Проект "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ"
проект (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Плотинновский детский сад,
филиал муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад №189 «Солнышко»
Проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»
для детей младшей разновозрастной группы общеразвивающей направленности от 2 до 5 лет.
Подготовила: воспитатель
младшей разновозрастной группы
общеразвивающей направленности
Надежина Александра Евгеньевна
2021 год
"Недостаточно внимательное
отношение к возрасту первого детства
отражается губительно на всей жизни
человека…"
В.М. Бехтерев
Малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям. Это обстоятельство вносит в жизнь ребёнка серьёзные изменения, к которым необходимо привыкнуть: к отсутствию близких, родных людей; к соблюдению режим дня; к постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми взрослыми.
Наш проект направлен на то, чтобы избежать осложнений адаптационного периода и обеспечить оптимальное течение адаптации.
Актуальность выбранной темы заключена в том что, процесс адаптации ребенка к ДОУ имеет свои сложности, что обусловливает важную роль педагогической поддержки ребенка в этот период. Необходима такая организация жизни ребенка раннего возраста в учреждении, которая обеспечит наиболее адекватное, и почти безболезненное приспособление к новым условиям; позволит сформировать положительное отношение к детскому саду и навыкам общения, не только со взрослыми людьми но и со сверстниками. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка. Педагоги и родители должны помнить, что упущенное в воспитании малыша ничем потом не восполнишь. «Ранний детский возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие», В. С. Мухина.
Итак, необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания к детскому учреждению и сохранению здоровья ребенка в адаптационный период является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.
Цель проекта – создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.
Задачи:
- преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду.
- организация воспитательно-образовательного процесса в соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста.
- снятие эмоционального и мышечного напряжения.
- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.
- развитие игровых навыков, произвольного поведения.
- формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.
Участники проекта: дети 2-3 лет, воспитатели, родители.
Сроки реализации: сентябрь-октябрь 2020г.
Ожидаемые результаты: благоприятный адаптационный период детей 2-3 лет. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации. Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
Принципы работы по адаптации детей к ДОУ:
1. Предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;
2. Постепенное заполнение группы;
3. Гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей;
4. Информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе наблюдений;
5. Наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье);
6. Протекание адаптации.
В нашей группе была создана благоприятная среда, благодаря которой дети и родители могут пройти мягкую адаптацию и привыкнуть к режиму и требованиям детского сада.
Успех в деле адаптации детей зависит от взаимных усилий родителей и воспитателей.
Формы работы с родителями:
1. Консультирование — повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
2. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.
3. Беседы.
Основные направления проекта:
1. Помочь в преодолении стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
2. Обеспечить развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
3. Обеспечить развитие игровых навыков, произвольного поведения;
4. Способствовать формированию активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей; повышать коммуникабельность между родителями.
Содержание проекта
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап | Основной этап (реализация проекта) | Заключительный этап (итог проекта) |
- создание методического обеспечения; - создание естественной стимулирующей среды в соответствии с ФГОС в группе; - помещение информации в родительский уголок; -анкетирование родителей на тему: «Сведения о ребенке»;
| - ознакомление родителей с системой работы ДОУ; - информационная деятельность: - беседы с родителями. - рекомендации "Пальчиковая гимнастика" - совместные праздники, развлечения; - работа с детьми. -Предоставление родителям папки-передвижки с практическими рекомендациями; информационных листов с кратким материалом "Адаптация. Что это?" - Памятка для родителей «В первые дни пребывания в детском саду»; -Буклет для родителей : "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ" | -наблюдение -определение уровня адаптации детей;
-разработка рекомендаций для родителей по соблюдению единых требований к детям в детском саду и дома;
родителей по итогам адаптации (реализации проекта);
- Консультация «В царстве упрямства и капризов. Кризис трех лет.»; |
Игровая деятельность:
Настольно-печатные( «Чей домик», «Кто спрятался», «Собери картинку», «Из какой сказки».)
Сюжетно-ролевые («Больница», «Отведем дочку в садик»,. )
Адаптационные игры («Загляни ко мне в окошко», «Мы шли, шли, шли и что-то нашли».)
Музыкальные игры («Отгадай, что звенит»)
Подвижные игры («Солнышко и дождик», «Мишка косолапый», «Догоню тебя» и т.д.)
Хороводные игры («Пузырь», «Каравай», «Карусели».)
Пальчиковые игры («Этот пальчик», "Мы капусту рубим", "Замок", "Мы делили апельсин" )
Словесные игры («У кого какая мама-домашние животные», «Что мы делаем утром, днем и вечером в детском саду».)
Конструктивная деятельность: Разнообразные конструкторы
Изодеятельность:
Рисование ( «Нарисуем для Тани мячик», «Украсим платье -пальчиками», «Мостик для бычка».)
Лепка ( «Мячик для Тани», «Колобок», «Рябинка».)
Аппликация («Тарелочка с ягодами», «Клубочки».)
Художественная литература:
Чтение цикла стихотворений А. Барто «Мои игрушки»
Русские народные сказки: «Колобок», «Репка», «Волк и семеро козлят».
Произведения К. Чуковского «Муха-цокотуха», Стихотворение С. Михалкова «Щенок», Е. Благининой «Котенок».
Осеннее развлечение (Без родителей)
Заключение:
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
Тема проекта была выбрана с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности (игровую, познавательную, художественно-речевую, музыкально-игровую); отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей, дети проявляли интерес и желание играть, возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей.
В ходе реализации данного проекта адаптация детей к детскому саду прошла без осложнений; эмоциональное напряжение детей понизилось, игра помогла детям успокоится, развить коммуникативные способности. Дети стали общаться друг с другом.
Игры, сближающие малышей друг с другом и с воспитателем.
Курица и цыплятки.
Воспитатель изображает курицу, приговаривает:
Как мои ребятушки. Желтые цыплятушки. Пошли по двору гулять,
Себе зернышки искать. Стали зернышки искать. Чтобы маме показать.
— Мама, мама! Посмотри! Пи-пи-пи! Пи-пи-пи!
Малыши ходят по группе, покачивая головками и помахивая руками-крылышками. Со словами «Пи-пи-пи!» бегут к воспитательнице и прижимаются к ней. Она обнимает всех руками-крыльями. Игра повторяется несколько раз.
Котятки.
Все котятки мыли лапки! Вот так! Вот так! Мыли ушки. Мыли брюшки: Вот так! Вот так! А потом они устали :Вот так! Вот так! Сладко-сладко засыпали: Вот так! Вот так!
Все слова сопровождаются движениями-имитациями. Со словами «Сладко-сладко засыпали...» дети ложатся на ковер, закрывают глаза и притворяются спящими. Затем игра начинается снова.
Маленькие зайчики.
Маленькие зайчики никогда не плачут. Маленькие зайчики по полянке скачут.
От лисы, от волка убегают ловко. И за это мама им дает морковку.
Морковку да капусту вкусную-вкусную. Сели, посидели, всю морковку съели.
Ушками послушали. Кочерыжку скушали.
Воспитатель читает два первых четверостишия, дети-зайчата прыгают по группе врассыпную. На слова «сели, посидели» присаживаются на корточки, могут делать вид, что грызут морковку. На слова «ушками послушали» прикладывают ладошки к голове, будто это ушки, и шевелят ими в разные стороны. Затем игра начинается сначала.
Игры, направленные на освоение окружающей среды ребенком и его знакомство с культурой поведения.
«В гостях у матрешки»
Цель: Воспитывать у детей привычку приветливо здороваться при встрече, прощаться при расставании; произносить приветствие отчетливо, бодро.
«Кукла Таня у нас в гостях»
Цель: Формировать навыки поведения за столом, общения с гостем; воспитывать приветливость, заботливость.
«Каждой вещи – свое место»
Цель: Формировать навык ориентировки в умывальной, туалете, раздевальной комнате. Закреплять у каждого ребенка представление о том, где его постоянное место за столом, шкаф для одежды. Учить поддерживать постоянный порядок в игрушечном хозяйстве в детском саду и дома.
Соберем игрушки.
Ход игры. Пригласите ребенка помочь вам собрать разбросанные игрушки, в которые он играл. Сядьте рядом с малышом, дайте в руки игрушку и вместе с ним положите ее в коробку. Затем дайте другую игрушку и попросите самостоятельно положить ее в коробку. Пока вы складываете игрушки, напевайте что-нибудь вроде: «Мы игрушки собираем, мы игрушки собираем! Тра-ля-ля, тра-ля-ля, их на место убираем».
Игры направленные на развитие взаимодействия между детьми.
Передай колокольчик. Материал. Колокольчик. Ход игры. Дети сидят на стульях полукругом. В центре стоит воспитатель с колокольчиком в руках. Он звонит в колокольчик и говорит: «Тот кого я позову, будет звонить в колокольчик. Таня, иди, возьми колокольчик». Девочка становится на место взрослого, звонит в колокольчик и приглашает другого ребенка, называя его по имени (или показывая рукой).
Зайка.
Ход игры. Дети, взявшись за руки, вместе с воспитателем ходят по кругу. Один ребенок-«зайка» - сидит в кругу на стуле («спит»). Педагог поет песенку:
Зайка, зайка, что с тобой?
Ты сидишь совсем больной.
Ты не хочешь поиграть,
С нами вместе поплясать.
Зайка, зайка, попляши
И другого отыщи.
После этих слов дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Зайка» встает и выбирает ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг.
Пальчиковые игры.
Кто в кулачке?
Ход игры. Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает ребенку несколько раз, как это сделать, и просит его повторить. Возможно, придется помочь ему убрать большой палец в кулак.
Читает стишок и вместе с ребенком выполняет движения.
Кто залез ко мне в кулачок?
Это, может быть, сверчок? (Сжать пальцы в кулак.)
Ну-ка, ну-ка, вылезай!
Это пальчик? Ай-ай-ай! (Выставить вперед большой палец.)
Игра с кистями рук.
Ход игры. (Выполняя движения, воспитатель просит ребенка повторить их.) Взрослый опускает пальцы вниз и шевелит ими – это» струи дождя».
Складывает пальцы каждой руки колечком и прикладывает к глазам, изображая бинокль. Рисует пальцем – «кисточкой» кружки на щеках, проводит сверху вниз линию по его носу и делает пятнышко на подбородке. Стучит кулаком о кулак, хлопает в ладоши. Чередуя такие действия, воспитатель создает определенную последовательность звуков, например: стук-стук, стук-хлоп, стук-стук-хлоп, стук-хлоп-хлоп и т. п.
«Этот мальчик маму слушал»
Цель: в веселой игре развивать мелкую моторику.
Игра проводится с одним ребенком. Воспитатель, следуя тексту потешки, загибает поочередно пальчики малыша, начиная с большого. Взяв в руку его мизинец, постукивает им. Разгибает пальцы ребенка. Движением своих пальцев показывает, как пальчики «побежали» и «захлопали в ладоши», побуждает малыша к подражанию.
Этот пальчик маму слушал. Этот пальчик кашу кушал. Этот пальчик спрятался.
И этот пальчик спрятался. А мизинчик их нашел. И постучал: тук-тук-тук!
Все пальчики побежали. В ладоши захлопали, заплясали.
«Пальчики пляшут»
Цель: в веселой игре развивать мускулатуру рук и пальцев.
Проводится с группой детей (3-4 ребенка), сидящих перед воспитателем. Взрослый предлагает детям показать свои ручки: «Поднимите ручки, пальчиками подвигайте, в кулачок спрячьте».
Опыты для малышей.
Воздушный шарик
Ты подбрось воздушный шарик
И скажи ему: «Летай!»
А упасть ему на землю
Не давай, не давай!
Солнечные зайчики
Материал. Маленькое зеркальце. Ход игры. Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:
Солнечные зайчики
Играют на стене.
Помани их пальчиком,
Пусть бегут к тебе!
По сигналу "Лови зайчика!" дети пытаются его поймать. Игру можно повторить 2-3 раза.
Выдувание мыльных пузырей
Ход игры. Воспитатель на прогулке выдувает мыльные пузыри. Пробует получить пузыри, покачивая трубочкой, а, не дуя в нее. Считает, сколько пузырей может удержаться на трубочке за один раз. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивленно спрашивает у детей, куда он пропал. Затем учит каждого ребенка выдувать мыльные пузыри.
(Напрягать мышцы рта очень полезно для развития речи.)
Литература.
1. АверинаИ. Е. Физкультурные минуты и динамические паузы в ДОУ. Москва2008
2. БелкинаЛ.В. «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»
3. Доронова Т.Н. «Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями»
4. Кравченко И.В., Т. Л. Долгова Прогулки в детском саду. ТЦ Москва2009
5. Роньжина А.С. «Занятия с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению».
Консультации для родителей!
Как подготовить ребёнка к детскому саду. Советы и рекомендации.
Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы он пошел в сад.
Например: детский сад – это красивый дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В саду все приспособлено для детей. Там маленькие столики и стульчики, маленькие кроватки, маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Ты все это сможешь посмотреть, потрогать, поиграть со всем этим. В саду дети кушают, гуляют, играют. Я очень хочу пойти на работу, и мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошел в детский сад, чтобы тебе тоже было интересно.
Показывайте картинки из книг и журналов, на которых изображены дети в детском саду. Сочините маленький рассказик про то, как детям весело живется в детском саду.
Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку, как ему повезло – скоро он сможет пойти сюда. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, ведь его приняли в детский сад.
Подобно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ и чем чаще вы будете повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребенок, когда пойдет в детский сад. Малышей пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит, как и было обещано, он чувствует себя увереннее.
Постепенно домашний режим подстраивайте под режим детского сада (даже выходные дни).
Стремитесь к тому, чтобы питание ребенка было рациональное, а не однообразное (приближайте домашний рацион к рациону детского сада).
Приучайте ребенка быть самостоятельным. В детский сад он должен прийти с определенными навыками.
Начинайте водить ребенка не с того дня, когда мама должна выйти на работу, а как минимум за месяц до этого. Постепенно увеличивая длительность его пребывания в детском саду (в первые дни 2-3 часа).
Поговорите с ребенком о возможных трудностях, к кому он может обратиться за помощью, как он это сделает. Например: «Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: «Я хочу пить», и Ольга Петровна нальет тебе воды».
Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе много детей и иногда ему придется подождать своей очереди.
Приготовьте вместе с ребенком «радостную коробку», складывая туда недорогие вещи. Это могут быть небольшие игрушки, книжки с картинками. Вам будет проще отправлять ребенка в садик – с игрушкой веселее идти, и проще завязывать отношения с другими детьми.
Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаясь к ним по имени, просить, а не отбирать игрушки, предлагать свои.
Придумайте с ребенком прощальные знаки внимания (поцеловать друг друга в щечку, обняться) и ему будет проще отпустить вас.
Ребенок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения. Помогите ребенку в этом. Познакомьтесь с другими родителями и детьми. Называйте других детей в присутствии вашего ребенка по именам. Спрашивайте дома своего ребенка о Лене, Саше, Сереже. Поощряйте обращение вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии.
В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом.
В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребенка.
Адаптация ребенка к детскому саду.
Главное обстоятельство, провоцирующее стресс у ребенка, - это отрыв от матери и оставление ребенка одного с незнакомыми детьми и чужими, незнакомыми взрослыми. Ведь до сих пор, оказываясь в новой ситуации, ребенок получал поддержку матери, ее присутствие укрепляло его в новой, необычной ситуации, создавало психологический комфорт. А теперь? В детском саду ребенку надо самому приспосабливаться к новым условиям, правилам и требованиям, да к тому же приходится распрощаться со своим привилегированным домашним положением и влиться в среду сверстников.
Как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду
Легче и быстрее адаптируются к детскому саду те дети, родители которых начинают готовить ребенка к посещению дошкольного учреждения заранее.
Способность ребенка адаптироваться к детскому саду во многом зависит от психологического настроя мамы. Если у мамы есть уверенность в том, что садик - это хорошо, пусть и нелегко к нему привыкнуть; хорошо потому, что это какой-то этап взросления, человеческого роста малыша - то это одно. А если мама изначально сомневается, даже боится ("А если будет все время болеть?", "А если будут обижать воспитатели или другие дети?", "А если не доглядят, не досмотрят?"), - это другое. У ребенка такой тревожной мамы гораздо меньше шансов успешно адаптироваться к детскому саду".
Поверьте в то, что детский сад ребенку принесет пользу.
Во время адаптации ребенка к детскому саду надо снизить уровень предъявляемых к нему требований и максимально окружить вашей заботой, любовью и вниманием. Кроме того, в саду ребенок может уставать от шума, беготни. И только дома есть возможность расслабиться. Родителям очень важно стараться держать себя в руках, не ругать и не наказывать ребенка за плохое поведение. Уделять малышу максимум возможного внимания по вечерам. Почитать, поиграть, порисовать, полепить из пластилина вместе. Не волнуйтесь, со временем это пройдет!
В этот непростой для всех период жизни вам надо просто любить ребенка, каким он есть, и показывать ему вашу безусловную любовь.
Три дня в детском саду - две недели на больничном.
Очень распространенной бывает ситуация, когда ребенок до начала посещения им детского сада почти совсем не болел, а потом в три года как пошел в детский сад и началось...неделя в детском саду, две недели - на больничном.
Что делать родителям? Прежде всего, надо признать тот факт, что любой детский коллектив - это источник вирусов и бактерий. Каждый ребенок является носителем своих, специфичных микробов, которые он получил у себя в семье и к которым у него выработался иммунитет. Дети в начале посещения детского сада начинают активно обмениваться микробам, поэтому часто болеют первое время.
Снижает иммунитет у детей также стресс, вызванный посещением детского сада. Чем труднее проходит привыкание ребенка к садику, чем сильнее он переживает разлуку с любимой мамой, тем чаще будет болеть.
Что же делать?
Как помочь ребенку легче адаптироваться к детскому саду и меньше болеть?
Во-первых, надо принимать в расчет не только то, как часто ребенок болеет, но и насколько тяжело протекают болезни. Если болезни протекают хоть и часто, но легко, без осложнений, без приема кучи лекарств, если малыш выздоравливает сам и все лечение состоит только в обильном питье, фруктах, частом проветривании помещения, то так болеть и так выздоравливать не вредно!
Но если, как пишет доктор Комаровский: "...каждый чих - повод для назначения десятка сиропчиков-таблеточек, для инъекций антибиотиков, для тщательного обследования, для консультации десятка специалистов, каждый из которых считает необходимым добавить к лечению еще парочку-другую препаратов, - такие ОРЗ однозначное и очевидное зло, и такие ОРЗ бесследно не проходят и безболезненно не перерастаются. И для такого ребенка детский сад опасен. И родители опасны. И врачи..."
Также родители должны понимать, что если вы не будете водить ребенка в детский сад, боясь частых болезней, то такая ситуация с болезнями может возникнуть с началом посещения ребенком школы. В школе, как вы понимаете, болеть хуже, т.к. ребенок пропускает занятия.
На здоровье ребенка сказывается его образ жизни. Ежедневные прогулки на свежем воздухе, физкультура, полноценное питание, богатое витаминами, отсутствие вредных продуктов в рационе, жизнь в экологически чистой местности...все это укрепляет иммунитет. Про это знают все родители, но не всегда все эти условия осуществимы, особенно, в условиях жизни в крупном городе. Но, по крайней мере, к этому надо стремиться.
Как справиться с капризами ребенка при расставании с родителями? "Почему ты плачешь?"
Этот вопрос тысячу раз задают родители своим маленьким детям, которые цепляются за них и рыдают, не позволяя выйти из дому.
Понять, почему ребенок плачет, почти невозможно.
Сам ребенок тоже ни за что не сможет объяснить причину того, почему он не хочет отпустить маму. Даже спрашивать его об этом по меньшей мере бесполезно, а иногда и вредно (по интонации вопроса он чувствует, что им недовольны, и переживает, что расстроил или обидел маму). Почему же он плачет?
Он плачет, потому что слезы - единственный способ, которым ребенок может показать, что он БЕСПОКОИТСЯ.
Взрослые наделяют слезы более трагическим смыслом, чем дети. Взрослые плачут в тяжелом горе, в отчаянии, при сильной боли. Ребенок же слезами "разговаривает".
Ребенок хочет говорить именно о расставании, а то, что он плачет, показывает, как сильно он хочет об этом говорить. Об уходящей маме, о том, что с ней будет, о том, когда она вернется, о том, как она его любит и сочувствует ему, маленькому человеку, который осваивает новый опыт расставаний и встреч. Мама, которую плачущий малыш "вернул с порога", которая решила "не травмировать" ребенка и вопреки своим планам и желаниям осталась дома, тем самым просто "откладывает" разговор о расставаниях и встречах. Такой разговор обязательно рано или поздно состоится, и ребенок снова будет использовать для разговора все свои озможности: слова, слезы, капризы, манипуляции...
Как лучше прощаться
Попробуем найти рецепт хорошего и полезного для ребенка прощания. Для этого вспомним, что мы знаем о желаниях малыша, и решим, чего хочет взрослый.
Итак, ребенок хочет:
- знать, куда уходит мама;
- знать, когда она придет;
- быть уверенным, что с ним ничего не случится;
- быть уверенным, что с ней ничего не случится;
- быть уверенным, что она получает удовольствие от того, что делает, и ей там не хуже (хотя и не лучше), чем здесь.
В то же время взрослый хочет:
- обеспечить безопасность ребенка;
- не опоздать туда, куда идет;
- оставить ребенка в достаточно хорошем настроении;
- вернувшись, увидеть радость встречи в глазах своего малыша.
Постараемся совместить эти пожелания в одной стратегии.
- Чтобы не опаздывать и иметь возможность попрощаться с ребенком, соберитесь на 5-10 минут раньше (больше не надо, чтобы не превращать прощание в самостоятельное событие дня).
- Скажите честно ребенку, куда и зачем вы идете (только очень просто, например: "Я иду в парикмахерскую стричь волосы", или "Я иду на работу печатать на компьютере", или "Я иду к тете Лене пить чай"). Не бойтесь, что ребенок не поймет слов: спокойная, открытая интонация подскажет ему, что то место, куда идет мама, достаточно хорошее, и дело, которое она будет делать, - полезное и приятное.
- Скажите точно малышу, когда вы вернетесь. Для этого не нужно говорить время по часам (это маленькому ребенку может быть не совсем удобно и понятно). Можно сказать: "Я приду, когда ты покушаешь, погуляешь, поспишь". Ребенку понятнее конкретные описания событий, по которым он и определит время.
- Расскажите сыну или дочке, с кем он останется и, главное, что будет делать: "Ты будешь с бабушкой. Вы покушаете, потом погуляете, потом поиграете, а потом будете меня вместе встречать".
- Не сулите ребенку "призов" за то, что он вас отпускает, но если он попросит ему что-то принести, не отказывайте. Если же выполнить его просьбу невозможно, сразу скажите ему об этом: "Ну нет, живого цыпленка я не смогу тебе принести..." Даже если ребенок ни о чем не просит, приносите ему время от времени какую-нибудь маленькую приятную вещицу (печенье, конфетку, яблоко, тетрадку), чтобы он чувствовал, что где-то далеко от него вы о нем помните и готовитесь к встрече.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья. Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Задача: создание необходимых условий для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развитие детей раннего возраста по с...
Рекомендации для родителей групп раннего возраста “ Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ “.
Рекомендации для родителей групп раннего возраста“ Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ “. Период адаптации- тяжелое время для ребенка, его родителей. В среднем адапт...
Родительское собрание в группе раннего возраста «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»
Родительское собрание в группе раннего возраста«Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»...
Родительское собрание в первой группе раннего возраста на тему: ««Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»
родительское собрание...
Консультация для родителей группы раннего возраста Тема: «Проблемы адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»
Консультация для родителей .Познакомить родителей с понятием «адаптация» и ее особенностями у детей;Дать рекомендации по адаптации ребенка в условиях семьи...
Консультация для педагогов групп раннего возраста: "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ".
Цель: расширение представлений педагогов об адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ....
Рекомендации для родителей групп раннего возраста “ Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ “.
Период адаптации- тяжелое время для ребенка, его родителей. В среднем адаптация у детей раннего возраста длится 2-3 недели....