КОНСПЕКТ консультации с элементами тренинга для педагогов ДОУ «Развитие творчества и креативности»
план-конспект занятия
Цель: осознание креативности в себе и её развитие.
Задачи:
- Актуализировать представления педагогов, связанные с понятиями «творчество», «креативность»; с характеристиками данных понятий.
- Стимулировать развитие творчества и креативности педагогов.
- Создать условия для развития рефлексивных способностей, умения осознавать свои чувства, своё психологическое и физическое состояние.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_tvorchestvo.docx | 28.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1
муниципального образования Щербиновский район
станица Старощербиновская
КОНСПЕКТ
консультации с элементами тренинга для педагогов ДОУ
«Развитие творчества и креативности»
Подготовила:
Шепенева Анжелла Николаевна
педагог-психолог
первой квалификационной категории
2021 г.
Цель: осознание креативности в себе и её развитие.
Задачи:
- Актуализировать представления педагогов, связанные с понятиями «творчество», «креативность»; с характеристиками данных понятий.
- Стимулировать развитие творчества и креативности педагогов.
- Создать условия для развития рефлексивных способностей, умения осознавать свои чувства, своё психологическое и физическое состояние.
Оборудование: стулья, кенезиологический мяч, «Шкала состояния», листы бумаги формата А-4, ручки, мультимедийная установка.
Ход мероприятия.
- Вводная часть.
Участники рассаживаются на стульях, стоящих в кругу. Ведущий сообщает о теме занятия и его цели.
Упражнение № 1. «Шкала состояния».
Ведущий раскладывает на полу обойную полосу, на которую нанесена шкала от 0 до 10. «Перед Вами шкала. На отметке 0 находятся педагоги, которые считают, что они совершенно не творческие люди, их креативность на нуле. На отметке 10 находятся те педагоги, которые считают, что они очень талантливы, креативны.. Подумайте, где находитесь Вы на этой шкале? Найдите себе место» (педагоги находят себе место на шкале). Почему Вы считаете, что ваше место расположено именно здесь? Хотите ли вы передвинуться? Куда? Что вам для этого нужно сделать? Что вам мешает в передвижении? Чем для вас будет продвижение на 1 шаг вперёд?
Упражнение № 2 «Перекинь мяч».
Участники стоят в тесном кругу, им дается небольшой мячик (размером приблизительно с теннисный) и формулируется задание: как можно быстрее перекинуть этот мячик друг другу так, чтобы он побывал в руках у каждого. Ведущий фиксирует потребовавшееся на это время. Оптимальное число участников в кругу от 6 до 8; при большем их количестве целесообразно выполнять упражнение в нескольких подгруппах. Упражнение повторяется 3-4 раза, ведущий просит делать его как можно быстрее. Когда затраты времени доведены примерно до 1 с. на каждого участника, ведущий просит изобрести и продемонстрировать способ, которым можно перекинуть мяч так, чтобы он побывал в руках у каждого, потратив лишь 1 с на всю группу. Обычно через некоторое время участники придумывают и демонстрируют соответствующее решение. (Оно состоит в том, что все они ставят сложенные «лодочкой» руки друг над другом и поочередно разводят ладошки в стороны. Мячик, падая вниз, передается из рук в руки и таким образом успевает побывать у каждого участника). Задача решена!
Психологический смысл упражнения. Демонстрация того, как проблема может быть решена более эффективно с помощью нетривиального подхода к ней и как этому препятствуют стереотипы («перекинуть – значит подбросить вверх, а потом поймать»). Сплочение группы, обучение координации совместных действий.
Вопросы для обсуждения:
Что мешало сразу же увидеть быстрый способ выполнения задания, какой стереотип при этом активизировался?
Кому первому пришла мысль перебрасывать мяч, не подкидывая, а роняя его, и что подтолкнуло к этой идее?
Какие ситуации, когда стереотипное видение мешало разглядеть простой и нетривиальный способ решения проблемы, встречались в жизненном опыте участников и как удавалось преодолеть эти ограничения?
- Основная часть.
Сообщение психолога «Креативность и творчество, факторы, влияющие на их развитие» (с использованием мультимедийной презентации).
Психолог: Креативность (от англ. create – создавать, англ. creative – созидательный, творческий) – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Креативность является одним из компонентов творческой личности и не зависит от эрудиции. Людей, обладающих высоким уровнем креативности, называют креативами. Согласно авторитетному американскому психологу Абрахаму Маслоу – это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.
Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.
Многие считают, что «креативность» и «творчество» – это синонимы. Такое мнение глубоко ошибочно. Творчество – это вдохновение автора, его способности. Как правило, композиторы, художники, писатели и другие творческие люди создают свои шедевры, руководствуясь только собственным настроением и эмоциями.
А креативный процесс имеет прагматический элемент, прагматические цели. Креативный человек, создавая свой продукт, уже изначально знает, зачем он его создает, кому он пригодится, как его нужно сделать и что именно необходимо для этого. Например, креативный художник, создавая картину, определяясь с темой, уже знает, каким зрителям она будет интересна, в какую раму ее стоит оформить и в каком музее или заведении ее повесить, чтобы она вызывала восторг зрителей.
Поэтому творчество и креативность – вещи совершенно разные. До начала эпохи информации о креативности или креативных технологиях никто и никогда не вел разговор. Человечеству достаточно было простого определения – «творчество», которое ценилось очень высоко, начиная с эпохи античности. Культ творчества не потерял своей значимости и в XXI веке.
Существует несколько гипо́тез возникновения творческих способностей у человека. Одни ученые считают, что у человека разумного творческие способности возникали постепенно, длительное время. Они являются следствием демографических и культурных изменений человечества.
По другой версии, которую высказал в 2002 году антропо́лог из Стэ́нфордского университета Ри́чард Клайн, креативность и творческие способности развивались скачкообразно и являются следствием неожиданной генетической мутации, которая произошла примерно пятьдесят тысяч лет назад.
Подводя итог сказанному, можно утверждать, что творчество первично и фундаментально, а креативность вторична. Креативность основана на творчестве и без него существовать не может, это лишь технология организации процесса творчества. Без творчества креативность бесплодна, а без креативности творчество не сможет добиться популярности. Вывод: творчество и креативность тесно переплетены между собой.
Как считает ряд ученых, в проявлении креативности, роль генетического фактора, в отличие от средового, невелика. Среди многочисленных фактов, которые подтверждают важнейшую роль семейно-родительских отношений, есть и такие:
- Большие шансы проявить творческие способности имеет, как правило, старший или единственный ребенок в семье.
- Меньше шансов проявить творческие способности у детей, которые идентифицируют себя с родителями (отцом). Наоборот, если ребенок отождествляет себя с «идеальным героем», то шансов стать креативным у него больше. Этот факт объясняется тем, что у большинства детей родители – «средние», нетворческие люди, идентификация с ними приводит к формированию у детей нетворческого поведения.
- Чаще творческие дети появляются в семьях, где отец значительно старше матери.
- Ранняя смерть родителей приводит к отсутствию образца поведения с ограничением поведения в детстве, что способствует развитию креативности.
- Благоприятно для развития креативности повышенное внимание к способностям ребенка, ситуация, когда талант становится организующим началом в семье. Итак, семейная среда, где, с одной стороны, есть внимание к ребенку, а с другой стороны, к нему предъявляются различные несогласованные требования, где мал внешний контроль за поведением, где есть творческие члены семьи и поощряется нестереотипное поведение, приводит к развитию креативности у ребенка.
Препятствуют проявлению креативности низкий интеллект, нейротизм и тревожность.
Выделяют научное, техническое, художественное, музыкальное, литературное, педагогическое творчество с различными их подвидами.
Уважаемые коллеги, сейчас мы продолжим развивать свою креативность, творческие навыки. Разделитесь по парам.
Упражнение № 3 «Заполни середину». Каждая пара получает два предложения, которые являются соответственно началом и концом истории. Ваша задача – сочинить эту историю. Время работы – 7 минут.
«Далеко на острове произошло извержение вулкана...»; «...поэтому сегодня наша кошка осталась голодной».
Обсуждение:
- Какие трудности возникли в процессе игры?
- Что Вам помогло?
ВЫВОД: На одну и ту же ситуацию можно придумать множество решений.
Упражнение № 4. «Аналогия. Три предмета»
Предлагаю совершить путешествие. Сейчас тот, кто начнет работу, бросит мяч кому-нибудь из нас и скажет, где окажется тот, кому адресован мяч. При этом, у нас не будет ни каких ограничений, можно направлять своих партнеров в самые необычные, даже фантастические места – в холодильник, Древнюю Грецию и так далее. Поймав мяч, надо быстро назвать три предмета, которые вы возьмете с собой туда, куда вас направляют. При этом будьте внимательны и постараемся не повторять те места, в которых уже «побывали» другие, и те предметы, которые уже назывались.
- Уважаемая (имя) я Вас направляю в Средние века.
Вопросы к обсуждению:
- Ваши ощущения в момент ожидания мяча.
- Что Вы чувствовали, когда вас вы направляли мяч другому участнику.
3.Рефлексия.
Вспомните начало занятия и Ваше место на шкале состояний. Встаньте сейчас на эту шкалу. Изменилось ли ваше местоположение? Если «Да», что этому способствовало? Если «Нет», что вы готовы сделать здесь и сейчас, что бы местоположение изменилось? Сделайте это.
Я благодарю Вас всех за активную, творческую работу. Поделитесь своими мыслями, чувствами и ощущениями сегодняшнего занятия. Высказывания педагогов). Спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум с элементами тренинга для педагогов «Креативность в работе педагога»
Семинар-практикум с элементами тренинга для педагогов «Креативность в работе педагога» Цель: развитие личности и профессиональных качеств педагогов через развитие творческого мышления...
Консультация с элементами тренинга для педагогов ДОУ «Саморегуляция».
Цель: формировать у педагогов навыки саморегуляции. Задачи: • Актиализировать представления педагогов, связанные с понятием «саморегуляция»; с характеристиками данного понятия. • Познакомить с быс...
КОНСПЕКТ занятия с элементами тренинга для педагогов ДОУ «Сплочение коллектива», с использованием игровой и телесно-ориентированной технологии.
Цель: создать условия для сплочения педагогического коллектива.Задачи:Способствовать улучшению эмоционального контакта между членами педагогического коллектива.Познакомить с играми и упражнениями на с...
Консультация с элементами тренинга для педагогов Тема: «Влияние использования ТРИЗ технологии в работе с детьми на профессиональный и личностный рост самого педагога»
Цель консультации - повышение психолого - педагогической компетентности педагогов в области использования ТРИЗ технологии в работе с детьми....
КОНСПЕКТ занятия с элементами тренинга для педагогов ДОУ «Эмоции и чувства»
Цель: создание условий для охраны психологического здоровья педагогических работников.Задачи:- мотивировать педагогов на изучение собственного эмоционального мира;- познакомить с понятиями ...
КОНСПЕКТ занятия с элементами тренинга для педагогов «Как полюбить себя»
Полюбить себя значит научиться любить себя такой, какая вы есть (хотя, разумеется, оставляя за собой право на самосовершенствование) – причем любить себя полностью: тело, ум, стиль, увлечения, о...
КОНСПЕКТ занятия с элементами тренинга для педагогов «Снятие эмоционального напряжения»
В современном мире профессия педагога становится все напряженнее, современные образовательные стандарты требуют полной отдачи на работе, а идти в «ногу со временем» все сложнее и сложнее, ...