Дидактические игры по теме "Финансовая грамотность"
картотека по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Анищенко Елена Александровна

 

«Кто что делает?»

Цель: расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.

Материал: карточки с изображением профессии (продавец, повар, кассир, художник, банкир) и трудового действия (взвешивает товар, готовит еду, рисует, беседует, отсчитывает деньги, показывает рекламные образцы и др.).

Содержание

Ребенок, взяв карточку, называет профессию. Находит соответствующую карточку с изображением трудовых действий и рассказывает о них.

Вариант. Дети подбирают инструменты (картинки), которые необходимы для работы людей тех профессий, которые изображены на сюжетных картинках.

«Кто трудится, кто играет»

Цель: закрепить представления детей о различии трудовой и игровой деятельности (трудовой – нетрудовой)

Материал: набор карточек с изображением трудовых и игровых процессов.

Содержание

У каждого ребенка – набор парных карточек (трудовая – игровая деятельность). Ребенок описывает изображения, называет процессы (мальчик чистит ботинок, девочка стирает кукольное белье, дети танцуют, играют и т. д.), устанавливает отличия (наличие результата труда или его отсутствие).

«Угадай, где продаются»

Цель: научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов.

Материал: картинки с изображением овощей, фруктов, мебели, обуви и т.д.

Содержание

Дети подбирают группы карточек с изображением овощей, фруктов, мебели и т.д. Выкладывают их перед соответствующей сюжетной картинкой, где нарисованы магазины «Мебель», «Овощи», «Супермаркет» и др. Устанавливают зависимость между названием магазина и товарами, которые в нем продаются.

«Товарный поезд»

Цель: Закрепить знание детей о месте изготовления товара; классифицировать товар по месту производства.

Материал: Карточки с изображением товара, плоскостное изображение товарного поезда с вагонами.

Содержание

Вариант 1: Дети раскладывают товар по вагонам так, чтобы в каждом оказался товар, одинаковый по месту производства. Например, мясопродукты – продукция мясокомбината, молочные продукты – продукция молокозавода.

Вариант 2: Дети группируют предметы по месту производства: мебель – мебельная фабрика, посуда – фаянсовый завод, игрушки – игрушечная фабрика.

«Магазин игрушек»

Цель: Дать возможность детям практически осуществить процесс купли – продажи; развить умение «видеть» товар: материал, место производства, цену (стоимость).

Материал: Разные игрушки,  ценники, товарные знаки, игровые  деньги.

Содержание

Прежде, чем купить понравившуюся игрушку, ребенок называет материал, из которого она сделана (дерево, метал, пластмасса, ткань, и т.д.), место производства (где и кто сделал). Далее определяется цена игрушки. Ребенок отсчитывает определенную сумму денег, и покупает игрушку. По мере того, как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.

«Что быстрее купят?»

Цель: Развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.

Материал: карточки с изображением качественных и некачественных товаров (платье для куклы, на одном из них не хватает нескольких пуговиц); ботинки (на одном нет шнурка).

Содержание

Ребенку предлагается пара карточек с изображением одинаковых товаров. Из двух предложенных вещей ребенок выбирает ту, которую купят быстрее, и объясняет причину своего выбора.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansovaya_gramotnost.docx23.52 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста

Аннотация. В статье рассматривается вопрос формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с учетом требований, предоставляемый современным обществом. Раскрываются формы, методы и содержание работы по данному вопросу.

Ключевые слова: финансовая грамотность, экономические понятия, ФГОС.

На первый взгляд такое понятие, как экономика абсолютно не ассоциирируется с дошкольным детством. Однако, если вдуматься, то мы увидим, что современные дети уже с раннего возраста попадают в определенную экономическую среду, наполненную экономическими словами и определениями. Практически ежедневно они встречаются со множеством экономических профессий, вместе с родителями «покупают» товары в магазинах и в интернете, смотрят рекламу по телевизору, становятся участниками разговоров родителей о семейном бюджете… Это и многое другое накладывает свой отпечаток на необходимость включения экономического воспитания будущего поколения [2, с.11 - 14].

Наша жизнь довольно непредсказуема и весьма интересна. Отчасти по этой причине элементарные представления об экономике дети приобретают на своем жизненном пути самопроизвольно: беседуя со взрослыми и сверстниками, посещая магазины, банки, во время просмотра телевизора и т д.

Нынешние дети – это в будущем школьники, студенты, а потом и работники. Тот багаж полученных еще в детстве знаний, привычек и навыков, станут для них определенной базой для их дальнейшей удачной экономической деятельности.

Новый уровень хозяйствования требует от современного человека наличия определенных качеств, что в свою очередь создает ряд общественных проблем.

Таким образом, организация систематической работы с детьми дошкольного возраста по формированию финансовой грамотности становится сегодня одним из актуальных вопросов дошкольного образования.

25 сентября 2017 года вышло распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в РФ на 2017 – 2023 гг.», на основании которого в детских садах также началось введение начал экономики.

Дошкольный возраст обоснованно считается самым сензитивным в плане заложения таких индивидуально – психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, трудолюбие, сила воли. То есть качеств, необходимых для формирования в дальнейшем финансово – грамотного человека [2, с.77].

Ребенок не отделим от жизненного функционирования своей семьи, ее обихода и ежедневных забот. Поэтому именно здесь он приобретает свои первые экономические познания: узнает интересы и потребности своей семьи, отождествляет понятия «работа» и «деньги» (родители работают, за что получают вознаграждение - деньги); начинает понимать необходимость денег, на практике знакомится с процессами купли – продажи [3, с.112-113].

Довольно рано дети самостоятельно начинают участвовать в процессе покупки товаров (родители разрешают им подать кассиру деньги, взять чек и сдачу). Ребенок постарше по просьбе родителей может совершить покупку. К слову, такого рода поручения он выполняет с большим энтузиазмом, приобщаясь при этом к миру взрослых. С малых лет дети начинают чувствовать себя соучастниками совместных дел семьи.

Учитывая этот факт, проблема финансового воспитания дошкольников должна решаться родителями и педагогами вместе, уже начиная с дошкольного возраста.

И здесь возникает ряд важных вопросов.

Первый вопрос: с какого возраста необходимо включать работу по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников?

Педагоги, занимающиеся проблемой экономического воспитания детей дошкольного возраста, утверждают, что такую работу можно начинать уже раннем возрасте.

Второй вопрос: каким образом начать знакомство детей с основными положениями этой сложной науки - экономики?

Природой заложено, что ребенок рождается с характерным бессознательным устремлением к изучению и созерцанию всего нового и непривычного. Таким образом, первостепенной задачей педагогов становится построение таких ситуаций, в которых стремление детей к усвоению нового будет постоянным. [1, с.2].

В основу экономического воспитания дошкольников ложится тематический подход. Так, занятия, игры, экскурсии, продуктивная и познавательно – исследовательская деятельность, выдержанные в «одной теме» помогут поэтапно ввести их содержание в воспитательно-образовательный процесс ДОО.

Задачи работы по данному направлению следует ориентировать на возрастные особенности детей. Так, в основу работы над темой в младшей группе ложится воспитание бережного отношения к предметам и игрушкам как результатам труда взрослых; более детально происходит ознакомление с профессией продавца.

Воспитанникам средней группы необходимо помочь увидеть, что труд человека должен быть направлен на достижение определенных результатов и удовлетворение потребностей людей. В этом возрасте целесообразно сделать упор на воспитание уважения и благодарности взрослым за их труд, заботу о детях. С 4-5 лет мы впервые знакомим детей с терминами «купля» и «продаж».

         Старший дошкольный возраст – время ознакомления с материальным обеспечением семьи, знакомством с понятием «потребность» человека, «бюджет», «реклама». В этом возрасте целесообразно уделить должное внимание воспитанию культуры потребления: воды, электричества, продуктов питания, одежды и обуви.  

В подготовительной группе происходит систематизация и углубление полученных ранее знаний: расширяется представление о деньгах, реальной стоимости и цене отдельных продуктов питания, игрушек, детских книг.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, мы акцентируем внимание на формировании основных экономических категорий, но и не забываем о воспитании таких нравственных качеств, бережливость, трудолюбие, уважение к результатам труда взрослых, ответственное отношение к чужим вещам и др. [3, с.56-59].

Успех реализации этих задач зависит от наполнения развивающей предметно – пространственной среды, благодаря которой ребенок имеет возможность закрепить полученные экономические знания в игровой деятельности. Так: целесообразно пополнить необходимыми атрибутами центр сюжетно-ролевых игр (изготовить маркеры игрового пространства «Банк», «Магазин», подготовить деньги разного номинала и др).

Центр книги может быть пополнен такими произведениями, как А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино», К. Чуковский «Муха – цокотуха», Г. Х. Андерсена «Дюймовочка» и др.

Кроме того, полезно скомпоновать подборку тематических мультфильмов:

- по художественным произведениям: «Бизнес крокодила Гены», «Трое из Простоквашино» (Э. Успенский), «Как старик корову продавал» (С. Михалков) и др;

- познавательные мультфильмы: мультсериал «Смешарики» - цикл серий «Азбука финансовой грамотности», мультсериал «Уроки тетушки Совы» - цикл серий «Азбука денег».

Эффективность формирования азов финансовой грамоты у воспитанников находится и в зависимости и от того, какие методы и приемы используются педагогом.

Они довольно разнообразны: организованная образовательная деятельность, различные игры (сюжетно-ролевые, режиссерские, дидактические, настольно – печатные), квесты и развлечения, чтение художественных произведений, организация реальных и виртуальных экскурсий, встреч с представителями различных профессий. Все они способствуют повышению интереса воспитанников к получению экономических знаний.

Создание благоприятных, комфортных условия дают возможность каждому воспитаннику построить собственный путь в страну экономики через игру, математику, рисование и т. д.

Подводя итоги, хочется отметить, что ФГОС ДО преследует своей целью формирование общей культуры личности детей, частью которой является и экономическая культура, характеризующаяся овладением первичными представлениями об основных экономических понятиях и определенными нравственными качествами личности (бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности).

Каждый из нас должен понимать, что развитие государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности его общества. Экономика всегда была, есть и будет одной из важнейших составляющих жизни человека. Все время изменяющиеся условия жизни общества диктуют свои условия, требуя постоянное непрерывное экономическое образование. А это доказывает необходимость его начала именно с дошкольного возраста. Самостоятельно воспитанник ДОО не сможет освоить эту область, помочь ему в этом должны взрослые: педагоги и родители. Только тогда он сможет понять, какое место занимает экономика в окружающей его действительности.

Список информационных ресурсов:

1. Смоленцева А. А. «Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику»: Учебно – методическое пособие. – СПб.: «Детство – Пресс», 2001.

2. Стахович Л. В. Методические рекомендации: пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская; серия книг «Занимательные финансы. Азы для дошкольников». – М.: Вита – Пресс, 2019.

3. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по финансовой грамотности старших дошкольников

некотрые игры по финансовой грамотности старших дошкольников...

Дидактические игры по финансовой грамотности

Картотека дидактических игр по финансовой  грамотности для детей 5-6 лет...

Дидактическая игра по финансовой грамотности детей 5-7 лет "Магазин Мороженого"

Дидактическая игра по финансовой грамотности детей 5-7 лет...

Авторская дидактическая игра по финансовой грамотности «Дешевле — дороже»

Данная игра была создана для детей старшего и подготовительного возрастов, для того, чтобы расширить представление о видах товаров, об их классификации, закрепить знания о приблизительной це...

Дидактическая игра по финансовой грамотности для детей 5-7 лет Игра «Школа банкиров»

Цель:-Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.- Формирование умения получения выгодного использования имеющихся ресурсов.-Закрепление  знания о цифрах, умение со...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ Дидактическая игра «Рюкзачок финансовая грамотность»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемо...