Интегрированное занятие "Путешествие капельки"
методическая разработка (подготовительная группа)

Представлена методическая разработка интегрированного занятия "Путешествие капельки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannoe_zanyatie_puteshestvie_kapelki.doc940 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия с элементами экспериментирования в подготовительной к школе группе на тему: «Путешествие Капельки.»

(образовательная область – познавательное развитие)

Цель: Обобщение закрепление знаний и представлений детей о неживой природе – о      воде; прививание интереса к исследовательской деятельности.

Задачи:

 Обучающие:

- уточнять и расширять знания детей о воде;

-продолжать знакомить со свойствами воды;

-обобщать знания детей о состояниях воды в окружающей среде, о круговороте воды в природе, о её значении в жизни растений, животных и человека;

- формировать диалогическую речь;

- активизировать и обогащать словарный запас детей;

 - формировать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру, стремление к новым открытиям.

Развивающие:

-развивать любознательность, наблюдательность, мышление, речь воспитанников, способность к преобразованию; умение делать выводы;

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к воде;

- воспитывать самостоятельность, наблюдательность, взаимовыручку.

Предварительная работа:

- беседа с детьми о значении воды;

- чтение художественной литературы (Н. Николаенко «Дождик- душ», Н.А. Рыжова «Как люди речку обидели» ) ;

- рассказ воспитателя «Откуда в кране вода?»;

- проведение отдельных экспериментов с водой;

- познавательная игра «Где, какая вода бывает»;

- просмотр презентации на тему «Круговорот воды в природе», «Почему воду нужно беречь»;

- рисование «Путешествие к морю»;

- аппликация «Аквариум»;

- наблюдение на прогулках за изменением состояния воды (луж, снега и т.д.);

- совместное создание детей и родителей «Карт – Ума» на темы : «Вода и животный  мир», «Вода и человек», «Вода и растительный мир», «Вода и ее обитатели»;

- изготовление дидактического пособия (игры) с элементами ТРИЗ – «Карусель»;

- изготовление с детьми памяток, буклетов на тему:  «Берегите воду!»

Ход занятия

Организационный момент:

(действие происходит на коврике)

- Ребята, сегодня к нам в детский сад пришли гости. Давайте их поприветствуем.

- Ребята, вы сегодня не заметили ничего необычного у нас в группе? (У нас появились белые халаты, пробирки, лупы и т.д )

- Как вы думаете, во что сегодня превратилась наша группа? (в лабораторию)

- Кто работает в лаборатории? (ученые, исследователи)

- Что делают в лаборатории ученые? (проводят опыты, эксперименты, исследования)

Сегодня мы с вами будем проводить опыты, как настоящие ученые в лаборатории.

Отгадывание загадки

А что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав загадку.

Я и туча, и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу.
(Вода)

- О чем мы сегодня будем говорить?

Дети: О воде.

Беседа

(рассматриваем глобус).

- Давайте посмотрим на глобус. Какого цвета на глобусе больше? (синего, голубого)

Как вы думаете, что это значит? (воды больше, чем суши). Это цвет воды, и на нашей планете вода занимает больше всего места, больше, чем суша.

- Посмотрите на яблоко, я разделила его на 4 равные части. Представьте, что это наша планета.

- И  что три части из четырех и есть площадь, которая занята водой, но большая её часть сосредоточена в океанах и морях, а пресная вода занимает лишь небольшую часть всей воды на Земле. Пресная вода — противоположность морской воды, соли в ней содержатся в малых количествах.  Пресная вода существует в реках, ручьях, пресных озёрах, а также в облаках.

Работа с физической картой мира (ИКТ)

- Ребята, где же живет вода? (в морях, океанах, в реках)

- Многие из вас ездят отдыхать летом на моря. Какие названия морей вы уже знаете? (показывают на карте)

 - Дети, а почему нельзя пить морскую воду? (Потому что она соленая).

- Правильно, в морской воде  растворено множество разных солей и минералов, которые приносят с собой реки.

- Сколько океанов?

- 5.

- Назовите их.

- Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый, Индийский, Южный.

- Какие реки вы запомнили? (показывают на карте)

- Дети, запомните, вода в океане называется океаническая. Повторите – океаническая.

А вот воду в реке как можно назвать по - другому? (речная). Воду в роднике? (родниковая) Какая вода в море? (морская).  Какая в болоте? (болотная)

- Ребята, а вы знаете что в нашей стране самые большие и многоводные реки. Это такие реки как Обь, Енисей, Лена, Волга, Амур.

-  Ребята, подумайте, для чего нужна вода? Кому нужна вода?

(Ответы детей: пьем, готовим, моемся, стираем, убираемся, поливаем цветы.)

Для некоторых животных вода – это дом.

-  Для каких животных вода – дом? (рыбы, киты, тюлени и т.д.)

Интересные факты

- Вода – очень ценный продукт, без воды человек может прожить только 2 дня, а без еды несколько недель.

Введение сказочного героя Капельки

- Я хочу вам рассказать историю. Жил был дождик. Он любил гулять по улицам, стучать по крышам домов. В дождике было много-много прозрачных капелек. Одна  веселая капелька сегодня пришла к нам в гости. Давайте поздороваемся с нашей гостьей.

(под звуки шума воды воспитатель показывает детям мягкую игрушку Капельку)

-  Ребята, а вы знаете, что вода таит в себе много неизвестного. Капелька принесла для нас интересные задания, чтобы поближе познакомиться с водой.

Отгадывание загадок

( Дети стоят полукругом на коврике  возле магнитной доски. Каждый раз после отгадывания загадки воспитатель закрепляет иллюстрацию отгадки на доску. Загадки оформлены в виде капелек и сложены в ведерке).

- Наша гостья приготовила  целое ведерко загадок. Вы хотите их отгадать?

1. В небе белая вода.
Душ включает иногда.
Хочет вымыть всё вокруг –
От дорожки и до рук.
А порой – летает быстро
В небе голубом и чистом.
Ночью звёзды закрывает…
Как же это называют?
 (Облака.)

2. Он идёт, а мы бежим,
Он догонит всё равно!
В дом укрыться мы спешим,
Будет к нам стучать в окно.
И по крыше тут да тук!
Нет, не впустим, милый друг! (дождь)

3. Из ручейков, возник поток
Воды живой и пресной.
Шумна, быстра она весной,
Широка, глубока,
Льдом покрывается зимой,
Зовут ее ... .
(река)

 - Глядя на все эти отгадки, что можно сказать? (Похоже на круговорот воды в природе)

Дидактическая игра с элементами ТРИЗ технологии  «Карусель»

Цель: закрепление имен признаков.

Ход: Пособие представляет собой круг из ткани, на котором расположены по краю круги для значков признаков и в центре 1 круг для объекта. 

Воспитатель предлагает детям встать по кругу, выбрать объект  и начинает считать:  1,2,3-беги. (дети бегут по кругу, вокруг пособия.) Воспитатель: 1,2,3- замри. (Дети останавливаются). Перед каждым ребенком находится карточка-значок  признака (выкладываются столько значков, сколько знают). По очереди дети  называют значок признака и характеризует по нему выбранный объект. Игра проводится по теме "Вода".

- Дети, вы не видели куда исчезла наша гостья?(Капелька сидит в центре круга).

- Что это может значить? (Что Капелька хочет поиграть в игру «Карусель»).

- Что же нам делать? (Давайте поиграем с ней в эту игру )

(Дети играют в игру «Карусель»)

- Вода, какая ты по цвету? (бесцветная) цвет

- Вода, что ты делаешь? (теку) действие

- Вода, какая ты по вкусу? (безвкусная) вкус

- Вода куда ты течешь? (в реки, озера, моря, океаны) место

- Вода, какой ты формы? (бесформенная, принимаю любую форму) форма

- Сколько воды? (1 стакан) количество

- Вода, какой ты температуры? (теплая) температура

- Вода,  какая ты по рельефу? (гладкая, скользкая) рельеф

- Вода, какая ты на влажность? (мокрая) влажность

- Вода, какая ты на запах? (без запаха) запах

-  Вода, какая ты по весу? (тяжелая) вес

- Вода, какая ты по звуку? (звонкая, шумящая, стучащая)

Физкульминутка

- Ребята, посмотрите, что – то наша Капелька загрустила. Что могло случиться? (соскучилась по своим друзьям, устала)

- Дети, что можно сделать , чтобы настроение улучшилось? (порисовать, съесть что – то сладенькое, поиграть с друзьями, вспомнить смешную историю…….потанцевать).

- Давайте и мы с вами потанцуем, вдруг поможет  и настроение у Капельки улучшиться.

(музыкальная физминутка «Виноватая тучка»)

- Как  думаете улучшилось настроение у Капельки? А какое настроение сейчас у вас?

Проведение опытов – экспериментов

- Продолжим нашу работу. Предлагаю вам превратится в настоящих ученых, исследователей и поработать в нашей лаборатории. Вы согласны? (да).

Дети надевают халаты и шапочки.

- Я буду старшим ученым, а вы моими помощниками – младшими учеными. Согласны? (да)

Правила поведения в лаборатории

- Для начала давайте вспомним правила поведения в лаборатории во время опытов.

1. Не шуметь.

2. Никого не толкать.

3. Давать возможность высказываться своим товарищам.

4. Слушать воспитателя и внимательно следить за результатами опыта.

- Капельке тоже интересно. Давайте возьмем ее с собой.

Дети занимают свои рабочие места.

- Дети, скажите, а какие свойства воды вы уже знаете?

- Вода не имеет запаха, не имеет вкуса, принимает форму сосуда, в который ее наливают.

Опыт №6

«Цветные капли»

- Видели когда-нибудь "ледяные" капли? А они бывают на самом деле!

- Ребята, что перед вами?(лед, в виде цветных замороженных рыбок).

- В каком состоянии находится сейчас вода? (В твердом).

- Предлагаю вам поместить своих рыбок в аквариум, только он с не обычной водой.

- Как думаете, чем он наполнен? (растительным маслом)

(дети помещают льдинки в аквариум с маслом).

- Что происходит?( По мере того, как лед будет таять, его цветные капельки будут опускаться на дно банки )

Вывод: вода в  твердом состоянии легче масла.

Опыт №7

 «Цветная пена»

- Ребята, скажите, пожалуйста о каком еще свойстве воды мы с вами говорили?

- В воде растворяются вещества.

- Совершенно верно. Вода является растворителем. В ней могут растворяться различные вещества.

-Дети, перед каждым из вас находится емкость с жидкостью. Скажите какое вещество я растворила в воде? Только одно условие – на вкус пробовать нельзя.

(дети нюхают)

- В воде растворен уксус.

- Верно. А еще у вас на столе есть пищевой краситель, и сода. Скажите где  вы можете встретить эти компоненты?

- На кухне, добавляем в блюда.

- Как думаете, что произойдет, если эти компоненты соединить?

- ответы детей

- Хотите посмотреть? Тогда, приступим: для начала нужно в емкость с растворенным уксусом добавить краситель

- (дети выполняют).

- А теперь по моей команде все одновременно добавим соду.

- Что произошло?

Вывод: Сода и уксус вступили в реакцию, уксус окисляет соду и она начинает пениться. Раскрою вам маленький секрет, чтобы пены было много

и она держалась дольше,  можно добавить  по капельке

 моющего средства.

Акварисование по методу Эбру

- Капелька очень рада, что вы так дружно смогли создать настоящую музыку воды. Вы большие молодцы!

- А теперь наша гостья предлагает  порисовать на воде.

- Как думаете возможно ли рисовать на воде?

-  Хотите попробовать? (Да)

- Какими яркими и красивыми получились наши рисунки.

Когда наши картины высохнут мы с вами обязательно сделаем выставку.

Подведение итогов

-Наше занятие подходит к концу. Поделимся с Капелькой своими впечатлениями о проделанной работе?

-  Кто сегодня был у нас в гостях?

- Во что сегодня превратилась наша группа?

- Что мы исследовали в нашей лаборатории?

- Что нового вы узнали?

- Что для вас было самым трудным на занятии?

- Что понравилось больше всего?

- Во что бы еще хотели поиграть?

- Как вы считаете, кто из вас был самым активным?

Капелька:

-Вот спасибо вам, друзья!

 Сегодня много узнал я.

Вы, ребята, не скучали,

О воде всё рассказали.

За это вас благодарю

И подарки вам дарю!

- Капелька осталась довольна, ей  очень понравилось у нас в гостях, но пора возвращаться, ведь наверняка ее ждут друзья. Но мы грустить не будем, потому что каждому из вас она оставила маленькую частичку себя.  (Дети в подарок получают маленькие игрушки капельки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированое занятие в старшей группе "Путешествие капельки". Экология + развитие речи.

На занятии дети в увлекательной форме знакомятся с круговоротом воды в природе, упражняются в составлении сложных предложений, развивают графические навыки. Занятие способствует развитию воображения, ...

Интегрированное занятие "Путешествие капельки"

Детей знакомят с круговоротом воды в природе. В гости приходит капелька, с которой дети путешествуют, исполняя песни, пляски, игры и хороводы....

Интегрированное занятие по экологии и музыке «Путешествие капельки» для старшего дошкольного возраста.

Интегрированное занятие по  экологии  и  музыке  «Путешествие капельки»для старшего дошкольного возраста.Свинцова Елена Александровна, воспитатель I категорииМКДОУ детский са...

Интегрированное занятие «Путешествие капельки» старшая и подготовительная группа 5-7 лет

способствовать расширению и углублению представлений о воде....

Интегрированное занятие "Как капелька стала снежинкой"

Интегрированное занятие по обучению пересказу детей старшего дошкольного возраста...

К проекту Занятие интегрированное «Про маленькую капельку»

Цель:1.      Познакомить детей со свойствами воды: теплая, прозрачная, холодная, чистая, грязная.2.      Подвести малышей к пониманию того, что без во...