ООД в рамках реализации программы «Социокультурные истоки» Тема «Дружная семья»
план-конспект занятия (средняя группа)

Семенюк Людмила Викторовна

Организованная образовательная деятельность в рамках реализации программы «Социокультурные истоки»  для детей 4 – 5 лет

Тема  «Дружная семья»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_druzhnaya_semya_sr_gr.docx25.89 КБ

Предварительный просмотр:

Организованная образовательная деятельность в рамках реализации программы «Социокультурные истоки»  для детей 4 – 5 лет

Тема  «Дружная семья»

Воспитатель Семенюк Л.В.

Цель:Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Семья»

Задачи:

Образовательные:

  • формирование у детей и родителей отношения к семье, как основной из главных социокультурных ценностей;
  • формирование у детей способности договариваться, приходить к единому мнению;
  • создание условий для освоения детьми правил поведения в ресурсном круге;
  • мотивация родителей на совместную деятельность с ребенком и воспитателем.

Развивающие:

  • развитие коммуникативно – речевых умений и навыков детей;
  • развитие самооценки у детей.

Воспитательные:

  • воспитание у детей уважительного отношения ко всем членам семьи, формирование желания сделать для них доброе дело, сказать доброе слово;

Виды деятельности: коммуникативная, речевая, восприятие художественной литературы, игровая, познавательная, музыкально-художественная.

Формы организации: подгрупповая, 10 – 12 человек (совместная деятельность взрослого и детей) и индивидуальная (самостоятельная деятельность детей).

Материалы иоборудование: аудиозаписи по теме «Дружная семья», выставка рисунков и фотографий «Моя дружная семья», книги для развития детей 4 – 5 лет по теме «Моя дружная семья», карандаши или фломастеры.

Предварительная работа:организация и проведения занятия с родителями по программе «Моя семья»;знакомство детей с первой частью книги для развития «Дружная семья»;оформление выставки «Моя дружная семья»;рассматривание иллюстраций по теме «Семья»;разучивание пословиц, поговорок о семье; семейное чтение по теме «Моя дружная семья»;

Музыка: Пение: «Бабушка» муз. Н. Мурычевой, «Маме песенку пою» муз. Н. Мурычевой

Слушание: «Моя семья» муз. Н. Мурычевой, «Веселые путешественники» муз. Старокадомского, русская народная песня «Где был Иванушка».

Муз.движения: народная игра «У дедушки Трифона», «У тетушки Ларисы», танец «Дружные пары» обр. Попатенко, пальчиковая игра «Семья».

Литература для чтения

Отечественная классическая литература: рассказ. Л. Корсунская «Семья». Поэзия. И. Бунин «Матушке», Е. Трутнева «Наша бабушка», Р. Гамзатов «Мой дедушка», В. Берестов «Любили тебя без особых причин»; Е. А. Пермяк «Первая рыбка»; Рассказ. Э. Шим «Брат и младшая сестра».

Поэзия. Е. Благинина «Посидим в тишине»,К. Лукашевич «Садик»;

Игровая деятельность на тему  «Наша дружная семья».

Подвижные игры:«Бабушка Маланья», «Дедушка Рожок», «У дедушки Трифона», «У бабушки Ульяны», «Каравай» («Как у бабушки Арины») – русские народные игры; игра – драматизация по мотивам русской народной сказки «Теремок».

ХодООД

Организационный момент

Звучит песня «Моя семья».

Дети вместе с воспитателем и родителями заходят в музыкальный зал.

Присоединительный этап

В:Дети, я очень рада снова встрече с вами, рада видеть здесь и ваших близких людей: мам, пап, бабушек, дедушек и даже ваших сестрёнок и братишек. Всем добрый вечер! И как говорят в народе «Вся семья вместе так и душа на месте». Вы наверно догадались, о чем сегодня пойдёт наш разговор?

Правильно, мы будем говорить о семье, о том, что  семья – одна из самых великих ценностей жизни, к которой нужно относиться очень бережно.А сейчас я хочу обратить ваше внимание на выставку «Семья – мир самых близких людей», которую мы готовили вместе с вами.

Кто изображен на иллюстрациях?

Каким общим делом занята семья? Какое у всех настроение?

Каждая семья носит свою фамилию, которую, как правило, даёт отец. Давайте вспомним рассказ Л. Корсунской «Семья» из книги «Дружная семья».

Дети, вспомните, какую фамилию носила вся семья в этом рассказе? (Да и папа и мама и дочка и брат, - все носили фамилию Никитиных).

У каждого из Вас есть своя семья. Кто хочет рассказать о своей семье?

Рассказы детей о своей семье (2 -3 ребёнка).

Разговор в круге

В: А теперь мы присядем, и свой разговор продолжим в круге:Давайте вспомним произведения из книги «Дружная семья», в которых говорится о дружной семье?

В русской народной сказке «Братец Иванушка и сестрица Алёнушка» мы видим, как любовь и преданность сестры и брата, помогают друг другу преодолеть жизненные испытания.

Вопросы к детям:

Как старшая сестра заботилась о младшем брате?

Как братец спас свою сестру?

Что помогло сестрице Алёнушке и братцу Иванушке преодолеть все беды и остаться неразлучными?

Пальчиковая игра «Семья»

Дети, а помните рассказ Евгения Пермяка «Первая рыбка»?

В нём тоже говорится о дружной семье.

В рассказе повествуется о том, как большая Юрина семья поехала на рыбалку. Много рыбки поймали и всё бабушке отдали. Юра тоже поймал одну рыбку. Ерша. И тоже бабушке отдал. Давайте вспомним как вся семья, усевшись вокруг котелка нахваливала Юрину рыбку…. (чтение из фрагмента из книги)

В:мы уже немало сегодня говорили о дружной семье. Скажите, пожалуйста, какая семья называется дружной?

Читая книгу «Дружная семья» Вы с родителями учили стихи о всех членах семьи. Давайте вспомним эти стихи (чтение по желанию детей).

Игра «У дедушки Трифона»

Активное занятие

Работа в паре «Дружная семья»

1. Подготовительный этап.Расставить столы по кругу. Предлагаю детям и родителям сесть за столы так, чтобы дети сидели парами, а мамы – рядом со своими детьми.Педагог сидит в общем круге и начинает разговор на тему «Дружная семья».

В: Мы уже много сегодня говорили о дружной семье. Скажите, пожалуйста, что нужно делать чтобы ваша семья жила дружно и счастливо? (Несколько ответов детей).

Присоединительное слово педагога.

СЕМЬЯ. Это слово греет душу. Оно напоминает о ласковом голосе мамы и о заботливой строгости папы. В семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, характером. Могут быть общие увлечения и любимые занятия. Главная забота родителей – чтобы дети выросли хорошими людьми. Они не жалеют для этого ни сил, ни времени. В дружной семье все заботятся друг о друге. У каждого есть свои обязанности. Их выполняют без напоминания. В дружной семье все проявляют друг к другу любовь и заботу, а дети – уважают и слушаются родителей. Не зря говорят, что «не нужен и клад, когда в семье мир да лад».

2. Индивидуальный этап

- Дети, откройте, пожалуйста, книгу на той странице, где лежит закладка.Рассмотрите внимательно иллюстрации в книге, выберите те, на которых изображена дружная семья, отметьте эти иллюстрации знаком «+».Дети отмечают иллюстрации с изображением дружной семьи знаком «+». При затруднении родители помогают своим детям выполнить задание.

3. Работа в паре.

- Дети, пододвиньтесь, пожалуйста,кдруг другу, ещё раз внимательно рассмотрите эти иллюстрации. Выберите те, на которых изображена дружная семья. Расскажите друг другу почему вы выбираете именно эти иллюстрации. Придите к совместному решению. И отметьте знаком «+» те иллюстрации, которые вы выбрали вместе.

Воспитатель наблюдает за действиями детей, поощряет тех, кто общается в спокойной, доброжелательной форме. За минуту до окончания данного времени предупреждаю детей и родителей о своевременном завершении диалога.

-А теперь договоритесь о том, кто из вас от каждой пары будет представлять совместное решение.

4. Обсуждение в группе и экспертная оценка.

Воспитатель предлагает одной из пар показать выбранные иллюстрации и объяснить свое решение. Ответ начинать со слов: «Мы посоветовались и решили…», «Мы решили… », «Мы думаем… », «Мы отметили», «Мы выбрали».

(Можно выслушать мнение ещё одной пары).

-А теперь, поднимите, пожалуйста,  руку те дети,кто выполнил эту работу по - другому?

(Выслушать мнение детей, выполнивших задание по-другому).

Далее воспитатель даёт экспертную оценку: показывает иллюстрации из книги для развития «Дружная семья», увеличенные в 2 раза и объясняет правильность выбора, всякий раз объясняя, почему именно эта иллюстрация должна быть выбрана.

В:А теперь послушайте, пожалуйста, внимательно, как правильно нужно было выполнить это задание

Обобщает результаты работы, отмечает детей, которые внимательно слушали друг друга, вежливо общались, вовремя справились с заданием.

5. Рефлексия.

В:Понравилось ли вам работать в паре?

Предлагаю родителям и детям договориться между собой, чем они совместно хотели бы заняться в группе: построить дом для куклы, слепить игрушку, подклеить книгу, нарисовать картинку и т. д.

Рефлексия с родителями.

- Что интересного вы увидели сегодня на занятии? В чем ценность таких занятий? С каким настроением вы пойдете домой?

Оформление страницы Альбома «Дружная семья»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Рождественское чудо» в рамках реализации программы «Социокультурные истоки»

Формирование духовно-нравственных и социокультурных ценностей детей старшего дошкольного возраста на основе православной культуры и народных традиций с применением декоративно-прикладного искусства в ...

Конспект активного занятия с родителями и воспитанниками средней группы по программе «Социокультурные истоки» тема «Дружная семья».

Цель: показать родителям ценность семейных отношений, значимость дружной семьи. Установление партнерских отношений с семьями воспитанников. Приобщение к семейным ценностям и традициям семьи....

Выступление на РМО. Доклад на тему: "Система работы с родителями "Моя семья" в рамках реализации программы "Социокультурные истоки" дошкольного образования".

В данном материале представлен доклад на тему: "Система работы с родителями "Моя семья" в рамках реализации программы "Социокультурные истоки" дошкольного образования"....

Социокультурные истоки тема"Дружная семья"

Социокультурные истоки тема"Дружная семья"...

Конспект активного занятия с родителями и воспитанниками средней группы по программе «Социокультурные истоки» тема «Дружная семья».

Конспектактивного занятия с родителями  и воспитанниками средней группы по программе «Социокультурные истоки»тема «Дружная семья»....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по программе духовно-нравственного развития «Социокультурные истоки» Тема: Дружная семья

Тема: Дружная семьяЦель: первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Семья».Задачи:Образовательные: формирование у детей отношения к семье как одной из главных социокультурных ...