Конспект НОД по художественно – эстетическому развитию «Волшебное дерево» в подготовительной к школе группе.
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)
Цель: развитие эмоционально-творческих способностей детей с помощью комплекса искусств.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
по художественно – эстетическому развитию
«Волшебное дерево»
в подготовительной к школе группе.
Цель: развитие эмоционально-творческих способностей детей с помощью комплекса искусств.
Задачи:
Образовательные:
- Интегративное воздействие искусств на эмоционально-чувственную сферу личности каждого ребенка.
- Знакомство с эмоционально-семантическими характеристиками цвета и линии в живописи и мелодии — в музыке.
- Развивающие:
- Развитие способности воспринимать и откликаться на музыку, живопись в рисунке, движении, слове.
- Воспитательные:
- Воспитание чувства доброты.
Материал и оборудование: репродукции картин с изображением цветочных натюрмортов, контрастных по эмоциональному состоянию. Сарьян, "Голубые цветы" и "Ереванские цветы"; Н. Сапунов, "Голубые гортензии"; В. Ван-Гог, "Подсолнухи"; А. Куприн, "Натюрморт с искусственными цветами на черном фоне" и т.п.; музыкальные фрагменты: Э. Григ, "Утро" и "В пещере горного короля"; Т. Ломова, "Мельница"; Тимофеев, "Серый волк"; у детей: гуашь и все необходимое для работы с нею, индивидуальные комплекты цветных карточек (размер карточек из цветной бумаги — 5x7 см) — у каждого не менее 12-15 карточек разного цвета. В центре доски — большое панно с нарисованным крупно "волшебным" деревом: одна его половина с изломанными, корявыми, как бы хищными, переплетающимися между собой ветками фиолетово-коричневых и сине-черных тонов; другая — с плавно изогнутыми, как бы устремленными вверх, к солнцу ветками теплых тонов, указка.
Методические приёмы:
- Словесные: постановка проблемы, рассказ, беседа по вопросам, пояснения, анализ деятельности, подведение итогов.
- Наглядные: демонстрация репродукций
- Практические: игровые упражнения, психокинетическая разминка, сказка-игра.
Используемые современные технологии: проблемно - игровая технология, здоровьесберегающая, личностно – ориентированная.
Предварительная подготовка: рисование цветов и птиц декоративно, в узорах, рассматривание их на изделиях народных мастеров.
Ход занятия.
Дети входят в зал под музыку Мусорского «Картинки с выставки» (Прогулка).
Воспитатель: (пропевая) Здравствуйте, ребята!
Дети: здравствуйте!
Воспитатель. Ребята, у нас сегодня гости, поприветствуем и наших гостей.
Музыкальное приветствие «Здравствуйте, гости»
«Здравствуйте, здравствуйте, дорогие гости!
Здравствуйте, здравствуйте, милости мы просим!».
Воспитатель: давайте ребята поприветствуем друг друга.
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Воспитатель. Ребята, когда я шла в музыкальный зал, я видела, что в зал залетел воздушный шарик. Давайте его поищем. (дети находят шарик с конвертом).
Воспитатель. (читает письмо). Оказывается, шарик летает по белу свету и приглашает всех, кого увидит в волшебный сад. И нас приглашает тоже. Вы согласны отправиться в волшебный сад? (дети отвечают). А как же мы туда попадём? (ответы детей). Оказывается надо нарисовать волшебную дверь, Она поможет нам попасть в волшебный сад..
Но у нас нет ни карандашей, ни красок, что же делать? (предположения детей).
Воспитатель: Я знаю, что нам делать. Рисовать волшебную дверь мы будем голосом. Я буду рисовать в воздухе, а вы помогайте мне голосом. Чем выше будет подниматься моя рука, выше будет ваш голос, а если рука будет опускаться вниз, то и голос ваш будет ниже. Будьте очень внимательны.
Упражнение «Рисуем голосом картинки».
Воспитатель. Дверь - то нарисовали, а она всё равно не открывается. Заржавела, наверное. Покажем голосом, как скрипит дверь. (дети выполняют задание).
Включается фонограмма скрипа двери.
Воспитатель. Вот мы и в волшебном саду.
Психокинетическая разминка.
- Сейчас за окном осень, но вокруг еще много нежных и красивых цветов. Они напоминают нам о лете, о тепле, солнышке. Они ведут себя почти так же, как люди: утром просыпаются, сияют от радости встречи с солнышком всеми своими цветами и оттенками, сверкают утренней росой, а ночью спят, набираются сил. Есть ли среди цветов любимые вами, дети? Назовите их. (Дети называют цветы, которые им нравятся.). Давайте представим, что мы с вами — цветы. Сейчас в нашем саду теплая южная ночь. (Тихо вступает мелодия Э. Грига "Утро".) Цветы спят (воспитатель выразительно выделяет это), сложив вдоль длинных стройных стеблей свои листья-руки (показывает, но дети могут и сами придумать, как располагаются во время сна листья цветов), а может быть, прикрывая ими свои нежные головки и закрыв глаза (последнее произносит совсем тихо и спокойно).
Пусть дети несколько мгновений побудут в этом умиротворенном состоянии.
— Вдруг из-за горизонта показалось солнышко (музыка несколько усиливается, ее звучание становится более динамичным), оно осветило все вокруг, коснулось своими лучами и цветов, нежно погладило их головки (одновременно педагог может сам нежно прикоснуться к головкам некоторых ребятишек). Цветочки подняли свои красивые личики, открыли глаза, радостно улыбнулись солнышку и всеми своими лепестками и листочками потянулись к нему, к его длинным и теплым лучикам (звучание музыки становится все более громким, оптимистичным). Представьте себе, как хорошо нам, цветам, жить на свете, как звонко поют вокруг птицы, как прекрасно все вокруг в лучах утреннего солнца, как необыкновенны цветы, растущие рядом. Улыбнитесь друг другу, цветы, коснитесь друг друга своими листочками, потянитесь вместе к солнышку (апофеоз в музыке).
Покажите с помощью цветной карточки цвет своего цветка. Ах, какой необыкновенный цветной сад цветет у нас здесь! (Воспитатель обращает внимание на цвет карточек, которые показали дети. Фиксирует свое внимание на тех детях, которые показали карточки глухих, темных, напряженных тонов. В дальнейшей работе эти дети обязательно должны быть в центре внимания педагога).
Солнышко взошло уже высоко, наши цветочки привели себя в порядок: умылись росой, причесались ветерком, успокоились и стали рассказывать друг другу сны-сказки, которые они видели ночью. Одну из таких сказок сейчас расскажу вам я.
Сказка-игра.
Воспитатель. Жила-была на свете волшебница. Среди многих чудес, которыми она себя окружила, в ее распоряжении был волшебный сад, где росло необыкновенное заколдованное дерево. Весной, когда дерево цвело, на его половинах зацветали разные по характеру и окраске цветы.
Послушайте музыку и попытайтесь определить, какими были цветы на первой половине заколдованного дерева (дети внимательно слушают "Мельницу" Т. Ломовой).
А теперь выберите цветную карточку и покажите, какими по окраске были цветы на этой половине дерева.
По ночам, когда цветы никто не видел, они спускались с дерева и танцевали.
Воспитатель: Давайте и мы попробуем передать их танец руками, движением тела. (Обратить внимание на плавность, мягкость, легкость движений детей.) А теперь покажите мне. как они смотрели друг на друга во время этого танца.
Воспитатель. Молодцы, дети! А теперь попробуйте выбрать на репродукциях те цветы, которые похожи по характеру и окраске на те, что представились нам в звучания музыки. Опишите их. Какие они по характеру (ласковые. нежные, добрые, веселые.).
Воспитатель. Но на другой половине заколдованного дерева росли и другие цветы. Послушайте музыку и попробуйте передать движением и мимикой, какие они (звучат пьесы "Серый волк" Тимофеевой или "В пещере горного короля" Э. Грига).
Воспитатель. А теперь выберите цветную карточку и покажите, какого цвета был наряд у этих цветов. А сейчас попробуйте выбрать репродукции с изображением похожих цветов. Опишите их характер (злой, колючий, сердитый, зловещий...). Молодцы, дети!
(открыть панно).
Воспитатель. Посмотрите на дерево, нарисованное на нашем большом панно. Это и есть то самое заколдованное дерево, о котором нам поведала сказка. Осенью с дерева облетели листья. Опали с него и волшебные цветы. Дерево стало похоже на обыкновенное, но на самом деле оно продолжает быть заколдованным. Когда в саду волшебницы останавливались путники и садились отдохнуть под ним, то случалось что-то странное. Тот, кто садился под его первой половиной, добрел душой и сердцем. А оказавшийся под другой становился жестоким, злым, жадным.
Волшебница же хотела, чтобы все, кто у нее побывал, становились добрыми. Как же нам предупредить людей, что нельзя садиться под вторую половину дерева? Может быть, нарисовать? А что можно нарисовать? (Дети перечисляют разные варианты действий. Написать объявление, — но как его прочитают неграмотные — например, совсем маленькие дети? Обнести колючей проволокой, — но это некрасиво, да и опасно для жизни дерева, оно может погибнуть. Кто-то догадывается, что можно нарисовать разные цветы — "добрые" и "злые" — и развесить их на ветках дерева.)
Воспитатель. Замечательно придумано, дети! Вот только как нарисовать "добрый" цветок, а как — "злой"?! Давайте еще раз посмотрим на репродукции картин и вспомним, какие цветы мы выбрали для "доброй" половины дерева, а какие—для "злой"? Почему мы выбрали именно эти цветы? По каким признакам вы, ребята, решили, что одни цветы на картинах художников "добрые", а другие — "злые"? (Вместе с педагогом дети разбирают цветовое решение натюрмортов и линейную характеристику изображенных на них цветов.
Итак, каждому надо нарисовать на листе бумаги один цветочек "добрый", а другой — "злой", помня о том, что они должны отличаться друг от друга и по цвету, и по своему очертанию (мягкому, плавно изогнутому или резкому, изломанному).
Практическая самостоятельная деятельность.
(музыкальное сопровождение «Вальс цветов»).
Дети рисуют два цветка для разных половинок волшебного дерева, а потом вырезают их по контуру. Педагог вместе с помощниками (теми детьми, которые работают быстрее всех) наклеивает вырезанные цветы на разные половинки дерева на панно, обязательно согласовывая с каждым, на какую из частей дерева следует приклеивать тот или иной цветок.
Довольно часто на этом занятии будет встречаться нейтральное решение задачи, когда на рисунке ребенка практически не видна разница между "добрым" и "злым" цветком.
Когда все без исключения цветы будут наклеены на волшебное дерево, следует подвести итоги занятия.
— Что мы сегодня делали на занятии? Что слышали? Чему новому научились?
Затем воспитатель приглашает всех детей подойти к панно и полюбоваться коллективной работой. Дети показывают друг другу, какие они нарисовали цветы. Учитель обращает внимание на результат совместного творчества.
— А можно ли нам продолжить сказку? Как можно дальше играть с этим волшебным деревом? Может ли оно помочь тем, кто ссорится, злится, дерется? А как? Кто догадается? Правильно, дети, надо немного постоять или посидеть под его "доброй" половиной.
Повесив панно на новое место, педагог предлагает детям посидеть под ним. Все весело усаживаются под "доброй" половинкой дерева. (Звучит фрагмент "Утра" Э. Грига.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Венок дружбы» в подготовительной к школе группе
Занятие разработано на основе ООП "Детство" и рабочей программы по ОО "Художественно-эстетическое развитие"....
Интеграция образовательных областей Речевое развитие (приобщение к художественной литературе) - Художественно - эстетическое развитие (рисование, музыкальная деятельность) подготовительная к школе группа с ТНР (ОНР III) Тема: "Волшебные краски осени."
Актуальность проблемы определяется тем, что художественно- эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы лично...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ (ДЕКОРАТИВНОМУ РИСОВАНИЮ) В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ»
Цель. Закрепление знаний о городецкой росписи, её колорите, особенностей.Задачи.1. Продолжать формировать у детей умение рисовать узор по мотивам городецкой росписи...
Конспект проведения НОД по художественно – эстетическому развитию (лепка) с детьми подготовительной к школе группы на тему «Рябины грозди красные» с использованием нетрадиционной техники пластилинографии
проведение НОД по лепке с использованием технологии "Пластилинография"...
Конспект проведения НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) с детьми подготовительной к школе группы на тему «Первый снег» с использованием нетрадиционной техники рисования – ватными палочками
использование нетрадиционной техники рисования ватными палочками в работе с детьми подготовительной к школе группы...
Конспект проведения организованной образовательной деятельности ОО Художественно-эстетическое развитие (изобразительная деятельность) в подготовительной к школе группе на тему: «Иней покрыл деревья»
Цель: продолжать формировать умение изображать зимний пейзажЗадачи:Образовательные: закреплять навыки рисования деревьев, передавая особенностиих строения, изображать деревья в перспективе....
Интеграция образовательных областей Речевое развитие (приобщение к художественной литературе) - Художественно - эстетическое развитие (рисование, музыкальная деятельность) подготовительная к школе группа с ТНР (ОНР III) Тема: "Волшебные краски осени."
Актуальность проблемы определяется тем, что художественно- эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы лично...