Право ребёнка на игру. Как его реализовать?
материал

Журавлева Валентина Дмитриевна

«Игра – ведущий вид деятельности дошкольника». С этим положением никто не спорит. Но как это реализуется в современной практике?

  С каждым новым поколением детей меняется игровое пространство детства.

 Социализация нынешних бабушек и дедушек проходила во дворах, где они целыми днями гоняли мяч, играли в «казаков – разбойников», прыгали на скакалках.

Их дети были вовлечены в дворовую субкультуру уже не так сильно.

 Современное поколение и вовсе предпочитает коллективным дворовым играм-  индивидуальные,  компьютерные. Впрочем, это предпочтение во многом формируется вечно спешащими взрослыми; у много работающих мам и пап просто нет времени, бабушки и дедушки живут отдельно от внуков и тоже работают, ну а воспитатели усиленно готовят детей к школе. Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и для всего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravo_rebyonka_na_igru.kak_ego_realizovat.docx38.84 КБ
Файл pravo_na_igru.pptx741.52 КБ

Предварительный просмотр:

2 Слайд. «Игра – ведущий вид деятельности дошкольника». С этим положением никто не спорит. Но как это реализуется в современной практике?

3 Слайд.  С каждым новым поколением детей меняется игровое пространство детства.

4 Слайд.  Социализация нынешних бабушек и дедушек проходила во дворах, где они целыми днями гоняли мяч, играли в «казаков – разбойников», прыгали на скакалках.

5 Слайд. Их дети были вовлечены в дворовую субкультуру уже не так сильно.

6 Слайд. Современное поколение и вовсе предпочитает коллективным дворовым играм-  индивидуальные,  компьютерные. Впрочем, это предпочтение во многом формируется вечно спешащими взрослыми; у много работающих мам и пап просто нет времени, бабушки и дедушки живут отдельно от внуков и тоже работают, ну а воспитатели усиленно готовят детей к школе. Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и для всего мира.

7 Слайд. Ученые и педагоги всех стран говорят о необходимости вернуть детям право на игру. В ФГОС игра рассматривается как один из сквозных механизмов развития ребенка, как важное средство его социализации. При этом одним из целевых ориентиров выступает

« на этапе завершения дошкольного образования» ребенок должен овладеть разными формами и видами игры, различать условную и реальную ситуации, уметь подчиняться разным правилам и социальным нормам» Думается, что соседство этих фраз не случайно.

Международная ассоциация игры (IPA –International Play Assotiation) ставит своей задачей консолидировать усилия специалистов для исследования состояния игры в разных странах, для поддержания ценности детской игры и создания благоприятных условий, обеспечивающих право ребёнка на игру.

8 Слайд. В  Конвенции о правах ребёнка в статье 31 написано, что «Каждый ребёнок имеет право на игру, отдых, на участие в культурной и творческой жизни. Взрослые, в том числе государственные структуры, ответственны за соблюдение этого права; они должны обеспечить детям все возможности для свободной самостоятельной активности, которую дети сами выбирают».

Вместе с тем, это право нарушается значительно чаще. Чем другие права ребенка. 9 Слайд. Причины нарушений:

  • непонимание взрослыми важности игры,
  • отсутствие безопасного пространства для игры,
  • неадекватная политика чиновников,
  • отсутствие соответствующей предметной среды, поддерживающей игру;

         давление образовательных задач и приоритет обучающий действий;

  •  полное отсутствие игры в школе;

 жестокое программирование свободного времени детей;

  • технологизация и коммерциализация детской игры

10 Слайд. Главная причина - право на игру декларативно признается, но не обеспечивается педагогами, родителями, чиновниками. ФГОС ДО вернул педагогам (и, главное, детям) право на игру. Возвращение оказалось радостным и мучительным одновременно.

 Как обеспечить достаточное время для сюжетно – ролевой игры в течении дня? Как создать условия для оптимизации игровой активности дошкольников? Как поддержать игру, а не управлять действиями детей? На эти вопросы пытаются ответить современные педагоги.

          «Давайте поиграем!» - как часто в житейской суете мы не придаем значения этому призыву или просьбе. Которые звучат сегодня из уст каждого ребенка.

         «Давай поиграем, ну давай!». Обращаются дети к своим родителям. И что же он слышит в ответ? – ваше мнение. (ответы участников деловой игры).

         «Да некогда мне…не могу… я устала… тороплюсь… не успеваю… - говорим мы часто своему ребенку.

«Идите, играйте» - такой ответ часто можно услышать и из уст воспитателей. Вы готовы со мной согласиться?

Так что же необходимо для того, чтобы реализовать право ребёнка в детском саду? Сегодня я попробую ответить на этот вопрос.

        11 Слайд. Для развития игровой деятельности в свою очередь необходимы определенные условия.  Право ребенка на игру предоставляется не только в специально отведенное в режиме дня время, но и в процессе любой деятельности в течение дня. Продуманное распределение времени при всех формах работы с детьми — индивидуальной, подгрупповой, фронтальной — позволяет рационально, с максимальной пользой для детей использовать каждую минуту для игры в ее возможных видах и проявлениях. Возможность использования места и времени для игры  должно обеспечиваться в дошкольном учреждении за счет создания эффективно продуманной игровой предметно-развивающей среды.

12 Слайд. Игровая среда может быть оформлена в виде крупногабаритных, соответствующих росту ребёнка модулей, тематических наборов игрушек, игровых пособий, предметов-заместителей. Все перечисленные игровые предметы и пособия могут быть как постоянными компонентами, составляющими оборудование помещений, участка детского сада, так и меняющимися, дополнительно вносимыми в соответствии с дизайном и содержанием работы, игровыми предметами и их заместителями. Свобода достижения ребенком своего права на игру – основополагающий принцип, который реализуется в выборе темы, сюжета игры, необходимых игрушек, мест и времени для организации различных видов игр.

13 Слайд. Для того, чтобы дети овладели игровыми  умениями недостаточно создания развивающей предметно – пространственной среды,  воспитатель должен играть вместе с детьми. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка,  как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам — взрослому или сверстнику. 

14 Слайд. Современный педагог должен стремиться к тому, чтобы наполнить  непосредственно – образовательную, совместную и самостоятельную деятельность детей игрой. Важно учитывать интересы детей при выборе игрового материала. Для обеспечения полноценной игровой деятельности детей необходимо также продуманное руководство педагогов, которое включает в себя, прежде всего, полноценное планирование.

   15 Слайд. Необходимо помнить, что только в тесном контакте с семьей, выполнением единых требований можно детей научить играть.  Поэтому в своей работе  я стараюсь рекомендовать родителям играть с детьми самим, приобретать игры разных видов, собирать вместе с ребенком материал, заменяющий игрушки. 16 Слайд. Обогащать впечатления детей и продумывать полезность игрушки. Выполняя рекомендации, можно получить результат: если ребенок увлеченно и подолгу играет, родители могут быть спокойны: малыш развивается правильно.

17 Слайд. Таким образом, реализовать право ребенка на игру как ведущую деятельность, в процессе которой происходит его психическое и физическое развитие, воспитание разносторонней социальной личности и формирование учебной и трудовой деятельности, возможно при обязательном создании всех  условий, необходимых для игры, взаимодействии ребенка с взрослым во время игрового процесса. 

Условий для становления и развития детской игровой деятельности  довольно много, но главным из них является способность и любовь взрослых к игровой деятельности. Иными словами, если взрослые умеют и любят играть, и они будут играть с ребенком - у них есть все шансы построить программу, обеспечивающую выполнение стандартов дошкольного образования.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Право ребёнка на игру. Как его реализовать?

Слайд 2

Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Игровая деятельность - естественная потребность ребенка, в основе которой лежит интуитивное подражание взрослым. Игра необходима для подготовки подрастающего поколения к труду, она может стать одним из активных методов обучения и воспитания.

Слайд 4

Игры в которые играли наши бабушки и дедушки

Слайд 5

Игры в которые играли наши мамы и папы

Слайд 6

Игры наших детей

Слайд 8

Ребенок имеет право на игры, отдых и досуг. (ст. 31 Конвенции ООН о правах ребенка). Игра – самоценная деятельность, дающую дошкольнику свободу выбора, возможность реализовать себя, достичь состояния эмоционального комфорта, причастности к детскому обществу, получить опыт взаимодействия ( Концепция дошкольного воспитания )

Слайд 9

Причины нарушений: непонимание взрослыми важности игры, отсутствие безопасного пространства для игры, неадекватная политика чиновников, отсутствие соответствующей предметной среды, поддерживающей игру; давление образовательных задач и приоритет обучающий действий; полное отсутствие игры в школе; жестокое программирование свободного времени детей; технологизация и коммерциализация детской игры

Слайд 10

Ролевая игра имеет определенное значение для развития воображения. Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения.

Слайд 11

Дидактические игры Развивающие (дидактические) игры помогают детям с помощью взрослого или самостоятельно развивать свои интеллектуальные и творческие способности , а также уже имеющиеся коммуникативные навыки .

Слайд 12

.

Слайд 17

Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Защита прав ребёнка....или Что мы должны знать о Конвенции о правах ребёнка.

Маленький ребёнок, в силу своей физической и умственной незрелости,  не в состоянии защитить себя. За помощью он,как правило, обращается к нам, взрослым, чтобы мы разъяснили ему кто прав? кто вин...

20 ноября -всемирный день прав ребёнка.Знакомство детей с Конвенцией о правах ребёнка(занятие в подготовительной группе)

Цель: воспитывать понимание детьми нравственных качеств и поступков героев сказок, определить отношение к ним . Закрепить знание детей о Декларации прав ребёнка.Материал: персонажи и декорации к сказ...

Доклад на тему: "Конвенция по правам ребёнка. Права ребёнка. Соблюдение их в семье"

В докладе содержится описание основных прав ребёнка и каки образом регламентируется их соблюдение в семье и обществе в целом....

Права ребёнка. Деловая игра для педагогов.

Формирование  правового сознания дошкольников посредством интеграции усилий педагогов и родителей....

право ребёнка на игру

Консультация для родителей...

О детстве и праве ребёнка на игру

Родителям о детских играх и игрушках. Советы психологаСоветы психолога...