Конспект занятия по ХЭР орнаментальное рисование по теме "Горы, возле которых гуляют животные"
план-конспект занятия (старшая группа)
Задачи:
Образовательные:
1.Расширить знания и представления детей о чувашском орнаменте. Закрепить смысловое назначение узоров, изображающих солнце, пахотную землю, животных, деревья и растения.
2.Продолжать подводить детей к пониманию того, что в чувашской головной повязке "масмак" отображены представления древних людей о красоте природы о небесном и земном мирах; о строении мира и отношения к нему.
3.Формировать умение детей создавать линейный орнамент из художественных элементов различных по форме, путём чередования их друг с другом в строгой очерёдности на четырёх частях полосы бумаги.
4.Закрепить навыки самостоятельной творческой изобразительной деятельности детей, способствовать возможностям выбора детьми материалов.
5. Формировать коллективную поисковую деятельность, повышать культуру диалога.
Развивающие:
1.Развивать способность к самовыражению и индивидуальности детей, побуждать их к самостоятельному поиску и нахождению способов создания орнаментальных образов на основе линейного орнамента.
2. Развивать ассоциативное мышление.
2. Способствовать развитию творческого воображения, художественно-эстетических навыков.
Воспитательные:
1.Воспитывать эмоционально-положительное отношение к чувашскому народу, интерес к его прошлому.
2.Воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру, любви к природе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chuvashskiy_uzor.docx | 23.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Орнаментальное рисование «Горы, возле которых гуляют животные».
Задачи:
Образовательные:
1.Расширить знания и представления детей о чувашском орнаменте. Закрепить смысловое назначение узоров, изображающих солнце, пахотную землю, животных, деревья и растения.
2.Продолжать подводить детей к пониманию того, что в чувашской головной повязке "масмак" отображены представления древних людей о красоте природы о небесном и земном мирах; о строении мира и отношения к нему.
3.Формировать умение детей создавать линейный орнамент из художественных элементов различных по форме, путём чередования их друг с другом в строгой очерёдности на четырёх частях полосы бумаги.
4.Закрепить навыки самостоятельной творческой изобразительной деятельности детей, способствовать возможностям выбора детьми материалов.
5. Формировать коллективную поисковую деятельность, повышать культуру диалога.
Развивающие:
1.Развивать способность к самовыражению и индивидуальности детей, побуждать их к самостоятельному поиску и нахождению способов создания орнаментальных образов на основе линейного орнамента.
2. Развивать ассоциативное мышление.
2. Способствовать развитию творческого воображения, художественно-эстетических навыков.
Воспитательные:
1.Воспитывать эмоционально-положительное отношение к чувашскому народу, интерес к его прошлому.
2.Воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру, любви к природе.
Словарная работа: активизация словаря: масмак, линейный орнамент.
Индивидуальная работа: развитие мелкой моторики в прорисовке мелких деталей узоров, тонких линий контура кисти.
Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, декоративно-орнаментальная (рисование).
Формы организации: коллективная деятельность (работа в группах, совместная деятельность педагога с детьми), самостоятельная деятельность детей.
Форма проведения: творческое задание.
Материал и оборудование: чувашские национальные головные повязки – масмак с вышивкой; карточки с рисунками чувашских узоров; изобразительные модели оригиналов узоров солнца, животных, растений, деревьев, гор; полосы бумаги размером 5 х 20, красного и белого цвета; гуашевые краски, простые карандаши, кисточки, подставки под кисти, непроливайки, матерчатые салфетки, баночка с водой, магнитофон, диск с записью «Илемле», мольберт.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в альбоме «Чувашское народное искусство», презентаций «Элементы чувашского узора», «Орнамент чувашской народной вышивки»; чувашской национальной одежды; знакомство с элементами чувашского орнамента и его цветовой гаммой; рисование образов-символов солнца, растения, животных, колосьев, горы; чтение легенд и мифов чувашского народа о девочке «Масмак», «О солнце».
Ход образовательной ситуации:
Звучит чувашская музыка «Илемлẽ». Под музыку дети с воспитателем заходят в группу и образуют круг.
- Здравствуй, правая рука
Здравствуй, левая рука!
Здравствуй друг, здравствуй друг!
Здравствуй, здравствуй, дружный круг. Дети садятся на стульчики.
Воспитатель вносит головные повязки «масмак» с разной вышивкой:
Воспитатель: Посмотрите, что я вам принесла. Кто догадался, как они называются?
Дети: Масмак.
Воспитатель: Да, это чувашские головные повязки «масмак». А почему их так называют?
Дети: Дети вспоминают легенду о девочке Масмак.
-Девочка по имени Масмак, увидев радугу, вышила на холсте разноцветными нитями узоры, а потом подарила маме. Мама завязала масмак на голову. С этого дня головную повязку стали называть «Масмак».
Воспитатель: Молодцы ребята, вспомнили легенду о девочке Масмак. А нравится ли вам эти головные повязки? Чем они вам нравятся?
Дети: На них нарисованы солнце, животные, растения, горы, земля. Они все красивые.
Воспитатель: Да, ребята. Каждый узор изображает что-то красивое. Чувашский народ всегда любил вышивать. Все, что они видели вокруг красивое, они передавали в узорах. Эти узоры вышивали настоящие мастерицы.
Воспитатель: давайте сейчас поиграем в игру «Давай думать вместе». Вот у меня на подносе картины. Вы берете по одной картинке (чувашские узоры-символы), внимательно рассмотрите их и потом будете делиться на группы так, чтобы в каждой группе собрались картинки, у которых есть что-то общее. Воспитатель спрашивает, по каким признакам дети делились на группы.
Дети: У нас солнце, земля, животные, деревья, горы.
Воспитатель: Молодцы. Ребята, давайте мы с вами поиграем в игру «О чем рассказывает масмак». Воспитатель показывает «масмак».
Воспитатель: А теперь ребята, внимательно рассмотрите вышивку и подумайте, о чем же рассказывает эта головная повязка «масмак».
Дети раскрывают содержание вышивки, при затруднениях воспитатель помогает детям, подсказывает возможные варианты ответов.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Очень много знакомых узоров вы увидели?
Очень красива чувашская вышивка. Правда, ребята. А скажите пожалуйста, такую головную повязку масмак мы сейчас надеваем? А где их сейчас можно увидеть?
Дети: На праздниках чувашского языка.
Воспитатель: Хотелось бы вам научиться создавать такую красоту? Ребята, сейчас вас я приглашаю в свою творческую мастерскую, где мы с вами станем необычными художниками. Я вам предлагаю украсить «масмак» картиной природы для выставки. Наш узор будет состоять из символов животных и гор.
Воспитатель показывает изобразительные модели оригинала узора животного.
Воспитатель: Что обозначает эти узоры?
Дети: Животных.
Воспитатель: Правильно, это узоры, обозначающие животных. Чем похожи узоры на животных? А чем отличаются?
Дети: Есть голова, ноги, хвост. Одни смотрят вперед, другие повернули головы назад, у некоторых две, три, четыре ноги.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что художник передает внешний вид животного точно, а народная мастерица - вышивальщица изображает его по-своему: показывает только самое заметное, главное.
Воспитатель: А как мы будем изображать животных, давайте покажем в воздухе пальцем.
- Значит, ребята, картину природы можно рисовать узорами, изображающими небо, землю, горы, животных
Беседа о последовательности выполнения работы детьми.
Воспитатель: С чего начать работу (с деления полосы бумаги на 4 частей и проведения линии земли и неба)
Ребята, полосу бумаги разделим на 4 части: сначала делим пополам и каждую половину еще раз пополам, проведя едва видимые карандашные линии. Наверху полосы проводим линию неба, а внизу – линию земли. Каким цветом рисуем небо, землю? (показ воспитателя).
Дети: синим небо, черным землю.
Воспитатель: Ребята, как узоры будем размещать на «масмаке»?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, чтобы было красиво, они должны повторяться и чередоваться. Например: животное, гора, животное, гора и так дальше.
В своей картине в каждой части полосы нарисуйте элементы чувашского узора по своему желанию. Но только помните, что они чередуются
- Сначала нарисовать одинаковые узоры одним цветом, в тех местах, где их загадали, а в остальных частях – другие узоры другим цветом.
Воспитатель показывает в качестве примера динамическую модель создания линейного орнамента. Садимся на свои места, засучиваем рукава и делим полосу бумаги на 4 части.
-Молодцы, можете приступать к работе.
Работа детей.
Воспитатель следит за осанкой детей, оказывает индивидуальную помощь в прорисовывании отдельных элементов. Если дети раньше всех заканчивают работу, воспитатель предлагает помочь остальным, кто плохо справляется с работой.
Совместный анализ детских работ.
В конце занятия дети рассматривают созданные узоры. Воспитатель просит каждого ребенка рассказать о своем « масмаке».
Воспитатель: А теперь скажите пожалуйста, какие узоры вы выбрали для рисования? Почему ты выбрал этот узор? Какой цвет ты выбрал? А что означает этот узор? ( индивидуальное обращение к детям).
-Молодцы, ребята! У всех у вас красивые работы получились. Теперь можно организовать выставку ваших работ.
Рефлексия.
Воспитатель просит детей оценивать себя, выбирать смайлики. Если у детей все получилось, они выбирают веселый смайлик, если не все получилось – смайлик с нейтральным лицом, если ничего не получилось – грустный смайлик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по английскому языку - Рисование «Дом, в котором мы живем»
Конспект занятия по английскому языку - Рисование «Дом, в котором мы живем» (подготовительная группа)...
Конспект занятия в средней группе рисование домашних животных «Кошка»
Конспект занятия в средней группе рисование домашних животных «Кошка» Цель: Продолжать формировать умение у детей передавать особенности изображаемого предмета.Задачи:Обучающие:-...
Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) на тему: «Сколько? Который по счету? На котором месте?»
Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) на тему: "Сколько? Который по счету? На котором месте?"....
Конспект занятия с приёмами нетрадиционного рисования в старшей группе «Зимний лес животным в подарок»
Конспект занятия с приёмами нетрадиционного рисования в старшей группе«Зимний лес животным в подарок»...
Конспект занятия в средней группе рисование домашних животных «Кошка».
Конспект занятия в средней группе рисование домашних животных «Кошка».Цель: Продолжать формировать умение у детей передавать особенности изображаемого предмета.Задачи:Обучающие:- учит...
Конспект занятия в средней группе рисование домашних животных «Кошка»
Конспект занятия в средней группе по рисованию домашних животных "Кошка"...
Конспект занятия по нетрадиционной технике рисования домашних животных пластиковой вилкой в средней группе на тему «Кошка»
laquo;Нетрадиционные техники рисования помогают детям почувствовать себя свободными, помогают раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А ...