«Планшет из фетра как средство сенсорного развития детей раннего возраста»
методическая разработка (младшая группа)
В статье рассмотрен планшет из фетра как средство сенсорного развития детей раннего возраста. Даны методические рекомендации по организации данной деятельности в детском дошкольном учреждении.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Планшет из фетра как средство сенсорного развития детей раннего возраста»
Цель: расширить предметно – развивающую среду путем создания планшета из фетра, помогающего сенсорному развитию детей раннего возраста.
Актуальность: данное пособие является эффективным средством для сенсорного развития детей раннего возраста.
В настоящее время идеи раннего развития становятся более популярными.
Раннее развитие - это организация систематических занятий с малышом по разным направлениям, при этом содержание материала и сама структура занятия соответствуют психологическим особенностям раннего возраста.
Одним из важнейших направлений развития ребенка раннего возраста является развитие его восприятия, или сенсорное развитие. Родители малышей и педагоги раннего развития должны четко представить ответ на вопрос «Что такое сенсорное развитие?». Ведь ранний возраст является наиболее благоприятным периодом для сенсорного развития малыша.
Итак, сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия. Восприятие - это непосредственное, чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Научить ребенка обследовать предметы и различать их свойства еще недостаточно для полноценного развития восприятия. Необходимо уметь определить отношение выявленных свойств данного предмета к свойствам других предметов. Для этого существуют мерки, с помощью которых можно сравнить предметы. Поэтому нельзя не остановиться на понятии «сенсорный эталон».
Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают цветовые спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, в качестве эталонов величины – метрическая система мер. В слуховом восприятии эталонами являются звук высотные отношения. Во вкусовом восприятии выделяют четыре основных вкуса (соленое, сладкое, горькое, кислое). В обонятельном восприятии имеет место узкоспециальное деление запахов на сладкое и горькое. В программе детского сада из всего спектра сенсорных ощущений особое внимание уделяется зрительным ощущениям, а именно восприятию цвета, формы, величины предметов, а также расположение в пространстве.
Критерии оценки сенсорного развития:
В период от двух до двух с половиной лет малыш должен научиться следующему:
- Находить и уметь называть предметы четырех основных цветов (красный, синий, зеленый и желтый);
- Уметь подбирать плоские геометрические фигуры по образцу;
- Правильно выбирать и различать нужную фигуру из предложенных (круг, квадрат, прямоугольник и треугольник);
- Определять размер (большой/маленький).
Какие условия необходимы для полноценного сенсорного развития ребенка? Прежде всего нужно предоставить для восприятия как можно больше разнообразных сенсорных впечатлений. Для детей данного возраста большое значение имеет развивающая предметно-пространственная среда, которую в соответствии с требованиями ФГОС ДО нужно создать доступной, полифункциональной и безопасной. И взрослые должны помочь ему обеспечить полноценную сенсорную среду.
Существуют современные прогрессивные методики, которые позволяют организовать занятия с малышами самым эффективным образом! Специально разработанные для малышей методики помогают обучать маленьких детей быстро и эффективно - в этом случае новые знания и навыки осваиваются ребенком и без специального натаскивания. Главная задача взрослого - заинтересовать малыша. Стандартные игры не всегда вызывают у детей интерес. В современном мире у детей, даже раннего возраста, более интересны современные устройства или гаджеты. Поиск новых форм взаимодействия с детьми подтолкнул меня к идее создать дидактическое пособие, которое стало бы интересным, привлекательным.
Для малышей я изготовила несколько «Мягких планшетов» из фетра. Это натуральная, шерстяная ткань. Она мягкая и пластичная, приятная на ощупь. Такие дидактические пособия можно включить в игры и упражнения, задания, способствующие развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей раннего возраста.
На первом этапе можно научить детей пользоваться разными видами застежек. Для этого можно использовать задания:
- «Молния с сюрпризом»
- «Цветик семи цветик»
Задачи:
- Формирование представлений о цвете
- Формирование представлений о ориентировки в пространстве
На втором этапе можно включать задания, направленные на знакомство детей с сенсорными эталонами (цвет, форма, величина). Для этого можно использовать задания:
- «Найди фигуру»
- «Паровозик»
- «Подбери по величине»
Задачи:
- Формирование представлений о геометрических фигурах
- Закрепление представлений о цвете
- Совершенствование умения выстраивать предметы от большего к меньшему
На следующем этапе задания можно усложнить, развить умение сравнивать, соотносить, группировать по одному или двум сенсорным признакам:
- «Соберем урожай»
- «Закрутим банки на зиму»
Задачи:
- Способствовать развитию умений группировать предметы по цвету и размеру
- Закрепление умения соотносить предметы по цвету
Основная задача таких заданий - накопление разнообразного сенсорного опыта. Это тот необходимый фундамент, на котором на следующих этапах обучения становится возможным систематизация этих знаний, их осознание, расширение, а также использование в разнообразных ситуациях. В дальнейшем такая работа – уточнение, закрепление и расширение знаний - продолжается в ходе различных занятий, а также различных жизненных ситуациях в течении дошкольного и младшего школьного возраста. Сенсорный опыт ребенка, полученный им в раннем возрасте являются необходимой базой для успешного развития в дальнейшем. Именно поэтому очень важно обеспечить малышу наиболее благоприятные условия для полноценного сенсорного развития.
Список литературы:
1 Я. Е. Альбиновна: Сенсорное развитие детей раннего возраста. 1-3 года. Методическое пособие для педагогов и родителей/ Владос, 2018 г.
2 Е. Жердева: Дети раннего возраста в детском саду/ Феникс, 2008 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра как одно из средств сенсорного развития детей раннего возраста
Дидактическая игра как одно из средств сенсорного развития детей раннего возрастаОдним из важных средств сенсорного развития является дидактическая игра. По мнению ряда авторов, основная особенн...
Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста.
Основы сенсорного развития закладываются в раннем дошкольном возрасте. Чем меньше ребёнок, тем больше значение в его жизни имеет чувственный опыт....
Консультация для родителей Тема: «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста».
Консультация для родителейТема: «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста»....
Консультация для родителей на тему Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста
"Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста"...
Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста
Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на орг...
Презентация: «Планшет из фетра как средство сенсорного развития детей раннего возраста»
Презентация к статье "Планшет из фетра как средство сенсорного развития детей раннего возраста"...
Планшет из фетра, как средство сенсорного развития детей
Почему именно фетр способствует сенсорному развитию...