Особенности развития памяти у детей младшего дошкольного возраста
учебно-методический материал (младшая группа)
Дети в младшем дошкольном возрасте овладевают различными вариантами взаимодействия с объектами и предметами. Они усваивают соответствующие правила поведения и, наконец, начинают управлять собой. Все это характерно для работы памяти, без которой нельзя представить процесс усвоения опыта, расширения взаимодействия ребенка и окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_razvitiya_pamyati.docx | 16.06 КБ |
Предварительный просмотр:
У младшего дошкольника память непроизвольная и непосредственная. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить, и не владеет специальными способами запоминания. Ребенок быстро запоминает все яркое, необычное, красивое, привлекающее внимание. Стихи, сказки, рассказы, диалоги из фильмов, сопереживает героям, что расширяет сферу познавательной деятельности ребенка. Часто воспринимаемый предмет представляется ребенку так живо и ярко, будто он вновь его воспринимает, Часто какая-нибудь деталь, которая осталось бы не замеченной взрослым, ребенок запоминает прочно и надолго. Ребенок постепенно учится повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при воспоминании.
Дети в младшем дошкольном возрасте овладевают различными вариантами взаимодействия с объектами и предметами. Они усваивают соответствующие правила поведения и, наконец, начинают управлять собой. Все это характерно для работы памяти, без которой нельзя представить процесс усвоения опыта, расширения взаимодействия ребенка и окружающего мира. У ребенка дошкольного возраста происходят существенные изменения в работе памяти. Он стремительно овладевает различными умениями, навыками и знаниями, постоянно расширяет кругозор. Все это отражает количественные превращения. Память ребенка состоит из следующих процессов:
- Узнавание;
- Запоминание;
- Воспроизведение необходимого материала;
Дети могут беспрепятственно рассказывать выученное стихотворение, использовать выученные в ходе игровой деятельности правила. Все это они запоминают.
Дети с их различными представлениями об окружающем мире, разными склонностями и потребностями способны отреагировать на один и тот же предмет по-разному. Кого-то он заинтересует, удивит, привлечет к себе непроизвольное внимание. Другого ребенка тот же предмет оставит безразличным, не оставляя и следа в его памяти, поскольку не произведет никакого впечатления на него. Ребенок может непроизвольно запомнить то действие (предмет), которое повторяется многократно. Так, дети младшего дошкольного возраста могут хорошо запомнить путь, по которому они ходят много раз со взрослыми (например, дорога в детский сад, магазин, поездка к бабушке в гости). Они способны запоминать местоположение вещей, убирать которые его приучили родители или воспитатели. Для улучшения процесса непроизвольного запоминания большую роль играет активное знакомство ребенка с литературными произведениями. Это может проявляться через сочувствие герою, мысленное действие с ним. Так, дети сопереживают герою, хотят, чтобы они поступали так же, как бы поступили они сами, ставят себя его на место.
Для того чтобы детям было проще запомнить стихотворения, воспитатели используют определенные виды активности малышей. Они включают:
- Драматизацию стихотворений;
- Игровые действия;
- Чтение в лицах;
Важную роль в жизни ребенка этого возраста занимают картинки. С их помощью воспитатель закрепляет знания об уже ранее известных объектах, увеличивая кругозор детей и проводя знакомство со все новыми явлениями и предметами окружающего мира. Педагог таким образом организует работу детей с картинками, что влияет на процесс непроизвольного запоминания дошкольниками предметов, нарисованных на них. Какое количество предметов смогут незаметно для себя запоминать дети, зависит от того, какую именно деятельность с картинками они выполняют.
Дошкольник младшего возраста, как показывают психологические исследования, запоминает произвольно чрезвычайно мало материала. В среднем из 15 названных ему слов он запоминает лишь 1-2 слова. Желание ребенка запомнить, надо всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, представления и воображения.
Память дошкольника, несмотря на ее видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие памяти у детей младшего дошкольного возраста.
Память, младшие дошкольники, дидактические игры....
Консультация для родителей "Особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста"
Материал содержит характеристики видов памяти, описание особенностей памяти детей 5-7 лет, различные игры и упражнения для развития запоминания....
Развитие памяти у детей младшего дошкольного возраста
Развитие памяти у детей младшего дошкольного возрастаПамять — это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения информации. Развитие памяти начинается у ребенка с момента рождения...
Тема самообразования «Эйдетика как метод развития памяти у детей младшего дошкольного возраста»
самообразование...
«Эйдетика как метод развития памяти у детей младшего дошкольного возраста»
Наблюдая за детьми в группе, я отметила для себя, чтовсё чаще наблюдается ограниченное запоминание у детей. Т.е. образная, богатая описаниями запоминание у детей – встречается редко. Дети не мог...
Особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста
Особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста...
Особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста
Память в дошкольном возрасте имеет важную роль. Развитие памяти дошкольников характеризуется постепенным переходом от непроизвольной памяти к произвольной, запоминанию и припоминанию. Важно разв...