Картотека "Важные качества личности дошкольника"
картотека (старшая, подготовительная группа)
Картотека «Важные качества личности» разработана в помощь специалистам дошкольных организаций, а также может быть использована родителями детей дошкольного возраста. Главной целью картотеки является развитие социально-нравственных качеств личности дошкольника таких, как доброта, щедрость, отзывчивость и др. Качества личности расположены в определённой последовательности: от индивидуально-личностных качеств к высшим социально-нравственным чувствам. Картотека включает в себя различные игры, упражнения, творческие задания и сценки, а также стихотворения, пословицы и поговорки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_vazhnyh_kachestv_doshkolnika.docx | 74.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад № 5 «Аистёнок» комбинированного вида», г. Волхов
Картотека
«ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ»
Разработала: педагог-психолог
Ермакова А.В.
2021
Картотека «Важные качества личности» разработана в помощь специалистам дошкольных организаций, а также может быть использована родителями детей дошкольного возраста. Главной целью картотеки является развитие социально-нравственных качеств личности дошкольника таких, как доброта, щедрость, отзывчивость и др. Качества личности расположены в определённой последовательности: от индивидуально-личностных качеств к высшим социально-нравственным чувствам. Картотека включает в себя различные игры, упражнения, творческие задания и сценки, а также стихотворения, пословицы и поговорки.
Трудолюбие
Цель:
- Развивать представления детей о трудолюбии.
- Поддерживать интерес дошкольников к труду.
Стихотворение «Помогать я буду всем» (Л. Дьяконов)
У меня сестрёнок семь!
Помогать я буду всем:
С Пашей сеять,
С Дашей жать,
С Леной куклу наряжать,
С Нюрой стряпать,
С Шурой шить,
С Верой сено ворошить,
Песни петь с Марусенькой,
Самою малюсенькой.
Творческое задание «Маленькое дело»
Попросите детей рассказать о разных маленьких делах, которые им приходится делать в течение дня [1].
Игра «Что нужно маме?»
Цель: закреплять знания о предметах необходимых для трудовой деятельности по дому, закреплять навыки правильного выполнения трудовой деятельности.
Ход игры: Дети стоят кругом. Педагог, кидая мяч каждому ребёнку, по очереди задаёт вопрос и просит показать, как нужно выполнять ту или иную деятельность. Например: «Что нужно для мытья посуды? Как нужно мыть посуду?». Ребёнок ловит мяч и отвечает на вопрос педагога, показывая соответствующее действие [3].
Игра «Для чего нужны предметы»
Цель: активизировать глагольную лексику, закрепить знания о способах использования предметов труда.
Ход игры: Дети стоят кругом. Педагог, кидая мяч каждому ребёнку, по очереди задаёт вопрос «Для чего нужен веник?» (Подметать мусор); «Для чего нужна лейка?» (Поливать цветы); «Для чего нужен пылесос?» (Убирать пыль и мусор) и т.д. Ребёнок ловит мяч и отвечает на вопрос педагога [3].
Игра «Что сначала, что потом?»
Цель: закреплять знания о правильном способе выполнения разных видов деятельности, учить различать понятия «сначала» и «потом», правильно использовать данные слова, развивать логическое мышление.
Ход игры: Педагог предлагает детям продолжить предложение [3]. Например:
Сначала берём лопату, а потом … (копаем землю).
Сначала моем посуду, а потом … (расставляем посуду в шкаф).
Сначала стираем одежду, а потом … (гладим одежду).
Сначала рыхлим землю у цветка, а потом … (поливаем цветы).
Игра «Доскажи словечко»
Цель: учить детей слушать до конца вопрос и договаривать, чётко произнося слово, закреплять знания о предметах необходимых для выполнения трудовой деятельности той или иной профессии.
Ход игры: Вопросы могут задаваться как группе детей, так и индивидуально каждому ребёнку. Педагог говорит текст и предлагает добавить нужное слово по смыслу. Например: грабли, метёлка и савок нужны … (дворнику). Мастерок, цемент, лопата, кирпичи нужны … (строителю). Лейка, садовые ножницы, шланг нужны … (садовнику) и т.д. [3].
Пословицы и поговорки
Маленькое дело лучше большого безделья.
Больше дела, - меньше слов.
Терпение и труд – всё перетрут.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Труд красит человека.
Делу время, а потехе – час.
Сделал дело – гуляй смело.
Любишь кататься – люби и саночки возить.
Труд человека кормит, а лень портит.
Благодарность
Цель:
- Развивать представления детей о чувстве благодарности.
- Формировать способность дарить добро.
Отрывок из песни «Добрые слова» (стихи Л. Корневой)
Я говорю «Спасибо» Вам
За добрые слова.
Пусть на земле от добрых слов
Прибавится добра!
Пусть будет добрым каждый день,
А так же каждый час,
И солнце светит на земле
Для каждого из нас…
Упражнение «Я дарю тебе цветочек» (авторское)
Дети сидят в кругу. Педагог начинает первым; обращается по имени к ребёнку с фразой «Я дарю тебе цветочек». Ребёнок принимает цветок и говорит «Спасибо». Игра продолжается до тех пор, пока не поучаствуют все дети.
Игра «Благодарное сердце»
Попросите детей закрыть глаза и вспомнить тех, кому они могли бы сказать спасибо за новый дом, интересную книгу, игрушку, вкусный торт, увлекательное путешествие. Затем дети должны мысленно сказать спасибо всем, кого они вспомнили [1].
Игра «Спасибо без слов» (авторская)
Дети ходят, танцуют под весёлую музыку. Психолог называет одно из трёх действий: «Поклон, объятия, рукопожатие», а дети внимательно слушают и выполняют. Закончить игру лучше общими объятьями.
Игра «Собери цветы благодарности»
Цель: учить называть благодарное слово, оценивать добрые поступки детей и взрослых.
Ход игры: Дети сидят в кругу. У каждого ребёнка в руках цветочный лепесток. Лепестки разного цвета.
Дети по очереди называют слова благодарности (например: родителям, которые изготовили для них игрушки; сотрудникам детского сада за их заботу о детях; сверстникам за хорошие поступки и т.д.). Затем каждый прикрепляет свой лепесток к панно. Все любуются цветами благодарности [4].
Игра «Подарок»
П е д а г о г: Сейчас мы будем молча дарить воображаемые подарки. По очереди будем выходить и показывать, как подарок выглядит и что с ним можно делать. А все остальные будут угадывать, что это [2].
Игра «Комплименты»
Дети сидят в кругу и говорят друг другу комплименты [2].
Упражнение «Искра»
Все берутся за руки и передают искорку добра и хорошего настроения. Искра в виде лёгкого пожатия руки. Начинает педагог, и искра должна вернуться обратно к нему [2].
Пословицы и поговорки
Делай другому добро – будешь сам без беды.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Своего спасибо не жалей, а чужого не жди.
Жизнь дана на добрые дела.
Доброе слово лечит – злое калечит.
Добрые дела красят человека.
За добро добром платят.
Гордость
Цель:
- Развивать представления детей о чувстве гордости.
- Развивать чувство гордости за собственные успехи и достижения.
Стихотворение «Чем я горжусь» (М. Скребцова)
Я горжусь своею мамой –
Доброю, красивой самой;
Папой сильным и большим,
Ничего не страшно с ним;
Старшею горжусь сестрой –
За меня она – горой;
Младшим маленьким братишкой –
Он не расстаётся с книжкой;
Другом Пашкою горжусь,
В классе с ним одном учусь.
Пишет он стихи и сказки –
Мозг талантливый у Пашки.
Всем хорошим я горжусь
И гордиться не стыжусь.
Можно многого добиться,
Если за других гордиться!
Упражнение «Моё имя» (авторское)
Дети сидят в кругу. Каждый ребёнок по очереди называет с гордостью своё имя.
Упражнение «Я умею, Я могу, Я хочу научиться»
Дети сидят в кругу. Каждый ребёнок по очереди продолжает фразы: «Я умею …», «Я могу …», «Я хочу научиться …» [3].
Упражнение «Продолжи фразу»
Дети сидят в кругу. По кругу дети продолжают фразу «Я горжусь собой за …» [3].
Конкурс «Хвастунов»
П е д а г о г: Давайте устроим конкурс «хвастунов». Я бросаю мячик. Тот, кому я кинула, хвастается тем, что он умеет делать.
В следующем круге все хвастаются, что любят [2].
Игра «Чем гордятся наши вещи»
Покажите детям карточки с рисунками разных вещей (машина, лампа, бусы, часы, кресло и т.д.) и попросите их рассказать, чем могут гордиться эти вещи и предметы. Например: машина – скоростью, лампа – яркостью [1].
Творческое задание «Что мы умеем»
Попросите детей перечислить умения, которыми можно гордиться. Например: чисто мыть руки, рисовать, кататься на коньках, подметать пол, конструировать и т.д. [1]
Пословицы и поговорки
Не хвались тем, что имеешь, а гордись тем, что умеешь.
Всякая лисица своим хвостом гордится.
Хвастовство само себя наказывает.
Слава голову кружит.
С мастерством люди не родятся, а добытым мастерством гордятся.
Щедрость
Цель:
- Развивать представления детей о жадности и щедрости.
- Способствовать формированию щедрости у дошкольников.
Стихотворение «Жадина» (Я. Аким)
Кто держит конфету свою в кулаке,
Чтоб съесть ей тайно от всех в уголке,
Кто, выйдя во двор, никому из соседей
Не даст прокатиться на велосипеде,
Кто мелом, резинкой, любою безделицей
В классе ни с кем ни за что не поделиться –
Имя тому подходящее дадено,
Даже не имя, а прозвище: ЖАДИНА!
Жадину я ни о чём не прошу,
В гости я Жадину не приглашу.
Не выйдет из жадины друга хорошего,
Даже приятелем не назовёшь его.
Поэтому – честно, ребята, скажу –
С жадными я никогда не дружу!
Игра «Подари свою улыбку»
Дети стоят в кругу. П е д а г о г: Подарите друг другу улыбку и комплимент [2].
Упражнение «Чем можно поделиться?» (авторское)
Дети по кругу высказываются о том, чем можно поделиться с другими людьми (материальным и нематериальным).
Игра «Ленточка щедрости»
П е д а г о г: Возьмитесь за ленточку, и скажите честно – чем вы делились с другими (конфетами, игрушками и др.) [4].
Игра «Поделись с другом»
Ведущий показывает мешочек с игрушечными фруктами и овощами из двух половинок, обращается к ребятам с просьбой поделиться друг с другом половинкой того овоща или фрукта, который каждый ребёнок достанет из мешочка. Предварительно необходимо рассмотреть содержимое мешочка и на ощупь догадаться, чем каждый ребёнок будет угощать друзей [2].
Игра «Щедрые подарки»
Один человек играет роль феи Щедрости. Остальные дети получают разные буквы. Фея Щедрости дотрагивается до кого-нибудь волшебной палочкой, при этом ребёнок называет свою букву. Фея Щедрости должна придумать, какой щедрый подарок на данную букву она хотела бы подарить детям. Например, тому, у кого буква «З», она подарит зонтик, чтобы он не промок под дождём, или зайчика, чтоб он с ним играл [1].
Творческое задание «Учимся делиться»
Дети делятся на группы и получают от педагога яблоко (печенье, конфету или шоколад). Каждая группа должна разделить своё яблоко поровну на всех членов группы [1].
Игра «Подарок»
П е д а г о г: Сейчас мы будем молча дарить воображаемые подарки. По очереди будем выходить и показывать, как подарок выглядит и что с ним можно делать. А все остальные будут угадывать, что это [2].
Игра «Апельсин»
Участники игры делятся на 2 команды. Первый игрок в каждой команде держит апельсин подбородком около шеи. Необходимо без помощи рук передать апельсин своему товарищу. Дети начинают играть по сигналу ведущего. Побеждает та команда, которая быстрее вернёт апельсин первому игроку [3].
Пословицы и поговорки
Много захочешь – последнее потеряешь.
Ненасытному всё мало.
Кто малым не доволен, тот большего не достоин.
У жадного среди зимы снега не выпросишь.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Как собака на сене: сама не ест и другим не даёт.
Дели хлеб пополам, хоть и голоден сам.
Честность
Цель:
- Развивать представления детей об обмане и честности.
- Формировать социально-нравственные качества личности «Честность» и «Искренность».
Стихотворение (Ю. Кушак)
Если вдруг разбили блюдце,
Наши дети не смеются
И не прячутся они,
Скажут маме: «ИЗВИНИ!»
«ИЗВИНИ!» - вздыхая, скажут.
Их простят и не накажут.
Игра «Честно – Нечестно»
Дети стоят в хаотичном порядке. Педагог озвучивает вопросы. Если дети согласны с этим вопросом, кивают головой, если не согласны – поворачивают голову вправо и влево [3].
Честно ли бросать друга в беде?
Честно ли признавать свою вину?
Честно ли брать без спроса чужие вещи?
Честно ли пользоваться подсказками других?
Честно ли перекладывать свою вину на другого человека?
Игра «Круг честности»
Цель: формирование социальных и нравственных отношений с окружающим миром через развитие лучших качеств – честности ребёнка.
Ход игры: Дети делятся на две команды. Члены одной команды встают в круг и, взявшись за руки, поднимают их вверх. Это круг честности. Вторая команда встаёт в цепочку, друг за другом под весёлую музыку вбегает и выбегает из круга честности подобно ручейку.
Когда музыка останавливается, дети, образующие круг честности, опускают руки и никого не выпускают из круга. Те, кто остались в круге, по очереди рассказывают о каких-либо честных поступках. Затем команды меняются местами [3].
Творческое задание «Сердце честности»
Дети встают в круг и получают от воспитателя по одному цветному квадратику. Педагог даёт одному из детей вырезанное «сердечко честности», разделённое на клеточки по количеству детей. Получивший сердечко, рассказывает о своём честном поступке, а затем наклеивает цветной квадратик в клеточку. После этого сердечко передается дальше по кругу. В результате игры в группе «рождается сердечко честности» [4].
Упражнение «Сердечко честности» (авторское)
Дети сидят в кругу. Педагог озвучивает фразу для запоминания, а дети все вместе её повторяют:
«Если я вдруг обману – Я прощенья попрошу!»
Затем педагог даёт одному из детей игрушку Сердце. Ребёнок повторяет выученную фразу и передаёт дальше по кругу. Игра заканчивается, когда сердце вернётся обратно педагогу.
Пословицы и поговорки
Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
Раз соврал – навек лгуном стал.
У лжи короткие ножки.
Маленькая ложь за собой большую ведёт.
Как бы не пряталась ложь, правда её отыщет.
Ложь дружбу губит.
Ложь до добра не доведёт.
Добродушие, Милосердие
Цель:
- Развивать представления детей о чувстве зависти.
- Формировать умение радоваться успехам окружающих людей.
Стихотворение (Е. Инкона)
Жить мешает чувство это.
В этом даже нет секрета;
У соседа "звёздный час" –
Зависть тут же гложет нас.
Куклу Маше подарили –
Чувства сразу забурлили.
Тоже хочется такую:
Краше всех и дорогую.
А народ так говорит,
Если зависть он клеймит:
– Ржа железо поедает,
А завистник льдинкой тает.
Тот не в силе веселиться,
Кто на благо друга льстится.
А вот радость, словно луч,
Что струится в стаю туч,
Зависть чёрную пронзает
И улыбкой озаряет.
Упражнение «Кто завидует?»
Педагог предлагает детям объединиться в две группы.
Участники первой группы получают по одной заранее приготовленной игрушке. Дети придумывают небольшую историю о том, как к ним попала эта игрушка. По готовности каждый из них должен похвастаться своей игрушкой перед другими детьми.
Участникам второй группы педагог даёт задание изобразить с помощью мимики, позы или жестов эмоцию зависти. Затем группы меняются местами, и задача повторяется [4].
Игра «Прогоняем зависть»
Все дети стоят, внимательно слушают педагога и выполняют соответствующие движения.
П е д а г о г: «Представим, что мы топчим свою зависть – потопаем ногами, представим, что мы давим свою зависть – сгибаем пальчики, а теперь прогоняем свою зависть – отталкиваемся ладошками» [3].
Игра «Доброе сердце»
Один человек играет роль «доброго сердца». Он выходит за дверь и думает, что доброго он может сделать для кого-либо из своих друзей. Педагог открывает дверь и громко говорит:
«Дверь свою мы распахнём, сердце доброе зовём».
«Доброе сердце» заходит, берёт одного из детей за руку, выводит его на середину круга и говорит, что «оно» сегодня сделает для этого человека [1].
Игра «Солнышко милосердия»
Дети встают в круг. Педагог просит их рассказать о каких-либо милосердных поступках, которые совершают люди по отношению друг к другу. Каждый рассказ награждается солнышком милосердия, вырезанным из цветной бумаги. Тот, кто за определённое время получит больше всех солнышек, становится «Солнышком милосердия».
Солнышко милосердия подходит к кому-либо в круге, дотрагивается до него «своим лучиком» и дарит ему какой-либо солнечный подарок. Например: солнечного зайчика, солнечный лучик, тёплый день. Каждый должен рассказать, как подарок солнышка поможет ему в трудную минуту. Например: солнечный зайчик поможет мне найти дорогу домой; солнечный луч согреет меня зимой и т.д.
Если солнышко не может придумать, что оно подарит тому или иному человеку, он сам просит у солнышка какой-либо солнечный подарок [1].
Пословицы и поговорки
Кто чужое желает, тот своё потеряет.
Злой плачет от зависти, а добрый от жалости.
На чужой каравай рот не разевай.
Завистливый по чужому счастью сохнет.
Завистливому и свой хлеб не сладок.
Где счастье, там и зависть.
Добрым сердцем мир держится.
Будь малым доволен – большее получишь.
Вежливость
Цель:
- Развивать представления детей о вежливости
- Помогать детям осваивать формулы словесной вежливости
- Способствовать усвоению норм и правил поведения в жизни и обществе
Стихотворение «Клятва вежливого человека»
(Автор неизвестен)
Клянёмся вежливыми быть.
Всегда «Спасибо» говорить.
Добрый день и До свидания,
Нет в мире лучше звания.
Клянёмся добрыми мы быть,
А лень и грубость позабыть.
Учиться этикету,
Науку помнить эту.
Игра «Доскажи вежливое слово»
Педагог начинает фразу, а дети её заканчивают [3]:
Растает ледяная глыба от слова тёплого… (спасибо)
Зазеленеет старый пень, когда услышит… (добрый день)
Если больше есть не в силах, скажем поварам… (спасибо)
Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь… (здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости, говорим… (прости, пожалуйста)
И во Франции, и в Дании на прощанье говорят… (до свидания)
Игра «Школа вежливости»
Все дети встают в волшебный круг вежливости. Один ребенок говорит какое-либо вежливое слово своему соседу. Тот, в свою очередь, повторяет это слово и добавляет к нему свое. Следующий по кругу повторяет два предыдущих вежливых слова и добавляет к ним свое и т. д.
Например: здравствуйте, желаю удачи, простите, будьте любезны, не стоит благодарности, очень рад, очень приятно, всего вам доброго, не стоит труда, спасибо, пожалуйста и т.д. [1]
Игра «Вежливо - невежливо»
П е д а г о г: Если вы посчитаете что поступок вежливый – хлопаем в ладоши, если невежливый – топаем ногами [3].
Поздороваться при встрече…
Толкнуть и не извиниться…
Помочь подняться, поднять упавшую вещь…
Отвечать грубо собеседнику…
Очень громко смеяться в автобусе…
Мусорить в разных местах…
Успокоить плачущего…
Решать спор кулаками…
Смеяться над недостатками других людей…
Приходить в детский сад опрятным и причёсанным…
Поблагодарить товарища за помощь…
Вернуть хозяину потерянную им вещь…
Помогать всем, кто просит нашей помощи…
Отбирать у других игрушки…
Радоваться за успехи других…
Упражнение «Пожалуйста»
Педагог говорит детям разные задания. Детям необходимо выполнять эти задания, если услышат слово «Пожалуйста». Если слова «Пожалуйста» не было – задание выполнять не нужно.
Примеры заданий: хлопни в ладоши, подними вверх правую руку, опусти её, покружись вокруг себя, подпрыгни вверх, закрой глаза, открой глаза, скажи: «Я – молодец!» [2].
Сценка «Приветливые люди»
Прочитайте детям пословицу: «Не будь приметлив, а будь приветлив».
Поделите детей на пары и раздайте им карточки с заданием придумать небольшие сценки-диалоги между приветливыми учителем и учеником, покупателем и продавцом, водителем и пассажиром, врачом и больным, бабушкой и внуком и т. д. [1]
Игра-мирилка
Дети становятся в круг. Ведущий произносит слова, а ребята выполняют действия, заложенные в слова ведущего [5].
Тому, кто справа, улыбнись,
Тому, кто слева, улыбнись.
Тому, кто справа, поклонись,
Тому, кто слева, поклонись.
Тому, кто справа, руку дай,
Тому, кто слева, руку дай.
Теперь по кругу ты шагай,
С друзьями вместе ты шагай.
Тому, кто справа, подмигни,
Тому, кто слева, подмигни.
Того, кто справа, обними,
Того, кто слева, обними.
Ну вот закончилась игра,
И снова дружат все! Ура!
Волшебная извинялочка | Волшебная мирилка |
Виноват я. Прошу, извини. Не ругай ты меня, не брани. Обещаний своих не забуду: Обижать тебя больше не буду! | Хватит ссориться и злиться! Ну давай скорей мириться! Прочь, обида, уходи! Ждет нас дружба впереди! |
Пословицы и поговорки
Худо жить без ласкового слова.
Невежа – и Бога гневит.
Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.
Ласковое слово и кошке приятно.
Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть.
Вежливости открываются все двери.
От вежливых слов язык не отсохнет.
Доброе слово лечит, а злое – калечит.
Стол спасибом красится.
Доброта, Доброжелательность
Цель:
- Развивать представления детей о добре и зле
- Развивать интерес к совершению добрых дел и поступков
Стихотворение «Как научиться доброте?»
(М. Скребцов)
Как научиться доброте?
Ответ простой – она везде.
В улыбке доброй и рассвете,
В мечте и ласковом привете.
По всей земле добра частицы,
Их надо замечать учиться
И в сердце собирать своём,
Тогда не будет злого в нём.
Игра «Ласковые имена»
Дети стоят в кругу. Один из участников бросает мяч другому, называя его ласково по имени. Второй участник бросает следующему [5].
Игра «Волшебный стул»
На «волшебный стул» приглашается один из участников игры: как только он садится, «высвечиваются» и становятся очевидными все его достоинства; присутствующие рассказывают о том, что видят их глаза: называют качества (умный, добрый, внимательный); дают поведенческие характеристики (он всегда помогает, к нему можно обратиться с просьбой); говорят о внешних достоинствах, например: красивые волосы.
На стуле должен посидеть каждый ребёнок [2].
Игра «Сказка наоборот»
Цель: познакомить детей с правилами доброжелательного поведения.
Материал: узбекская народная сказка «Упрямые козы».
Ход игры: дети придумывают новое название сказки (например, «Вежливые, весёлые, добрые козочки»). Решают самостоятельно проблемную ситуацию: две козочки встретились на узкой доске. Как быть? Кто уступит? Какие слова должны произнести козочки? Какое выражение лица при этом у них будет? Вместе с педагогом дети выбирают самый удачный вариант сказки, после чего они распределяются по парам и проводится тренинг «Вежливые козочки» [3].
Игра «Тень»
Цель: закреплять знания правил доброжелательного поведения.
Ход игры: Дети разбиваются на пары: один играет роль человека, другой – роль его тени. Человек делает любые движения, тени повторяют их, действуя в том же ритме, что и человек [3].
Игра «Доброе животное»
П е д а г о г: Возьмёмся за руки и представим, что мы одно доброе животное. Давайте прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-выдох. Очень хорошо. Послушаем, как бьётся его сердце. Тук – делаем шаг вперёд, тук – шаг назад, тук – шаг вперёд, тук – шаг назад [2].
Творческое задание «Доброе дело»
Педагог раздаёт детям карточки с рисунками любых предметов или явлений окружающего мира, например: солнце, вода, ветер, земля, деревья, дом, мебель, посуда, одежда, книга и т.д.
Каждый должен рассказать о доброте того, кто ему достался на карточке, не называя его. Дети должны угадать, о ком рассказывали их друзья. Например, поит, умывает (вода; укрывает, защищает от непогоды, дарит уют (дом) и т.д. [1].
Рисунок «Дерево доброты»
На ватмане нарисовано дерево доброты. Попросите детей рассказать обо всех своих добрых делах. Каждое доброе дело дарит дереву новый плод. В результате на дереве появится столько плодов, сколько добрых дел дети вспомнят. Рисунок с деревом можно повесить на стену и время от времени добавлять к нему новые плоды [1].
Упражнение «Искра»
Все берутся за руки и передают искорку добра и хорошего настроения. Искра в виде лёгкого пожатия руки. Начинает педагог, и искра должна вернуться обратно к нему [2].
Пословицы и поговорки
Злой не верит, что есть добрые люди.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Добро наживай, а худо изживай.
Добро не лихо – ходит тихо.
Добро помни, а зло забывай.
Добра желаешь – добро и делай.
За добро добром платят.
Жизнь дана на добрые дела.
Сочувствие, Взаимопонимание
Цель:
- Развивать представления детей о чувствах сопереживания и сочувствия
- Развивать умение входить в положение других людей, лучше понимать их чувства и мотивы поведения
- Развивать нравственные качества личности дошкольников
Стихотворение «Моя хата с краю» (М. Скребцова)
Стояла хата на краю
В каком-то ледяном краю.
Никто в неё не заходил,
В ней кто-то очень странный жил.
Такие хаты на краю
Стоят, увы, в любом краю.
Живут в них странные созданья,
Им недоступно состраданье!
Упражнение «Руки знакомятся, руки ссорятся,
руки мирятся»
Упражнение выполняется в парах, с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки.
П е д а г о г: Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь лучше узнать своего соседа. Опустите руки.
Снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.
Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы снова друзья [3].
Игра «Угадай жест»
Все сидят в кругу.
П е д а г о г: Оказывается можно общаться без слов. Постарайтесь угадать, что я показываю [2].
Жесты педагога: | П е д а г о г: А теперь вы попробуйте молча сказать: |
Я устал. | Всё хорошо! |
Грозит пальцем. | Иди сюда. |
Машет, расстроившись. | До свидания! |
Игра «Угадай настроение»
Детям даётся набор пиктограмм с видами настроения (весёлое, грустное, сердитое и др.). Дети разбиваются на пары. Один ребёнок берёт пиктограмму и, не показывая её другому, изображает настроение, которое на ней изображено. Второй должен найти пиктограмму, изображённую партнёром. После этого дети сравнивают картинки.
При несовпадении можно попросить детей объяснить, почему они выбрали ту или иную пиктограмму для определения настроения [2].
Игра «Поводырь»
Варианты игры:
- Играющие разбиваются на пары. Ребёнок с открытыми глазами (собака «Поводырь») стоит впереди. Другой на расстоянии вытянутой руки, чуть касаясь спины впередистоящего, встаёт с закрытыми глазами («Слепой»). «Слепой» следует за ним, стараясь не потеряться, затем скорость движения постепенно увеличивается. Пары меняются ролями.
- «Поводырь» и «Слепой» активно общаются друг с другом, согласовывая направление и скорость движения. Пары меняются ролями.
- «Бабушка» и «Внук», «Дедушка» и «Внучка» держась за руки, дети должны вместе преодолеть препятствия: пройти по узкой тропинке, обойти лужу, перешагнуть через ручеёк. «Внуки» заботливо подсказывают «Слепым» старикам. Как им лучше двигаться. Пары меняются ролями [4].
Игра «Добрый лесник»
Дети встают в круг. Все они разные обитатели леса. Один из детей – лесник. Каждый по очереди называет себя и просит лесника помочь ему в той или иной ситуации.
Например: «Утешь меня, лесник, мои веточки поломаны». Лесник подходит к деревцу и жестами изображает, как он ему поможет. Другие дети должны угадать, что лесник сделал для деревца. Затем лесник и тот, кого он утешил, меняются местами [1].
Игра «Сиамские близнецы»
Разделившись на пары, игроки становятся бок о бок и обнимаются одной рукой за плечи. У правого игрока свободна правая рука, а у левого – левая, получились «Сиамские близнецы». И этому сиамскому близнецу надо сделать что-нибудь (вырезать любую фигурку из бумаги, завязать шнурки на туфлях, причесаться и т.д.) [5].
Рисунок «Помогаем людям»
Нарисуйте два дома: один ледяной, в котором жил человек, не умеющий сострадать, а второй – солнечный, в котором жили добрые люди, которые всем помогали и сочувствовали [1].
Упражнение «Сделаем по кругу друг другу подарок»
Педагог даёт задание каждому сделать своему соседу справа подарок, но не какой-то конкретный подарок, а выдуманный: «Что вы хотели бы подарить именно этому человеку? Подарите тот подарок, который, по вашему мнению, сейчас ему особенно нужен». Подарок можно описать словами или показать жестами [3].
Пословицы и поговорки
Доброе сердце о чужой беде болит.
Доброе слово лечит, злое калечит.
Ласковое слово лучше мягкого пирога.
Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
Смени гнев на милость.
Помоги, раздели беду – и твоя не так давить будет.
Милостивому человеку и бог подаёт.
Отзывчивость, Взаимопомощь
Цель:
- Развивать представления детей об отзывчивости
- Развивать эмоциональную отзывчивость и нравственные качества личности дошкольников
Стихотворение «Друг напомнил мне вчера»
(А. Барто)
Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра.
Карандаш мне дал однажды
(Я в тот день забыл пенал).
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок,
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка –
Откусить мне дал когда-то,
А теперь поставил счёт.
Не влечёт меня, ребята,
Больше к другу. Не влечёт.
Игра «Палочка-выручалочка»
Поделите детей на группы. Один человек – ведущий (это может быть воспитатель). Ему даётся красивая палочка-выручалочка. Дети каждой группы должны вспомнить или придумать какую-либо ситуацию, когда им нужна помощь.
Например: плохое настроение, болит зуб, кто-то обидел, не купили новую игрушку. Не получается сделать какое-либо дело.
После этого дети говорят ведущему: «Палочка-выручалочка, выручи нас!» Ведущий подходит к ним, и они рассказывают ему о своей проблеме. Затем ведущий обходит другие группы, дотрагивается до них палочкой и просит каждую группу по очереди помочь своим друзьям в беде.
Игра повторяется до тех пор, пока каждой группе не помогут решить ту или иную проблему [1].
Игра «Строим дом»
Поделите детей на группы из четырёх человек и раздайте им по набору кубиков. Педагог засекает время, и каждый ребёнок из группы строит свой домик.
Затем снова засекается время. На этот раз педагог просит каждую группу построить домик сообща. Обсудите с детьми, какой из домиков они построили быстрее, какой из них получился более красивым, и почему [1].
Сценка «Помогаем в беде»
Прочитайте детям пословицу: «Отзывчивое сердце из любой беды выручит».
Поделите детей на пары. Один человек из пары представитель мира природы (солнышко, звёзды, облака, обитатели леса и т.д.). Другой – герой какой-нибудь сказки (Золушка, Белоснежка, Алёнушка, поросёнок из сказки о трёх поросятах).
В сценке-диалоге дети рассказывают, как представители мира природы помогут героям той или иной сказки [1].
Игра «Шляпа волшебника»
Педагог раздаёт детям по три разноцветных карточки каждому, рассаживает их вокруг себя и говорит: «На свете живёт добрый волшебник, который лечит больных детей. Он прилетает к больному, надевает ему на голову свою волшебную шляпу, и ребёнок моментально выздоравливает. К вам он тоже прилетает, только вы его не видите, потому что он – невидимка. Но вот беда, этот волшебник – ужасный растеряша. Вот и теперь он потерял свою шляпу и ищет её уже вторые сутки, а она лежит у нас с вами. (Педагог показывает детям шляпу.) Есть только один способ вернуть её владельцу. Хотите помочь волшебнику и заодно всем больным детям? Нужно заполнить его шляпу вашими цветными карточками, и тогда, пролетая мимо, он заметит её. Но есть ещё одно условие: чтобы шляпа не потеряла свою лечебную силу, разноцветные карточки нельзя класть просто так. Каждый из вас обязательно должен в чём-то помочь другому и только после этого положить свою карточку, иначе шляпа не будет больше лечить детей».
В течение дня педагог напоминает детям о том, что к вечеру шляпа должна быть наполнена цветными карточками.
Вечером педагог опять собирает детей и торжественно ставит шляпу на подоконник, чтобы ночью волшебник нашёл её [3].
Творческое задание «Полезное дело»
Раздайте детям карточки с названиями разных птиц, животных или насекомых. Затем дети делятся на группы по три-четыре человека и придумывают, какое полезное для леса дело могут сделать сообща те или иные лесные обитатели. Например: медведь, муравей и дятел могут построить в лесу игровую площадку для лесных малышей [1].
Творческое задание
Нарисуйте на доске ромашку, а в её серединке напишите слово «дети». Попросите детей перечислить, чем и как они могут помочь своим родным. Каждый перечисленный детьми поступок помощи дарит ромашке новый лепесток. Постепенно на доске рождается цветок помощи семье.
Попросите детей дома выполнить всё, что нарисовано на цветке помощи семье [1].
Пословицы и поговорки
Друзья познаются в беде.
Без беды друга не узнаешь.
Как аукнется, так и откликнется.
Что посеешь, то и пожнёшь.
Не в службу, а в дружбу.
Делай другим добро – будешь сам без беды.
Умей принять помощи и сам помоги.
Один за всех, все за одного.
Жизнь дана на добрые дела.
Уважение
Цель:
- Развивать представления детей о чувствах уважения и почтения
- Развивать уважительные отношения друг к другу и к окружающим
Стихотворение (Автор неизвестен)
Уважая других – Ты себя уважаешь,
Унижая других – Ты себя унижаешь,
Помогая другим – Ты себе помогаешь,
Защищая других – Ты себя защищаешь!
И прощая других – ЖИЗНЬ себе упрощаешь!
И совсем по-другому себя ощущаешь!
Игра «Учимся уважать»
Попросите детей подумать и рассказать, что в людях кажется им достойным уважения. Затем дети встают в круг. Педагог даёт кому-либо из них красивый воздушный шарик или цветок и говорит: «Я уважаю Машу, потому что она никогда не отвлекается на занятиях». Маша передаёт шарик своему соседу и говорит ему, за что она его уважает. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не расскажут, за что они уважают своих друзей.
После этого обсудите с детьми, за что они уважают родителей, братьев, сестёр и т.д. [1].
Вопросы
Педагог перечисляет детям поступки. Если поступки достойны уважения – дети хлопают, если недостойны – топают [1].
Самый сильный мальчик во дворе бьёт слабых.
Папа кричит на сына из-за того, что он плохо учится.
Человек кормит бездомных животных.
Мальчик защитил девочку от хулиганов.
Девочка не пошла навестить больную бабушку.
Мальчик рассказал учителю, кто разбил окно.
Мальчик не успел выучить урока, потому что он нянчился с братом.
Творческое задание «Молодые и старые»
Прочитайте детям пословицу: «И старость не страшна, коль молодые уважают».
Поделите детей на пары. В каждой паре один человек – молодой, другой – старый. Попросите детей рассказать, за что старые люди могут уважать молодых, а молодые – старых. Например: старых людей можно уважать за мудрость, терпение, жизненный опыт. Молодых можно уважать за заботу о стариках, умение работать и т.д. [1].
Пословицы и поговорки
Кто сам уважает, того и другие уважают.
Умный уважает всех, глупый – только себя.
Кто слово держит, уважение заслужит.
Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
Старшего почитай, сам станешь почитаемым.
Не обижай малого, уважай старого – сам в почёте будешь.
Доверие
Цель:
- Развивать представления детей о чувстве доверия
- Способствовать развитию доверительных отношений в группе и в обществе
Стихотворение «Доверие» (Т. Черненко)
Доверие – как лист бумажный,
Раз скомкаешь и вид неважный;
И как ты не ровняй основу –
Не станет лист обратно новым.
Вот так доверие людское:
Когда ты ранишь за живое,
Теряет силу веры в друга,
Спешит укрыться от испуга.
Игра «Пианино»
Дети кладут руки на колени соседям. По кругу начинается игра на пианино – дети ударяют по коленям. Тот, кто сбился, убирает руку [4].
Игра «Путаница»
Выбирается считалкой водящий. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться – кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий заходит в комнату и распутывает, так же не разнимая рук детей [4].
Игра «Люди – к людям»
Дети распределяются по парам. Затем играющие выполняют все команды педагога (ведущего), например: ухо – к плечу, правая нога – к левой руке и т.п. После произнесения ведущим фразы «Люди – к людям» играющие должны перераспределиться по парам. Цель ведущего – найти себе замену. Тот, кто остался без пары, становится ведущим [5].
Игра «Матрёшка»
Все играющие стоят в кругу, плечом к плечу. В центре круга – один игрок – он «Матрёшка». «Матрёшка» стоит с закрытыми глазами и падает вперёд, назад, вправо, влево. Все ребята, стоящие в кругу поддерживают «Матрёшку» руками, не дают ей упасть [5].
Игра «Храбрый неваляшка»
Участники разбиваются на пары, становятся один позади другого, лицом в одну сторону. По команде ведущего, первый падает (колени не сгибать), второй ловит первого. Далее меняются местами [3].
Игра «Поводырь»
Варианты игры:
- Играющие разбиваются на пары. Ребёнок с открытыми глазами (собака «Поводырь») стоит впереди. Другой на расстоянии вытянутой руки, чуть касаясь спины впередистоящего, встаёт с закрытыми глазами («Слепой»). «Слепой» следует за ним, стараясь не потеряться, затем скорость движения постепенно увеличивается. Пары меняются ролями.
- «Поводырь» и «Слепой» активно общаются друг с другом, согласовывая направление и скорость движения. Пары меняются ролями.
- «Бабушка» и «Внук», «Дедушка» и «Внучка» держась за руки, дети должны вместе преодолеть препятствия: пройти по узкой тропинке, обойти лужу, перешагнуть через ручеёк. «Внуки» заботливо подсказывают «Слепым» старикам. Как им лучше двигаться. Пары меняются ролями [4].
Игра «Гусеница»
П е д а г о г: Сейчас мы будем с вами одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться рукой до воздушного шара (мяча) нельзя. Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках.
Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определённому маршруту [4].
Игра «Верёвочка» (на прогулке)
Участники завязывают глаза и берутся руками за верёвку, за которую их ведёт педагог. Старайтесь разнообразить маршрут: проходите между деревьев, построек, по открытой местности. Время от времени останавливайтесь и задавайте вопросы типа: Где мы на солнце или в тени? Что за почва под ногами? Какие звуки вы слышите? Дует ли ветер? Какие запахи вы чувствуете? Как вы себя чувствуете? И т.д. [3].
Пословицы и поговорки
Взаимное доверие – основа дружбы.
Чем больше обещаний, тем меньше доверия.
Лучше поверить врагу, чем не поверить другу.
Одна капля лжи, портит океан доверия.
Доверие, как жизнь, теряется один раз.
Дружба, Дружелюбие
Цель:
- Развивать представления детей о дружбе и дружелюбии
- Способствовать развитию доверительных и дружеских отношений в группе и в обществе
Стихотворение «Про дружбу» (Ю. Энтин)
Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.
Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!
Упражнение «Назови друга ласково»
Ход игры: Воспитатель объясняет детям, что существует много добрых, приятных и ласковых слов, которые называются комплиментами. Педагог предлагает детям встать в круг так, чтобы видеть глаза друг друга, и, передавая надувное сердечко, говорить какое-нибудь ласковое слово своему соседу. После игры все отмечают, что от теплых слов стало радостней и веселей [5].
Упражнение «Я хочу подружиться…»
П е д а г о г: Хочу проверить, как хорошо мы друг друга знаем. Для этого я буду описывать одного из вас, не называя его имени. А вы будьте внимательны и отгадайте, о ком идёт речь. Тот, кого отгадали, так же описывает того, с кем он хочет подружиться. Остальные угадывают.
Игра продолжается до тех пор, пока не будут названы все дети [2].
Игра «Найди друга»
Ребёнку завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать друга. Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями [2].
Игра «Школа дружбы»
Дети встают в круг. Все они ученики в школе дружбы. Один из детей — ведущий. Раздайте детям карточки с рисунками разных животных (птиц, рыбок). Предупредите детей, что они не должны показывать друг другу свои карточки. Каждый по очереди рассказывает, что он сделает для того или иного обитателя мира природы, чтобы стать его другом. Например: я могу каждый день угощать своего друга орешками и повешу для него на дерево уютный домик (белочка). По рассказам учеников школы дружбы ведущий угадывает, кто изображен на их карточках. Если ведущий не может угадать того или иного животного, ученик и ведущий меняются местами [1].
Игра «Волны»
Дети садятся в круг, а взрослый предлагает им вспомнить лето, когда они купались в речке, в пруду... «Но лучше всего купаться в море, — говорит он, — потому что в море волны и так приятно, когда они ласково гладят и омывают тебя. Волны такие веселые, добрые! И все очень похожи друг на друга. Давайте попробуем искупать друг друга в таких волнах! Давайте встанем, улыбнемся и попробуем изобразить волны руками». Дети изображают волны вслед за ведущим, который следит за тем, чтобы все волны были ласковые и веселые.
Ход игры: После такой «тренировки» взрослый предлагает всем детям по очереди «искупаться в море». «Купающийся» становится в центре, а «волны» по одной подбегают к нему и ласково поглаживают его, совершая одинаковые движения. Когда все волны «погладят купальщика», он превращается в волну, а в море «ныряет» следующий [5].
Творческое задание «Сказочные друзья»
Прочитайте детям пословицу: «Нет друга, так ищи, а нашел, так береги». Попросите детей рассказать, что должны сделать разные герои сказок, чтобы всегда жить дружно. Например: три поросенка, Маша и медведи, Красная шапочка, волк и бабушка [1].
Рисунок «Дружелюбный зверь»
Нарисуй самого дружелюбного зверя, которого ты встречал в своей жизни [1].
Пословицы и поговорки
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Друг познаётся в беде.
Старый друг лучше новых двух.
Новых друзей наживай, а старых – не забывай.
Нет друга – ищи, а найдёшь – береги.
Друга на деньги не купишь.
Один за всех и все за одного.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Дерево живёт корнями, а человек – друзьями.
Источники:
- А. Лопатина, М. Скребцова. Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах: для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / А. Лопатина, М. Скребцова. – 3-е изд., исп. и доп. – М: Амрита-Русь, 2007. – 304с. – (Серия «Образование и творчество»).
- «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников / Н.Ю. Куражева [и др.]; под ред. Н.Ю. Куражевой. – СПб.; М.: Речь, 2019. – 160с.
- Ведущий образовательный портал России infourok.ru
- Международный образовательный портал maam.ru
- Образовательная социальная сеть nsportal.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы из опыта работы по формированию нравственных качеств личности дошкольника средствами художественной литературы
Информация для педагогов и родителей...
Становление духовно – нравственных качеств личности дошкольников через организацию семейных чтений.
нравственные качества личности...
Семейное чтение как средство формирования духовно-нравственных качеств личности дошкольника
Семейные чтения сплачивают семью, укрепляют духовные связи между взрослыми и детьми, способствуют взаимопониманию. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержание...
Значение коллективных работ по рисованию (лепке, аппликации) для формирования нравственных качеств личности дошкольника
Важным средством эстетического воспитания детей является изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Она позволяет детям выразить в рисунках, лепке, аппликациях свое представление об ...
Формирование духовно-нравственных качеств личности дошкольника посредством окружающей природы.
Данная статья содержит информацию о роли природы в воспитании и обучении дошкольников, а также раскрывает значение растительного мира, животного мира, неживой природы и природных явлений через наблюде...
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
Одним из самых актуальных в различных сферах нашего бытия на сегодняшний день, встает вопрос о нравственности и морали каждого человека. Что нужно предпринять, чтобы уберечь сегодняшнее и будущее поко...
Формирование духовно-нравственных качеств личности дошкольника на примере жизни святых
Особенности духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ...