, другие тонут. А почему так происходит, они не понимают. Объясните нам, пожалуйста. 2.Основная часть. Какие предметы у вас утонули? Мы теперь уже и не знаем. Мы, когда шли к вам, все предметы сложили вместе в одну коробку. Воспитатель. Ребята, давайте проверим плавучесть предметов. Как вы думаете, какие предметы не утонут? Дети высказывают свои предложения. Воспитатель. А теперь проверьте свои предположения и зарисуйте результаты. Дети вносят результаты в таблицу: ставят любой знак в соответствующую графу. Какие предметы плавают? Все ли они легкие? Одного ли размера? Все ли одинаково держатся на воде? Что произойдет, если соединить предмет, который плавает, с тем, который тонет? Прикрепите небольшой кусочек пластилина к трубочке для коктейля, чтобы она плавала стоя. Постепенно добавляйте пластилин, пока трубочка не утонет. Теперь, наоборот, понемногу снимайте пластилин. Сможете ли вы сделать так, чтобы трубочка плавала у самой поверхности? (Трубочка плавает у поверхности, если пластилин расположен равномерно по всей ее длине.) Плавает ли пластилиновый шарик в воде? (Проверяя, узнают, что тонет.) Будет ли плавать пластилин, если из него слепить лодку? Почему так происходит? Воспитатель. Кусок пластилина тонет, потому что весит больше, чем вытесняемая им вода. Лодка плавает, потому что тяжесть распределилась на большую поверхность воды. И на стоящие лодки так хорошо держатся на поверхности воды, что в них перевозят не только людей, но и разные тяжелые грузы. Попробуйте смастерить лодку из разных материалов: из спичечной коробки, из фольги, из коробки из-под плавленого сыра, из коробки из-под яиц, из пластмассового подноса или блюдца. Какой груз может перевезти ваша лодка? Как нужно распределять груз на поверхности лодки, чтобы она не утонула? (Равно мерно по всей поверхности.) А что легче: тащить лодку с грузом по земле или везти по воде? Почему же не тонут корабли? Они же больше, тяжелее лодки. 3.Заключительная часть. Предмет плавает на поверхности воды благодаря равновесию сил. Если вес предмета соответствует его размеру, то давление воды уравновешивает его вес и предмет плавает. Форма предмета тоже имеет большое значение. Форма корабля удерживает его на воде. Это происходит потому, что внутри его много воздуха, благодаря этому он легкий, несмотря на огромные размеры. Он вытесняет больше воды, чем весит сам. | Таз с водой; предметы: деревянные, металлические, пластмассовые, резиновые, пробка, кусок пластилина, перья; спичечные коробки, упаковка из-под яиц, фольга, стеклянные шарики, бусинки. | ||
Ноябрь | 1 | Я и моя семья. | Моя семья. | «Что такое воздух» | Познакомить со свойствами воздуха | 1.Вводная часть. Воздух, ребята, это газ. Детям предлагается посмотреть на групповую комнату. Что вы видите? (игрушки, столы, и т.д.) А ещё в комнате много воздуха, на его не видно, потому что он прозрачный, бесцветный. 2.Основная часть. Чтобы увидеть воздух, его нужно поймать. Воспитатель предлагает посмотреть в полиэтиленовый пакет. Что там? (он пуст). Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух, завязываем его. Наш пакет полон воздуха и похож на подушку. Теперь развяжем пакет, выпустим из него воздух. Пакет стал опять тоненьким. Почему? (В нём нет воздуха). Опять наберём в пакет воздух и снова его выпустим (2-3 раза). Воздух, ребята, это газ. Он не видимый, прозрачный бесцветный и не имеет запаха. Возьмем резиновую игрушку и сожмем её. Что вы услышите? (Свист). Это воздух выходит из игрушки. Закройте отверстие пальцем и попытайтесь сжать игрушку снова. Она не сжимается. Что ей мешает? Делаем вывод: воздух, находящийся в игрушке мешает её сжать. Посмотрите, что произойдет, когда я буду опускать стакан в банку с водой. Что вы наблюдаете? (Вода не вливается в стакан). Теперь я осторожно наклоню стакан. Что произошло? (Вода влилась в стакан). Воздух из стакана вышел, и вода наполнила стакан. Делаем вывод: воздух занимает место. Возьмите соломинку и опустите её в стакан с водой. Тихонько подуем в неё. Что вы наблюдаете? (Идут пузырьки), да это доказывает, что вы выдыхаете воздух. Положите руку на грудную клетку, сделайте вдох. Что происходит? (Грудная клетка поднялась). Что в это время происходит с легкими? (Они наполняются воздухом). А при выдохе, что происходит с грудной клеткой? (Она опускается). А что происходит с нашими легкими? (Из них выходит воздух). 3.Заключительная часть. При вдохе легкие расширяются, наполняясь воздухом, а при выдохе сжимаются. А мы можем не дышать вообще? Без дыхания нет жизни | Полиэтиленовый пакет, резиновая игрушка, стакан, соломинки. |
2 | Права ребёнка | « Воздух всегда в движении» | Доказать, что воздух всегда в движении. | 1.Вводная часть. Профессор Чудаков принес ребус. Если мы его разгадаем, узнаем, о чем сегодня будем говорить. 2.Основная часть. Вода – назовите первый звук – «в» Солнце - назовите 2 звук – «о» Пазлы – назовите 3 звук – «з» Ведро – назовите 3 звук – «д» Пруд – назовите гласный звук – «у» Хоровод – назовите первый звук – «х»-какое слово, у нас получилось, давайте прочитаем вместе «воздух». Как вы думаете, может ли воздух двигаться? Аккуратно возьмем за краешек полоску бумаги и подуем на нее. Она отклонилась. Почему? Мы выдыхаем воздух, он движется и двигает бумажную полоску. Подуем на ладошки. Можно дуть сильнее или слабее. Мы чувствуем сильное или слабое движение воздуха. В природе такое ощутимое передвижение воздуха называется - ветер. Люди научились его использовать (показ иллюстраций), но иногда он бывает слишком сильным и приносит много бед (показ иллюстраций). Но ветер есть не всегда. Иногда бывает безветренная погода. Если мы ощущаем движение воздуха в помещении, это называется – сквозняк, и тогда мы знаем, что наверняка открыто окно или форточка. Сейчас в нашей группе окна закрыты, мы не ощущаем движения воздуха. Интересно, если нет ветра и нет сквозняка, то воздух неподвижен? Рассмотрим герметично закрытую банку. В ней апельсиновые корочки. Понюхаем банку. Мы не чувствуем запах, потому что банка закрыта, и мы не можем вдохнуть воздух из нее (из закрытого пространства воздух не перемещается). А сможем ли мы вдохнуть запах, если банка будет открыта, но далеко от нас? Воспитатель уносит банку в сторону от детей (приблизительно на 5 метров) и открывает крышку. Запаха нет! Но через некоторое время все ощущают запах апельсинов. Почему? Воздух из банки переместился по комнате. 3.Заключительная часть. Воздух всегда в движении, даже если мы не чувствуем ветер или сквозняк. | Полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см) в количестве, соответствующем числу детей. Иллюстрации: ветряная мельница, парусник, ураган и т.д. Герметично закрытая банка со свежими апельсиновыми или лимонными корками (можно использовать флакон с духами) | ||
3 | Любимые игрушки | «Путешествие в мир посуды» | «Волшебное стекло» | Познакомить с рукотворным материалом -стеклом, рассказать о его свойствах и качествах. | 1.Основная часть. Профессор загадал загадку Фиксикам, а они ее не могут отгадать. Давайте мы им поможем отгадать загадку и узнаем, о чем сегодня профессор нам расскажет. Звучащее, прозрачное, Воды не боюсь, А ударь — разобьюсь. (Стекло.) Были времена, когда человек не знал, что такое стекло. Стекло — это природный материал? Или рукотворный? Это дело рук человека. Дети, а сейчас давайте определим качество стекла: опустить в стакан маленькую матрешку. Ребята, скажите, что я опустила в стакан? Почему вы узнали, что там именно матрешка? (потому что стекло прозрачное). А сейчас мы с вами поближе познакомимся со стеклом. Ребята, возьмите бутылочку в руки, рассмотрите ее, поднесите флакон к свету, что вы можете сказать. А где еще используется прозрачность стекла? Из него делают окна в домах, стекло в машине, очки, люстры, лампочки и т.д. Стекло бывает и цветное. Сейчас попробуйте надавить, сжать руками бутылочку. Что вы можете сказать? Бутылочка крепкая, форму не меняет. А если уронить предмет из стекла? Возьмите в руки стекло. Какое оно на ощупь? Правильно (гладкое, холодное, скользкое). Ребята, есть у стекла и еще одно свойство — оно может петь, т.е. издавать мелодичный звук. (Ударяется по хрустальному стакану карандашом). А как нужно обращаться со стеклом? (аккуратно пользоваться стеклянными предметами, они могут разбиться; не играй с мячом около окон). Ребята, стекло — это не природный материал, это дело рук человека. Такая профессия называется стеклодув. Он берёт большую трубку, набирает жидкость (стекло представляет собой жидкость как эти мыльные пузыри). Получается фигура или сосуд, который застывает, затвердевает и становится вазой или фигуркой слоненка, который украшает полочку в вашей комнате. Представьте, что вы стеклодувы и попробуйте создать свой предмет или игрушку (Дети надувают мыльные пузыри, воспитатель рассматривает). Воспитатель: Давайте все вместе повторим правила обращения со стеклом (не бить, не бросать, аккуратно пользоваться стеклянными предметами). 3.Заключительная часть. Стекло прозрачное. Стекло бывает разного цвета. Стекло твёрдое. Стекло хрупкое, гладкое, холодное, скользкое. | Различные стеклянные предметы: стакан, елочные игрушки, лампочка, ваза, бутылочка, флакон, очки, бусы (подбираются различные по толщине, цвету, прозрачности). Пластмассовый кубик, резиновый мяч, деревянный карандаш, железная ложка. Мыльные пузыри. | |
4 | «Мой гардероб» одежда, обувь, головные уборы. | «Волшебный зонтик» | Познакомить детей со свойством ткани: некоторые ткани отталкивают воду. | 1.Вводная часть. Сегодня мы будем исследователями, проведем эксперименты с тканью. Как вы думаете, что можно сделать с куском ткани? (Варианты ответов детей: помять, разрезать, порвать и т. д. - все это детям разрешается попробовать и самостоятельно рассказать о полученных результатах, своих эмоциях, количестве приложенных усилий и т. д.) 2.Основная часть. Ткань и магнит. Приложить ткань к магниту и определить, что произойдет. Ткань не магнитится. - Чем её можно покрасить? (ответы детей) Давным – давно, люди стали окрашивать ткани, пользуясь растительными красками. Их получали при помощи фруктов и овощей, их натирали на тёрке, выжимали и получали сок. Потом опускали белую ткань, и она окрашивалась. Современные краски изготавливают из нефти и минералов. Дети рассматривают вещи, сшитые из разных видов тканей, обращают внимание на общую характеристику материала (, рвется, режется, намокает, горит). Определяют алгоритм проведения сравнительного анализа разных видов ткани: смять - разрезать на две части каждый кусок -попытаться разорвать пополам -опустить в емкость с водой и определить скорость намокания - сделать общий вывод о сходстве и различии свойств. Полейте воду из лейки на зонт и посмотрите, что произойдёт. Вода скатывается, зонт не промокает, он сделан из болоньи – она непромокаемая. А ткани из хлопка и льна - наоборот -водопроницаемые, они хорошо впитывают влагу. 3.Заключительная часть. Что вы узнали сегодня нового. | Небольшие кусочки ткани (вельвет, бархат, бумазея, лен, хлопок, болонья), зонтик, лейка с водой, ножницы, емкости с водой, алгоритм деятельность: | ||
Декабрь | 1 | Зима. | Зимушка – зима. Зимние забавы. | «Соль и лед» | Познакомить детей со льдом. | 1.Вводная часть. Фиксики сегодня прибежали с прогулки к профессору Чудакову с удивленными глазами. «Что случилось с вами?» спросил профессор Чудаков Фиксиков. «Мы увидели, как дворник – чудак, сыпет соль на дорожки. Соль же предназначена совсем для другого?» сказали Фиксики. «Хотите я вам не расскажу, а покажу зачем он это делает? – спросил профессор. «Да» - ответили Фиксики. «Тогда пойдем ко мне в лабораторию, я как раз провожу опыт со льдом». 2.Основная часть. Смотрите у меня два кубика льда и варежка. Где быстрее растает лед, в варежке или просто на блюдце? (предположение детей). Положить в варежку лед, оставить. - Ребята, скажите свои предположения, зачем дворник посыпал солью дорожки? (выслушать ответы.) Взять два кубика льда, положить на блюдце. Один посыпать солью, а другой оставить как есть (это будет контрольный экземпляр). Понаблюдать, что будет происходить со льдинками. Кусочек льда, посыпанный солью, начнет таять гораздо раньше, чем простой лед. Если к нему приглядеться, то мы увидим, что соль как бы «проедает» в нем дырочку. 3. Заключительная часть. Ребята ответьте на вопрос. Зачем дворник посыпал дорожки солью? (чтобы лед растаял). Правильно он делает? (Да) Теперь Фиксиков не будет это удивлять. Профессор Чудаков помог им и нам разобраться в этом вопросе. А, теперь пойдем те посмотрим, где быстрее растаял лед в варежке или на блюдце. Узнаем, кто из вас был прав. | Четыре кусочка льда, соль, варежка, блюдца. |
2 | Зимующие птицы. | «Волшебное перо» | Расширить представление детей о перьях птиц. | 1.Вводная часть. Профессор Чудаков, как-то задал много вопросов о птицах Фиксикам. Но без вашей помощи они не справятся. Поможем Фиксикам? Как мы называем птиц, которые зимуют у нас? А, которые прилетают и улетают от нас? (перелетные). Каких птицы мы можем сегодня увидеть? (зимующих). Можно ли назвать птицами животных, которые ходят на двух ногах? (Нет. На двух ногах ходят и человек, а раньше ходили динозавры.). Можно ли назвать птицами животных, которые питаются зернами? (Нет, зернами питаются многие животные – грызуны, лошади.). Можно ли назвать птицами животных и насекомых, которые летают? (У которых есть крылья?) (Нет. Кроме птиц летают бабочки, жуки, комары, летучие мыши.). Можно ли назвать птицами животных и насекомых, которые откладывают яйца? (Нет. Кроме птиц откладывают яйца все насекомые, черви, черепахи, змеи) - Можно ли назвать птицами животных, у которых есть клюв? (Нет, клюв есть и у некоторых зверей, например, у утконоса.). Так что же такое есть у птиц, чего нет ни у каких других животных? После некоторых раздумий дети самостоятельно приходят к выводу, что у названных видов животных нет перьев. Правильно. Ведь у Птиц есть и второе название: Пернатые. Ни у кого, кроме птиц, перьев нет. Это отличает их от остальных животных и насекомых. (Перья) Профессор предлагает исследовать перья в нашей лаборатории. 2.Основная часть. Опыт №1. - Потрогайте перо. Какое оно? (плотное, жесткое, большое) - Интересно, легкое оно или тяжелое? Дети кладут на одну руку перо, на другую – камень (легкое). Опыт №2 Подбросьте перо. Что вы видите? (падает медленно, плавно кружась). - А за счет чего оно легкое? (стержень пустой) Опыт №3 Отрежьте край у пера – видим пустоту (можно попробовать вставить проволоку цветную, проверить пустоту.) - Вот почему оно легкое, стержень пустой. Опыт №4 «Как устроено перо» Помашите пером, что вы ощущаете? (Воздух) - Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит, не расцепляя волоски. 3.Заключительная часть. Мы узнали: какое перо? Какой у него стержень? Почему он пустой? | Перья, камни, ножницы. | ||
3 | Новый год. | «Где зимуют лягушки?» | «Земноводные. Лягушки и жабы.» | Создать условия для формирования представления об особенностях внешнего строения, поведения и питания жаб и лягушек, среде обитания и роли, которую они выполняют в природе. | 1.Профессор Чудаков дал задание Фиксикам. Чем отличаются лягушки и жабы от других животных? Чем похожи и отличаются между собой? Чем питаются? Приносят ли пользу? 2.Основная часть. Воспитатель показывает детям две картинки, лягушки и жабы. -Посмотрите внимательно ребята и попробуйте найти отличия между ними. Рассматривают изображение лягушки и жабы. Чем эти земноводные внешне отличаются друг от друга? Ответ детей: цветом – жаба коричневая, лягушка зеленая. У жабы кожа покрыта бугорками, а у лягушки почти ровная и блестит. Верно. Как вы думаете, почему у лягушки кожа блестит? Предположения детей Это все из-за того, что она большую часть времени лягушка проводит в воде, а не на суше. А жаба на оборот, больше на суше, а не в воде. Посмотрите, на свои руки они блестят, когда сухие? Давайте, намочим их в воде. Воспитатель и дети подходят к столу, на котором стоит тазик с водой и мочат руки. Какие наши руки? (мокрые) Посмотрите на картинку, на кожи лягушки, а теперь на свои руки. Чем наша мокрая рука стала похожа на кожу лягушки? Ответы детей: на наших руках капельки, немного блестят, как кожа лягушки -Как вы думаете, если бы вы потрогали лягушка, то какая бы у нее была бы кожа? Ответ детей: гладкая. Гладкая, ведь на картинки мы видим, что на спине у нее не чего нет и она поблескивает. А спина жабы какая? Ответ детей: она не ровна. Воспитатель раздает детям модель, имитирующая спину жабы (картон на которые прикреплен пластилин). Проводят рукой по поверхности. Какая поверхность? Это из-за того, что жаба мало проводит времени в воде. Как передвигается лягушка? Попрыгаем как лягушка. А жаба? Воспитатель включает видео фрагмент – передвижение лягушки и жабы. Имитация передвижения лягушки и жабы. Вы только приглядитесь к их задним лапам, они похожи? Ответ детей: нет Чем же они отличаются? Ответ детей: у лягушки задние лапы длиннее, чем жабы. Как вы думаете почему? Благодаря длинным лапам лягушка может высоко прыгать, а жаба так не может, она предпочитает ходить. Мы с вами узнали, чем, отличаются они друг от друга, а если у них сходство мы с вами не узнали? Рассматривают картинки еще раз. Так чем же похожи они? Ответ детей: у них большие глаза, они почти одного размера. Вы правы ребята, самое первое сходство которое мы с вами увидели - это глаза и их размер. 3.Заключительная часть. Они приносят большую пользу сельскому хозяйству: уничтожают насекомых-вредителей, улиток, слизняков, которые поедают стебли и листья растений. | Презентация, сравнительная таблица. | |
4 | Откуда ёлка в гости пришла | «Секрет сосновой шишки» | Установить опытным путем, как закрываются и открываются сосновые шишки. | 1.Вводная часть. Фиксики нашли в лесу сосновую шишку. Хотели орешки поесть, а их там нет. Профессор Чудаков объяснил им что, шишки открытые. Но можно провести опыт, когда шишки закроются. С разной температурой воды, шишки будут закрываться с разной скоростью. Но Фиксики, как всегда не хотели верить Чудакову. И профессор повел их к себе в лабораторию и нас приглашает. 2.Основная часть. - Посмотрите, у меня есть два таза: в одном налита холодная вода, а в другом горячая. Как вы думаете, что произойдет с раскрытой шишкой, если ее поместить в холодную воду? Давайте посмотрим. Опускайте свои шишки в таз. (Дети опускают шишки в таз и наблюдают за изменениями шишек, высказывают свои предположения, дают оценку эксперименту). - Вывод: действительно, в холодной воде чешуйки шишек медленно соединяются и шишки закрываются. Давайте зарисуем. - А если мы опустим вот такую шишку в горячую воду, как вы думаете, что с ней произойдет? Давайте проверим (дети опускают шишки в таз с горячей водой и наблюдают) Если опустить закрытую шишку в горячую воду, то она будет постепенно закрываться. Давайте это тоже зарисуем. - Давайте посмотрим, что произойдет с нашими раскрытыми шишками, если мы их опустим одновременно в воду: одну в холодную, а другую – в теплую. (Дети совместно с воспитателем проводят эксперимент) - Воспитатель вместе с детьми формирует вывод: температура воды может на скорость открывания и закрывания сосновой шишки. Шишка, которая находилась в тазу с теплой водой, закрылась быстрее. (Все результаты дети зарисовывают). 3. Заключительная часть. После проведенных экспериментов, дети приходят к выводу, что скорость закрывания шишки зависит от температуры воды, чем температура выше, тем быстрее закрывается шишка. И что, Чудаков был, как всегда прав. | Сосновые шишки, тазы с водой холодной и горячей. | ||
Январь | 3 | Мой дом. Мой город | Мой край. | «Разноцветные огоньки» | Развивать представления детей о природном явлении- радуге | 1.Вводная часть. Симка гуляла на улице и видела радугу, а Нолик в это время делал уроки. И его очень расстроило, что он не успел посмотреть на радугу. Тогда они поспешили к профессору Чудакову и спросили его: «Может ли он показать радугу с помощью опыта». Профессор любит проводить опыты и не смог отказать Фиксикам. Мы с вами отправляемся в лабораторию и тоже посмотрим радугу. 2.Основная часть. Проводят опыт в ясный солнечный день. Наполняют противень водой. Кладут его на стол около окна, чтобы на него падал утренний свет солнца. Помещают зеркало внутри противня, положив его верхней стороной на край противня, а нижней – в воду под таким углом, чтобы оно ловило солнечный свет. Одной рукой и основы, держат перед зеркалом лист бумаги, другой - слегка приближают зеркало. Регулируют положение зеркала и бумаги, пока на ней не появится разноцветная радуга. Производят легкие вибрирующие движения зеркалом. Дети наблюдают, как на белой бумаге появляются искрящиеся разноцветные огоньки. Взрослый предлагает запомнить цвета радуги, выучив фразу: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Дети выясняют, что каждое слово начинается с той же буквы, что и соответствующий цвет радуги, и располагаются они в том же порядке. Дети уточняют, что вода плещется и изменяет направление света, из-за чего цвета напоминают огоньки. 3.Заключительная часть. Вывод: свет можно многократно отразить, увидеть его там, где его не должно быть; солнечный луч можно разделить на семь цветов, которые располагаются в таком порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. | Противень, плоское зеркальце, лист белой бумаги, рисунок с изображением расположения оборудования |
4 | «Страна, в которой мы живём» | «Извержение вулкана» | Развивать представления детей о различных стихийных явлениях (извержении вулкана). | 1.Вводная часть. Нолику и Симки профессор Чудаков загадал загадку, но без нашей помощи они не могут отгадать. Поможем им? Я черный страшный великан, Таинственное, загадочное, удивительное и грозное явление природы, «извержение вулкана». - Послушайте интересную легенду: «Жил на свете бог по имени Вулкан и нравилось ему кузнечное дело – стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузнецу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. С тех пор люди все огнедышащие горы стали называть «вулканами». 2.Основная часть. Посмотрите, на столах размещены макеты вулканов и оборудование, которое поможет нам их разбудить. Чтобы не навредить себе и окружающим, будем работать по схеме, соблюдая правила безопасного поведения. Надо работать аккуратно: − ничего не брать в рот; − осторожно насыпать порошок; − осторожно наливать воду; − лавы не трогать; − использовать салфетку. Чтобы разбудить вулкан, надо: − положить 1 ложку красного волшебного порошка; − накапать пипеткой 5 капель желтой жидкости; − добавить воды не больше 4 ложек. 3.Заключительная часть. Вывод: извержение вулкана – явление природы. | Сода, лимонная кислота, сухая красная краска, моющая жидкость, чайные ложки, пипетки; стаканы с водой, салфетки, макет вулкана. | ||
Февраль | 1 | Эти удивительные животные | Домашние животные и птицы + фермер. | «Как кошка себя язычком чистит» | Определить значение языка кошки. | 1.Вводная часть. Нолик объявил Симке и профессору бойкот. Он сказал, что не любит воду и купаться по вечерам больше не будет. «Я теперь, как кот буду языком умываться». Профессор не растерялся и позвал Нолика в свою лабораторию, чтобы объяснить, почему коты умываются язычком. Ребята, вам, наверное, интересно узнать, почему кот умывается язычком? Хотите узнать, какой язычок у кота? Да. Тогда пройдемте в нашу лабораторию «Профессора Чудакова». 2.Основная часть. Посмотрите, на столе лежат кусочки бумаги и меха. Опыт № 1. В: Проведем белой бумагой по меху. Что-нибудь прилипло к бумаге? Д: Нет. В: Почему? Д: Она гладкая. В: Возьмите бархатную бумагу, проведите по меху. Что-нибудь прилипло к ней? Почему? Д: Да, она мягкая и нежная. В: А теперь возьмите наждачную бумагу, проведите по меху. Что мы видим? Д: К бумаге прилипли волоски меха. В: Почему? Д: Она шершавая, колючая. В: Когда кот чистит свою шерстку, то на язычок прилипают старые мелкие волоски. Так кот или кошка чистят свою шерстку. Вывод: В: Значит, язычок кота похож на какую бумагу? Д: На наждачную. В: Почему? Д: Потому что к ней прилипают волоски. В: Почему прилипают? Д: Потому что она шершавая, как язычок кота. Опыт № 2. В: А еще язычком кот убирает не только грязные волоски, но и пыль. Давайте проверим. Опустим пальчик в тарелочку с натертым графитом от карандаша. Какой стал пальчик? Д: Грязным. В: Потрите его наждачной бумагой, только не сильно. Что произошло? Д: Пальчик стал чистым – бумага собрала всю пыль. 3.Заключительная часть. В: Значит, у кота или кошки шершавый язык, похожий на наждачную бумагу. Шершавый язычок помогает коту умываться и чиститься, собирать пыль и волоски. Теперь Нолик пообещал мыться каждый день. | Наждачная бумага, мех, натертый графит в тарелочке, бумага тонкая и бумага бархатная. |
2 | Дикие животные леса и степей (зимовка) | «Почему заяц зимой белый, а белый медведь не мерзнет» | Формирование представлений о подготовке зайца к зиме. | 1.Вводная часть. Профессор Чудаков услышал шум из комнаты Фиксиков, там Нолик с Симкой спорили. Нолик и Симка нарисовали зайца в зимнем лесу. Только Симка нарисовала белого зайца, а Нолик серого. И каждый думал, что он прав. Профессор позвал их в лабораторию, сказал, что покажет на опытах, кто из них не прав. 2. Основная часть. Опыт №1. Серый силуэт зайчика прикреплен на белый фон. И белый силуэт зайчика прикреплен на белый фон. Какого видно зайца? (серого). Спросить детей, смогут ли волк или лиса увидеть белого зайчика на белом снегу? Зачем же тогда зайка меняет свою шубку к зиме? (да, в серой шубке его бы сразу увидели волк и лиса, а белая шубка его охраняет). Опыт №2. Ребята, мы с вами вспомнили, что зайчик меняет зимой шубку серую на белую, чтобы быть незаметным, спрятаться. А для чего еще меняет зайчик летнюю шубку на зимнюю. (ответы детей) А давайте мы с вами поиграем в игру. - Пластиковые стаканы со льдом, варежка пушистая, плотная, теплая белого цвета, варежка тонкая с редким ворсом, серого цвета - Ребята, встаньте вокруг стола, перед вами две варежки, возьмите их в руки, погладьте, потрогайте. Возьмите в руки белую варежку. Какая она? (Д. Она гладкая или пушистая, по толщине - толстая, по теплоте - теплая) - Возьмите серую варежку. А что вы можете сказать про серую варежку? (Д. Серая варежка тонкая, не пушистая) - Давайте представим, что варежки – это шубки для зайчонка. - Наденьте варежки на руки, пусть одна рука у вас будет в летней, а другая - в зимней шубке. Покажите руку в зимней шубке. Почему вы выбрали белую варежку? (Белая варежка теплая, пушистая, толстая, а серая тонкая. - Мех у зимней шубки животных плотный, пушистый, густой, теплый - Ребята, а посмотрите, что это (стаканы со льдом). Дети, не снимая варежки, приложите руки к стакану со льдом и подержите. - Ребята, рука в какой шубке чувствует холод? (в тонкой, летней) - А в какой шубке не чувствует холод? - Ребята, как вы думаете, подойдет такая шубка для зимы? (Нет, в ней станет холодно, она тонкая) - А какую шубку выберем для зимы? (Пушистую, теплую, с густым мехом) - Почему? (В зимней шубке тепло.) - Ребята, как еще меняется шубка зайчика с приходом зимы, какой она становится? (теплой, толстой, пушистой) - Правильно. Густой, пушистый, плотный мех зимней шубки защищает от зимних морозов. Именно в такой теплой шубке животным не страшны никакие холода. 3. Заключительная часть. Кто был прав из Фиксиков? (Симка). - Что ещё мы узнали у профессора Чудакова? (Что меняется зимой не только цвет, но шерсть становится теплее). | Маленькие зайчики белого и серого цвета, столы, пластиковые стаканы со льдом, белые пушистые варежки, серые тонкие варежки. | ||
3 | День защитника Отечества | Защитникам Родины славу поём! | «Военная техника» | Систематизировать знания детей о военной технике: сухопутная, морская, воздушная. | 1.Вводная часть. Пришло письмо от работника музея. Профессора Чудакова просят помочь сделать коллекцию военной техники. 2.Основная часть. Что такое военная техника? (ответы детей) Обобщение: военная техника - это боевая техника она управляется подготовленными людьми: военными и служащими Армии. - Какую военную технику вы знаете? (ответы детей) - Для чего нужна военная техника в мирное время? Военную технику можно разделить на сухопутную, морскую, воздушную. Сухопутная: танк, бронетранспортер, бронеавтомобили, боевые роботы, катюша, вездеходы. Морская: катер, авианосец, подводная лодка. Воздушная: бомбардировщик, вертолет, истребитель, зенитная ракетная установка. 3.Заключительная часть. У нас получилась коллекция военной техники. | Картинки военной техники | |
4 | Народные традиции. | Народные традиции | «Волшебные нити» | Развивать у детей представления о возможностях обычных материалов (нитки), находить неожиданные варианты их использования. | 1.Вводная часть. Симка и Нолик захотели узнать, как можно сделать нитки дома и что с помощью нитки можно делать. 2.Основная часть. Профессор предложил им сделать нитку из кусочка ваты. Сначала нужно намочить пальцы, растянуть вату и скрутить ее в тонкую нитку. Нитка циркуль. На конце нити найдите петлю, вставьте в неё карандаш, другой конец нитки, прижмите к бумаге пальцем левой руки, а правой рукой надо вести карандаш по окружности. Острая нить. Предлагаю разрезать пластилин с помощью нитки шелковой и шерстяной. Какой ниткой проще разрезать? (Шёлковой ниткой разрезать проще, так как она тоньше.) Сегодня я предлагаю вам необычный способ рисования. Он называется “ниткография”, это рисование нитками. Хотите попробовать и научиться? (Показываю приём рисования) Берём нитку, круговыми движениями от центра по спирали, по кругу, зигзагообразными линиями, выкладываем нить на лист бумаги. Теперь нитку нужно окунуть в выбранную краску, оставляя чистый хвостик, держась за конец нитки, аккуратно помогая кисточкой, сворачиваем нить на листок по кругу, спирали, как это делали сухой ниткой. Конец сухой нити направляем вниз, держа ее в правой руке, а ладошкой левой руки накрыть нить чистой половинкой листа, слегка придавливая, затем медленно вытягиваем нить из-под ладошки, убираем верхнюю половину листа. 3.Заключительная часть. Вывод: шелковая нить острая, ниткой можно рисовать, мокрыми руками можно сделать нитку из ваты. | Вата, карандаш, пластилин, листы бумаги, краски | |
Март . | 1 | Международный женский день. | Международный женский день. | «Окрашиваем цветок» | Доказать, что растение всасывает воду через стебель. | 1.Вводная часть. Фиксики захотели подарить маме на 8 Марта цветы. Но в магазине были только цветы белого цвета. И они попросили профессора помочь им их окрасить. 2.Основная часть. Обрежь цветок, оставив около 5 см стебля. Добавь в цветочную вазу несколько капель красителя. Поставь цветок в воду на несколько часов. Через некоторое время лепестки начнут окрашиваться под цвет воды в вазе Цветок «всасывает» окрашенную воду через узкие сосуды-трубочки в стебле. Этот опыт наглядно демонстрирует, что капиллярные силы могут преодолеть силу гравитации. Можно окрасить цветок в разные цвета, если расщепить стебель и каждую часть опустить в «свою» воду. «Цветы лотоса» Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. 3.Заключительная часть. Вывод: цветок всасывает воду через стебель. Бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки, раскрываются. | Свежесрезанный цветок (например, гвоздика или хризантема), ваза с водой, пищевой краситель или чернила. |
2 | Мир профессий. | «Кто построил этот дом?» | «Глина. Что это?» | Познакомить со свойствами глины. | 1.Вводня часть. Ребята, нам пришла посылка от девочки Батагоз из пустыни. Отгадайте, что лежит в посылке: - Сыпучий, состоит из мелких крупинок, не связанных между собой, бывает обычно желтого, коричневого цвета, хорошо пропускает воду, обладает сыпучестью, в пустыне его очень много. Батагоз хотела изготовить посуду из песка для своего дедушки, но у нее ничего не получилось. Почему? 2.Основная часть. Мы поможем Батагоз найти нужный материал для изготовления посуды и отправим ей посылку. Глина состоит из мелких частичек, чешуек, которые как будто крепко взялись за руки и прижались друг к другу, скреплены между собой. Поэтому песочные фигурки так легко рассыпаются, а глиняные не рассыпаются/. Возьмите в руки сырую глину. Попробуйте помять ее в руках. Что можно сказать о глине? /Сырая глина вязкая, липкая, пластичная - из нее можно лепить/ Слепите из глины чашку. Ребята, как вы думаете, проходит ли вода через глину? Как можно проверить? Налейте в изготовленную вами чашку воду. Вывод: глина не пропускает воду. Ребенок ударяет молоточком по сухому комочку глины. Вывод: сухая глина очень хрупкая, поэтому с глиняными изделиями нужно обращаться осторожно. Они ломаются, рушатся от удара, падения. У меня на столе - вазы, чашки, сувениры. Как вы думаете, из чего они изготовлены? Это изделия из керамики. Значит, они - керамические. Керамика - это обожженная глина, покрытая глазурью. Вот почему она так блестит. Дети исследуют свойства керамической посуды. Изделия из керамики - тяжелые. Керамические изделия не пропускают воду. В них можно наливать жидкость. Керамические вещи - непрозрачные (кашпо, горшки - не видно корней, земли, на ощупь - гладкие. А дно - шершавое. По дну легко определить, что изделие из глины покрыто глазурью. От удара керамическое изделия раскалываются на куски (хрупкие). Звучат ли керамические изделия? (Издают мелодический звук) 3.Заключительная часть. Что же мы отправим в посылке для Батагоз? (Глину, из которой Батагоз сможет слепить любую посуду). | Сухая глина, деревянная доска, молоток. сосуд с водой, фигурка из глины, керамики. | |
3 | Откуда хлеб пришёл? | «Сравнение ржаного и пшеничного хлеба» | В процессе исследовательской деятельности уточнить, конкретизировать и расширить знания детей о хлебе. | 1.Вводная часть. Фиксики захотели сравнить ржаной и пшеничный хлеб. 2.Основная часть. Из пшеницы пекут белый хлеб, а изо ржи черный. Затем по размеру, по цвету, по запаху, на ощупь, на вкус. Чем покрыт хлеб снаружи? (корочкой). Что у него внутри? (мякиш). Что по краям? (горбушки). Какой формы батон, буханка. Чем они еще отличаются? Выращивание грибка под названием «Хлебная плесень» Положите хлеб в пакет и капните 10 капель воды. Закройте пакет, положите в тёмное, теплое место на3-5 дней. Рассмотрите хлеб через пластик. Рассмотрев хлеб, выбросьте его. Итоги. На хлебе растёт что-то черное и похожее на волосы. Почему? плесень-вид грибка. Она очень быстро растет и распространяется. Плесень производят клетки с твердой оболочкой, они называются спорами. Споры гораздо меньше частичек пыли и могут переноситься на большие расстояния воздухом. На куске хлеба уже были споры, когда мы положили его в пакет. Влага, тепло и темнота создают хорошие условия для роста плесени. Плесень имеет хорошие и плохие стороны Некоторые виды плесени портят вкус и запах пищи, но благодаря ей же некоторые продукты имеют очень приятный вкус. В отдельных сырах много плесени, но в то же время эти сыры очень вкусны. Зеленоватая плесень, которая растёт на хлебе и апельсинах, используются для приготовления лекарства, которое называется «Пенициллином» 3.Заключительная часть. Вывод: хлеб различается по внешнему виду, цвету и запаху. | Белый батон и ржаной хлеб, пипетка, ломтик хлеба, пластиковый пакет. | ||
4 | Весна. | «К нам весна шагает…» | «Фонтан» | Познакомить детей с принципом работы фонтана. Показать способы изготовления фонтанчика, помочь сделать фонтанчики самим. | 1.Вводная часть. Профессор Чудаков приносит детям картинки с изображением разных фонтанов. Что такое фонтан? Где вы видели фонтаны? Для чего люди устанавливают фонтаны в городах? Можно ли фонтанчик изготовить самим? Из чего можно смастерить? Воспитатель обращает внимание детей на принесенные профессором Чудаковым материалы. Можно ли с помощью этих материалов изготовить фонтан? Как лучше это сделать? 2.Основная часть. Проделайте в крышке бутылки отверстие при помощи штопора. Оно должно быть таким, чтобы в него можно было вставить соломинку для коктейля. Наполните бутылку холодной водой ровно на половину и добавьте несколько кристаллов марганцовки. Крепко закрутите крышку, вставьте в отверстие соломинку и обмажьте пробку вокруг нее пластилином. Сама соломинка должна быть длинной. Один ее конец должен находиться в воде. Верхний конец соломинки заткните пластилиновой пробкой, проделав в ней маленькое отверстие иголочкой. Аккуратно поместите бутылку в глубокую миску с очень горячей водой. Через некоторое время из соломинки забьет фонтан. 3.Заключительная часть. Когда воздух в бутылке нагрелся, он расширился и начал давить на воду, которой некуда деваться, как только подниматься по соломинке вверх! | Пластиковые бутылки с завинчивающейся крышкой, марганцовка, иголка, | |
Апрель. | 1 | Комнатные растения.
| «Может ли растение дышать?» | Выявит потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений. | Воспитатель спрашивает, дышат ли растения, как доказать, что дышат. Дети определяют, опираясь на знания о процессе дыхания у человека, что при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него. Вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки замазывают вазелином. Дети пытаются дышать через трубочку и делают вывод, что вазелин не пропускают воздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смазывают одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдают за листьями Вывод: Листочки «дышат» своей нижней стороной, потому что те листочки, которые были смазаны вазелином с нижней стороны, погибли. | Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа. | |
2 | Космос – это интересно | «Как доказать, что земля вращается.» | Опытным путем доказать, что земля вращается. | Возьми яблоко и подбери тонкую деревянную щепку или палочку, которая на 2 сантиметра длиннее, чем толщина яблока. Заточи щепку с одного конца и проткни ею яблоко насквозь. К не заточенному концу привяжи нитку — это будет маятник. Шилом проделай в пробке небольшое сквозное отверстие, вставь в него иголку ушком вниз или булавку головкой вниз. Затем воткни вилки в пробку наискось, чтобы получилась тренога. Установи треногу на тарелку, свободный конец нитки маятника привяжи к угольному ушку. Отрегулируй длину нитки таким образом, чтобы остриё щепки немного не доходило до дна тарелки. Вдоль краёв тарелки насыпь два валика соли — друг напротив друга. Теперь отведи маятник за один из валиков соли и отпусти. При каждом его движении остриё щепки будет оставлять на соли след в одном и том же месте. Чтобы повторить эффект вращения Земли, плавно, без рывков поворачивай тарелку, которая изображает в опыте нашу планету. Вывод: При повороте тарелки направление колебаний маятника не изменяется. Он продолжает раскачиваться в той же плоскости, оставляя всё новые следы на валиках соли по мере поворота тарелки. Объяснение. Вращение Земли передаётся всем неподвижным предметам, которые на ней находятся. Вместе с Землёй против часовой стрелки медленно поворачиваются дома, а также твоя тренога с тарелкой и соляными валиками. Только маятнику это вращение не передаётся, поскольку он подвешен на гибкой нити, а не жёстко прикреплён к земле. На самом деле даже когда ты не поворачиваешь тарелку, маятник проходит не по одному и тому же следу, а немного в стороне. Только это смещение настолько маленькое, что увидеть его невозможно. Если бы твой маятник мог колебаться без остановки 24 часа, он вычертил бы на соли полный оборот вокруг оси тарелки, как стрелка часов, только в два раза медленнее. | Катушка ниток, ножницы, корковая пробка, шило, иголка или швейная Булавка, три одинаковые металлические вилки, тарелка, деревянная щепка или палочка, перочинный нож, мелкая соль, яблоко. | ||
3 | Свойства предметов. | Свойства магнита | «Магнитный театр» | Развивать творческое воображение детей в процессе поиска способов использования магнитов, драматизации сказок для «магнитного» театра | Детям предлагается подготовить спектакль в театре, в котором используются магниты. «Подсказкой» для устройства магнитного театра служит опыт, в котором по бумажному экрану движется скрепка под действием магнита. В результате поисков – экспериментирования, раздумья, обсуждений – дети приходят к выводу о том, что если к бумажным фигуркам прикрепить какие-либо легкие стальные предметы (скрепки, кружочки и т.д.), то они будут удерживаться магнитом и двигаться по экрану сего помощью (магнит при этом подносят к экрану с другой – невидимой зрителю – стороны). После выбора сказки для инсценировки в магнитном театре дети рисуют декорации на бумажной сцене-экране и делают «актеров» - бумажные фигурки с приделанными к ним кусочками стали (они движутся под действием магнитов, которыми управляют дети). При этом каждый ребенок выбирает наиболее приемлемые для него способы изображения «актеров»: − рисуют и вырезают; − делают аппликацию; − изготовляют способом оригами и др. | Магнит, стальные скрепки, листы бумаги. Материалы, необходимые для рисования, аппликации, оригами (бумага, кисти и краски или карандаши, фломастеры, ножницы, клей). | |
4 | Свойства стекла и пластмассы. | Песок и глина | Познакомить со свойством песка и глины | Взять горсть сухого песка и выпустить его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения песка образуется конус, растущий в высоту и занимающий всё большую площадь у основания. Если долго сыпать песок в одно место, то в другом, возникают сплывы; движение песка похоже на течение. Можно ли в песках проложить постоянную дорогу Вывод: Песок – сыпучий материал, песок может двигаться. Из чего состоит песок? Песок состоит из очень мелких зернышек – песчинок. Как они выглядят? Они очень маленькие, круглые. Из чего состоит глина? Видны ли такие же частички в глине? В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам», а глина состоит из слипшихся очень мелких частиц. Пылинки с глины намного мельче песчинок. Вывод: песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прижались друг к другу. Поэтому песочные фигурки так легко рассыпаются, а глиняные не рассыпаются. В стаканы помещаются песок и глина. Наливают на них воду и смотрят, что из них хорошо пропускает воду. Как думаете, почему через песок вода проходит, а через глину нет? Вывод: песок хорошо пропускает воду, потому что песчинки не скреплены между собой, рассыпаются, между ними есть свободное место. Глина не пропускает воду. Когда-то, давным-давно мореплаватели пристали к одному песчаному берегу и решили развести костёр, чтобы согреться и приготовить пищу. Обычно, они обкладывали костёр камнями, чтобы он дольше горел, но камней поблизости не было, и тогда они обложили костёр на песке камнями из соды и мела, которые у них были на корабле. Костер горел ярко и выделял много тепла, расплавляя все вокруг себя. Ночью камни мела, соды и песок расплавились. Утром, проснувшись, мореплаватели, увидели на песке блестящие камушки-капельки, это было стекло. Так впервые люди получили стекло. Вывод: При нагревании мела, соды и песка получается стекло. | Песок, глина, вода, стаканчики | ||
Май | 1 | Мир вещей | Этот день Победы. | «Стакан с салютом» | Познакомить детей с новым опытом. | 1.Вводная часть. Профессор Чудаков позвал Фиксиков и сказал, что сегодня вечером они пойдут смотреть салют в честь Дня Победы. Но сначала сделаем салют в стакане. 2.Основная часть. Для опыта нужен стакан и еще одна небольшая емкость, вилка, растительное масло, четыре разных пищевых красителя
Проводя подобные опыты и эксперименты для детей, обязательно объясняйте результат: масло менее плотное, чем вода, поэтому оно «плавает» на поверхности и не растворяет пищевые красители; краситель же тяжелее и воды, и масла, поэтому его капли устремляются ко дну, растворяясь по пути в воде и становясь похожими на «цветы» фейерверка. 3.Заключительная часть. Вот такой красочный опыт можно провести. | 2 контейнера, вода, соль, морозильная камера. |
2 | «Моё здоровье в моих руках» | «Волшебная соль» | Формирование представлений детей о соли, о её свойствах; | 1.Вводная часть. Фиксики прокрались в лабораторию к Профессору Чудакову и увидели среди его колбочек и баночек соль. Их очень удивило, зачем профессору соль. Тем более, она не вкусная. Когда профессор пришел, он им объяснил, что соль полезная и нужная. Соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной мышечной ткани. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Конечно, это не значит, что нужно употреблять в пищу много соли. Слишком большое ее количество, может нанести вред нашему организму. Поэтому – все хорошо в меру. С ее помощью люди лечат различные заболевания (делают ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла). Очень полезны ванны с морской солью. Существуют огромные соляные пещеры, куда ходят люди дышать соленым воздухом, чтобы вылечить органы дыхания. Эта процедура называется спелеотерапия. Соль является хорошим чистящим средством. С её помощью можно очистить посуду от накипи и загрязнений. 2.Основная часть. Сейчас мы с вами проведем несколько опытов, чтобы фиксики знали, что соль не зря находится в лаборатории. Опыт №1. Воспитатель: Посмотрите, перед вами тарелочки с солью, посмотрите внимательно на соль и скажите, какого она цвета? Белая. А теперь попробуйте соль на вкус, какая она? Соленая. А теперь понюхайте соль, имеет ли она запах? Нет. Возьмите теперь ложку, наберите из стаканчика соль, и пересыпьте ее в тарелку. Что вы наблюдаете? Соль сыплется, значит, она сыпучая. Подведем итог, что вы можете сказать о соли? (соль белая, соленая, не имеет запаха и сыпучая). Теперь возьмите лупу и рассмотрите через неё соль (дети выполняют задание) На что похожа соль? (похожа на зернышки и кристаллики) Опыт №2. Ребята, как вы думаете, растворяется ли соль в воде? (ответы детей). А вы знаете, что в природе существует солёная и пресная вода? Скажите, где можно встретить пресную воду, а где солёную? У вас у каждого по два стакана с пресной водой. Насыпьте в один из них три ложки соли, помешайте, чтобы она растворилась и превратила воду в солёную. Куда же делась соль? Она растворилась. Значит, какой вывод? Соль в воде растворяется. А вы знаете, чем больше соли в воде, тем она сильнее и предметы легко держаться на её поверхности. А вы хотите в этом убедиться? Итак, у нас получилась в одном стакане пресная вода, а в другом солёная, а теперь опустите в оба стакана по одному яйцу и посмотрите, что происходит? (ответы детей) «Солёная вода выталкивает предметы на поверхность. Вот какая соль — волшебница» 3.Заключительная часть. Что нового вы узнали о соли? Ответы. | Соль, яйца, стаканы с водой, ложки, тарелки. | ||
3 | Лето. | Школа. Школьные принадлежности. | «Секреты обыкновенной бумаги» | Формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге, её свойствах. | 1.Вводная часть. Фиксики опять всё напутали они почему-то решили, что бумага не мокнет и решили порисовать под дождем. Что же случилось с их рисунками? (намокли, краски расплылись). Профессору Чудакову пришлось им объяснять свойства бумаги. Идем все в лабораторию Чудакова. 2. Основная часть. Опыт №1. «Бумага намокает» Опыт №2. «Бумага рвется» Опыт №3. «Бумага мнется» Опыт №4. «На бумаге остаются следы» Опыт №5. «Бумага горит» Опыт №6. «Бумага издает звуки» Опыт №7. «Капиллярность бумаги» От салфетки отрезается полоска. Ее ширина должна составлять три или четыре сантиметра. По всей ширине полоски в один ряд необходимо нарисовать квадратики или кружочки (по желанию) разного цвета. Стакан до половины следует заполнить водой. Разрисованную полоску одним концом нужно зацепить за край стакана, а второй конец опустить в воду. Затем необходимо просто наблюдать. Вода поднимается по полоске вверх и «рисует картину». Это иллюстрация капиллярного эффекта. Из-за пористой структуры салфетки (она изготовлена из целлюлозы), жидкость без затруднений поднимается вверх и размывает рисунок! 3.Заключительная часть. Какие свойства бумаги? (ответы). | Бумага, таз, салфетки, целлофановый пакет, ткань, спички, ватные палочки, растительное масло. | |
4 | Цветы. Лето. | «Одуванчик» | Познакомить детей с техникой проведения исследования объекта на примере одуванчика; приобщать к проектной деятельности. | 1.Вводная часть. Фиксики принесли с прогулки одуванчики. Попросили, чтобы Чудаков провел с цветами опыты. Профессор приглашает нас тоже. 2.Основная часть. Перед нами два цветка одуванчика, один накрыт. Давайте посмотрим, что происходит под крышкой? (Дети открывают) Д. – Одуванчик закрылся! В. – А что это значит? Д. – В темноте, ночью цветок спит, а днем – просыпается и открывается! В. – Молодцы! Совершенно верно. Для следующего опыта нам понадобится стакан с водой. Разделим стебель одуванчика вдоль на части и опустим в воду. Что происходит? Д. – Стебель закручивается! Он как живой! В. – Правильно! Разделенный стебель одуванчика в воде закручивается. Потом из таких кудряшек можно смастерить куколку! В. – Молодец! Вот теперь, ребята, вы знаете, как проводить настоящее исследование! 3. Заключительная часть В. – Наше занятие подошло к концу. Вам понравилось заниматься исследовательской деятельностью? Что узнали? | Стаканы, вода, одуванчики |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека экспериментов для старшей группы
Картотека экспериментов для старшей группы...
Картотека экспериментов для детей 2-3 лет
Картотека содержит эксперименты с различными природными материалами. Предполагается их проведение в работе с детьми 2-3 лет....
Картотека экспериментов в младшей группе часть 1.
Игры- эксперименты....
Картотека экспериментов в младшей группе часть 2.
Игры-эксперименты....
картотека экспериментов и опытов
Для планирования образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста...
Картотека экспериментов.
Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно про...
Картотека экспериментов для старшего дошкольного возраста "Я смогу! Я сделаю"
данная картотека включает в себя много интересных экспериментов...