Статья. Тема: «Помоги мне сделать это самому.»
статья
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
В.А. Сухомлинский.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья. Тема: «Помоги мне сделать это самому.»
Автор: воспитатель ГБДОУ детский сад №20 комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. В.А. Сухомлинский. |
Ранний возраст – это интенсивное развитие ребенка с помощью специальных игровых занятий, при которых реализуются три основных сферы развития:
– эмоциональная: ребенок учится проявлять свои эмоции и принимать эмоции других людей;
– сенсомоторная: связь органов чувств (слух, зрение, осязание) с движениями (мелкая и крупная моторика);
– интеллектуальная: знание слов и понятий, чтение, счет.
Данными вопросами занимаются такие великие педагоги, как:
– А. Макаренко, создавший систему воспитания на основе обычаев и приёмов народной педагогики.
– А. Усова, заложившая основы психолого-педагогической концепции детской игры, содержания, форм и методов обучения в детском саду, раскрывшая роль творческой игры в воспитании ребенка дошкольника
–М. Монтессори со своей уникальной педагогической системой, основанной на идее свободного воспитания.
Ребенок запоминает то, что ему интересно. Основные навыки ребенок усваивает в детстве. Поэтому моя задача создать максимально открытое пространство для ребенка. Для этого создается специальная развивающая среда и дидактические материалы. Ребенок всё делает сам, учится самостоятельности, а я, взрослый, только помощник.
Сегодня я хочу поделиться своим опытом, как авторские дидактические игры развивают три основных сферы развития детей раннего возраста. Одна из игр называется «Сравни и подбери». Эту игру можно использовать весь учебный год, усложняя её.
Цель: развитие зрительного восприятия, логического и пространственного мышления; знакомство и закрепление понятий цвета и формы, развитие фантазии.
На каждом использовании данной игры могут ставиться разные задачи.
- Социально-коммуникативное развитие: уметь играть рядом со сверстником, не мешая ему; получать положительные эмоции, принимать игровые правила. Развитие эмоционального отклика на игру, умения в игре действовать взаимосвязано и последовательно. Закреплять знания правил безопасного дорожного движения. Развивать умение самостоятельно убирать детали игры в коробку и ставить на полку.
- Познавательное развитие: развитие у детей умений определять и подбирать геометрические фигуры по размеру и цвету; ориентироваться в пространстве; различать один и много; определять предметы похожие на геометрические фигуры; узнавать их в окружающей среде.
- Речевое развитие: развивать умение сопровождать речью игровых действия. Обогащать словарь детей словами – круг, треугольник, квадрат; название цвета – желтый, красный, синий, зеленый; название предметов – пирамидка, часы, ель, подушка, руль и т.д.; наречиями – право, лево, верх, низ, посередине. Составлять простые предложения –круг- красный, треугольник- синий, квадрат- зеленый.
- Художественно-эстетическое развитие: развивать умение различать цвета –красный, желтый, зеленый, синий; раскрашивать геометрические фигуры, не выходя за контур, размазывать пластилин пальцем внутри фигуры. Развивать фантазию, творчество: дорисуй в фигуре или к фигуре.
- Физическое развитие: развитие моторики рук.
В зависимости от развития ребенка задачи могут усложняться.
Как же играть в эту игру?
Игровые правила:
- Рассмотреть и назвать геометрические фигуры (по порядку или как захочет ребенок).
- Выложить геометрические фигуры одного цвета
- Выложить геометрические фигуры: треугольник – красный, – желтый, – зеленый, – синий; квадрат – красный, – желтый, – зеленый, – синий; круг – красный, – желтый, – зеленый, – синий.
- Использовать рамки геометрических фигур в качестве трафаретов (раскрась, обведи, замажь).
- Дорисуй или нарисуй в фигуре.
- Подбери картинки предметов, похожих на геометрические фигуры.
- Разложи на верхний ряд карточки геометрические фигуры, а на нижний ряд предметы, соответствующие заданным геометрическим фигурам.
- Выложи геометрические фигуры (или предметы) только посередине карточки, только справа, только слева.
- Что сложила неправильно? Что лишнее?
- Убрать одну-две фигуры или фигуру и предмет и спросить: Что изменилось? –Чего не стало?
- Кто быстрее соберет свою карточку быстрее.
- Использовать карточку, как основу для аппликации с природным материалом – крупа, вата и т.п..
В заключении хочу сказать, что дети моей группы с удовольствием играют в эту игру, как со мной, так и самостоятельно, сопровождая свои действия речью. Играя рядом, дети умеют наблюдать за действиями друг друга уступать, делиться, помогать, проявляют интерес к окружающему миру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Помоги мне сделать это самому - Мария Монтессори
Презентация на тему - "Методика Марии Монтессори - Помоги мне сделать это самому"....
"Помоги мне сделать самому."
Данный материал включает в себя следующее:Освоение навыков приёма пищи,раздевание и одевание,гигиена тела,опрятности.Оно формируется под воздействием воспитания,при определённом уровне развития у ребё...
Книга М. Монтессори. Помоги мне сделать это самому
М. Монтессори. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. –М.:Издат. дом «Карапуз», 2000. – 272 с, ил. - (Педагогика детства) Научный редактор С. В. Лыков...
"Помоги мне сделать самому..."
Развитие навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)...
Методика М. Монтессори для детей 2-3 лет «Помоги мне сделать самому»- девиз Марии Монтессори
Чтобы воспитать гармонично развитую личность, желательно не терять ни минуты, начиная с самого нежного возраста. Существует множество методик дошкольного развития, но все они ставят своей целью адапта...
Методика М. Монтессори для детей 2-3 лет «Помоги мне сделать самому»
Чтобы воспитать гармонично развитую личность, желательно не терять ни минуты, начиная с самого нежного возраста. Существует множество методик дошкольного развития, но все они ставят своей целью адапта...
Семинар-практикум для родителей тема: «Помоги мне это узнать самому!»
Семинар на данную тему будет актуален для воспитателей, которые применяют в своей работе «Технологию проектной деятельности дошкольников Н.Е. Вераксы, А.Н. Вераксы». Цель: показать значимо...