Доклад «Интеграция видов деятельности как средство формирования развития речи дошкольников».
методическая разработка

Доклад: "Интеграция  видов деятельности как средство формирования развития речи дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Хунчугеш» комбинированного вида с. Эрги-Барлык Барун-Хемчикского района                   Республики Тыва

Доклад на тему:

«Интеграция видов деятельности

как средство формирования развития речи дошкольников».

Воспитатель: Саая Е. К-Б

                                                        2020г.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической и грамматической. Полноценное овладение речью в дошкольном детстве является необходимым условием задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.

В дошкольном детстве процесс познания у ребенка происходит эмоционально – практическим путём во всех видах деятельности.

Педагогический процесс нашего детского сада в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предполагает поиск и использование адекватных форм образовательной работы. Образовательный процесс в ДОУ, основываясь на комплексно-тематическом подходе, учитывает принцип интеграции.

Под интеграцией мы понимаем форму взаимодействия, взаимопроникновения различных образовательных областей, обеспечивающую целостность образовательного процесса.

Я пришла к выводу, что систематическое использование интегрированных форм работы является эффективным средством развития речи. Интегрированная деятельность обеспечивает высокую эффективность в работе по развитию речи детей, поскольку раскрывает перед ними выразительность языка, показывает, как богата речь живыми и образными выражениями, а самое главное, имеет большое значение для дальнейшей успешной жизни в социуме.

В своем опыте работы использую интеграцию в разных видах деятельности:

в процессе организации: игровой деятельности, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной;

в ходе режимных моментов;

в играх-путешествиях, играх драматизациях;

в опытно-экспериментальной деятельности;

в организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и художественной литературой;

художественно – творческой деятельности;

в специально организованной и свободной деятельности детей, во время прогулки и после неё;

в процессе взаимодействия с семьями воспитанников и т.д.

Интегрированные формы работы с детьми использую в изобразительной деятельности.

Занятия аппликацией, лепкой для детей увлекательны и интересны. Обязательно включаю в процесс пальчиковую гимнастику, художественное слово. Знакомлю детей с новыми словами: Действия: вырезать, наклеить, отщипывать, расплющивать, раскатывать, надавливать, закручивать, отделять. Учу понимать, различать и употреблять слова в активной речи.

При проведении интегрированных занятий по рисованию сочетаю классические и нетрадиционные методы, стимулирующие речевое, познавательное, эстетическое развитие детей дошкольного возраста.

Интеграцию математического развития можно осуществлять через многие образовательные области, в частности через развитие речи.

В процессе занятий по формированию элементарных математических представлений, помогаю детям освоить временные представления (вчера, сегодня, завтра). Они с удовольствием рассказывают о том, что делали, делают и будут делать. При обучении детей счету, обращаю внимание на образование существительных множественного числа, правильное употребление окончаний слов.

Интеграция в конструктивной деятельности предполагает развитие творческой активности воспитанников.

Применяя различные конструкторы, я с успехом использую игры с детьми для постановки и реализации многих обучающих задач, особенно для развития речи.

Интеграция в области физического развития, двигательной и речевой деятельности, способствует расширению объема двигательных умений и навыков, улучшает координацию движений, ориентировку в пространстве.

При работе с детьми использую следующие средства двигательной направленности: физкультурные занятия, подвижные и спортивные игры, соревнования, спортивные досуги, дни здоровья, утренняя гимнастика, гимнастика пробуждения после сна.

В подвижных играх выполняются различные движения: ходьба, бег, ползание, метание, прыжки, которые сопровождаются речевым материалом, проговариваем стихи, считалки.

Во время образовательной деятельности использую физкультурные минутки. Дыхательная гимнастика - проводится в различных формах физкультурно – оздоровительной работы. Гимнастика для глаз – ежедневно, чтобы снять зрительную нагрузку у детей. 

Все эти виды деятельности, приводят к снижению утомляемости.

С целью самостоятельной деятельности детей, развития творческих способностей, создала в группе соответствующую предметно - развивающую среду, направленную на полноценное развитие речи воспитанников.

Учитывая то, что главной деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность, в группе созданы уголки для сюжетно-ролевых игр: «Больница», «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», оборудование и атрибуты для сюжетно-ролевых игр, уголок для театрализации, уголок для сенсорно-моторного развития, уголок опытно- экспериментальной деятельности, книжный уголок, которые способствуют развитию речи детей, умению вести диалог со сверстниками и взрослыми.

В группе имеются картотеки по развитию речи: картотеки пальчиковых игр, подвижных, сюжетно – ролевых, картотека физкультминуток, пословиц, развивающие игры.

Накоплен материал для рассказывания:

- наборы сюжетных и предметных картинок: «Перелетные птицы» «Зимующие птицы», «Домашние животные» и другие;

- иллюстрированные альбомы по развитию речи с художественным словом к иллюстрациям.

Художественная литература является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи, развивает образность речи. Поэтому с детьми много читаем. Читая произведение, предлагаю воспитанникам поразмышлять, о том, что может произойти дальше. Этим побуждаю детей фантазировать, развиваю слуховую память, а самое главное, правильную разговорную речь и любовь к художественному слову. В группе имеется библиотека художественных произведений.

Интеграция сюжетно-ролевой игры способствует всестороннему развитию. В ходе игры дети изображают людей, животных, работу врача, парикмахера, разговаривают с игрушкой, говорят за себя и за неё, подражают голосам зверей, гудению самолёта и т.д., систематически организуются сюжетно-ролевые игры, в процессе которых осуществляется социально-коммуникативное развитие детей, а также познавательное, речевое, художественно- эстетическое.

В работе с детьми по развитию связной речи применяю различные дидактические игры: настольно-печатные, с игрушками, предметами. Учу сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Дети знакомятся с их свойствами, признаками: цветом, величиной, формой качеством и т.д.

Дидактические игры учат пересказывать, самостоятельно составлять рассказы, сочинять концовки к сказкам, отгадывать загадки.

Следующей формой интеграции являются эксперименты, которые дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, а выводы стимулируют развитие речи, активизируют мыслительные процессы.

В центре экспериментирования мною были проведены опыты по изучению с детьми свойств воды, снега. Например, опыт «Прозрачная вода» проводился с целью выявления свойств воды (прозрачная, без запаха, льётся). Также с помощью данного метода дети узнали о том, что вода принимает форму сосуда, в который она налита, что лёд – это замёрзшая вода, опытным путём научились устанавливать, какие предметы могут плавать и какие вещества растворяются и т.д. В процессе организации игр с песком закрепляла представления детей о свойствах песка, развивала их любознательность, наблюдательность, активизировала речь, совершенствовала конструктивные умения.

Использование интегрированного подхода в трудовой деятельности, развивает трудовые навыки, побуждает к активному познанию.

Труд в природе также в значительной мере способствует развитию речи детей. При уходе за комнатными растениями, наряду с привитием умений поливать, рыхлить землю, протирать листочки, ввожу в лексику детей слова: растения, комнатные, стебель, лист, цветок, корень, лепесток, поливать, опрыскивать, ухаживать и др. Рассказываю детям о различных комнатных и садовых растениях, учу находить сходства и различия в их строении и уходе за ними, тем самым обогащая речь детей сложными предложениями с союзами «а», «и» (к примеру, «У фиалки есть лепестки, и у герани есть лепестки», «У герани резкий запах, а у фиалки – нежный»). При выполнении всех этих работ, создаю ситуации, которые способствуют разговору детей друг с другом на конкретные темы, связанные с трудовой деятельностью.

Не менее важную роль в развитии речи детей играет дежурство по столовой, сервировка стола, уборка посуды после еды, раздача материалов и пособий, приготовленных мной для занятий и т.д.

Во время трудовых навыков отрабатывается трудовая лексика. Так при сервировке стола, ввожу в речь детей названия столовой посуды и другие предметы сервировки, продуктов питания (названия блюд и их составляющие).

У младших дошкольников трудовой процесс сводится к самообслуживанию. В этом случае дети учатся умываться, одеваться, раскладывать игрушки по местам и т.д. При этом в их словарный состав включаю новые слова.

Интегративный подход на прогулке дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

Праздник важная часть жизни ребенка. Процесс подготовки к нему носит комплексный характер, совмещает в себе все виды деятельности дошкольников. Интегрируется музыкальная деятельность и восприятие художественной литературы. Для раскрытия музыкального произведения используется чтение стихов.

Утренники отличаются интересным содержанием, музыкальным оформлением и способствуют развитию речи детей.

Важное место в моей работе занимает взаимодействие с родителями. Одной из форм сотрудничества с семьёй стало проведение семейного вечера отдыха интегрированного характера «Край родной». На мой взгляд, такие формы работы способствуют повышению педагогической культуры родителей, помогают систематически и целенаправленно осуществлять развитие речи детей. Целью мероприятия являлось пробуждение интереса у детей к культуре тувинского народа, его традициям, воспитание у детей чувства любви к своей Родине и родному краю.

    Таким образом, можно сделать вывод, что решение задач речевого развития возможно в образовательных областях по всем основным направлениям развития ребёнка - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому, это обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по самообразованию на тему: « Сказкотеррапия, как средство формирования развития речи дошкольников»

Работа по самообразованию на тему: « Сказкотеррапия, как средствоформирования развития речи дошкольников»Пояснительная запискаМежду разнообразными памятниками народной устной словесности(пословицами, ...

Сказкотерапия как средство формирования развития речи дошкольников

Консультации для родителей. педагогов, анкетирование. занятие, награды, достижения...

«Игровая деятельность как средство формирования связной речи дошкольников»

laquo;Игровая деятельность как средство формирования  связной речи дошкольников»...

Интеграция видов деятельности как средство формирования развития речи дошкольников (из личного опыта).

В дошкольном детстве процесс познания у ребенка происходит эмоционально – практическим путём во всех видах деятельности.Интегрированная деятельность обеспечивает высокую эффективность в работе п...

Театрализованная деятельность как средство формирования связной речи дошкольников

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования связной речи ребенка....

Проект «Театрализованная деятельность как средство формирования связной речи дошкольников»

Цели и задачи проектаЦель: развитие связной речи у дошкольников средствами театрализованной деятельности.Задачи:1. Обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразными игровыми материалами,  д...