Статья "Дидактические игры, как метод обучения"
статья
Данная статья будет интересна, как педагогам дошкольного образования так и родителям. В статье вы познакомитесь с классификацией дидактических игр, а так же с методами их применения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskaya_igra_kak_metod_obucheniya.docx | 21.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактическая игра как метод обучения
Народная педагогика талантливо решала вопрос о связи обучения с игрой и внесла известный вклад в понимание особенностей обучающей игры. Традиции ее вошли в научную разработку вопроса о дидактических играх, в практику работы с детьми, в подвижные игры с правилами и заслуживают дальнейшего глубокого изучения. К.Д. Ушинский считал игру свободной деятельность ребенка, вносящий в его развитие такой вклад, какой не может сравниться ни с чем другим. Он указывал на то, что обучение в форме игры может и должно быть интересным занимающим, но никогда не развлекающим. Известный педагог Е.И. Тихеева высоко ценила дидактическую игру в ознакомлении детей с предметами, явлениями окружающей жизни. Особое значение она предавала сенсорному восприятию родного языка. Ею разработаны специальные дидактические игры под названием «Парные игры», которые требовали внимания, умения выделять в предмете общее и различное. Оценивая дидактическую игру и ее роль в системе обучения, А.П. Усова писала: «Дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребёнка, вносят занимательность». В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались многими исследователями: А.П. Усовой, Е.И. Родиной, Ф.Н. Блехер, Б.И. Хачяпуридзе, З.М. Богуславский, Е.Ф. Иваницкой, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, В.И. Аванесовой, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгер. Во всех исследованиях утверждалось взаимосвязь обучения и игры, определялась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми. В исследованиях накоплены факты, характеризующие дидактическую игру как форму организации обучения.
Психолог А.В. Запорожец, оценивал роль дидактической игры, справедливо указывал: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей».
Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры направленность ее содержания на развитие познавательной деятельности детей. В отличие от прямой постановки задачи на занятиях в дидактической игре она возникает и как игровая задача самого ребенка. Большое значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи детей.
Игровые действия не всегда носят видный характер. Это и умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, иногда припоминание ранее усвоенного, обдумывания. По своей сложности они различны и обусловлены уровнем познавательного содержания и игровой задачи, возрастными особенностями детей.
Различен и объем игровых действий. В младших группах – это чаще всего одно – два повторяющих действия, в старших – уже пять – шесть. В играх спортивного характера игровые действия старших дошкольников с самого начала расчленены во времени и осуществляются последовательно. Овладев ими, дети действуют целенаправленно, четко, быстро, согласованно и в уже отработанном темпе решают игровую задачу.
Один из элементов дидактической игры является правила. Они определяются задачей обучения и содержанием игры и, в свою очередь, определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей, взаимоотношения между ними и воспитателем. С помощью правил он формирует у детей способность ориентироваться в измененных обстоятельствах, умение сдерживать непосредственные желания, проявлять эмоционально-волевое усилие. В результате этого развивается способность управлять своими действиями других играющих. Правила игры имеют обучающий, организующий и дисциплинирующий характер. Обучающие правила помогают раскрыть перед детьми, что кто и как нужно делать: они соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, уточняют способ выполнения, организующие определяют порядок, последовательность и взаимоотношения детей в игре; дисциплинирующие предупреждают о том, что и почему нельзя делать.
Результат дидактической игры – показатель уровня достижений детей в усвоении знаний, в развитии умственной деятельности, взаимоотношений, а непросто выигрыш, полученный любым путем.
Игровые задачи, действия, правила, результат игры взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одной из этих составных частей нарушает ее целостность, снижает воспитательное воздействие.
Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. Педагогическая ценность их в том, что дети начинают думать, учатся слушать друг друга.
В разных сборниках указано множество дидактических игр, но четкой классификации, группировки игр по видам еще нет.
Для воспитания и обучения дошкольников элементарным математическим представлениям существуют математические игры. Эти игры не требуют от взрослых и детей каких-нибудь особых знаний. В них моделируются такие логические и математические конструкции, а в процессе игры решаются такие задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.
Логико-математические игры позволяют развивать мыслительные процессы, память. Они способствуют развитию таких операций как классификация, группировка предметов по их свойствам, абстрагирование свойств от предмета и т.д.
Обучающие игры - игры активизируют скрытые интеллектуальные возможности детей, развивают их. Эти игры предназначены для формирования определенных логических структур или для подготовки к усвоению определенной математической идеи. Можно заметить, что некоторые наиболее сложные из задач, решаемых детьми, в процессе игровой деятельности, заставляют порой задуматься и взрослых. Большая вариативность условий, правил, задач, решаемых в процессе игровой деятельности, - явно выступающая особенность обучающих игр, поэтому они должны сочетаться с другими методами обучения, оставаясь при этом ведущим методом.
Развивающая игра, которая является активной и осмысленной для ребенка деятельностью (он добровольно и охотно включается в игру). Новый опыт, приобретенный в игре, становится его личным достоянием. Развивающие игры учат действовать "в уме", развивают воображение, творческие возможности, формируют такие качества как самоконтроль, организованность, дисциплинированность.
Развивающие игры - игры нового типа, моделирующие сам творческий процесс, создающий свой микроклимат, помогающий развитию интеллекта. В развивающих играх удалось объединить один из основных принципов обучения - от простого к сложному - с очень важным принципом деятельности. Эти игры могут дать толчок для развития творческих способностей с самого раннего возраста. Задания развивающих игр создают условия, которые опережают развитие способностей.
А.И. Сорокина разработала классификацию дидактических игр:
Дидактические игры:
1) Игры – путешествия;
2) Игры – поручения;
3) Игры-предположения:
4) Игры-загадки;
5) Игры-беседы (игры-диалоги).
Игры-путешествия. Это целевое движение куда-то, зачем-то. Это может быть и путешествие в намеченное место, преодоление пространства и времени, совершение практических действий. Но может быть и путешествие "не сходя с места" - путешествие мысли, воображения.
Эти игры имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, и обычное раскрывается через необычное, простое - через загадочное, трудное - через преодолимое, необходимое - через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры-путешествия - усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.
Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесными поручениями.
Игры-предложения "Что было бы …?" или "Что бы я сделал …", "Кем бы хотел быть и почему?". Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установление причинных связей. Игры, в которых зреют ростки будущего, полезны. Педагогическая ценность их в том, что дети начинают думать, учатся слушать друг друга.
Игры-загадки. Возникновение загадок уходит в далекое прошлое. Загадки создавались самим народом и отражают мудрость народа. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения.
В настоящее время загадка, загадывание и отгадывание рассматриваются как вид обучающей игры.
Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям старшего возраста нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться доставляет им радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.
Игры-беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общение воспитателя с детьми, детей с воспитателем и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. Воспитатель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру.
Детям нужно сделать открытие или в результате чего-то узнать новое, а это в то же время активизирует эмоционально-мыслительные процессы. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы педагога, детей, воспитывает быть сосредоточенным, дополнять сказанное, высказывать суждения.
Во всех играх ведущая и направляющая роль принадлежит взрослому. Очень важно, чтобы педагог, обладая эмоциональным общением с детьми, умел вовлечь в игру, мог дать четкую формулировку обучающей задачи, постоянно активизировал умственную деятельность ребенка. Только при этих условиях игры будут способствовать развитию памяти у детей.
Интеллектуальные дидактические игры направлены, прежде всего, на развитие элементарных мыслительных операций, формирование общей интеллектуальной раскованности и отработку средств, обеспечивающих общую организованность мыслительного процесса. Дидактические игры формируют способность находить в предмете как можно больше свойств и использовать их для поиска предметов с противоположными свойствами.
Классификация дидактических игр по Д.В. Менджерицкой.
Дидактические игры (в зависимости от материала)
1) Игры с предметами
2) Настольно-печатные
3) Словесные игры
Игры с предметами наиболее доступны детям, т.к. они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними. В младшем дошкольном возрасте игры с игрушками сопровождаются движениями, что соответствует особенностям восприятия и мышления ребенка. Например, в играх, с помощью которых детей учат различать и правильно называть цвета, малыши бегают с цветными флажками, показывают цветные шарики, ходят по комнате, разыскивая игрушки определенного цвета.
Настольно-печатные игры основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение. Содержание настольных игр разнообразно. Некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель), с животными, птицами, овощами, фруктами, их качествами и свойствами. Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы, о различных профессиях. Настольно-печатная игра хороша в том случае, когда она требует самостоятельной умственной работы.
Наиболее сложны словесные игры: они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, т.к. в них дети учатся высказывать суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки. Помимо речевого развития, формирования слухового внимания с помощью словесных игр создается эмоциональный настрой, совершенствуются мыслительные операции, вырабатываются быстрота реакции, умение понимать юмор.
Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.
В подготовку к проведению дидактической игры входят:
- отбор игры в соответствии с задачами воспитателя и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов;
- установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
- определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры;
- выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;
- определение количества играющих;
- подготовка необходимого дидактического материала для игры;
- подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;
- подготовка и игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Проведение дидактических игр включает:
- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован;
- объяснение хода правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил;
- показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действия, показывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату;
- определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра;
- подведение итогов игры – это ответственный момент, когда дети добиваются в игре, можно судить об его эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребенка. В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Анализ проведения игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения, какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволяет выявить индивидуальные особенности в проведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с постоянной целью помогает варьировать игру, обогащать ее новым материалом в последующей работе. Игра становится методом обучения, принимает форму дидактической, если в ней четко определены дидактическая задача, игровые правила и действия. В такой игре воспитатель знакомит детей с правилами, игровыми действиями, учит, как их надо выполнить. Дети оперируют имеющимися знаниями, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обобщаются.
С помощью дидактической игры ребенок может приобретать и новые знания: общаясь с воспитателем, со своими сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями в роли болельщика, ребенок получает много новой для себя информации. И это очень важно для его развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В ДОУ
Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя на современном этапе в связи с возрождающимся подходом к человеку как самоце...
Доклад «Интерактивная игра - как метод обучения в работе педагога-психолога»
Практически каждый педагог образовательного учреждения использует на своих занятиях интерактивные технологии. Не исключением являются и педагоги-психологи. Несмотря на то, что интерактивность понимает...
Игра как метод обучения детей младшего школьного возраста
Игра наряду с трудом и учением - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направле...
Консультация "Игра - ведущий метод обучения воспитанников безопасному поведению на дорогах"
В консультации раскрыта сущность игры в рамках обучения воспитанников безопасному поведению на дорогах....
ДЖОЛТ. Музыкально-дидактическая игра как метод обучения.
Уважаемые коллеги, все мы время от времени проходим обучение на различных курсах повышения квалификации педагогической деятельности. Это помогает нам, педагогам, специалистам, воспитателям, повышать у...
Консультация для родителей «Игра как метод обучения и развития дошкольника»
Консультация для родителей «Игра как метод обучения и развития дошкольника»...
Развитие связной речи у дошкольников 5-7 лет с нарушением речи через игры и методы обучения"
Речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью, которая подразумевает развитие умения рассказывать, зависит успешность обучения детей в ш...