«Взаимодействие детского сада и семьи: содержание и формы»
материал (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Работа по самообразованию
Тема: «Взаимодействие детского сада и семьи: содержание и формы»
Воспитатель Белова Юлия Владимировнп
Актуальность: В ходе своей педагогической деятельности я поняла, что только при непосредственном участии семьи в деятельности дошкольного учреждения можно достигнуть положительных результатов в воспитании и обучении детей.
Новизна: в своей работе я решила использовать такие нетрадиционные формы как экскурсии выходного дня; изготовление стенгазет и различных пособий совместно с родителями; фотовыставки, организация совместных досугов
Цели:- Создать эффективную систему работы по взаимодействию детского сада и семьи;
-Выработать основные направления взаимодействия с родителями воспитанников по решению задач воспитания и обучения
- формирование у родителей желания помогать своего ребенку, общаться объединение усилий взрослых для успешного речевого развития с ним;
-уметь правильно реагировать на проблемы и достижения своего ребенка (помогать преодолевать трудности и радоваться его успехах).
Задачи:
· Диагностика внутрисемейных взаимоотношений между взрослыми и детьми, определение социального статуса семей воспитанников.
· Изучение творческого, интеллектуального, коммуникативного потенциала семей воспитанников.
· Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника
· Оказание всесторонней консультативной помощи родителям по различным направлениям воспитания и развития детей.
· Просвещение родителей посредством ознакомления с педагогической, нормативно-правовой литературой, информационно-коммуникационными технологиями, тенденциями в системе дошкольного образования муниципалитета и региона.
· Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.
· Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоционального комфорта.
Введение:
Семья играет важную роль в формировании личности ребёнка. Воспитывать своего ребёнка – великое искусство, так как сам процесс воспитания – это непрерывная работа сердца, разума и воли родителей.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Это может происходить по разным причинам. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Им надо научиться взаимодействовать в интересах ребёнка. Мы считаем главным в этом направлении установление доверия между семьёй и детским садом, которое позволит корректировать воспитательные позиции родителей и самих педагогов.
В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа педагогического и медицинского персонала МДОУ по реализации образовательной программы учреждения обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равно ответственными участниками образовательного процесса.
Задачи воспитания и развития решаются успешно только в том случае, когда дошкольное учреждение поддерживает связь с семьей и вовлекает ее в свою работу. На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала достаточно изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и развития детей, которые поступали в общественные учреждения. Сотрудничество ДОУ с родителями развивалось преимущественно по пути поиска разнообразных средств пропаганды педагогических знаний, для чего были разработаны достаточно эффективные формы педагогического просвещения. В сложившейся социально-экономической ситуации и модернизации образования этого уже недостаточно
Сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. Оно строится на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнёра по общению. Поэтому данные формы рассматриваются как нетрадиционные.
В своей работе с родителями я использую
1.Информационно- аналитические формы:
· «Почтовый ящик», целью которого является выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.
· «Индивидуальные блокноты»,- куда я записываю успехи детей по разным видам деятельности, родители могут отметить что их интересует в воспитании детей.
2. Познавательные формы:
Родительские собрания
На них мы ушли от традиционного чтения докладов, считая, что лучше вести диалог с использованием методов активизации родителей. В своих сообщениях представляем особенности жизни группы и каждого ребёнка. Объявление о собрании вывешиваем за 3-4 дня, в них помещаем небольшие задания для родителей, например, понаблюдать за поведением детей, сформированными навыками, обратить внимание на детские вопросы и т.д. Задания обусловлены темой предстоящего собрания.
· Педагогическая библиотека для родителей
Эта форма позволяет родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чём- либо новом.
- Открытые занятия, дни открытых дверей.
-Шпаргалки для родителей
-Круглые столы
-Беседы
-Консультации
· Дни добрых дел
Это дни добровольной, посильной помощи родителей группе. Ремонт игрушек, книг, мебели, помощь в создании предметно- развивающей среды группы. Такая форма помогает налаживать атмосферу тёплых, доброжелательных отношений между воспитателями и родителями.
Досуговые формы работы
· Праздники, утренники, развлечения, спортивные соревнования.
Такие встречи помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители участвуют в конкурсах, поют и танцуют вместе с детьми.
· Благотворительные акции
Такая форма совместной деятельности имеет большое воспитательное значение не только для детей, которые учатся не только принимать подарки, но и делать. Родители тоже не останутся равнодушными, видя как их ребёнок, с увлечением играет с друзьями в детском саду в давно заброшенную дома игру, а любимая книга стала ещё интересней и звучит по новому в кругу друзей. А это большой труд воспитания человеческой души. Или например акция « Горох, фасоль для развития пальчиков» Благодаря ей, в группе пополнился уголок по развитию мелкой моторики.
Наглядно- информационные формы
· Фотовыставки
· Видео фрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий.
В их использовании мы стараемся соблюдать принцип целенаправленности и систематичности. Главная задача- познакомить родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в группе и способствовать преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывать практическую помощь семье.
В своей работе я широко использую такую форму организации родителей как «Семейный клуб» И считаю ее наиболее эффективной.
В начале года было проведено анкетирование родителей, выявившее наиболее острые вопросы. Именно в соответствии с этим мной был разработан план работы на год.
В результате проделанной работы повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы. Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.
Большая работа с родителями была проведена мною при подготовке детей к школе.
Были разработаны конспекты совместных занятий «Страна Знаний», «В гости к Вини – Пуху», «Мы – дети планеты Земля», проведены практикумы, тренинги «Факторы успешной подготовки и адаптации детей к школе», «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу», «Определение роли родителей в предшкольной и школьной жизни ребенка».
В результате обогатился воспитательный опыт родителей и повысился эффект семейной подготовки к школе.
Совместная подготовка сблизила меня и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в группе. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не пришлось рисовать самим. Было много восторгов и удивлений.
Проведенная работа способствовала повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в предшкольный период жизни.
Я считаю что цель моей работы практически достигнута. Я наметила для себя новые ориентиры.
Вывод: В тесном сотрудничестве с родителями с использованием нетрадиционных форм работы позволило мне решить те задачи, которые я перед собой ставила. Работа продолжается.
Литература
1.Т.Н. Доронова Г.В. Глушкова «Вместе с семьей» М.2005 г.
2. Н.В. Миклякова «Создание условий эффективного взаимодействия с семьей» М.2006г
3. Е.С Евдокимова « Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника» М. 2005 г.
4. О.Л. Зверева Т.В. Кроткова « Общения педагога с родителями в ДОУ» ТЦ Сфера, М2005г.. – 56с.
5. Единое образовательное пространство детского сада, семьи и социума/Авторы и составители: Т.П. Колодяжная, Р.М. и др. – Ростов - Н/Д, 2002. – 119 с.
6.Аверина И. Е., М. «Линка-Пресс»-2006г.
7.Дронь А.В., Данилюк О.Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников.
8.Нетрадиционные формы проведения родительских собраний // Социальная педагогика – 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья - "Взаимодействие детского сада с семьей. Поиск эффективных форм работы".
На сегодняшний день дошкольное образование имеет пакет нормативных документов, которые определяют отношения дошкольного учреждения и родителей. В соответствии с этим изменяется и позиция дошкольного у...
«Детский календарь» как одна из форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников в подготовительной к школе группе
laquo;Детский календарь» как одна из форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников в подготовительной к школе группеВ своей работе я столкнулась с такой проблемой, как нежелание род...
Статья на тему: «Детско – родительские проекты, как современная форма взаимодействия детского сада и семьи».
Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста с помощью детско-родительских проектов....
«Взаимодействие семьи и детского сада по шахматному образованию в современных условиях. Использование эффективных форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников»
В детском саду закладывается прочный фундамент для обучения в школе....
«Взаимодействие семьи и детского сада по шахматному образованию в современных условиях. Использование эффективных форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников»
В детском саду закладывается прочный фундамент для обучения в школе. ...
Выступление на Педагогическом совете №2 «Развитие системы взаимодействия детского сада и семьи посредством активных форм работы с родителями» Тема выступления «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ».
laquo;Счастлив тот, кто счастлив дома».Эти слова принадлежат Л. Н. Толстому. Смысл их широкий: великий писатель имел в виду ту счастливость, которую творят в семье, прежде всего взрослые, помог...
Педагогическая практика «Детско-родительский клуб «Здоровая семья», как форма взаимодействия детского сада и семьи в вопросах формирования ЗОЖ и физического развития дошкольников»
Педагогическая практика «Детско-родительский клуб «Здоровая семья», как форма взаимодействия детского сада и семьи в вопросах формирования ЗОЖ и физического р...