Статья: Формирование навыков цветовосприятия детей дошкольного возраста.
статья

Татьяна Владимировна Костылева

Для формирования навыков цветовосприятия необходима системная воспитательная работа в динамике от освоения представлений о цвете к совершенствованию навыков владению цветом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.82 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование навыков цветовосприятия детей дошкольного возраста.

 Большинство отечественных и зарубежных ученых в области педагогии полагают, что сенсорное развитие является основой интеллектуального развития ребенка. С восприятие предметов и явлений окружающей действительности начинается познание. Все другие формы познания: запоминание, мышление, воображение являются результатом переработки образов восприятия.

Чувственное познание окружающего мира наиболее важное значение имеет в младшем (3-4 года) дошкольном возрасте, поскольку в этом возрасте ребенок активно начинает изучать окружающее пространство, а его мозг уже способен накапливать информацию, которую получает от органов чувств, и способен формировать первоначальные представления о мире. Сенсорное развитие приводит к накоплению опыта, на основе которого ребенок создает свою картину окружающего мира. При положительном и разнообразном опыте формируется более точный образ мира и более позитивное к нему отношение.

Однако изначальное наличие сенсорных способностей у младшего дошкольника не гарантирует их развития. Сенсорные каналы связи с окружающим миром развиваются только в процессе разнообразной деятельности: изобразительной, трудовой, поисковой, конструктивной. Для ребенка такая деятельность требует присутствия рядом взрослого человека, способного объяснить новые для него ощущения, а также побудить к выполнению непривычных для него задач.  В современной педагогической науке выделяют следующие задачи сенсорного воспитания детей:

- формирование исследовательских действий;

- формирование системы сенсорных эталонов;

- соотнесение свойств предметов, своих действий по его исследованию через обозначение словом;

- формирования самостоятельного навыка ориентироваться в пространстве, исследовать предметы, используя для их характеристики усвоенные сенсорные эталоны.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

Способность к различению, ощущению, называнию цвета, позже к восприятию и передаче его в своих рисунках создают предпосылки для развития практического инструментария изобразительной деятельности детей, способствует развитию их эстетического отношения к действительности, осознанного восприятия цветового богатства мира.

В возрасте 2 – 3 лет ребенок способен выделить цвет, форму и величину, как особые характеристики предметов. К этому периоду он может различать как минимум 6 цветов и знать их по названиям, производить сортировку предметов по цветовому образцу. В первую очередь усваиваются: красный, зеленый, желтый и синий. Такие цвета, серый или, например, розовый, не смотря на то что, могут использоваться ребенком при рисовании, не усваиваются как основные цветовые характеристики предмета. Соотнесения названия данного цвета с самим цветом, происходит позже, как правило при более пристальном к ним внимании.

В этом возрасте цвет для ребенка не является ключевой характеристикой, на которую он опирается при познании того или иного объекта окружающего мира, он больше ориентируется на форму и величину предмета.

На этапе усвоения эталонной системы цветов, называние цвета становится определяющим фактором в формировании цветовосприятия и способствует вычленению определенного цвета из множества других. На данном этапе, применение цвета, как одной из характеристик реального предмета пока не обращают внимание, что цвет определенного предмета может быть разнообразным. Многие исследователи отмечают, что у детей в этом возрасте установившиеся ассоциативные связи между цветом и предметом достаточно прочные. Ребенок, который усвоил, что небо голубое, использует этот цвет в каждом своем рисунке, вне зависимости от времени года. Кроме того, цвет, который в момент рисования у ребенка в наличие определяет общий колорит небу. Всё это придает некоторую шаблонность в использовании цветов при рисовании.

Учитывая, что на этом этапе детей больше привлекает форма предмета, дети не стремятся к разнообразному использованию цвета. Поэтому одним из важных условий формирования чувства цвета является ведущая роль взрослого в познании особенностей применения цвета.

Дальше происходит разрушение цветовых стереотипов, через понимание вариативности цвета в реальном пространстве. Ребенок начинает улавливать оттенки основных цветов в зависимости от освещенности, положения предмета в пространстве. В этот период формируются предпочтения в цвете, возникают любимые и нелюбимые. Исследователи отмечают, что отношение к самому цвету может формироваться на основе отношения ребенка к предмету.

Возрастные особенности различать цвет проявляются в умении словесно дать ему название и формируются в основном к младшем школьному возрасту. В процессе рисования при наличии контакта со взрослым у детей проявляется более детальный анализ цвета, который развивается благодаря приобретенному жизненному опыту, сформированных к этому периоду основ применения цвета при постановке педагогом задачи наблюдать и дифференцировать цвет реального объекта.

Понимание взаимосвязи цвета и характера изображаемого предмета, когда цвет выступает именно в качестве средства художественной выразительности, который помогает вызвать то или иное впечатление, эмоцию у зрителя, выходит за рамки задач дошкольного образования.

Развитие цветовосприятия и формирование навыков работы с цветом, с одной стороны должно соответствовать возрастным рамкам, и в литературе встречаются более четкие возрастные этапы, однако на практике можно наблюдать существенные расхождениях в возрастных границах. Чаще всего это связано с условиями в которых развивается ребенок и от его индивидуального опыта взаимоотношений с окружающим миром. В том числе опыт собственной художественно-творческой деятельности и квалифицированная воспитательная деятельность педагога.

Таким образом, для формирования навыков цветовосприятия необходима системная воспитательная работа в динамике от освоения представлений о цвете к совершенствованию навыков владению цветом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗОЖ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Данный материал раскрывает  сущность здоровьесберегающих технологий и их значение в процессе развития физических качеств...

Особенности формирования навыков взаимодействия детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Умственная отсталость – это общая интеллектуальная недостаточность, которая появляется в период развития ребенка и характеризуется понижением способности ориентироваться в жизни. У таких деток в целом...

Роль игры в формировании навыков общения детей дошкольного возраста с ЗПР со сверстниками

  Комплекс нарушений речевого и когнитивного развития у детей с ЗПР препятствуй становлению у них полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет контакты со взрослыми и может...

Статья. "Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста через организацию мини- музея в ДОУ".

quot;Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста через организацию мини-музея в ДОУ"Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена, в Российском госу...

Статья "Формирование гуманности у детей дошкольного возраста через музыкальное развитие"

Из поыта работы по формрованию гуманности у детей дошкольного возраста...

Рекомендации по формированию навыков у детей дошкольного возраста безопасного поведения вблизи дороги

Если ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребёнку: «Стой, дорога!», то останавливаться для него станет привычкой. Если всегда, выйдя из автобуса, вести ребёнка до пешеходного пере...