Сказкотерапия
статья
Сказка — один из самых древних педагогических способов передачи знаний и воспитания подрастающего поколения. Она влияет на сознательные и бессознательные стороны личности, способствует духовному, социальному и эмоциональному развитию, учит отзывчивости, умению сопереживать, отличать добро от зла, развивает фантазию. Кроме этого, она забавляет и отвлекает от проблем, позволяя эмоционально разрядиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazkoterapiya.docx | 15.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказкотерапия как метод восстановления психоэмоционального равновесия и воспитания
Эмоциональная нестабильность, тревожность, страх и агрессия ребенка могут быть вызваны различными факторами, начиная от отрицательной атмосферы дома и заканчивая каким-то незначительным с точки зрения взрослых событием. Более того, дети еще не совсем способны распознавать эмоции других и корректировать свое поведение в соответствии с ними. Поэтому поведение дошкольников часто отличается вспыльчивостью и обидчивостью. Нотации и наказания со стороны учителей или родителей не всегда помогают исправить ситуацию. Здесь на помощь приходит сказка.
Сказка — один из самых древних педагогических способов передачи знаний и воспитания подрастающего поколения. Она влияет на сознательные и бессознательные стороны личности, способствует духовному, социальному и эмоциональному развитию, учит отзывчивости, умению сопереживать, отличать добро от зла, развивает фантазию. Кроме этого, она забавляет и отвлекает от проблем, позволяя эмоционально разрядиться.
Сказкотерапия — это психологический и педагогический метод коррекции эмоционального состояния при помощи фольклорных произведений. Ее использование в детском саду весьма эффективно, поскольку дети восприимчивы к увлекательным сюжетам.
Применение сказкотерапии очень удобно. Такая форма познания все еще близка в силу возрастных особенностей.
В сказкотерапии используют различные виды сказок:
- Медитативные;
- дидактические;
- психокоррекционные;
- художественные;
- психотерапевтические.
В дидактических сказках абстрактные предметы и понятия помещаются в сказочную ситуацию, что повышает заинтересованность и вовлеченность детей в образовательный процесс.
Художественные тексты в сказкотерапии — это народные и авторские сказки, мифы, легенды и былины. Они формируют у ребенка понимание добра и зла, дружбы, любви и ответственности. Дети не просто слушают рассказ, а «проживают» его, отождествляя себя с героями. Именно поэтому сказка имеет большую силу, чем нравоучения.
Работая с конкретной проблемой ребенка, можно выбрать произведение, в котором присутствует подобная ситуация. Малышу, который ведет себя, как жадина, предложите «Сказку о рыбаке и рыбке», врунишке — притчу о мальчике и волках.
Психокоррекционные сказки схожи с художественными, однако более узконаправлены. Их используют в основном для исправления определенных черт характера — неопрятности, агрессивности, застенчивости. Для этого подбирается или сочиняется произведение, в котором герой похож на ребенка. Когда персонаж ищет пути решения возникшей проблемы, это же проделывает малыш. Ему предлагается иная модель поведения, альтернативный выход из положения.
Психотерапевтические сказки применяются в основном для лечения взрослых. Они создаются в процессе работы с психотерапевтом, нередко заканчиваются «открытым финалом» и оставляют человека с вопросами наедине. Их осмысление способствует личностному развитию. Может применяться в старших классах.
Медитативные сказки отличаются отсутствие конфликта и противостоящих друг другу героев. В основном это сказки-путешествие, которые актуализируют приятные образы, ощущения и помогают расслабиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по сказкотерапии "По дорогам сказок" (роль сказкотерапии в социально - личностном развитии детей)
Проект по сказкотерапии «По дорогам сказок».(роль сказкотерапии в социально – личностном развитии детей)...
Руководство по сказкотерапии. "Сказкотерапия, как воспитательная система органичная внутренней среде человека"
Руководство по сказкотерапии адресовано педагогам, родителям и всем тем, кто чувствует близость к сказочному жанру. Здесь в популярной форме рассказывается о том, какие виды сказок существуют, ка...
Сказкотерапия-как форма работы с детьми .Практикум по сказкотерапии
laquo;Сказкотерапия» - понятие, которое появилось сравнительно недавно, и у разных специалистов оно порождает множество ассоциаций. Для одних «сказкотерапия» - это лечение сказками....
Сказкотерапия. Общая характеристика сказкотерапии.
Сказкотерапия - это не только народные, текучие, глубокие сказки, но и совсем маленькие, локальные истории. В настоящее время популярность сказкотерапии растет и важной причиной этого роста является т...
Использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста .Сказкотерапия как метод психологической коррекции
Сказка – это не только полезное, но и интересное захватывающее «лекарство», поэтому современные психологи эффективно используют сказкотерапию в своих консультациях. Такой метод помог...
Сказкотерапия в работе с дошкольниками. Особенности использования метода сказкотерапии в работе с дошкольниками
laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы войти в действительность новыми путями, можетпомочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».Д. Ро...