«Способы поддержки активности и инициативы детей в игровом взаимодействии со сверстниками»
статья (старшая группа)
«Способы поддержки активности и инициативы детей в игровом взаимодействии со сверстниками»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_pedagogicheskogo_soprovozhdeniya_igrovoy_deyatelnosti_detey_pyatogo_goda_zhizni.docx | 592.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад №16 «Белочка»
Выступление на педагогическом совете
«Способы поддержки активности и инициативы детей в игровом взаимодействии со сверстниками»
Подготовила: Чуфистова Е.Ю.,
воспитатель первой квалификационной
категории
2020г.
В образовательном стандарте указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка активности и инициативы детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства. Значение игры, её всестороннее влияние на развитие личности ребёнка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве способна творить чудеса. Словно волшебная палочка она может изменить отношение детей к окружающему миру, поможет включить в активную деятельность замкнутых и застенчивых детей, создаст условия для проявления позиции субъекта в процессе игрового взаимодействия со сверстниками.
Насколько игра будет богатой и разнообразной, и как много сложных жизненных ситуаций преодолеет малыш, играя – в значительной степени зависит от взрослых.
В среднем возрасте в игровой деятельности идет освоение и развитие ролевого поведения, поддержка игровых объединений детей, обогащение игрового взаимодействия, расширение тематической направленности сюжетных игр, обогащение игрового опыта детей через приобщение к играм с правилами, подвижным, досуговым, театрализованным, народным играм.
Важнейшим первоначальным этапом работы для определения способов поддержки игровой деятельности детей среднего возраста, является диагностика игровых интересов и предпочтений, игрового взаимодействия, игровых умений детей. Наблюдая за детьми в процессе игровой деятельности, необходимо изучить и зафиксировать игровые интересы и предпочтения. Например, Ира часто берет на себя роль «мамы» - делает уборку в доме, готовит обед, укладывает дочек спать…; Тоне очень нравится роль «доктора» - она надевает халат, осматривает больных и лечит их; Саша и Тимофей играют в пограничников, мастерят из «Лего» пистолеты и автоматы и охраняют границу. Чтобы лучше узнать игровые предпочтения детей следует побеседовать с родителями, в какие игры любят играть дома, какие игрушки выбирают для игр и др. Изучение игровых предпочтений детей в процессе педагогических наблюдений, данные анкетирования родителей помогают не только выявить любимые сюжеты игр, но и увидеть проблемы. Например, вы обратили внимание на детей, которые в процессе игры часто вступают в конфликт со сверстниками, выявили причины такого поведения, определили темы игр, которые дети не выбирают из-за недостаточных представлений о содержании таких игр.
Следующим этапом педагогического сопровождения игровой деятельности станет оснащение предметно-игровой среды с учетом детской игровой субкультуры мальчиков и девочек. Игра детей среднего возраста требует особой организации игрового пространства:
-для статических игр девочек у нас имеются автономные небольшие, но богатые атрибутами уголки, чтобы они могли осуществлять свои ролевые игры;
- для игр мальчиков, большое пространство в центре группы, так как им необходим простор для выполнения ролевых действий;
В игровую среду мы включаем игрушки, отражающие предпочтения, как мальчиков, так и девочек.
Для мальчиков – это различные машинки, разные по размерам и назначению, роботы, трансформеры, железная дорога, большой напольный конструктор, настольный строительный материал, пластиковый конструктор, конструктор «Лего», мелкие игрушки для обыгрывания построек.
Для девочек – это куклы разных размеров (Барби, Кен, современные пупсы и др.) Одежда, посуда (кухонная, столовая, чайная), мебель и многое другое. В зависимости от игровых интересов мальчиков и девочек я всегда определяю акценты собственного сопровождения игр. Например, у девочек он направлен на активизацию ролевого диалога, умение ролевого поведения в соответствии с новой ролевой связкой, у мальчиков обращаю внимание на овладение способа мужского поведения, умение договариваться и мирно решать конфликтные ситуации.
В своей деятельности следует строить игру таким образом, чтобы у ребенка была основная роль в сюжете; свои роли воспитатель последовательно меняет в ходе игры. Не рассказывая детям предварительно сюжет, а сразу начинает игру, предлагая им основную роль, ориентируясь на тематику, привлекающую ребенка.
Если у ребенка возникают собственные предложения в ходе игры, то их обязательно следует принимать. В процессе игры со многими детьми необходимо вступать в ролевое взаимодействие, активируя ролевой диалог, «замыкаю» детей на ролевом взаимодействии друг с другом. Вся игра носит характер свободной импровизации.
Следующим этапом игрового взаимодействия с детьми станет позиция « помощника». Находясь рядом с детьми, можно помогать разрешать проблемные ситуации, актуальные в данных моментах в ходе развития сюжета. Однако активного участия в игре не принимать. Очень важно использовать в работе разные сюжетные импровизации для мальчиков и девочек, учитывая их игровые интересы, предпочтения, уровень развития игровых умений. Для мальчиков – сюжетные импровизации героического характера, приключенческого содержания, включающие в себя мультипликационные перевоплощения, взаимоотношения разных героев
(сказочных и реалистичных), хозяйственно-бытовые и дизайнерские преобразования.
Например: технические и общественные сюжеты:«Путешествие на корабле», «Автобус», «Гараж», «Такси», «Солдаты», «Лётчики», «Ремонт машин», «Автостоянка», «Строители», «Спасатели».
Игровые сюжеты, заимствованные из телепередач (мультфильмы, рекламы, кинофильмы):«Летучий корабль», «Пираты», «Поиск сокровищ», «Человек Паук и его друзья», «Супергерои», «Спайдермены» и т.д.
Для девочек можно обогащать представление о предпочитаемых ими ролях, ролевых действиях, способствую активному «вживанию» в роль, её раскрытию через множество нестандартных ролевых связей. Включать в игровое содержание события повседневной жизни и сказочного мира. Например: социально-бытовые сюжеты:
«Дочки-матери», «Парикмахерская», «Больница», «Магазин», «Кафе», «Кондитерская», «Салон красоты», «Дом моды», «Ателье», «Гости», и т.д.
Игровые сюжеты из мультфильмов и книг: «Бал Золушек», «Феи Винкс», «Белоснежка и её друзья», «Страна принцесс», «Русалки», «В гостях у Мальвины» и т. д. Таким образом, для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе.
Этапы организации и руководства такой игры включает:
- Диагностику игровых интересов и предпочтений детей;
- Создание условий для развития игры (отбор сюжетов, обогащение развивающей предметно-пространственной среды);
- Развитие ролевых связей с принятием на себя второстепенной роли;
- Развитие ролевого взаимодействия за счёт введения новых ролей, использование многоперсонажного ролевого диалога;
- Совершенствование умения комбинировать сюжеты с использованием разных сюжетных импровизаций;
- Организация самостоятельной детской игры с использованием косвенных приемов руководства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологии поддержки индивидуальности и инициативы детей
Технологии поддержки индивидуальности и инициативы детей...
"Способы поддержки активности и инициативы детей в процессе музыкальной деятельности" - мастер-класс для педагогов
Мастер-класс для педагогов...
Консультация "Поддержка индивидуальности и инициативы детей посредством музыкальной деятельности"
В тексте консультации раскрываются конкретные способы поддержки индивидуальности и инициативы дошкольников....
Детское интервью, как средство поддержки индивидуальности и инициативы детей старшего дошкольного возраста.
Опыт применения детского интервью в ДОУ. Видео и презентацию можно посмотреть и скачать по ссылке: https://yadi.sk/d/yMbJsCYzjc5GNg...
«Способы поддержки активности и инициативы детей в игровом взаимодействии со сверстниками».
Одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка активности и инициативы детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельнос...
«Детские мастер- классы как способ поддержки и развития инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста»
Тема «Детские мастер- классы как способ поддержки и развития инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста»Слайд № 2 Одними из основных принципов дошкольного...
презентация "Поддержка инициативы детей в игровой деятельности"
РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ К РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...