«Взаимодействие детского сада и семьи: содержание и формы»
материал (средняя группа)

Юлия Владимировна Белова

материал для педагов

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_po_samoobrazovaniyu_2017.docx54.13 КБ

Предварительный просмотр:

Работа по самообразованию

Тема: «Взаимодействие детского сада и семьи: содержание и формы»

Воспитатель Белова Юлия Владимировнп


Актуальность: В ходе своей педагогической деятельности я поняла, что только при непосредственном участии семьи в деятельности дошкольного учреждения можно достигнуть положительных результатов в воспитании и обучении детей.

Новизна: в своей работе я решила использовать такие нетрадиционные формы как экскурсии выходного дня; изготовление стенгазет и различных пособий совместно с родителями; фотовыставки, организация совместных досугов

Цели:- Создать эффективную систему работы по взаимодействию детского сада и  семьи;

-Выработать основные направления взаимодействия с родителями воспитанников по решению задач воспитания и обучения

- формирование у родителей желания помогать своего ребенку, общаться объединение усилий взрослых для успешного речевого развития с ним;
-уметь правильно реагировать на проблемы и достижения своего ребенка (помогать преодолевать трудности и радоваться его успехах).
 

Задачи:

 ·        Диагностика внутрисемейных взаимоотношений между взрослыми и детьми, определение социального статуса семей воспитанников.

·        Изучение творческого, интеллектуального, коммуникативного потенциала семей воспитанников.

·        Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника

·        Оказание всесторонней консультативной помощи родителям по различным направлениям воспитания и развития детей.

·        Просвещение родителей посредством ознакомления с педагогической, нормативно-правовой литературой, информационно-коммуникационными технологиями, тенденциями в системе дошкольного образования муниципалитета и региона.

·        Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.

·         Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоционального комфорта.

Введение:

Семья играет важную роль в формировании личности ребёнка. Воспитывать своего ребёнка – великое искусство, так как сам процесс воспитания – это непрерывная работа сердца, разума и воли родителей.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Это может происходить по разным причинам. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Им надо научиться взаимодействовать в интересах ребёнка. Мы считаем главным в этом направлении установление доверия между семьёй  и детским садом, которое позволит корректировать воспитательные позиции родителей и самих педагогов.

В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа педагогического и медицинского персонала МДОУ по реализации образовательной программы учреждения обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равно ответственными участниками образовательного процесса.  

Задачи воспитания и развития решаются успешно только в том случае, когда дошкольное учреждение поддерживает связь с семьей и вовлекает ее в свою работу. На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала достаточно изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и развития детей, которые поступали в общественные учреждения. Сотрудничество ДОУ с родителями развивалось преимущественно по пути поиска разнообразных средств пропаганды педагогических знаний, для чего были разработаны достаточно эффективные формы педагогического просвещения. В сложившейся социально-экономической ситуации и модернизации образования этого уже недостаточно

Сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. Оно строится на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнёра по общению. Поэтому данные формы рассматриваются как нетрадиционные.
В своей работе с родителями я использую
1.Информационно- аналитические формы:
·        «Почтовый ящик», целью которого является выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.
·        «Индивидуальные блокноты»,- куда я записываю успехи детей по разным видам деятельности, родители могут отметить что их интересует в воспитании детей.
2. Познавательные формы:
Родительские собрания
На них мы ушли от традиционного чтения докладов, считая, что лучше вести диалог с использованием методов активизации родителей. В своих сообщениях представляем особенности жизни группы и каждого ребёнка. Объявление о собрании вывешиваем за 3-4 дня, в них помещаем небольшие задания для родителей, например, понаблюдать за поведением детей, сформированными навыками, обратить внимание на детские вопросы и т.д. Задания обусловлены темой предстоящего собрания.
·        Педагогическая библиотека для родителей
Эта форма позволяет родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чём-  либо новом.
- Открытые занятия, дни открытых дверей.

-Шпаргалки для родителей

-Круглые столы

-Беседы

-Консультации

·        Дни добрых дел
Это дни добровольной, посильной помощи родителей группе. Ремонт игрушек, книг, мебели, помощь в создании предметно- развивающей среды группы. Такая форма помогает налаживать атмосферу тёплых, доброжелательных отношений между воспитателями и родителями.
Досуговые формы работы
·        Праздники, утренники, развлечения, спортивные соревнования.
Такие встречи помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители участвуют в конкурсах, поют и танцуют вместе с детьми.
·        Благотворительные акции
Такая форма совместной деятельности имеет большое воспитательное значение не только для детей, которые учатся не только принимать подарки, но и делать. Родители тоже не останутся равнодушными, видя как их ребёнок,  с увлечением играет с друзьями в детском саду в давно заброшенную дома игру, а любимая книга стала ещё интересней и звучит по новому в кругу друзей. А это большой труд воспитания человеческой души. Или например акция « Горох, фасоль для развития пальчиков» Благодаря ей,  в группе пополнился уголок по развитию мелкой моторики.
Наглядно- информационные формы
·        Фотовыставки
·        Видео фрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий.
В их использовании мы стараемся соблюдать принцип целенаправленности и систематичности. Главная задача- познакомить родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в группе и способствовать преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывать практическую помощь семье.

В своей работе я широко использую такую форму организации родителей как «Семейный клуб» И считаю ее наиболее эффективной.

В начале года было проведено анкетирование родителей, выявившее наиболее острые вопросы. Именно в соответствии с этим мной был разработан план работы на год.

                План работы

http://doshkolnik.ru/images/stories/0003/0005/rpditeli.jpg

Название мероприятия 

Сроки проведения 

Цели и задачи 

Праздник, посвященный Дню знаний.

03 сентября

Создание дружелюбной, теплой атмосферы в группе.

Групповое родительское собрание.

20-30

сентября

Осветить: 
- режим дня;
- образовательная деятельность;
посещаемость.
Повысить эффективность позитивных воспитательных влияний учреждения на семью детей старшего дошкольного возраста.

Беседы на волнующие темы для родителей.

Сентябрь – май

Оказать родителям своевременную помощь по вопросам воспитания детей

6-7 лет.

Праздник осени.

Октябрь .

Формировать у детей знание названий различных овощей и фруктов, понятие об осеннем урожае. Воспитывать любовь и интерес к художественным и музыкальным произведениям.

Круглый стол «Познавательно-исследовательская детельность как способ развития интеллекта»

Октябрь

Рассказать родителям о том как можно организовать дома элементарную экспериментальную деятельность детей

Музыкальный досуг «Для милой мамочки».

Ноябрь.

Активизировать действия детей и взрослых в музыкально – речевой деятельности. Формировать доброе отношение друг к другу, уважение к родным и близким.

Стенгазета «С мамочкой похожи мы как 2 капельки воды»

Ноябрь

Экскурсия в кондитерскую Тортольяно

Ноябрь

Познакомить с работой кондитера

«Поможем тем, кто рядом». Изготовление кормушек для птиц.

Ноябрь

Привлечь родителей к экологическому воспитанию детей.

Конкурс поделок "Что за чудо эта ёлка!"

декабрь

Создание веселого предновогоднего настроения у детей. Совместные поделки детей с родителями из ткани, бумаги, бросового материала.

Газета в группе к Новому году «Новогодние пожелания детей»

20 - 25 декабря  

Создание предновогоднего радостного настроения у детей и родителей.

«К нам шагает Новый год». Привлечение родителей к праздничному украшению группы.

15 - 20 декабря

Формировать у детей и родителей интересы желания совместно украсить группу к празднику.

Новогодний утренник.

29 декабря

Создание чудесного новогоднего настроения у детей. Выступление детей перед родителями. Вручение новогодних подарков.

«Снежные постройки»

25 - 30 января    .

Организация совместной деятельности по оформлению участка зимними постройками. Положительные эмоции всех участников, оздоровление.

Экскурсия в Кидзанию

Январь

Познакомить детей с различными профессиями

Участие в соревнованиях «Папа, мама, я-спортивная семья»

Январь

Способствовать сплочению семьи,радостному настрою

Привлечение родителей к расчистке участка от  снега.

Февраль

Организация совместной деятельности по расчистке участка от снега.

Стенгазета «Праздничная панорама».

21 февраля.

Стремление сделать красивый подарок для пап к дню Защитника Отечества. Вызывать у детей чувство гордости за своего папу.

Стенгазета «Широкая масленница»

20-27 февраля

Создать праздничный настрой

Широкая Масленица.

20-27 февраля

Привлечь внимание детей и родителей к народным праздникам.

Экологическая неделя:
1. Конкурс чтецов.
2. Экологическая информация для родителей (буклеты, газеты, оформление стендов).

18 - 22 марта

Привлечь родителей к экологическому воспитанию детей; сплочение в общем деле.

Театральная неделя «Лукошко народных сказок». Спектакль «Волк и семеро козлят».

25 - 31 марта

Привлечь родителей к развитию у детей интереса к различным видам детского театра и свободной творческой самореализации в театрализованной игре.

Мини-проект «Огород на подоконнике».

Апрель

Привлечь родителей к экологическому воспитанию детей.

Выставка к Дню космонавтики

Апрель

Привлечь родителей к деятельности детей

Конкурс рисунка со слоганом по ПДД. «Улица полна неожиданностей».

16 апреля

Привлечь внимание родителей к вопросам ПДД.

Субботник.

Апрель

Привлечь родителей к совместному труду по благоустройству территории ДС.

Вечная память героям

Май

Привлечь родителей к сбору информации о членах семьи воевавших во время В.О.В.

«Что может быть семьи дороже?»

15Мая

Привлечь родителей к изготовлению генеалогического древа. Воспитывать чувство гордости за старшее поколение.

«До свидания,детский сад»

26мая

Создать праздничную атмосферу

«День защиты детей».

Информация для родителей (оформление стендов).

1 июня

Привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье.

В результате проделанной работы повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы. Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.
Большая работа с родителями была проведена мною при подготовке детей к школе.
Были разработаны конспекты совместных занятий «Страна Знаний», «В гости к Вини – Пуху», «Мы – дети планеты Земля», проведены практикумы, тренинги «Факторы успешной подготовки и адаптации детей к школе», «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу», «Определение роли родителей в предшкольной и школьной жизни ребенка».
В результате обогатился воспитательный опыт родителей и повысился эффект семейной подготовки к школе.
Совместная подготовка сблизила меня и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в группе. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не пришлось рисовать самим. Было много восторгов и удивлений.
Проведенная работа способствовала повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в предшкольный период жизни.

Я считаю что цель моей работы практически достигнута. Я наметила для себя новые ориентиры.

Вывод: В тесном сотрудничестве с родителями с использованием нетрадиционных форм работы позволило мне решить те задачи, которые я перед собой ставила. Работа продолжается.

Литература

1.Т.Н. Доронова Г.В. Глушкова «Вместе с семьей» М.2005 г.
2. Н.В. Миклякова «Создание условий эффективного взаимодействия с семьей» М.2006г
3. Е.С Евдокимова « Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника» М. 2005 г.
4. О.Л. Зверева Т.В. Кроткова « Общения педагога с родителями в ДОУ» ТЦ Сфера, М2005г.. – 56с.
5. Единое образовательное пространство детского сада, семьи и социума/Авторы и составители: Т.П. Колодяжная, Р.М. и др. –  Ростов - Н/Д, 2002. – 119 с.

6.Аверина И. Е., М. «Линка-Пресс»-2006г.

7.Дронь А.В., Данилюк О.Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников.

8.Нетрадиционные формы проведения родительских собраний // Социальная педагогика – 2005.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья - "Взаимодействие детского сада с семьей. Поиск эффективных форм работы".

На сегодняшний день дошкольное образование имеет пакет нормативных документов, которые определяют отношения дошкольного учреждения и родителей. В соответствии с этим изменяется и позиция дошкольного у...

«Детский календарь» как одна из форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников в подготовительной к школе группе

laquo;Детский календарь» как одна из форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников в подготовительной к школе группеВ своей работе я столкнулась с такой проблемой, как нежелание род...

Статья на тему: «Детско – родительские проекты, как современная форма взаимодействия детского сада и семьи».

Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста с помощью детско-родительских проектов....

Выступление на Педагогическом совете №2 «Развитие системы взаимодействия детского сада и семьи посредством активных форм работы с родителями» Тема выступления «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ».

laquo;Счастлив тот, кто счастлив дома».Эти слова принадлежат Л. Н. Толстому. Смысл их широкий: великий писатель имел в виду ту счастливость, которую творят в семье, прежде всего взрослые, помог...

Педагогическая практика «Детско-родительский клуб «Здоровая семья», как форма взаимодействия детского сада и семьи в вопросах формирования ЗОЖ и физического развития дошкольников»

Педагогическая практика «Детско-родительский клуб  «Здоровая семья»,  как форма взаимодействия детского сада и семьи в  вопросах формирования  ЗОЖ и физического р...