Нравственное воспитание
консультация

Юлия Владимировна Белова

материал для нирокого круга педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_raboty_po_nravstvenno.docx23.32 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям города, к его вековым корням, к таким понятиям, как род, родство, Родина. Тема патриотического воспитания очень актуальна, поэтому имеет место во многих документах по дошкольному образованию. Работа по нравственному воспитанию должна проводится регулярно и в системе.

В нашей группе была проведена диагностика сформированности этических представлениий а так же сформированности трудовых навыков и  патриотических чувств.

Исходя из результатов диагностики можно сделать вывод что этические представления сформированы у 68% детей трудовые навыки у 98% а патриотические чувства у 60% детей.

Большая роль отводится созданию условий, разнообразию приемов и методов в работе с детьми. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.

Во время работы с детьми по нравственно- патриотическому воспитанию решаются следующие задачи:

• воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому,

детскому саду, улице, городу;

• формирование бережного отношения к природе и всему живому;

• воспитание уважения к труду;

• развитие интереса к русским традициям и промыслам;

• формирование элементарных знаний о правах человека;

• расширение представлений о городах России;

• знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

• развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

• формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их

традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. В детские годы формируются основные качества человека, поэтому важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России. Образовательную деятельность с воспитанниками проводить с использованием наглядного материала, в игровой форме. Использование игровых приемов повышает познавательную активность детей, создает эмоциональную атмосферу. Тематическое планирование является необходимым условием для целенаправленной работы, позволяет устанавливать логические связи между различного рода сведениями«Мой город»«Твои защитники»«Моя семья» и др. Важно, чтобы дети воспринимали материал,активно думали. Этому способствуют такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращения к опыту детей, дидактические игры.

Методы, используемые в работе с детьми по нравственно- патриотическому воспитанию самые разнообразные и строятся на принципе от близкого к далекому, от простого к сложному. Также в своей работе мы учитывали психологические особенности детей (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимание социальных явлений и др.).

Мы связываем воспитательно-образовательную работу с окружающей общественной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка.

В работе по нравственно- патриотическому воспитанию мы используем различные технологии:

• игровые,

• информационные,

• коммуникативные,

• проблемные,

• развивающего обучения,

• консультативные,

• визуальные,

• проектные,

• ИКТ.

Метод проектов один из перспективных методов, способствующих решению проблемы патриотического воспитания, развивающий познавательный интерес, формирующий навыки сотрудничества. Основная его цель – развитие свободной творческой личности ребенка, возможность почувствовать себя исследователем, объединить детей, родителей. Использование информационно-коммуникационных технологий –актуальное и эффективное средство для патриотического воспитания

дошкольников. Информационно-коммуникационные технологии используем при рассматривании наглядного материала, просмотре мультимедийных презентаций, мультфильмов, прослушивании песен и стихов и др.

Основными методами патриотического воспитания в младшей группе выступают:

• организация жизненных и игровых ситуаций, дающих возможность

осваивать опыт доброжелательного отношения к близким, взрослым;

• инсценировок с игрушками, демонстрирующими образцы

взаимоотношений в детском саду и в семье;

• наблюдение за отношением взрослых в детском саду;

• хороводные игры, игры-имитации;

• чтение стихов, потешек, сказок на тему доброты, любви к родителям;

• рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок с изображением

семьи, предлагает назвать членов семьи, их действия, выделить общее

радостное настроение;

• рассматривание семейных фотографий и др.

В группе мы вовлекали детей в разговор о семье, семейных событиях. Рассматривая семейные фотографии, обращали внимание на черты их сходства с родителями, в семье все заботятся друг о друге. Увлекают детей игры на семейные темы, где разыгрываются различные сюжеты из жизни. Знакомили воспитанников со стихами, песенками, в которых отражаются события из жизни семьи, труд родителей. Организовывали ситуации «добрых дел»: в подарок родителям сделать коллективную аппликацию, подарить рисунки. В старшем дошкольном возрасте у детей закладываются основы гражданственности, развивается интерес к Родине на эмоционально-чувственном уровне.

В старшей группе мы использовали такие методические приемы патриотического воспитания, как:

• этические беседы о городе, родной стране, мире;

• экскурсии, наблюдения за деятельностью людей и общественными

событиями;

• рассматривание иллюстраций об особенностях природы России,

разных стран;

• знакомство с элементами национальной культуры;

• обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей и

горожан.

В работе с детьми подготовительной к школе группы применяли

следующие методы:

• знакомство с российской символикой;

• игра-путешествие по городу, где вместе создают карту города,

отражая на ней достопримечательности;

• рассматривание иллюстраций к сказкам народов России;

• стимулировать к собиранию коллекций и мини-музеев;

• придумывание сказок и историй о достопримечательностях родного

города;

• совместная деятельность с детьми с картами и схемами;

• рассказ воспитателя об истории города, об архитектурных

сооружениях, легенд, мифов.

Важно использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии. Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции, в которых отражаются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений, связанных с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью способной увлечь ребят национальным изобразительным искусством. Используя предлагаемые формы и методы патриотического воспитания, покажем детям красоту своего родного города, познакомим с талантом русского народа, научим детей любить свой город и свою страну, и гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране, как Россия. Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Вс это создат благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.

В работе с родителями мы использовали разнообразные формы и методы:

• КВН;

• «Круглый стол»;

• семинары – практикумы;

• посиделки;

• конкурсы;

• выставки;

• походы;

• игровые программы;

• родительские собрания.

В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т. д. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди. Используя предлагаемые формы и методы патриотического воспитания, покажем детям красоту своего родного города, познакомим с талантом русского народа, научим детей любить свой город и свою страну, и гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране, как Россия.

 В нашей группе проведена большая работа по данному направлению:

  • собран обширный материал по данной теме (книги, иллюстрации, карты, альбомы, картотеки, тематические папки, художественная литература, портреты известных людей, защитников города, края и т.п.);
  • с детьми проведено: НОД: «Россия моя и твоя», «Москва как много в этом слове», «Моя семья», «Богатыри-защитники земли русской», «Путешествие к русским мастерам»,и т.д.  беседы «Россия наш общий дом», «Моя Москва», «Наши защитники», «Мама, папа я-вместе дружная семья» экскурсии, чтение художественной литературы, слушание музыкальных произведений, рассматривание иллюстраций, картин;
  • ежедневно проводится работа по организации дежурства по столовой и занятиям. На прогулке дети помогают воспитателю в очистке участка от снега,листвы. В теплый период дети ухаживают за цветником. В холодный период подкармливают птиц.
  • Ежедневно проводятся беседы по этикету,правилам поведения за столом, работа по формированию КГН
  • организована работа с родителями: индивидуальные беседы, консультации, наглядная информация, проведены совместные мероприятия (экскурсии к памятным местам города, утренники тематические беседы) В нашей группе постоянно проводятся досуги ко Дню семьи, Дню Победы, Дню пожилого человека, Дню матери, Дню защитника Отечества.Была проведена акция «Бессмертный полк» к Дню Победы.
  • К Различным праздникам мы делаем с детьми стенгазеты.
  • родители привлекались к изготовлению тематических папок, альбомов, рисунков, поделок, созданию фоторепортажей о семейных походах к достопримечательностям города, края.

Было проведено анкетирование родителей по теме «Патриотическое воспитание ребенка».

Родителям предлагалось ответить на такие вопросы, как:

  • Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
  • Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
  • Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей?
  • Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, государственными лидерами, традициями, памятными датами?
  • Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции? Какие?

Проанализировав ответы, можно с уверенностью сказать, что большинство родителей понимают патриотическое воспитание как воспитание любви к своей Родине, родным местам, родной природе. 28% ответивших на анкеты, считают, что патриотическое воспитание – это знание и уважение культурных традиций своего народа, а также знание истории страны.

При ответе на вопрос о возможности патриотического воспитания в детском саду, все родители (100%) считают, что не только возможно, но и нужно обязательное знакомство с фольклором, традициями, песнями, народным творчеством родной страны.

60 % ответивших родителей считают, что основную ответственность за патриотическое воспитание детей должна нести семья, 15 % – что семье должен помогать детский сад, и еще 25% - что ответственность за патриотическое воспитание дошкольников должны нести и семья, и детский сад.

Всего лишь 2 человека (0,4 %) отрицательно ответили на вопрос о том, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, государственными лидерами, традициями, памятными датами.

На вопрос об ознакомлении с родословной семьи, все родители (100%) отметили не только актуальность этой темы, но и необходимость изучения истории своей семьи, как части общества, возникновения своей фамилии.

На вопрос о семейных традициях, 15% родителей затруднились ответить или ответили отрицательно. А остальные отметили, что семейные традиции, в основном, это семейные праздники, дни рождения, проведение совместного отдыха, прогулки всей семьей по выходным.

Из всего вышесказанного видно, что многие родители заинтересованы в том, чтобы детям с дошкольного возраста прививали чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, города, родины. Ведь всем известно, что именно дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре.

Вывод:Только совместная ежедневная работа воспитателей и родителей дошкольников по нравственно-патриотическому воспитанию может дать положительный результат-воспитать достойного гражданина и члена общества.

Список литературы

2. Артемова Л.В. Формирование общественной направленности ребенка в дошкольной игре. Киев. 1998.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте М. Просвещение. 1968.

4. Взаимодействие семьи и детского сада в нравственном воспитании дошкольников. Сб. научн. тр. АПН ССР НИИ дошк. восп.

5. Воспитание гуманных чувств у детей(В.К. Котырло, С.Е. Кулачковская, С.А. Ладывир и др.; под редакцией Л.Н. Прокашенко,В.К. Котырло. Киев 1987.

6. Воспитание личности ребенка дошкольного возраста. Пермь, 1976.

7. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Пособие для воспитателей детского сада. // Под ред. А.М. Виноградовой. М. Просвещение. 1980.

8. Карандашев Ю.Н. Как дети понимают взрослых. Минск. БГУ. 1981.

9. Князева Л.П. Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Учебное пособие для спецкурса. Пермь, 1974.

10. Конина М.М. Роль художественной литературы в нравственном и эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. М. 1963.

11. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром (АПН ССР, НИИ дошк. Восп. М. Педагогика. 1988.

12. Лаврентьева Г.А. Культура общения дошкольников. Киев. 1988.

13. Нравственное воспитание в детском саду /Н.А. Ветлугина и др. Под раед Н.А.Ветлугиной. М: Просвещение, 1989.

.

14. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада. М: Просвещение,1986.

15. Пономаренко Т.О. О взаимосвязи этических представлений и поступков детей // Дошкольное воспитание. 1996. №3, с. 10-14.

16. Пономаренко Т.О. Положительная предвосхищающая оценка как одно из средств нравственного воспитания // Дошкольное воспитание, 1996. с. 15-19.

17. Сенько Т.В. Успех и признание в группе: старший дошкольный возраст. Минск: Нар асвета, 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально - нравственное воспитание детей второй младшей группы детского сада. Перспективное планирование по социально- нравственному воспитанию детей 3-4 лет "В гостях у сказки".

"В гостях у сказки"  - методическая разработка, направленная на социально-нравственное развитие ребенка посредством рассказывания различных сказок, чтения художественной литературы, обыгрывания с...

Доклад по духовно-нравственному воспитанию на тему: "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников".

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников"....

Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"

Консультация для родителей  по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"...

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему:«Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»...

Перспективное планирование по теме: "Духовно-нравственное воспитание детей". Материал доя работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию

В плане подробнор расписаны темы и мероприятия для работы с детьми в детском саду по духовно -нравственному воспитанию...

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему:«Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»...