Консультация для педагогов «Индивидуальные формы работы с родителями»
консультация

Артамонова Ирина Борисовна

Консультация для педагогов «Индивидуальные формы работы с родителями»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individ_formy_raboty_s_rodit.dlya_pedagogov.docx21.94 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Индивидуальные формы работы с родителями»

Подготовила Артамонова Ирина Борисовна

Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.

Познакомлю с индивидуальными формами взаимодействия с родителями.
Индивидуальная беседа. 

Индивидуальная беседа– наиболее доступная и распространенная форма установления связи педагога с семьей.
Цели педагогической беседы
:

 Обеспечить оптимальные условия для воспитания ребёнка, ближе знакомиться с родителями, помогать им конкретным советом, намечать совместные пути педагогического воздействия на ребёнка, конкретизировать требования к нему, оказывать действенную помощь семье;

Узнавать от родителей индивидуальные особенности и склонности своих воспитанников, находить правильный подход к ребёнку;

Устанавливать с родителями дружеские доверительные отношения.

 
Подготовка к беседе:

- наметить тему и план беседы;

- подготовить вопросы и продумать ход беседы;

- продумать место и время беседы;

- подготовить при необходимости литературу;

- сформулировать советы, рекомендации.

Ход беседы.

Во вступительной части педагог начинает беседу с положительной, позитивной информации.

В основной части педагог задаёт вопросы, освещает тему, выслушивает родителей, ведёт с ними диалог.

В заключении воспитатель даёт конкретные советы, рекомендации, направленные на совместную работу семьи и педагогов, и беседа заканчивается на положительной позитивной ноте.

В беседе могут участвовать также заведующая, медицинский работник, музыкальный работник, и другие.

Тематика бесед разнообразная. Важно через беседу выявлять положительный опыт воспитания.  Беседа может быть продолжительной и короткой.

Беседы с родителями о поведении детей дома, его привычках, новом режиме дня, о прохождении адаптации детей в группе, любимых игрушках, совместных играх детей с родителями, о сне.

Беседы с родителями о том, как ребенок провел день.

Беседы с родителями об одежде детей, одевать так, чтобы ребенок не перегревался, поощрять стремление ребенка к самостоятельным действиям при одевании, умывании, следя за правильной последовательностью действий (засучив рукава, намочить руки, взять мыло, намылить ладошки, смыть мыло водой, насухо вытирать руки полотенцем).

Беседы с родителями по поводу внешнего вида их детей в детском саду.

Беседы с родителями о том, в какие игры любит играть ребенок.

Беседы с родителями о детской обуви.

Беседы с родителями о питании детей дома. Во время еды следить за правильной посадкой детей за столом. Учить правильно держать ложку, есть и пить не проливая.

Беседы с родителями о состоянии здоровья детей, рассказать о профилактике гриппа.

Беседы с родителями о поведении детей дома с целью выявления лучшего опыта семейного воспитания.
Требования к проведению беседы.

  •  Содержание индивидуальной беседы должно оставаться достоянием только беседующих.
  • Соблюдать деловой тон в беседе, создавать атмосферу непринуждённости.
  •  Если родитель задал вопрос, на который педагог не может ответить, он предлагает отложить беседу, чтобы подготовиться и уже тогда дать квалифицированную рекомендацию.
  •  Если надо говорить о плохом поступке ребёнка, беседу надо начинать с положительного, что есть в ребёнке.

В беседе с разными членами семьи (мама, папа, бабушка) нужно соблюдать дифференцированный подход.

  • Просьбы родителей в процессе беседы надо выполнять, если они не приносят вреда ребёнку.
  • Нельзя беседовать в присутствии ребёнка.
  • Уметь слушать ребёнка, меньше давать указаний, предъявлять требований. 

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ 
Консультация – форма индивидуальной, дифференцированной работы с родителями, которая помогает, с одной стороны, ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна; с другой – побуждает родителей серьёзно присматриваться к своим детям, выявлять черты их характера, задумываться над тем, какими путями их лучше всего воспитывать. 
Подготовка к консультации:

- наметить тему, план;

- подготовить содержание, наглядность;

- продумать место и время;

- заранее пригласить родителя;

- сформулировать рекомендации.
Содержание консультации.

Консультация может быть организована в форме беседы, обсуждения проблемы, статьи (заранее прочитанной), вопросов и ответов. Содержание консультации состоит из вступления, основной части и заключения. Содержание конкретизировано до деталей.
Требования к проведению консультации.

*Консультацию проводят в вечернее время и в отсутствии ребёнка.

*Консультация проводится без спешки и доброжелательно.

*Важно расположить к себе родителя.

*Инициатором консультации выступает ДОУ, но может быть проведена по просьбе родителя. 

Темы:

«Как помочь своему ребенку адаптироваться». «В детский сад без слез, или как уберечь ребенка от стресса»

«Детские истерики и как с ними бороться».

«Детский сад и режим». ПОРУЧЕНИЯ РОДИТЕЛЯМ 
Цели и задачи: знакомить родителей с условиями жизни и воспитания детей в детском саду, с задачами воспитания; вызывать у родителей желание помогать детскому саду в педагогической и хозяйственной работе для повышения качества воспитания дошкольников. 
Подготовка воспитателя: продумывать, кому какое поручение дать, исходя из возможностей семьи. 
Организация поручения.

Обратиться к родителю в такой форме и так объяснить значимость поручения, чтобы каждый с охотой откликнулся и выполнил просьбу. После выполнения поручения, делается запись в «Книге добрых дел», которая находится в родительском уголке и доступна для чтения всем родителям. Благодарность можно выразить на родительском собрании.
Требования к организации поручений.

Соблюдать принцип постепенности вовлечения родителей в помощь ДОУ.

Поручения распределять на всех родителей, а не только на активных. 


ПОСЕЩЕНИЕ СЕМЬИ РЕБЁНКА 
Цели и задачи. Изучение семьи. Установление контакта с ребёнком, его родителями. Познакомиться с условиями воспитания. Понять психологический климат семьи, атмосферу дома с целью нахождения оптимальных путей и средств построения единой линии воздействия на ребёнка в детском саду и дома. Усилить контакт между детским садом и семьёй, устанавливать взаимопонимание, создавать дружескую атмосферу, желание помогать друг другу. Вырабатывать единые приёмы воспитания, чтобы сделать жизнь ребёнка в детском саду и дома содержательной и радостной. Увидеть и отметить положительное в организации жизни семьи. Выяснить, всё ли возможное делается в семье для правильного воспитания ребёнка. Определить, какой линии нужно придерживаться во взаимоотношениях с данной семьёй. Наметить план требований, советов и рекомендаций. Выявлять лучший опыт семейного воспитания. Общаться со всеми членами семьи. 

Подготовка к посещению:

- заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения;

- определить цель визита;

- изучить сведения о семье: состав, имя и отчества членов семьи, место работы, материальное положение, особенности семьи, здоровье ребёнка;

- продумать, какие сведения надо получить и какие вопросы могут задать родители. 
Организация и содержание посещения.

В зависимости от цели визита, воспитатель знакомится:

  • С местом для игр и занятий, с его освещением и удобством;
  • Порядком содержания игрушек, книг;
  • С домашними трудовыми обязанностями, их характером (постоянные, эпизодические);
  •  Каким образом происходит формирование культурно-гигиенических навыков;
  • Как осуществляется физическое развитие;
  •  С общением членов семьи, атмосферой в доме;
  •  С характером поведения и настроения ребёнка в домашних условиях (радостный, раскованный, притихший, смущённый, приветливый и т.д.).

Затем воспитатель рассказывает членам семьи, как ребёнок живёт в детском саду (положительное). Обсуждаются педагогические проблемы и темы. В заключении визита педагог даёт практические советы, рекомендации, намечаются пути и способы распространения положительного опыта воспитания, вырабатываются единые требования к ребёнку для положительного его развития. При повторном посещении проверяется выполнение рекомендаций, данных в предыдущем посещении, отмечаются изменения. Первое посещение носит ознакомительный характер, второе – деловой.

После посещения воспитатель делает запись в специальной тетради учёта посещений и намечает план работы с данной семьёй.

Каждую семью посещают не реже одного раза в год. Неблагополучные семьи посещают чаще и коллективно – с заведующей, попечительским советом. 

Требования к посещению семьи.

Прийти к ребёнку домой – это прийти к нему в гости. Быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Не допускать жалоб, критики, замечаний. Советы давать тактично, ненавязчиво.

Обязательно прийти в намеченный день, не опаздывать.

Не вести никаких записей во время посещения.

Посещения должны быть регулярными, систематическими и с разными целями.

В процессе посещения видеть и подчёркивать достижения родителей в воспитании ребёнка.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА-ПЕРЕДВИЖКА 
Цель: увлечь родителей педагогической информацией, вызвать интерес к вопросам воспитания. 
Организация работы. В уголке для родителей помещается специальная папка для статей на определённую педагогическую тематику и педагогическая литература. Периодически проводятся беседы с родителями о прочитанном: что заинтересовало, что позаимствовали для воспитания ребёнка.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Интерактивные формы работы с родителями в ДОУ»

в материале описаны особенности организации интерактивных форм взаимодействия с семьей....

Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы работы с родителями»

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Как вы все знаете, работа с семьей – неотъемлемая часть воспитательно-образовательного процесса. Чтобы правильно и интересно организовать эту деятел...

Консультация для педагогов "Нетрадиционные формы работы с родителями"

Традиционные собрания не могут в достаточной степени создать условия для полной вовлеченности родителей в педагогический процесс.  Назрела пора создать новую философию взаимодействия ДОУ с семьей...

Консультация для педагогов "Нетрадиционные формы работы с родителями"

Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребёнка  в семье ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процес...

Консультация для педагогов ДОУ «Формы работы с родителями. Общение воспитателя с родителями воспитанников».

Консультация для педагогов ДОУ «Формы работы с родителями. Общение воспитателя с родителями воспитанников».Современный детский сад помогает благополучной семье и в чем-то заменяет реб...