Роль игр детей в детском саду
статья
Предварительный просмотр:
<<Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Игра-это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности>>.
В.А.Сухомлинский
Детство – это не только счастливая и беззаботная пора в жизни человека, это пора становления будущей личности. Поэтому так важны для ребёнка умные, полезные игры , которые развивают , воспитывают и приучают к здоровому образу жизни. В игре развиваются все психические процессы (память, мышление, творческие способности и т.д.).Огромное влияние игра оказывает на умственное развитие ,речевое развитие, физическое развитие. Игра- для любого ребенка способ познания мира и своего места в этом мире. Именно в игре ребенок растет и развивается как личность, приобретает навыки общения и поведения в обществе. Вот почему так важно педагогическое руководство играми, обеспечивающее их максимальный эффект учета индивидуального подхода в обучении.В современной педагогике существует немалое количество игр для детей , которые способствуют развитию сенсорных , двигательных и интеллектуальных способностей ребенка. Нужно помнить , что в ,, арсенале” должны присутствовать разнообразные развивающие игры. Но это совсем не означает, что нужно иметь их в большом количестве. Обилие игр в д/с рассеивает внимание детей и не позволяет им хорошо овладевать правилами и содержанием. Игры для детей должны соответствовать их возрасту или они не смогут в них играть. А слишком простые игры не возбуждают у детей умственную активность, поэтому нужно быть внимательными при выборе игр. Новые игры для детей дошкольного возраста нужно вводить постепенно , они должны быть доступными для детей , но вместе с тем требовать определенного напряжения сил и способствовать их развитию. Важно помнить , что игры прежде всего , должны доставлять детям удовольствие. Большое значение оказывает игра и на развитие у детей способность взаимодействовать с другими людьми. Они воспроизводят в игре взаимосвязь взрослых , ребенок осваивает правила этого взаимодействия , в совместной игре со сверстниками. Он приобретает опыт взаимопонимания , учится согласовывать свои действия с другими детьми. Игра – самостоятельный вид деятельности: ребенок начинает играть сам , продолжая играть самостоятельно или выбирает себе партнеров. Именно в игре со сверстниками или старшими детьми воспитанники обогащают друг друга новыми знаниями , учатся считаться с требованиями других ребят , развивают свою речь обогащая словарь.
Рассмотрим конкретные приемы , позволяющие реализовывать принципы организации игр в д/с.
Наиболее характерны для детей с/р игра. Главная задача воспитателя – научить детей, чтобы дети овладели игровыми умениями , подсказать им сюжет игры, воспитатель должен играть вместе с детьми.Но в совместной игре воспитатель должен сменить ее на позицию ,,играющего партнер,, с которым ребенок чувствует себя свободным и равным. Например предложить детям поиграть в профессии , распределить роли, устанавливая правила игры. И дети приходят к выводу , что есть возможность поиграть в строителей. Дети любят играть со строительным материалом. Дети ставят задачу – построить город. Строительные игры развивают творчество детей , расширяют знания о цвете , форме , умение создавать различные модели. Также детям интересны театральные игры . Они любят изображать и играть роль сказочных героев . Именно эти игры увеличивают словарный запас детей . Дети учатся передавать действие сюжета сказки , рассказа - это способствует запоминанию содержания литературного произведения , способствует нравственному и эстетическому развитию.
Для решения задач физического воспитания педагоги дошкольных учреждении должны использовать подвижные игры. Дети осваивают ритмичные движения , соревнуются в скорости. Если дети 3-5 лет направлены на развитие видов движений: бега, прыжков , лазанья, то дети 5-7 лет меняют игровую деятельность. Они интересуются результатом, стремятся выразить свои чувства , желания , осуществить задуманное. Проводить подвижные игры можно в любое время года. Их продолжительность зависит от сложности двигательных движений, особенности физического развития детей. Подвижные игры имеют огромное значение в жизни ребенка т.к. влияет на развитие мышления , сноровки , укрепляет физическое здоровье.
По инциативе воспитателя чаще всего проводятся дидактические игры , цель которых умственное развитие детей , обогащает речь, формирует усидчивость. Д/И необходимо проводить так , чтобы они создавали у детей бодрое , радостное настроение.В дошкольном возрасте д/игры помагают детям лучше узнать окружающие предметы и возможность действовать сними. Для каждого возраста подбирают игры в процессе которых дети должны вспомнить и закрепить бытовой словарь. Д/И создают взрослые как игры с правилами и предлагаютдетям в готовом виде . Лишь после того как дети овладевают содержанием , правилами они начинают играть в них самостоятельно.
А как использовать игры в домашних условиях?
Игра для ребенка становится вдвойне интересней , если ребенок чувствует заинтересованность самых родных и любимых ему людей – родителей. Через игру дети развиваются , а благодаря совместной деятельности с родителями – чувствуют себя любимыми и нужными. Когда дети и родители играют вместе – они делают шаги навстречу друг другу. Во время игры они взаимодействуют, лучше узнают друг друга , обмениваются мнениями и положительными эмоциями. Используя игру при организации повседневных домашних дел можно научить ребенка много полезному и интересному. Дома для игр можно найти всегда необходимые атрибуты, позволяйте использовать для игры предметы домашнего обихода. Создайте в доме игровой уголок , помогайте поддерживать в нем порядок.Если ребенку предлагаете новую игру с условиями которых он не знаком , необходимо объяснить и показать как в неё играют. Сначала взрослым отводится роль ведущего , а затем они становятся партнёрами по игре. Игры не потребуют от родителей особо тщательной подготовки . Например , при приготовлении обеда можно поиграть с ребёнком и на кухне , например : игра ,, отгадай , что это?” (развитие речи, внимание, мышления . Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам , в которой чаще всего находится предмет , называемый этим словом.
Например:
Растут на грядке в огороде , используют в пищу (овощи).
Задание на развитие мелкой моторике:
(рассортировать красную и белую фасоль) и т.д.
Ответственное и правильное отношение родителей к игровой деятельности детей , делает ее полезной . Не зря существует мнение: <<Игра – вещь полезная , игра со взрослыми _ вещь очень полезная , игра с родителями – вещь особо полезная!>>.
Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте .Игра необходима для счастья детей , для их здоровья и правильного развития .Открывайте мир вместе с ребенком!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему:Роль воспитателя в адаптации детей в детском саду
Основные принцыпы работы воспитателя в период адаптации детей в ДОУ....
Консультация для родителей: "Роль родителей в адаптации детей в детском саду"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей: "Роль родителей в адаптации детей в детском саду"
Цель:дать представление родителям о том, что длительность и характер адаптационного периода зависят от того, насколько малыш подготовлен в семье к переходу в детское учреждение; помочь сформировать та...
Адаптация детей к детскому саду: роль игры
Статья на тему: "Адаптация детей к детскому саду: роль игры"...
Анкеты для родителей за 2018-2019 уч.год "Изучение музыкальных предпочтений в семьях, настроение детей после музыкальных занятий". "Роль музыкального воспитания в детском саду"
Анкеты: "Изучение музыкальных предпочтений в семьях, настроение детей после музыкальных занятий". "Роль музыкального воспитан...
Роль воспитателя в формировании здорового образа жизни детей в детском саду
Роль воспитателя в формировании здорового образа жизн идетей в детском саду...
Роль воспитателя в адаптации детей к детскому саду
Роль воспитателя в адаптации детей к детскому саду, в чем же эта роль проявляется?Насколько большое значение несет воспитатель при адаптации ребёнка к детскому саду...