Обучение грамоте детей с нарушением зрения
статья по обучению грамоте (подготовительная группа)
Особенности коррекционной работы с детьми, имеющими патологию зрения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_gramote_detey_s_narusheniem_zreniya.docx | 21.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение грамоте детей с нарушением зрения
Обучение грамоте детей с патологией зрения (амблиопией и косоглазием) является важной коррекционной задачей.
Исследования показали, что нарушение зрения у ребенка с раннего возраста препятствует спонтанному накоплению им сенсорного опыта, что задерживает формирование психологической базы речи
Психофизическая основа чтения и письма – это взаимообусловленная и взаимосвязанная деятельность слухового, зрительного, речедвигательного и моторного анализаторов. При таких заболеваниях как астигматизм, амблиопия, гиперметропия, миопия, различные виды косоглазия зрительное восприятие у детей имеет некоторые особенности:
- снижение поля зрения;
- смешение сходных форм;
- неустойчивость фиксации взора;
- неравномерность движения глаза;
- нарушение зрительно – моторных координаций;
- сокращение и снижение скорости зрительного восприятия.
В силу нарушения работы зрительного анализатора у слабовидящих детей проявляется своеобразие речевого развития, выражающееся в нарушении всех структурных компонентов речи, что может привести к трудностям овладения грамотой в школьном возрасте.
Сложности фонетико-фонематического и артикуляционного порядка, быстрое утомление при зрительных нагрузках, низкая работоспособность – далеко не все проблемы, с которыми сталкивается педагог при работе со слабовидящим ребенком.
Для успешного усвоения грамоты, детям с нарушениями зрения необходимы эффективные вспомогательные средства.
Элементы занимательности, игры, шуточные песенки, чистоговорки, стихи о буквах и звуках, позволят усвоить учебный материал, и необходимые понятия, поддержат мотивацию к обучению.
Игры «Живые слова», «Путаница», «Разрушенное слово», «Слоговые домики», «Чем отличаются слова», «Добавь (убери) звук», «На что похожа буква», «Выложи букву из палочек», «Буква заблудилась», «Назови братца» «Пишущая машинка» и др сделают процесс обучения грамоте легким, ярким, захватывающим, наполненным живыми образами, звуками, мелодиями.
Работу по обучению грамоте невозможно отделить от системы всей коррекционно-развивающей работы по развитию зрительного восприятия, направленной на формирование системы сенсорных эталонов цвета, света, размера, формы, ориентации, коррекцию недостатков прослеживающей функции глаз, зрительно-моторных координаций, фоновых различий.
Здесь на помощь придут различные игры и упражнения коррекционной направленности: обводки, штриховки, мозаики, лабиринты, траектории с буквами, слогами и словами, специальные графические упражнения.
Большое значение в работе с детьми, имеющими зрительные нарушения, имеет соблюдение офтальмо-гигиенического режима. Занятия по обучению грамоте строятся в соответствии со следующими требованиями:
- дети рассаживаются по местам с учетом диагноза и остроты зрения;
- длительность занятия не превышает 25 минут;
- темп занятия снижен;
- обязательный этап – специальная гимнастика для глаз, физминутка, пальчиковая гимнастика;
- зрительная нагрузка четко регламентируется соответственно возрасту и возможностям зрительного анализатора;
- освещение, мебель соответствуют гигиеническим нормам.
Подбор наглядных пособий, используемых на занятии, осуществляется в соответствии с офтальмо-педагогическими требованиями:
- каждое изображение должно иметь четкий контур, высокий контраст (до 60 % - 100 %);
- хроматические объекты должны иметь насыщенные цвета;
- размеры изображений подбираются индивидуально в зависимости от остроты зрения и состояния поля зрения.
Обучение грамоте включает в себя комплексное развитие всех компонентов родного языка, психических процессов, различных параметров зрительных функций и пространственной ориентировки на макро- и микроплоскости. Успех обучения и развития слабовидящего ребенка зависит от применения индивидуальных форм работы с каждым учащимся и использования специальных методических приемов. И тогда знания и навыки, полученные в детском саду, позволят детям успешно продолжить обучение и быстро адаптироваться к новым условиям обучения в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением зрения, имеющих недостатки речи, через использование дидактических игр и наглядного материала"
В данной презентации обобщен опыт работы по подготовке к обучению грамоте детей с нарушением зрения через использование дидактических игр и наглядного материала в условиях группы ДОУ, работающей по пр...
Сообщение из опыта работы "Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением зрения, имеющих недостатки речи, через использование дидактических игр и наглядного материала"
Доклад к презентации...
«Инновационный подход к использованию коррекционно-развивающей функции графики в процессе обучения грамоте детей с нарушением зрения»
Проект по обучению грамоте детей дошкольного возраста с нарушением зрения...
Статья из опыта работы «Использование занимательных игр и упражнений при подготовке к обучению грамоте детей с нарушениями зрения»
Вопрос об особенностях подготовки к обучению грамоте детей с патологией зрения (амблиопией и косоглазием) освещен в специальной литературе недостаточно. Поэтому важной коррекционной задачей при работе...
Опыт работы по обучению грамоте детей с нарушениями зрения (амблиопией и косоглазием)
Работая в структурном подразделении АНО ДО «Планета Детства «Лада», детском саду № 173 «Василек» комбинированного вида для детей с нарушениями зрения, мы накопили опыт по...
Опыт работы по обучению грамоте детей с нарушениями зрения (амблиопией и косоглазием).
Работая в структурном подразделении АНО ДО «Планета Детства «Лада», детском саду № 173 «Василек» комбинированного вида для детей с нарушениями зрения, мы накопили опыт по...
Особенности обучения грамоте детей с нарушением зрения.
Основной задачей любого дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе, подготовка к обучению грамоте и усвоению письмен...