Конспект образовательной деятельности воспитателя с детьми «Экспериментирование с воздухом» (для детей 5-6 лет)
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект составлен для реализации в образовательной области "Познавательное развитие", предусматривает интеграцию образовательных областей "Социально-коммуникативное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие".
Цель: формирование детьми целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности.
Составлен с учетом современных требований ФГОСа, предусматривает смену видов деятельности детей, проведение экспериментов каждым ребенком и умение делать выводы, высказывать свое мнение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_obrazovatelnoy_deyatelnosti_vospitatelya_s_detmi_5-6_let.docx | 41.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 26 компенсирующего вида Красносельского района Санкт-Петербурга
(ГБДОУ детский сад № 26)
Конспект образовательной деятельности
воспитателя с детьми
«Экспериментирование с воздухом»
(для детей 5-6 лет)
Образовательная область «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Воспитатель: Беззубец С.П.
Конспект образовательной деятельности в старшей группе
«Экспериментирование с воздухом»
Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.
Задачи:
образовательные
способствовать
- формированию познавательных действий, становлению сознания;
- реализации самостоятельной творческой деятельности детей;
- обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений.
развивающие
развивать
- общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками;
- связную речь;
- социальный и эмоциональный интеллект;
- воображение и творческую активность;
- любознательность и познавательную мотивацию;
- способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента;
- умение делать выводы;
- познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом — кляксографией.
воспитательные
воспитывать
- интерес к исследовательской деятельности
- желания и умения взаимодействовать со сверстниками
- уважительное отношение к мнению товарищей
коррекционные
развивать
- зрительно-пространственное восприятие;
- поисковую функцию глаз;
- внимание, наблюдательность, логическое мышление;
- способность анализировать, сравнивать;
- расширять опыт ориентировки в окружающей обстановке;
- продолжать формировать сенсорные эталоны.
Подготовка к занятию
Предварительная работа:
- Чтение художественной литературы (сказка «Добрый воздух» И.Ревю, «Стихи обо всем на свете. Воздух» Марина Андреева-Доглядная, пословицы и поговорки о ветре);
- Беседы («Для чего нужен воздух?», «Чем мы дышим?», «Наше обоняние»)
- Игры («Мыльные пузыри», воздушные шары, «Султанчики», «Сдуй снежинку», «Тихо, громко»)
Материалы и оборудование:
Раздаточный: пустые полиэтиленовые пакеты, острые деревянные палочки, стаканчики с водой, коктейльные трубочки, пластмассовые емкости с мелкими отверстиями, помещенные в закрытые контейнеры, кисточки, гуашь, заранее разведенная водой, листы бумаги, салфетки,
Демонстрационный: воздушный шар: надутый 1 шт., не надутый 1 шт., подставка-держатель под шар, таблички с номерами «лабораторий» от 1 до 4, изображение кляксы, клякса (театр), правила поведения в лаборатории, музыкальное сопровождение при рисовании.
Индивидуальная работа: с Денисом чтение правил поведения в лаборатории
Ход образовательной деятельности:
Вводная часть
(Игра на общение)
Дети становятся в круг, держась за руки.
«Встанем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.»
(Дети улыбаются рядом стоящему товарищу и легко пожимают руку) Игра продолжается 1 круг.
В: Окружает нас всегда,
Мы им дышим без труда.
Он без запаха, без цвета.
Угадайте, что же это? (воздух)
Дети, посмотрите, что это лежит на подоконнике? (обратить внимание детей на воздушный шар, залетевший в гости). Какой это шарик? (воздушный) Как вы думаете, почему он так называется? (потому что он наполнен воздухом). А что необходимо шарику, чтоб он стал воздушным? (Его надо надуть) А чем мы его надуваем? (воздухом)
Побуждать детей сделать вывод: чтоб надуть шарик, необходим воздух.
В: Кому или чему еще необходим воздух? (ответы детей: растениям, животным, насекомым, птицам и человеку)
Основная часть
В: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? (Лаборатория).
В: В лаборатории необходимо соблюдать определенные правила.
(правила зачитывает Денис)
соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня наша группа превратилась в небольшую лабораторию.
(«Лаборатория»:
1 стол: стаканчики с водой и трубочки,
2 стол: с пустыми полиэтиленовыми пакетами и острыми палочками по количеству детей,
3 стол: воздушный шар, подставка-держатель для шара
4 стол: «сейфы» с запахами – коробочки, в которых находятся пластмассовые яйца от Киндер-сюрпризов.
В: Закройте глаза, я превращу вас в юных ученых.
Куби, дуби, торопись
и в ученых превратись!
Открывайте глаза и отправимся в нашу лабораторию номер 1, проводить опыты.
(Дети ищут стол 1 и вместе с воспитателем встают вокруг стола)
В: Ребята, вы знаете, где находится воздух? (повсюду; вокруг нас).
В: А как вы думаете, можно ли увидеть воздух? (ответы детей)
Предлагаю попробовать, увидеть воздух.
Эксперимент № 1 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»
В: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть. (воздух, находящийся вокруг нас, вдыхаем, а выдыхаем в трубочку)
В: Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?
Дети с помощью воспитателя делают вывод: когда мы выдыхаем сильно, много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.
Oн невидимый, и все же,
Без него мы жить не можем.
Ни есть, ни пить, ни говорить.
И даже, честно говоря,
Разжечь не сможешь ты огня.
Ищите лабораторию №2. В ней мы узнаем, как можно почувствовать и даже поймать воздух.
Эксперимент № 2 «Как поймать и почувствовать воздух?»
В: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
В: Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?
В: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Вывод: воздух можно почувствовать. А как еще можно почувствовать воздух? (использовать веер, помахать на себя рукой)
В: Сложим использованное оборудование в контейнер и отправимся в следующую лабораторию и узнаем можно ли услышать воздух?
Эксперимент № 3 «Слышим воздух»
В: Как его можно услышать? (ответы детей)
В: Надуваю воздушный шар, закручиваю хвостик, но не завязываю его. Как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? (Ответы детей). Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.
В: Как вы думаете, можно ли еще как-то услышать воздух? (воет ветер, быстро крутится скакалка)
В: Рядом с шариком лежит подставка-держатель для него. Как вы думаете, можно ли с ее помощью услышать воздух? (ответы детей).
Показываю, даю возможность детям попробовать сильно махнуть поставкой.
Вывод: воздух можно услышать разными способами. Когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)
Физминутка:
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Выходи гулять! («зовут»)
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах)
Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)
Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки)
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)
Самого полезного воздуха найду! (Руки накрест, к плечам)
Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)
Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)
(И. Лебедева)
В: Продолжаем экспериментирование. А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)
Для этого нас ждет лаборатория 4.
Эксперимент № 4 «Узнай по запаху»
В: предлагаю вдохнуть глубоко и выдохнуть. Какой-то запах почувствовали? (Ответы детей)
А сейчас поиграем в игру.
Игра «Угадай по запаху»
Детям предлагается по очереди выбрать из контейнера «сейфы» запахов (пластмассовые яйца от Киндер-сюрприза с наполнителями: апельсин, чеснок, мята, лук, лимон, свежий огурец)?
(Дети по очереди берут «сейф» и определяют запах. Обсуждаются ответы.)
В: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить.
В: Как вы думаете, имеет ли воздух вес?
(ответы детей)
В: А ответ на этот вопрос мы узнаем на следующем занятии.
В: Вы все молодцы! В заключении наших экспериментов, я приготовила для вас сюрприз.
Что такое клякса вы знаете? (ответы детей)
(показываю изображение кляксы, показываю кляксу на палочке)
Сейчас мы попробуем подружиться с кляксой.
Пальчиковая гимнастика
Может быть она любой, | Сжимаем и разжимаем пальцы рук |
С кляксой дружим мы с тобой | Кисти рук сложить в «Замочек», движения вперед-назад |
Сказка начинается, клякса превращается | Перекрестные движения рук перед собой Ходьба месте с поворотом на 180. |
В каплю, Веточку Цветок. В птичку или лепесток | Стучим указательным пальцем правой руки по левой ладони и наоборот Разводим руки в стороны Соединяем запястья, кисти рук изображают головку цветка Сцепить большие пальцы рук, развернув ладони наружу, Кисти рук изображают «лодочку» |
В листья, бабочку, слона превращается она. | Круговые движения кистями рук перед собой. |
В: Если кляксу подружить с воздухом, то можно рисовать. Эта техника называется кляксография. Хотите попробовать? Проходите за столы.
В: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. (показываю технику кляксографии: капнуть каплю краски на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. (дети пробуют рисовать под музыку). Анализ работ.
Заключительная часть
В: Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите, вам понравилось проводить опыты? (ответы детей)
В: Какой опыт вам показался самым интересным? (ответы детей)
Что вы сегодня узнали нового? (ответы детей)
Что вызывало трудности? (ответы детей)
Как называется техника рисования воздухом? (ответы детей)
Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными, активными. Спасибо вам!
Кляксе очень понравились ваши рисунки, и она решила сделать вам сюрприз.
(достаю мыльные пузыри)
Мы обязательно поиграем с ними на прогулке.
[Введите текст]
Санкт-Петербург, 2021г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Конспект непосредственно образовательной деятельности (познавательная область) На тему «Воздух» для детей подготовительной к школе группы
Цель: Уточнить и расширить знания детей о воздухе....
Конспект образовательной деятельности по теме "Газообразные вещества.Воздух" (подготовительная группа)
Организация познавательно-исседовательской деятельности с детьми по теме "Газообразные вещества. Воздух" посредством экспериментальной практической деятельности....
Конспект образовательной деятельности по экспериментированию «Как поймать воздух?»
Конспект образовательной деятельности по экспериментированию «Как поймать воздух?»...
Конспект образовательной деятельности "Поможем Незнайке" (эксперименты с воздухом)
Задачи: Образовательная область «Познание»: - создавать условия для расширения представлений об окружающем мире;- развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;- закре...
Конспект образовательной деятельности в младшей группе «Волшебник – воздух»
Познакомить детей с воздухом....
Конспект образовательной деятельности по физической культуре на воздухе для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста (6-7 лет) «Спорт»
Формирование у детей основы здорового образа жизни, воспитание самостоятельности и двигательного творчества детей....
Конспект образовательной деятельности по физическому развитию на воздухе в старшей группе «Спорт — это жизнь, это движение»
Тема: «Спорт- это жизнь, это движение, это –игра»Группа :старшая группа.Оборудование:для детей: фишки, кегли, мячи большого диаметра.Приоритетная образовательная область : физическое...