Современные технологии развития художественной деятельности детей раннего возраста в ДОУ (из опыта работы воспитателя)
статья
Захарова Юлия Сергеевна
воспитатель
ГБДОУ детский сад № 55 общеразвивающего вида
Калининского района Санкт-Петербурга
Современные технологии развития художественной деятельности детей раннего возраста в ДОУ (из опыта работы воспитателя)
Каждый ребёнок обладает художественным потенциалом и является носителем индивидуального стиля. От того, каким будет первый шаг в изобразительное искусство, сделанный ребёнком, зависит в дальнейшем уровень его общей культуры, характер мировосприятия, мировоззрения и эстетический вкус. [3]
В процессе рисования ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства. Углубляются представления малышей об окружающем мире, они осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать. Занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребёнка. Художественная, творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно включать в педагогический процесс детского сада занятия изобразительным искусством. [1, 2]
Процесс художественной деятельности строится на взаимодействии ребёнка с воспитателем и другими детьми. В процессе такого взаимодействия выстраиваются отношения, формируется личность человека, развивается самостоятельность, инициативность, общительность, а также способность подчинять своё поведение элементарным правилам. Способность к художественной деятельности формируется постепенно и становится важным средством самовыражения и развития ребёнка.
Современные технологии развития художественной деятельности детей раннего возраста в нашем дошкольном образовании направлены на выполнение задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Они помогают развить интерес к различным видам изобразительной деятельности; совершенствовать умение рисовать, лепить, делать аппликации; воспитывают эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений изобразительного искусства, желание и умение взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.
Для выполнения задач по художественной деятельности в группе раннего возраста применяются следующие современные педагогические технологии:
1. Наблюдение: оно лежит в основе всех видов детского изобразительного творчества, так как в процессе наблюдения дети активно изучают предметы, объекты и явления окружающей действительности. Наблюдение способствует расширению познавательного опыта детей, который, в свою очередь, влияет на изобразительный опыт. Наблюдение выступает как механизм взаимодействия имеющегося у детей опыта и нового, приобретаемого в образовательной деятельности.
2. Нетрадиционные техники рисования: рисование пальчиками, рисование ладошками, рисование ватными палочками, оттиск печатками, печать поролоном с трафаретом и без него, пластилинография. Нетрадиционные техники дают возможность детям на разных этапах творческого развития создавать доступными, простыми средствами интересные по содержанию образы.
3. Игровая технология: в дидактических играх по изобразительному творчеству дети приобретают разнообразный сенсорный опыт, обогащающий восприятие и представление детей об окружающем мире. У детей развивается интерес к изобразительной деятельности, творческое воображение, уверенность в собственных способностях. Игра является у дошкольников ведущим видом деятельности.
4. Технология исследовательской деятельности (экспериментирование): игры с цветом -получение новых оттенков путём смешивания красок, использование разных изобразительных материалов и техник изображения, овладение разными изобразительными инструментами, создание разных изобразительных материалов. Творческое развитие начинается с эксперимента. Благодаря экспериментированию дети приобретают такие важные качества, как творческая активность, самостоятельность, готовность к альтернативным решениям, способность к логичным рассуждениям.
5. Технология проектной деятельности: способствует развитию и обогащению социально - личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия. Проектная деятельность детей предполагает выполнение детьми коллективных, подгрупповых или индивидуальных проектов совместно с педагогом или родителями. Проектная деятельность позволяет объединить различные виды творчества, когда комбинируются различные художественные материалы и техники.
Во всех представленных педагогических технологиях применяются, и дополняют друг друга классические (гуашь, акварель, карандаш, фломастер) и неклассические художественные техники (рисование пальчиками, ватными палочками, ладошками, штамповка, набрызг, кляксография и др.).
Дети, занимающиеся художественной деятельностью, способны эмоционально откликаться на окружающий мир, чувствовать красоту в природе, в человеческих отношениях, в мире вещей, способны осознавать и выражать свои чувства.
Список используемой литературы:
1. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. -М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
2. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. -М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
3. Хованская Т. Ю. Современные технологии по художественно - эстетическому развитию на занятиях по изобразительной деятельности / Т. Ю. Хованская, Д. И. Афонина, О. В. Владимирова. - Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. - 2020. - № 2 (29). - С. 11-14.
4. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. - МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2006.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Захарова Юлия Сергеевна
воспитатель
ГБДОУ детский сад № 55 общеразвивающего вида
Калининского района Санкт-Петербурга
Современные технологии развития художественной деятельности детей раннего возраста в ДОУ (из опыта работы воспитателя)
Каждый ребёнок обладает художественным потенциалом и является носителем индивидуального стиля. От того, каким будет первый шаг в изобразительное искусство, сделанный ребёнком, зависит в дальнейшем уровень его общей культуры, характер мировосприятия, мировоззрения и эстетический вкус. [3]
В процессе рисования ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства. Углубляются представления малышей об окружающем мире, они осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать. Занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребёнка. Художественная, творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно включать в педагогический процесс детского сада занятия изобразительным искусством. [1, 2]
Процесс художественной деятельности строится на взаимодействии ребёнка с воспитателем и другими детьми. В процессе такого взаимодействия выстраиваются отношения, формируется личность человека, развивается самостоятельность, инициативность, общительность, а также способность подчинять своё поведение элементарным правилам. Способность к художественной деятельности формируется постепенно и становится важным средством самовыражения и развития ребёнка.
Современные технологии развития художественной деятельности детей раннего возраста в нашем дошкольном образовании направлены на выполнение задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Они помогают развить интерес к различным видам изобразительной деятельности; совершенствовать умение рисовать, лепить, делать аппликации; воспитывают эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений изобразительного искусства, желание и умение взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.
Для выполнения задач по художественной деятельности в группе раннего возраста применяются следующие современные педагогические технологии:
Наблюдение: оно лежит в основе всех видов детского изобразительного творчества, так как в процессе наблюдения дети активно изучают предметы, объекты и явления окружающей действительности. Наблюдение способствует расширению познавательного опыта детей, который, в свою очередь, влияет на изобразительный опыт. Наблюдение выступает как механизм взаимодействия имеющегося у детей опыта и нового, приобретаемого в образовательной деятельности.
Нетрадиционные техники рисования: рисование пальчиками, рисование ладошками, рисование ватными палочками, оттиск печатками, печать поролоном с трафаретом и без него, пластилинография. Нетрадиционные техники дают возможность детям на разных этапах творческого развития создавать доступными, простыми средствами интересные по содержанию образы.
Игровая технология: в дидактических играх по изобразительному творчеству дети приобретают разнообразный сенсорный опыт, обогащающий восприятие и представление детей об окружающем мире. У детей развивается интерес к изобразительной деятельности, творческое воображение, уверенность в собственных способностях. Игра является у дошкольников ведущим видом деятельности.
Технология исследовательской деятельности (экспериментирование): игры с цветом -получение новых оттенков путём смешивания красок, использование разных изобразительных материалов и техник изображения, овладение разными изобразительными инструментами, создание разных изобразительных материалов. Творческое развитие начинается с эксперимента. Благодаря экспериментированию дети приобретают такие важные качества, как творческая активность, самостоятельность, готовность к альтернативным решениям, способность к логичным рассуждениям.
Технология проектной деятельности: способствует развитию и обогащению социально - личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия. Проектная деятельность детей предполагает выполнение детьми коллективных, подгрупповых или индивидуальных проектов совместно с педагогом или родителями. Проектная деятельность позволяет объединить различные виды творчества, когда комбинируются различные художественные материалы и техники.
Во всех представленных педагогических технологиях применяются, и дополняют друг друга классические (гуашь, акварель, карандаш, фломастер) и неклассические художественные техники (рисование пальчиками, ватными палочками, ладошками, штамповка, набрызг, кляксография и др.).
Дети, занимающиеся художественной деятельностью, способны эмоционально откликаться на окружающий мир, чувствовать красоту в природе, в человеческих отношениях, в мире вещей, способны осознавать и выражать свои чувства.
Список используемой литературы:
Комарова Т.С. Детское художественное творчество. -М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. -М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
Хованская Т. Ю. Современные технологии по художественно - эстетическому развитию на занятиях по изобразительной деятельности / Т. Ю. Хованская, Д. И. Афонина, О. В. Владимирова. - Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. - 2020. - № 2 (29). - С. 11-14. - URL: https://moluch.ru/th/1/archive/155/4866/ (дата обращения: 15.04.2021).
Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. - МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конференция ДОУ Современные технологии развития художественной деятельности детей раннего возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)
Конференция ДОУ Современные технологии развития художественной деятельности детей раннего возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)Одна из основных задач обучения детей – воспитание умения пр...
Современные технологии развития художественной деятельности детей раннего возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)
На современном этапе развития научных знаний о раннем возрасте подтверждается идея самоценности первых лет жизни ребенка как фундамента для формирования его личности. В этот период развиваются все общ...
Статья "Современная технология развития художественной деятельности детей раннего возраста в ДОО ( из опыта работы воспитателя)
Выступление на конференции на тему :"Современные технологии развития художественной деятельности детей раннего возраста....
«Современные технологии развития художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)»
Дорогие коллеги, хочу вам представить свои наблюдения из практики работы с детьми по развитию их творческих навыков и, всвязи с этим, комунникативных способностей воспитанников, в тесной взаимосвязи с...
«Современные технологии развития художественной деятельности детей старшего возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)»
Статья на тему "Современные технологии развития художественной деятельности детей старшего возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)"...
Современные технологии развития художественной деятельности детей раннего возраста.
Об использовании в работе с детьми иновационного материала "Кинетический песок"....
Современные технологии развития художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)
Современные технологии развития художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)...