Роль нестандартного оборудования в развитии мелкой моторики дошкольников»
материал (подготовительная группа)

Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования». Представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования. Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx25.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №23 «Кораблик» г.Волжска Республик Марий Эл

Выступление из опыта работы

«Роль нестандартного оборудования

в развитии мелкой моторики дошкольников»

воспитатель ДОУ №23 «Кораблик»

Семёнова А.Г.

Февраль 2020г

 

     Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования». Представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования. Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.
  Сегодня, уважаемые коллеги, я хотела бы поделиться опытом своей работы по развитию мелкой моторики рук у детей.
Мелкая (тонкая) моторика рук — это способность выполнять точные скоординированные действия пальцами и кистями. Навыки мелкой моторики необходимы не только в быту, они оказывают большое влияние на процесс обучения ребенка. Именно поэтому при диагностике готовности к школе большое внимание обращают на то, как развита мелкая моторика дошкольников.
 В быту нам ежеминутно приходится совершать действия мелкой моторики: застегивать пуговицы, завязывать шнурки, держать столовые приборы. Навыки мелкой моторики важны при обучении письму и рисованию: от степени развития этих навыков будет, в частности, зависеть почерк человека. Кроме того, развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи, так как зоны коры головного мозга, отвечающие за эти функции, расположены очень близко друг от друга.
Именно в дошкольном возрасте на развитие мелкой моторики следует обращать особое внимание: к тому моменту, когда ребенок пойдет в школу, его моторные навыки должны быть развиты на достаточном уровне, иначе обучение в школе будет представлять для него сложности.

 Осенью 2017 года ко мне пришли дети второй младшей группы, которые не посещали детский сад.  С вновь набранной группой я столкнулась с такой проблемой : слабое развитие кистей рук, нарушение моторики рук, затруднение в запоминании. У них преобладало медлительность выполнения движений, наблюдалось скованность. Дети при выполнении заданий начинали капризничать, начатое дело не доводили до конца, ухудшалось настроение. Понимая,  важность этой проблемы,  я поставила перед собой цель:  развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционного оборудования.

Задачи:

  1. Изготовить нестандартные игры и пособия для развития мелкой моторики рук.
  2. Развивать умение выполнять движения кистями и пальцами рук по подражанию действиям педагога с речевым сопровождением.
  3. Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.
  4. Повысить педагогическую грамотность родителей о роли   мелкой моторики в развитии  детей.

  1. Создание предметно-развивающей среды.

Понятие «развивающая среда» означает создание необходимых условий для развития ребенка. Каждый предмет в группе может стать развивающим.                   

        Постаралась создать среду, окружающую детей таким образом, что она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики. В группе создана необходимая предметно-развивающая среда, изготовлены  игры и пособия для развития мелкой моторики,  побуждая детей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом. Проведение игр – занятий способствует развитию мелкой моторики рук, совершенствуют координацию движений, формируют сенсомоторные способности детей и развивают другие психические функции (внимание, мышление, память). Детям  нравятся такие игры как: «Сыпем, лепим», «Отпечатки наших рук», «Собери цветок», «Составь узор», «». В группе имеется большое количество игрушек развивающего характера: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры  с карандашами,  конструкторы; дидактические игры и пособия, необходимые для развития мелкой моторики.         Так же хорошо развивают мелкую моторику пальцев рук и дидактические    игры из бросового материала, нестандартного пособия и оборудования.

Игры с бусинками: «Разноцветные бусы», «Сделаем куклам бусы» - помогут скоординировать движения обеих рук. Ребёнку предлагаются для нанизывания на верёвочку бусы с дырочками разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации системы «глаз-рука». В этой детской игре формируется не только ручная умелость, но и сенсорные эталоны (цвет, форма, величина).

 Игры-шнуровки - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); способствуют развитию речи; развивают творческие способности; развивают усидчивость; игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе. Например: «Ежик», «Жук», «Улитка», «Бабочка», «Домик», «Пуговица», «Колобок» и т.д.

Игры с прищепками - развивают мелкую моторику, пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи. Например:

Игра «Солнышко».

Игра «Елочка».

Игра «Травушка-муравушка».

 Описание методов работы.

         Свою работу по развитию мелкой моторики я начала проводить  с детьми  с 2 младшей группы. Как я уже говорила, в группу приходили  дети “домашние”, у них не были сформированы навыки самообслуживания. Навыки самообслуживания у малышей я начала формировать под воздействием развития у детей  общей и мелкой моторики. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна, как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т.е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.

       В начале своей работы провела диагностическое обследование состояния мелкой моторики у детей с целью – выявить уровень развития мелкой моторики рук. Определение уровня мелкой моторики и координации движения рук даёт возможность правильно спланировать свою работу.  Для  диагностирования было взято 15 детей в возрасте 3-4 лет.  Диагностику в начале года проводила по следующим критериям:

1.Упражнение «Фонарики» - поочередно сжимать и разжимать пальцы рук на счет "раз-два". На "раз" пальцы правой руки выпрямлены, пальцы левой руки сжаты.  На "два": пальцы левой руки выпрямлены, пальцы правой руки сжаты. Выполнять упражнение сначала медленно, затем ускорить темп. Упражнение можно выполнять сначала на счет, а потом - сопровождая движения ритмично проговариваемыми строчками:

Мы фонарики зажжем,

А потом гулять пойдем.

Вот фонарики сияют,

Нам дорогу освещают;

2.Потирание кулачков;

3.Сминание бумаги в кулачке.

Критерии делятся на три уровня: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень: точное воспроизведение движения.

Средний уровень: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения.

Низкий уровень: отсутствие основных элементов в структуре движения.

 

  Работа с родителями

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями. Я стала задумываться над изготовлением пособий, которые могли бы привлечь внимание детей и улучшить их результативность. Все яркое, красочное, необычное привлекает детей в младшем возрасте. Поэтому я пришла к выводу, что дидактические игры должны быть необычными (нестандартными), интересными для детей.

        Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. Провела с родителями родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики у детей  с использованием нестандартного оборудования», ознакомила с содержанием и значением необходимости развития мелкой моторики детей , предложила  вместе с родителями обсудить, какое оборудование могли бы мы сделать и из чего, предложила осуществлять работу в трех направлениях:

1.Разработать специальные игры – упражнения для развития мелких движений пальцев;

2.Обучить умению целенаправленно управлять своими движениями, приобретая навыки самообслуживания;

3.Формировать мелкую моторику с использованием различных настольных и пальчиковых игр, игр с использованием нестандартного оборудования.

        Родители заинтересовались моей идей сделать нестандартное оборудование своими руками, предлагали помощь в решении той или иной задачи. Стали переносить опыт по развитию мелкой моторики пальцев рук с использованием нестандартного оборудования для своих детей, чтобы заниматься с ними дома. Также приносили подсобный материал для изготовления нестандартного оборудования (прищепки, пуговицы, шнуровку, киндер сюрпризы и т.д.).

        Кроме того, с родителями была проведена консультация на тему: «Влияние пальчиковой гимнастики для умственного развития детей дошкольного  возраста».

        В родительский  уголок  помещаю рекомендации по развитию мелкой моторики: описание пальчиковых игр, игр в быту, различные памятки по данной теме.

Например: «Игры с прищепками», игры «Пока мама на кухне» Этим я старалась довести до родителей значение игр на развитие мелкой ммоторики. Они должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь    ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не 

отступать, если задания  сложные.

      

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        

 Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей,  педагогов детского сада помогли                добиваться поставленной цели. Таким образом, в результате проделанной работы пришла к заключению, что нестандартное оборудование способствует развитию мелкой моторики рук  у детей ,

а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. 

На будущее планирую:

1.Продолжать усовершенствовать наши начинания.

2.Разработать еще несколько дидактических игр на использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики пальцев рук.

3.Разработать перспективный план на следующий год с   усложнениями.

4.Продолжать сотрудничать с родителями, привлекать их к разного рода мероприятиям совместно с детьми.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль нестандартного оборудования в развитии мелкой моторики дошкольников» (творческая мастерская для родителей)

Многие ученые, педагоги, психологи обращали серьезное внимание на значение развития мелкой моторики рук. Аристотель говорил: «Рука – это инструмент всех инструментов», подразумевая под этим взаимосвяз...

Мастер-класс для педагогов «Роль нестандартного оборудования в развитии мелкой моторики дошкольников»

В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Поэтому, одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития реб...

Презентация на тему "Роль нестандартного оборудования в развитии мелкой моторики дошкольников"

quot;Роль нестандартного оборудования в развитии мелкой моторики дошкольников"...

Роль пластилинографии в развитии мелкой моторики дошкольников

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности...

Мастер-класс на тему: «Роль нестандартного оборудования в развитии мелкой моторики дошкольников»

В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Поэтому, одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развит...

Консультация для родителей "Роль нестандартного оборудования в развитии мелкой моторики дошкольников"

В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Поэтому, одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического ра...

Консультация для родителей на тему: " Роль пластилинографии в развитии мелкой моторики дошкольников".

Консультация для родителей на тему: " Роль пластилинографии в развитии мелкой моторики дошкольников"....