Программа дополнительного образования по шахматам для детей 5-7 лет «Белая ладья».
рабочая программа (старшая группа)
Программа включает в себя все необходимое для обучения детей дошкольного возраста в игры по «Шахматам».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по шахматам | 89.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 14» НМР РТ
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
5 – 7 ЛЕТ
«БЕЛАЯ ЛАДЬЯ»
Составила педагог:
Шагабиева Н.В
Республика Татарстан
г. Нижнекамск
Пояснительная записка
«Шахматы- это не только спорт - они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективнее оценить сложившуюся ситуацию, просчитать на несколько «ходов» вперёд».
(В.В. Путин в послании участникам Чемпионата мира).
Актуальность программы продиктована требованиями времени. В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы. Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано.
Исследования, проведенные современными российскими психологами Л. Венгером, В. Давыдовым, В. Мухиной и др., свидетельствуют о том, что возможности маленького человека велики и путем специально организованного обучения можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям значительно более старших возрастов.
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития.
Цель программы
Обучение детей дошкольного возраста в шахматы.
В дошкольном возрасте шахматы играют важную роль в развитии ребенка. Они выполняют сразу несколько функций.
- Познавательная. Играя в шахматы, ребенок научится мыслить, логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать. Малыш узнает много нового и интересного. Кроме того, игра способствует развитию фантазии и творческих способностей.
- Воспитательная. Придя в школу, многие дети не могут усидеть на одном месте и сосредоточиться на уроках. Шахматы же вырабатывают выдержку, собранность, внимательность. Дети учатся самостоятельно принимать решения и спокойнее относиться к неудачам.
- Физическая. Сидеть долго за доской очень трудно. Надо обладать большим запасом сил и выносливости. Поэтому у всех гроссмейстеров есть тренеры по физической подготовке.
Основные задачи
Обучающие:
- Ознакомить с историей шахмат;
- Обучить правилам игры;
- Дать теоретические знания по шахматной игре.
Развивающие:
- Развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие познавательные психические процессы;
- Сохранять выдержку, критическое отношение к себе и к сопернику;
формировать навыки запоминания; - Вводить в мир логической красоты и образного мышления, расширять представления об окружающем мире.
Воспитывающие:
- Бережно относиться к окружающим, стремиться к развитию личностных качеств;
- Прививать навыки самодисциплины;
- Способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и самооценки.
Возраст детей, участвующих в реализации
Образовательной программы
5-7 лет.
Сроки реализации образовательной программы
1 год.
Формы и режим занятий
Форма занятий: Методика проведения занятий включает: рассказ педагога, показ, упражнения, тренировки, приучение детей к игре.
Режим занятий: Она рассчитана на 2 занятия в неделю, продолжительностью 20 - 25 минут. Наполняемость группы -16 детей.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
- Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
- Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
- Принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стресс образующих факторов учебного процесса
- Принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
- Принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
- Принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
- Принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
Характеристика особенностей развития детей старшей группы (5-6 года), значимые для реализации программы.
В целом, детский коллектив дружный, эмоционально отзывчивый. Поведение дошкольников всё чаще выстраивается с учётом интересов и потребностей своих сверстников и наставников. Дети много общаются со взрослыми, которые для них являются авторитетом. Следует отметить, что некоторые дети, в силу особенностей своего характера (застенчивости, скромности) испытывают затруднения в общении.
Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.
Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.
Проявляет ответственность за начатое дело.
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе.
Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.
Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).
Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.
Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.
Характеристика особенностей развития детей подготовительной к школе группы (6-7 года).
В целом, детский коллектив дружный, эмоционально отзывчивый. Поведение дошкольников всё чаще выстраивается с учётом интересов и потребностей своих сверстников и наставников. Дети много общаются со взрослыми, которые для них являются авторитетом. Следует отметить, что некоторые дети, в силу особенностей своего характера (застенчивости, скромности) испытывают затруднения в общении.
Большую значимость для детей данного возраста приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, зарождается детская дружба. Дети продолжают активно сотрудничать, играть то с одним, то с другим партнёром. Иногда у них наблюдаются и конкурентные отношения.
Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл. Усложняется игровое пространство. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем.
Дети уже способны осознавать себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. Они могут давать определения некоторым моральным понятиям (доброта, жадность и т.д.), эмоционально оценивают свои поступки в соответствии с правилами и нормами («что такое хорошо и что такое плохо»).
У детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно запомнить достаточно большой объем информации (особенно у девочек), складываются интеллектуальные предпосылки к учебной деятельности. В связи с этим дети хорошо ориентируются в окружающем мире, уверенно выделяют объекты живой и неживой природы, предметного и социального мира.
Усложняются образы, передаваемые детьми в изобразительной деятельности. Рисунки приобрели более детализированный характер, обогатилась цветовая гамма. Более явными стали различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки чаще рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т.д.,
Человека дошкольники стали изображать более детализированным и пропорциональным. Появились пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежду дети могут украшать различными деталями.
Дети в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа изображений и построек. Постройки стали симметричными и пропорциональными.
Усложнилось конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольными. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь (диалогическая и монологическая). Дети начинают активно употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы и т.д.
У детей наблюдаются значительные изменения и в физическом развитии. Активно развивается моторика, наращивается и самостоятельно используется двигательный опыт. Совершенствуются ходьба и бег. Дети способны поддерживать правильную осанку. По собственной инициативе они могут организовывать подвижные игры и соревнования со сверстниками.
Планируемые результаты освоения программы:
- Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
- Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.
- Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения).
К концу первого года обучения дети должны знать:
- Шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, длинная и короткая рокировка, шах, мат;
- Названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, король; пешка, правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу первого года обучения дети должны уметь:
- Ориентироваться на шахматной доске;
- Согласованность действий пешек с пешками, пешек с каждой фигурой, каждой фигуры друг с другом.
- Правильно помещать шахматную доску между партнерами;
- Правильно расставлять фигуры в начальном положении;
- Различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- Рокировать;
- Объявлять шах;
Решать шахматные элементарные задачи.
Вариативные формы, методы и средства реализации программы
Основные формы и средства обучения:
1.Теоретические занятия
2.Практическая игра.
3.Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
4.Дидактические игры и задания, игровые упражнения.
На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяются:
1. При знакомстве с шахматными фигурами.
2. При изучении шахматной доски.
3. При обучении правилам игры;
4. При реализации материального перевеса.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, ребёнок овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.
При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.
На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства детей (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
Взаимодействие с семьями воспитанников.
Формы общения с семьей:
- круглый стол;
- викторина;
- конкурс;
- лекция-беседа;
- мастер-класс;
- анкетирование;
- консультация;
- день открытых дверей;
- презентация;
- творческое задание;
- тематическая встреча;
- совместная выставка;
- открытое занятие;
Календарно-тематическое планирование
Неделя № | № занятия | Тема | Программные задачи | Методические приёмы |
1 | 1 | Шахматная доска | Познакомить детей с шахматным королевством. Рассказать о том, Что игра в шахматы – занимательная игра. Заинтересовать детей через увлекательные и достоверные факты. | Рассказ об истории шахмат, чтение отрывка из дидактической сказки «В стране шахматных чудес» Беседа по содержанию сказки. |
2 | 2 | Шахматная доска Проспекты, улицы, переулки шахматной доски | Продолжить знакомить детей с шахматным королевством, Формирование представлений о правилах размещения шахматной доски между партнерами, введение понятия «горизонталь», «вертикаль», | Показ, беседа. Чтение сказки «Шахматная беседка». И.Г. Сухина. |
3 | 3 | Шахматные фигуры | Познакомить с шахматными фигурами; развитие интереса к игре, внимания | Чтение сказки «Чудесные фигуры». Дидактические задания и игры "Волшебный мешочек", "Угадайка", "Секретная фигура", "Угадай", "Что общего?" |
4 | 4 | Начальное положение | Познакомить детей с расстановкой фигур перед шахматной партией. Связью между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Правилами: "Ферзь любит свой цвет". | Показ, объяснение. Дидактические задания и игры "Мешочек", "Да и нет", "Мяч". |
5 | 5 | Слон | Закрепить представления о шахматной фигуре «слон», Отработка практических навыков | Отгадывание загадки о слоне Ответы на вопросы «Шахматной шкатулки» Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". |
6. | 6 | Ладья | Познакомить с шахматной фигурой «Ладья», местом ладьи в начальном положении, ходами. Развивать внимание. | Чтение дидактической сказки "Я – Ладья" Рассказ о месте ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". |
7 | 7 | Ладья | Отрабатывать практические навыками | Практические упражнения. Загадки из тетрадки. |
8 | 8 | Ферзь | Познакомить с шахматной фигурой «Ферзь», местом ферзя в начальном положении, ходами ферзя, взятием. Ввести понятия «Ферзь – тяжелая фигура» | Чтение дидактической сказки "Кони черные и белые» "Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ферзя), "Ограничение подвижности". |
9 | 9 | Конь | Познакомить с шахматной фигурой «Конь», местом ладьи в начальном положении, ходами. Развивать внимание, умение отстаивать свою позицию | Рассказать и показать сложность ходов коня. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". |
10 | 10 | Пешка «Ни шагу назад!» | Познакомить с местом пешки в начальном положении; понятиями: ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. | Чтение дидактической сказки "Детский сад "Чудесная Пешка" Рассказ о пешке. Дидактические задания "Лабиринт", "Один в поле воин". Д/и «Волшебный мешочек» |
11 | 11 | Пешка | Продолжать знакомить детей с пешкой. Научить «сражаться пешками». Поощрять стремление высказывать свое мнение. | Дидактические задания: "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля" |
12 | 12 | Король | Показать, как ходит король. Разучить правило «Королей не уничтожают» и что оно означает. Развивать внимание, способность работать по правилам, умение мыслить, находить правильное решение, отстаивать своё мнение. | Рассказ о месте короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания: «Один в поле воин", "Кратчайший путь". Чтение и инсценировка сказки "Лена, Оля и Баба Яга". |
13 | 13 | Турнир на чемпиона | Закрепить знания детей полученные на предыдущих занятия. Воспитывать интерес к игре в шахматы, усидчивость, владение навыками простейших шахматных задач. | Практические навыки. |
14 | 14 | Шах | Формировать представление о позиции «шах». Развивать способность думать, мыслить, рассуждать и анализировать. Активизировать словарь. | Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания "Шах или не шах", "Дай шах", "Пять шахов", "Защита от шаха". |
15 | 15 | Шах и мат | Формировать представления о комбинациях «шах», «мат» («комбинация» и «вилка» - двойной удар). | Практические упражнения. |
16 | 16 | Мат | Формировать представления о том, что мат - цель игры упражнение в определении шахматных ситуаций. | Чтение сказки "До свидания, Шахматная страна" Объяснение нового материала: мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание "Мат или не мат". |
17 | 17 | Ничья | Формировать представлений о положении «пат», выделение отличий пата от мата. | Чтение сказки "Мат и пат", Рассказ о позициях «мат» и «пат» Вариантах ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание "Пат или не пат". |
18 | 18 | Игра в парах | Закреплять знания детей полученные на предыдущих занятиях. Воспитывать усидчивость, внимательность точно рассчитывать, правильные ходы. | Практические упражнения. |
19 | 19 | Рокировка | Отрабатывать практические навыки. | «Загадки из тетрадки». «Куда идёт король» - чтение сказки И. Сухина. |
20 | 20 | Тренировочная шахматная партия | Игра всеми фигурами. Овладение элементарными основами шахматной игры. Воспитание морально – волевых качеств ребят. | Практические навыки. Загадки из тетрадки. |
21 | 21 | Эстафета | Закреплять умения правильно и быстро расставлять фигуры на исходную позицию называя вслух поля на которые они ставятся. | |
22 | 22 | Практические навыки: мат белыми в один ход | Учить элементарным основам шахматной игры. Коллективный разбор определённых ситуаций на шахматной доске. | Загадки из тетрадки. |
23 | 23 | Практические навыки: лучший ход чёрных | Учить элементарным основам шахматной игры. Коллективный разбор определённых ситуаций на шахматной доске. | Загадки из тетрадки. |
24 | 24 | Шахматная партия
| Дать общие представления и рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми из начального положения. | Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра "Два хода" |
25 | 25 | Шахматная партия | Закреплять представлений и рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. | Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения. |
26 | 26 | Первые ходы | Упражнять в планировании и продумывании первых ходов, отмечая. Что очень многое зависит от первых шагов на игровом поле. | Игры в парах. |
27 | 27 | Эстафета | Закреплять умения правильно и быстро расставлять фигуры на исходную позицию называя вслух поля на которые они ставятся. | |
28 | 28 | Практические навыки: мат белыми в один ход | Учить элементарным основам шахматной игры. Коллективный разбор определённых ситуаций на шахматной доске. | Загадки из тетрадки. |
29 | 29 | Практические навыки: лучший ход белых | Учить элементарным основам шахматной игры. Коллективный разбор определённых ситуаций на шахматной доске. | Загадки из тетрадки |
30 | 30 | Практические навыки: лучший ход чёрных | Учить элементарным основам шахматной игры. Коллективный разбор определённых ситуаций на шахматной доске. | Загадки из тетрадки. |
31 | 31 | Практические навыки: «Грозный ферзь» побей все чёрные фигуры, забирая каждым ходом по фигуре | Учить элементарным основам шахматной игры. Коллективный разбор определённых ситуаций на шахматной доске. | Загадки из тетрадки. |
32 | 32 | Шахматная партия
| Дать общие представления и рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми из начального положения. | Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра "Два хода" |
33 | 33 | Шахматная партия | Закреплять представления и рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. | Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения. |
34 | 34 | До свидания шахматная страна | Закреплять пройденный материал. Вспомнить как ходят фигуры, что такое нотация, рокировка. | Игра. |
35 | 35 | Мониторинг. | ||
36 | 36 | Мониторинг. |
Список литературы:
- «Малыши играют в шахматы» В.Г. Гришин Москва «Просвещение» 1991.
- Гришин В.Г., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980.
- Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре
М.: ГЦОЛИФК, 1984.
- Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования по шахматам "В гостях у Каиссы"
Рабочая программа дополнительного образования по шахматам "В гостях у Каиссы"...
Программа дополнительного образования по шахматам
Программа доп. образования по шахматам в детском саду...
Дополнительная образовательная программа по обучению игре в шахматы (для детей 5-7 лет) «Белая ладья»
Шахматы в детском саду положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого у...
Программа дополнительного образования "Королевство шахмат"
Программа знакомства детей с шахматами, рассчитана для детей 5-7 лет...
Рабочая программа дополнительного образования по шахматам
Рабочая программа дополнительного образования по шахматному образованию детей старшего дошкольного возраста «Шахматы детям» создана на основе руководителя проекта «Шахматы – де...
Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Развивайка. Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»
Представление программы дополнительного образования познавательной направленности "Развивайка" длядетей 3-5 лет...
Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Радуга». Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»
Программа дополнительного образования детей «Радуга» разработана в соответствии с общей образовательной программой МБДОУ Детский сад 3 в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Заняти...