Картотека дидактических игр на развитие сенсорных способностей
картотека (средняя группа)
Картотека дидактических игр на развитие сенсорных способностей детей средней группы десткого сада
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka-sensornye.docx | 206.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Составила воспитатель ГБДОУ д/с №89 Приморского района Полякова Наталья Геннадьевна | Дидактические игры на развитие сенсорных способностей (средний дошкольный возраст) Перечень
| |
Дидактические игры на развитие сенсорных способностей (средний дошкольный возраст) №1 Игра «Радуга» Вариант 1 Дидактическая задача. Познакомить с последовательным расположением цветов в спектре. Упражнять детей в сопоставлении предметов по цвету. Прочитать стихотворение о радуге. Обратить внимание детей на то, что цвета радуги даются в одинаковой последовательности как в стихотворении, так и на картинке. Материал. На плотном белом листе бумаги (60 X 80 см) выполнена аппликация радуги. Правая половина (7 полудуг) съемная. Руководство. Воспитатель обращает внимание детей на изображение радуги. Вместе с детьми вспоминает название семи цветов спектра. Указкой показывает эти цвета на радуге. Снимает правую половину радуги и предлагает детям самим составить ее. Когда радуга снова составлена, воспитатель предлагает детям выучить мнемоническое выражение для запоминания последовательности цветов радуги и объясняет, как им пользоваться: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан Воспитатель обращает внимание детей на то, что каждое слово в этой фразе начинается с той же буквы, на которую начинается название цветов радуги и все слова расположены в такой же последовательности, в какой цвета изображены на картинке. Дидактические игры на развитие сенсорных способностей (средний дошкольный возраст) №4 Игра «Горячо холодно» Дидактическая задача. Познакомить детей с теплыми и холодными цветами спектра. Материал. Изображения солнышка и снеговика, разноцветные бабочки теплых и холодных оттенков. Руководство. Воспитатель рассматривает с детьми изображение радуги. Вспоминает названия всех цветов спектра. Объясняет детям, какие цвета в радуге называются теплыми, какие холодными. Предлагает детям повторить эти названия и показать их на радуге. Затем дает детям изображения солнышка и снеговика и предлагает распределить разноцветных бабочек. Бабочки теплых оттенков помещаются к солнышку, холодных – к снеговику. Дидактические игры на развитие сенсорных способностей (средний дошкольный возраст) №5 Кубики «Народные узоры» Дидактическая задача. Учить составлять орнаментальные узоры, используя холодные и теплые цвета. Материал. 9 деревянных кубиков (6X6 см), три грани которых украшены орнаментальными узорами, решенными в теплых цветовых тонах, три других грани — в холодных цветах, рисунки узоров теплых и холодных цветов совпадают с тремя таблицами, по которым дети выкладывают орнамент. Рисунок на таблице выполнен в два тона: на белом фоне тонкий контурный рисунок. Руководство. В игре принимают участие 2—3 ребенка. «Сегодня вы будете выкладывать из кубиков красочные картинки, обращается воспитатель к детям. — На кубиках нарисованы отдельные узоры орнамента. Вы должны будете составить из них картинки. Но сначала внимательно рассмотрите карточки, на которых нарисованы узоры». Воспитатель показывает детям три карточки с графическим изображением орнаментальных узоров и объясняет, что каждую картинку орнаментальных узоров они должны выполнить дважды; сначала в теплых тонах, затем в холодных (или наоборот, в зависимости от того, какую картинку они захотят выложить сначала). Дети начинают выкладывать кубики на столе и сравнивать орнаментальный узор с картинкой на карточке. В случае затруднения воспитатель помогает детям советом, дополнительными указаниями: «Какого цвета ты выкладываешь картинку? Подумай, какая у тебя ошибка». Выложив узоры из кубиков, дети любуются ими, называют цвета и оттенки, из которых составлены узоры орнамента, определяют сочетания цветов. Дидактические игры на развитие сенсорных способностей (средний дошкольный возраст) №8 «Разноцветный сарафан» Дидактическая задача. Показать изменение цветов, переход одного цвета в другой, обратить внимание на взаимосвязь между цветами спектра. Материал. Волчок, кружки из бумаги (диаметр —4,5 см): красный, синий, желтый — с круглыми отверстиями в центре и прорезью по радиусу. Руководство. Воспитатель раздает детям волчки, наборы разноцветных кружков из бумаги. ««К нам в гости сегодня пришла девочка-плясунья», — говорит воспитатель. — Посмотрите, какой нарядный желтый сарафан на девочке. Кроме этого сарафана, у нее есть еще несколько разноцветных сарафанов». Воспитатель показывает детям вырезанные из бумаги кружки-«сарафаны», состоящие из сочетаний красного и синего, желтого и красного цветов. «Скажу вам по секрету,— говорит воспитатель,— сарафан у девочки волшебный. Стоит только пуститься ей в пляс, как цвет его меняется. Желто-синий сарафан становится зеленым, красно-синий — фиолетовым, желто-красный превращается в оранжевый». Воспитатель раскручивает волчок, и сарафан меняет свои цвета. Движение волчка замедляется, и дети видят, что сарафан вновь становится желто-синим. Воспитатель объясняет детям секрет волшебного изменения цвета сарафана. Медленно снимает с девочки желтый кружок сарафана. Под ним оказывается синий. Снимает и его. Напоминает детям, как получался у них при смешении цветных диапозитивов зеленый цвет (смешивались желтый и синий фильтры). В зависимости от площади, занимаемой синим сектором на желтом фоне верхнего кружка, сарафан девочки при вращении волчка становится светло-зеленым или темно-зеленым. Прежде чем дети приступят к самостоятельному выполнению задания, воспитатель спрашивает у каждого из них, какого цвета сарафан он хотел бы увидеть во время танца. В зависимости от ответа: «Зеленый», «Оранжевый», «Фиолетовый» — малыша спрашивают: «Из каких двух цветов можно составить этот цвет?» Если ответ правильный, воспитатель предлагает выбрать нужные цвета кружков и надеть их на девочку. Дидактические игры на развитие сенсорных способностей (средний дошкольный возраст) №9 «Найди свой цвет» Дидактическая задача. Упражнять детей в сопоставлении и обобщении предметов по цвету. Материал. Цветные флажки основных цветов спектра и их оттенков (по одному на каждого ребенка). Руководство. Детям раздают флажки нескольких оттенков одного и того же цвета (от темного к светлому). Воспитатель называет какой-нибудь цвет. К нему подходит ребенок с флажком данного цвета. Затем ребенок выбирает себе товарищей (в соответствии с цветовой градацией оттенков). Все остальные дети следят за действиями играющих детей. Если цветовая гамма подобрана правильно, они приглашают товарищей к себе, если неверно, хором объясняют: «Исправьте ошибку и тогда приходите». В случае затруднений воспитатель помогает детям правильно составить цветовую гамму. Дидактические игры на развитие сенсорных способностей (средний дошкольный возраст) №12 «Домино фигур» Дидактическая задача. Учить детей находить среди многих одну определенную фигуру, называть ее. Игра закрепляет знания о геометрических фигурах. Дети знакомятся также с новой фигурой — многоугольником. Материал. 28 карточек, на каждой половинке изображена та или иная геометрическая фигура (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, многоугольник). На карточках-«дублях» изображены две одинаковые фигуры, седьмой «дубль» состоит из двух пустых половинок. Руководство. В игре принимают участие 2—4 детей. Карточки выкладываются на стол фигурами вниз. Воспитатель знакомит детей с материалом игры, объясняет правила. Игра начинается с выкладывания карточки «дубль — пусто». Как и в обычном домино, за один ход ребенок подбирает и прикладывает одну нужную карточку к любому концу «дорожки» и называет фигуру. Если у играющего нет на карточке требуемой фигуры, он подыскивает карточку с этой фигурой из общего числа карточек (при условии, когда играющих двое-трое). Если ребенок не назовет фигуру, он не имеет права на очередной ход. Выигрывает тот, кто раньше других освободится от карточек. Дидактические игры на развитие сенсорных способностей (средний дошкольный возраст) №13 Домино «Предмет и форма» Дидактическая задача. Упражнять детей в сопоставлении и обобщении предметов по их форме. Игра закрепляет знания и умения, полученные во всех предшествующих играх данного раздела. Материал. 28 карточек домино с изображением на каждой половине карточки одного из предметов различной формы: круглой (часы, очки, неваляшка, пирамидка из шаров, мяч), овальной (зайчик, птичка, жук, рыбка, желудь, слива, ракетка), квадратной (лопатка, пирамидка, платочек, бумажный змей, сумочка, флажок, рама), прямоугольной (ведро, карточка обычного домино, конверт, портфель, флажки, рама, тетрадь), треугольной (флажок, елочка, лодочка, сачок, фонарик, зонтик, шапка), многоугольной (корзинка, ваза, лопатка, снежинка, молоток, флажок, ракета). На карточках-дублях изображены два одинаковых предмета какой-нибудь формы, одна из карточек состоит из двух пустых половинок. Руководство. В игре принимают участие от двух до четырех детей. До начала игры все карточки выкладываются на стол рисунками вверх. Игра начинается с выкладывания карточки «дубль— пусто». Воспитатель объясняет детям, что за один ход надо подобрать и положить одну карточку домино к любому концу «дорожки» той половинкой, на которой изображен предмет нужной формы, назвать этот предмет и обозначить его форму. Если ребенок не имеет соответствующей карточки или неправильно назовет форму предмета, он пропускает ход. Если же и при следующем ходе у него не окажется нужной карточки, он берет одну карточку из общего числа карточек, оставшихся на столе (когда играют 2—3 детей). Дети поочередно подбирают карточки с изображением на одной из половинок предмета нужной формы. Выигрывает тот, кто раньше других выложит карточки на стол. Воспитатель следит за очередностью ходов, учит сопоставлять предметы по форме, выделять форму основных частей предметов. Дидактические игры на развитие сенсорных способностей (средний дошкольный возраст) №16 «Сложи предмет из фигур» Дидактическая задача. Учить детей зрительно расчленять форму контурного изображения предмета на составные части, соответствующие знакомым геометрическим фигурам, воссоздавать форму предмета из геометрических фигур. Материал. Карта (34 X 34 см) с изображением игрушек (флажок, лопатка, неваляшка, мяч), в центре карты стрелка, которая, вращаясь, останавливается напротив одного из предметов. Наборы геометрических фигур из плотной цветной бумаги. Вторая карта с предметами (гриб, елочка, домик, шар, квадрат, прямоугольник) и наборы готовых фигур для выкладывания предметов. Руководство. Воспитатель знакомит детей с материалом. Стрелкой указывает на предмет, дети называют его, вычленяют форму, цвет, величину. Затем они выкладывают из готовых геометрических фигур предмет. Ребенок, быстро и правильно выполнивший задание, получает право вращать стрелку. Игра продолжается, пока дети не выполнят задание. В конце игры воспитатель предлагает детям загадки о предметах, которые они выкладывали по рисунку (о доме, елочке, мяче, грибе и т. д.). При повторном проведении игры можно использовать новые карты, на которых изображены более сложные по форме предметы. Дидактические игры на развитие сенсорных способностей (средний дошкольный возраст) №17 «Составь целое из частей» Дидактическая задача. Учить детей зрительно расчленять геометрическую фигуру на равные части, составлять ее из таких же частей. Задание сходно с предыдущим, но отличается тем, что ребенок оперирует геометрическими фигурами, а не предметами. Материал. Образцы — плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник). В конвертах находятся такие же фигуры, разрезанные на две и на четыре части. С одной стороны, все фигуры окрашены одинаково—в красный цвет, с другой — круг и его части — в желтый цвет; квадрат и его части — в синий, а прямоугольник и его части — в зеленый. На каждого ребенка приходится по набору плоскостных геометрических фигур и их частей. Руководство. В игре принимают участие трое детей. Воспитатель показывает одну геометрическую фигуру (круг, квадрат или прямоугольник), спрашивает детей, как она называется; затем предлагает отметить цвет частей этой фигуры, которые достает из конверта. Дети постепенно составляют целые фигуры, ориентируясь на цвет. Если они правильно составляют фигуры, то воспитатель предлагает перевернуть все части фигур красной стороной вверх и перемешать их, а затем уже составлять фигуры в соответствии с особенностями формы каждой части. В случае затруднения воспитатель показывает детям способы составления из частей целой фигуры, возможные комбинации частей. Ребенок обозначает свои действия словами. Игра заканчивается, когда дети составят все геометрические фигуры. Продолжительность выкладывания фигуры — 5 минут. Дидактические игры на развитие сенсорных способностей (средний дошкольный возраст) №20 «Собери бусы для мамы» Дидактическая задача. Формировать умение сравнивать фигуры по величине, раскладывая их в порядке увеличения и уменьшения. Материал. ½ альбомного листа с нарисованной ниточкой, 2 набора кружочков одинакового цвета, но разного размера, 1 большой кружок другого цвета. Руководство. Ребенок выкладывает кружочки (бусины) на нарисованную ниточку в порядке увеличения, начиная с самой маленькой. После того, как выложил самый большой кружок, выкладывает кружочки в порядке уменьшения.
Дидактические игры на развитие сенсорных способностей (средний дошкольный возраст) №21 Матрёшки Дидактическая задача. Закреплять умение устанавливать отношение между пятью объектами по величине (складывание матрешки); учить детей выделять высоту как особое измерение величины. Игра проводится в основном так же, как соответствующая игра в младшей группе, но увеличение количества-элементов существенно усложняет задание. Материал. Деревянная разборная матрешка из пяти вкладышей, любые пятиместные вкладные игрушки. Руководство. Воспитатель показывает красочную книжку о матрешках, затем привлекает внимание детей к игрушке и, последовательно разбирая игрушку и отмечая увеличение количества матрешек, предлагает сравнить части по общей величине и по одному измерению — высоте. Обращает внимание детей на одежды матрешек, чтобы орнамент совпадал при совмещении нижней и верхней половин игрушки. По указанию воспитателя дети составляют матрешки, ставят их в ряд и называют величину каждой матрешки, затем собирают всех в одну игрушку, используя игровой прием «мама и дочки». При повторном проведении игры дети сравнивают матрешки по величине и по высоте. Игра заканчивается, когда ребенок соберет игрушку. При повторном проведении игры используются любые вкладные игрушки. Дидактические игры на развитие сенсорных способностей (средний дошкольный возраст) №24 Собери цепочку Дидактическая задача. Уточнить и закрепить представление о геометрических фигурах и цветах, закрепить названия фигур и цветов. Материал. Два игровых поля, два набора плоских геометрических фигур разных цветов и размеров. Руководство. На одном из игровых полей воспитатель выкладывает цепочку из разных геометрических фигур в определённой последовательности. Ребенок должен повторить эту цепочку на своём игровом поле. Дидактические игры на развитие сенсорных способностей (средний дошкольный возраст) №25 Измени один признак Дидактическая задача. Закрепить умение находить один из трёх признаков предмета. Материал. Набор геометрических фигур: 7 больших кругов 7-ми цветов спектра, 7 маленьких кругов этих же цветов. Аналогично наборы квадратов, прямоугольников, овалов, треугольников. Руководство. Ребёнку даётся одно цветная фигура. Воспитатель просит поставить рядом фигуру, изменив у неё только форму. Ребёнок должен поставить фигуру такого же цвета и размера, но другой формы, проговаривая свои действия. Следующему ребёнку дается задание изменить только цвет и т.д. | Дидактические игры на развитие сенсорных способностей (средний дошкольный возраст) №3 Игра «Радуга» Вариант 3 Дидактическая задача. Учить детей подбирать цвета радуги в определенной последовательности по представлению, используя стихотворение «Краски радуги». Материал. Аппликационное изображение радуги, описанное во втором варианте игры, складывается с обеих сторон так, что дуги радуги закрываются и остается одна только белая дорожка. Семь цветных дорожек вложены в конверт. Руководство. Воспитатель объясняет детям, что сегодня они вновь будут располагать семь цветных дужек на белой дорожке так, чтобы получилась радуга, но делать это будут по-другому. Показывает детям сложенное изображение радуги. Дети видят только белую дорожку, проходящую в центре радуги. «Если на белую дорожку правильно положить цветные дужки, то, раскрыв закрытые части радуги, вы получите законченное изображение, — говорит воспитатель. — Чтобы правильно разложить дужки на дорожке, надо вспомнить мнемоническое выражение «Каждый охотник…». Дети повторяют выражение и заполняют белую дорожку дужками соответствующих цветов. Дидактические игры на развитие сенсорных способностей (средний дошкольный возраст) №2 Игра «Радуга» Вариант 2 Дидактическая задача. Учить детей подбирать цвета радуги в определенной последовательности по образцу и по слову, используя стихотворение «Краски радуги». Материал. Лист белой плотной бумаги (30 X 20 см), на котором аппликационно из разноцветных полос бумаги изображены радуга, зеленая лужайка, цветы, петушок. Это вносит в изображение образность и занимательность. В центре радуги проходит белая дорожка шириной 3 см, разделяющая ее на две равные части. В свою очередь белая дорожка разделена на семь одинаковых дужек. К аппликационному изображению прилагаются семь цветных (все цвета спектра) дужек, которые точно совпадают с графическими ориентирами дужек на Рисунке. При правильном наложении их на белую дорожку изображение радуги приобретает законченность. Руководство. Каждый ребенок получает аппликационное изображение радуги и семь цветных дужек. Воспитатель объясняет задание. Затем предлагает вспомнить мнемоническое выражение «Каждый охотник…». После этого еще раз уточняется последовательность расположения цветов в радуге (красный, оранжевый, желтый и т. д.). Воспитатель напоминает, что если дуги расположены правильно (к красной дуге приложена красная, к оранжевой — оранжевая и т. д.), то получится законченное изображение радуги. Дети проверяют друг у друга правильность выполнения задания, воспитатель дает оценку его выполнению. Дидактические игры на развитие сенсорных способностей (средний дошкольный возраст) №7 Игра «Цветы и бабочки» Дидактическая задача. Познакомить детей с различными оттенками цветов спектра. Материал. Листы с изображением цветов различных оттенков, изображения бабочек таких же оттенков. Руководство. Воспитатель рассматривает с детьми изображение радуги. Вспоминает названия всех цветов спектра. Объясняет детям, что цвета могут отличаться оттенками (свтелотой). Затем дает детям изображения цветов и бабочек и предлагает к каждому цветку подобрать бабочку такого же оттенка. Дидактические игры на развитие сенсорных способностей (средний дошкольный возраст) №6 «Цветной волчок» Дидактическая задача. Учить детей получать различные оттенки цвета за счет увеличения и уменьшения белого сектора в круге. Основное внимание уделить обозначениям «самый темный», «самый светлый». Материал. Катушки из-под ниток, разрезанные пополам (волчки). В катушку вставляется заостренная с одного конца палочка. Кружки из бумаги (диаметр 4 см) красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного и белого цветов с отверстиями в центре и разрезанные по радиусу. При наложении цветного и белого кружков уменьшить или увеличить белый просвет. Руководство. Игра проводится с подгруппой детей по 6—8 человек. Дети сидят вокруг стола. На столе лежат разноцветные кружки из бумаги. Воспитатель берет в руки волчок и обращается к детям: «Сегодня я вам покажу, как можно играть с этой веселой игрушкой. Сделана она очень просто — из катушки. В катушку вставляется палочка, заостренная внизу — волчок готов. Сейчас я буду на палочку надевать разноцветные кружки и вращать волчок, а вы смотрите внимательно, потом скажите мне, какого цвета кружки получаются при вращении волчка». Воспитатель вращает волчок с красным и белым кружками, при уменьшении или увеличении белого просвета появляются разные оттенки цвета, от самого темного к самому светлому. Затем вращается волчок с синим и белым, зеленым и белым кружками и т. д. Дети называют появляющиеся при вращении волчка цвета и их оттенки. В случае затруднения воспитатель помогает дать названия тому или иному оттенку.
Дидактические игры на развитие сенсорных способностей (средний дошкольный возраст) №11 Чудесный мешочек «Геометрические фигуры» Вариант 2 Дидактическая задача. Учить детей зрительно находить фигуру по осязательно воспринимаемому образцу. Игра отличается от предыдущей обратным порядком обследования форм. Сначала дети определяют геометрическую фигуру на ощупь, а затем находят такую же на столе. Эта игра завершает ознакомление детей 4—5 лет с геометрическими фигурами. Материал. Набор геометрических фигур тот же, что и в предыдущей игре, он раскладывается на столе, другой такой же набор — у воспитателя. По своему усмотрению он вкладывает одну из фигур в мешочек. Руководство. Воспитатель показывает детям мешочек с одной фигурой: «Мешочек называется чудесным, он не раскроется, пока вы на ощупь не определите, что там находится, и не найдете такой же предмет на столе». Дети поочередно выполняют задание. Если ребенок правильно узнал фигуру и нашел ее на столе, воспитатель раскрывает мешочек. Ребенок достает фигуру и помещает ее рядом с такой же на столе. Дети оценивают правильность выполнения задания. Игра заканчивается, когда все найдут предлагаемые им фигуры.
Дидактические игры на развитие сенсорных способностей (средний дошкольный возраст) №10 Чудесный мешочек «Геометрические фигуры» Вариант 1 Дидактическая задача. Учить детей выбирать фигуры на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу. Усложнение по сравнению с предыдущей игрой заключается в том, что, наряду с-плоскостными, вводятся объемные фигуры, даются их названия. Материал. Два набора объемных и плоскостных фигур (шарики, кубики, конусы, цилиндры, овалы, прямоугольные полоски, квадраты, треугольники). Один набор фигур — в мешочке, другой — на столе. Руководство. Воспитатель заранее расставляет на столе геометрические фигуры и прячет мешочек с набором таких же фигур в групповой комнате. «Дети, сейчас мы с вами поиграем, но для этого надо отыскать в группе мешочек. Давайте его найдем», — говорит воспитатель. После того как мешочек найден, дети рассаживаются на свои места. Воспитатель достает несколько фигур, дети называют их. Затем воспитатель показывает геометрические фигуры, которые находятся на столе, и объясняет правила игры. По указанию воспитателя ребенок находит в мешочке такую же фигуру, какая лежит на столе, называет ее. Дети отмечают правильность выполнения задания. Если ребенок не может выполнить задание, то воспитатель еще раз напоминает способы обследования фигуры. При повторном проведении игры меняются фигуры, постепенно увеличивается их количество. Игра заканчивается, когда дети найдут все фигуры в мешочке. Дидактические игры на развитие сенсорных способностей (средний дошкольный возраст) №15 «Геометрическое лото» Дидактическая задача. Учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрическими фигурами и подбирать предметы по геометрическому образцу. Игра отличается от предыдущей тем, что на этот раз дети действуют не с реальными предметами, а с их изображениями. Материал. 5 карточек с изображением геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), 5 карточек с изображением предметов разной формы: круглой (мяч, яблоко, футбольный мяч, шарик, воздушный шар), квадратной (коврик, платок, оконная рама, кубик, флаг), овальной (дыня, слива, лист, жук, яйцо), прямоугольной (портфель, конверт, книга, домино, картина). Руководство. Воспитатель рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Воспитатель помогает детям правильно назвать форму предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная и треугольная). В игре принимают участие пять детей. Выигрывает тот, кто быстрее подберет все карточки к геометрическому образцу. Затем дети меняются образцами друг с другом. Дидактические игры на развитие сенсорных способностей (средний дошкольный возраст) №14 «Сложи орнамент» Дидактическая задача. Учить детей выделять пространственное расположение геометрических фигур, воспроизводить такое же расположение при выкладывании орнамента. В этом упражнении дети впервые производят расчленение сложной формы и воссоздают ее самостоятельно. Упражнение выполняется сначала с разноцветными фигурами, что намного упрощает расчленение, затем с одноцветными. Материал. Полоски для выкладывания орнамента на каждого ребенка. 5 карт-рисунков из плотной бумаги, на которых выполнен орнамент из цветных геометрических фигур. Наборы таких же по величине готовых геометрических фигур (многоцветные и одного цвета) для каждого из пяти орнаментов. Руководство. Воспитатель рассматривает с детьми орнамент, предлагает определить, из каких фигур состоит орнамент, как они расположены. Затем дети выкладывают орнамент из разноцветных геометрических фигур, объясняя свои действия. Например: «Красный кружок положу в центр квадрата, зеленые треугольники — по углам квадрата, острым углом к кругу», — говорит ребенок. Задание считается выполненным, если ребенок выложит орнамент, учитывая пространственное положение фигур на рисунке. После этого дети выкладывают этот же орнамент только из фигур одного цвета. Второе, более сложное задание проводится только в том случае, когда дети быстро и правильно справляются с первым заданием. Продолжительность выкладывания — 3—5 минут. Упражнение проводится со всеми детьми и индивидуально. При повторном проведении можно предложить выкладывать другой орнамент. Упражнение повторяется до тех пор, пока дети не научатся выкладывать одноцветный орнамент в соответствии с рисунком и обозначать словами пространственное положение фигур в орнаменте. Дидактические игры на развитие сенсорных способностей (средний дошкольный возраст) №19 «Разрезные картинки «Части» Дидактическая задача. Учить детей зрительно расчленять изображение предмета на части, составлять предмет из частей, определять не только форму предметов, но и форму части картинки. При выполнении задания дети должны научиться пользоваться образцом, соотносить с ним отдельные части картинки. Затруднение по сравнению с предыдущим заданием состоит в том, что части здесь получены механически и не соответствуют естественному членению предмета (например, разделению гриба на шляпку и ножку). Материал. Разрезные картинки («Игрушки», «Грибы», «Ягоды»). Четыре картинки, на которых изображены детские игрушки (барабан, ведерко, волчок, пирамидка), разрезаны на две части. Четыре картинки, на которых изображены грибы (маслята, мухоморы), —на четыре части. Четыре картинки, на которых изображены ягоды (малина, брусника, черная смородина и земляника), — на шесть частей, к ним даны четыре картинки целые (контрольные). Можно использовать и другие комплекты разрезных картинок фабричного производства. Руководство. Сначала воспитатель сам показывает детям, как из двух — четырех частей сложить картинку, обращает внимание на цвет и форму предметов, предлагает назвать эти предметы и их форму. При самостоятельном выполнении задания воспитатель следит, чтобы ребенок больше ориентировался на общий вид предмета, а не многократно подставлял то одну, то другую часть картинок, находя нужную. «Посмотри внимательно, правильно ли ты сложил картинку», — говорит воспитатель, обращая внимание ребенка на контрольную картинку. Продолжительность выкладывания одной картинки — 1—2 минуты. Игра заканчивается, когда ребенок сложит четыре картинки. Дидактические игры на развитие сенсорных способностей (средний дошкольный возраст) №18 «Что изменилось? «Геометрические узоры» Дидактическая задача. Учить детей запоминать взаимное расположение геометрических фигур в сложном целом (узоре, конструкции). Материал. Несколько наборов плоскостных форм (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал) для составления узора. Руководство. В игре принимают участие все дети. Они сидят полукругом вокруг стола. Один ребенок подходит к столу и выкладывает узор из форм, располагая фигуры по своему усмотрению. После этого он уходит в другую комнату, а воспитатель делает замену — переставляет фигуры. Дети внимательно смотрят и запоминают, какие изменения произошли в узоре. Ребенок возвращается из другой комнаты и определяет, что изменилось. Все оценивают результат выполнения задания, поправляют и помогают найти ошибку в случае затруднения. Можно усложнить правила игры: воспитатель раскладывает на столе узор из фигур и предлагает детям запомнить количество фигур и их расположение, а на соседнем столе составить узор из таких же плоскостных фигур. Повторность игры зависит от степени овладения умением находить фигуры по памяти.
Дидактические игры на развитие сенсорных способностей (средний дошкольный возраст) №23 Четвёртый лишний «Геометрия, цвет, размер» Дидактические задачи. Закреплять умение определять общий признак у нескольких предметов и находить среди них предмет, отличающийся по этому признаку. Материал. Игровой поле белого цвета формата А4, карточки с изображением геометрических фигур разного цвета и размера. Руководство. Воспитатель выкладывает на игровое поле 4 предмета, где один предмет не подходит по какому-либо признаку (цвет, величина, форма) и просит ребёнка найти ошибку и исправить. Дидактические игры на развитие сенсорных способностей (средний дошкольный возраст) №22 Найди заплатку Дидактическая задача. Уточнить и закрепить знание геометрических форм и цветов. Материал. Карточки различных цветов с «дырками» разных геометрических форм. Геометрические фигуры разных цветов, соответствующие размерам «дырок». Руководство. Ребёнок из предложенных заплаток выбирает заплатку, соответствующую по форме дырке и цвету карточки. Усложнение. Карточки с дырками и заплатки могут быть не одноцветными, а иметь разные узоры. Дидактические игры на развитие сенсорных способностей (средний дошкольный возраст) №27 Шумелки (найди такой же по звуку) Дидактическая задача. Формировать и закреплять умение определять на слух одинаковые звуки. Материал. Коробочки или баночки, наполненные различными сыпучими материалами (по две на каждый вид материала). Например, горох, макароны, гречка, сахар и т.д. Руководство. Ребёнок трясёт одну из баночек, внимательно слушая производимый звук. Затем по очереди выбирает оставшиеся баночки и старается найти ту, которая шумит так же, как первая. | |
Дидактические игры на развитие сенсорных способностей (средний дошкольный возраст) №28 Кто что слышит Дидактическая задача. Воспитывать у детей слуховое внимание, умение обозначать словом звуки (звенит, шуршит, играет, трещит и т.д.). Материал. Бумага, колокольчик, барабан, маракас, бубен. Руководство. Дети, не глядя, на слух определяют, какой предмет издает звук. | Дидактические игры на развитие сенсорных способностей (средний дошкольный возраст) №26 Угадай, кто позвал Дидактическая задача. Научиться определять товарища по голосу, развивать координацию движений. Ход игры: играющие сидят. Один из них становится в центре круга и закрывает глаза. Воспитатель, не называя имени, указывает рукой на кого-нибудь из играющих. Тот произносит имя стоящего в центре. Последний должен угадать, кто его назвал. Если стоящий в центре угадал, он открывает глаза и меняется местами с тем, кто назвал его по имени. Если же он ошибается, воспитатель предлагает ему снова закрыть глаза, и игра продолжается | |
Дидактические игры на развитие сенсорных способностей (средний дошкольный возраст) №29 Угадай, что за звук Дидактическая задача. Формировать и закреплять представление о высоте звуков: высокие, средние, низкие. Материал. Аудиозапись звуков разной высоты. Руководство. Дети на слух определяют высоту звука. | Дидактические игры на развитие сенсорных способностей (средний дошкольный возраст) №31 Узнай по запаху Дидактическая задача: уточнить знания детей о том, что некоторые предметы можно узнать по запаху, развивать обоняние. Материал: закрытые коробочки, в которых лежат: яблоки, чеснок, лук, огурец, лимон, апельсин. Карточки с изображением этих продуктов. Руководство. Через дырочки в коробочках нужно понюхать, что внутри, узнать этот продукт и найти соответствующую карточку. | |
Дидактические игры на развитие сенсорных способностей (средний дошкольный возраст) №32 Найди такой же по запаху Дидактическая задача. Формировать и закреплять умение определять одинаковые запахи. Материал. Коробочки или баночки с дырочками, в которых лежат: яблоки, чеснок, лук, огурец, лимон, апельсин (по две на каждый вид материала). Руководство. Ребёнок нюхает одну из баночек. Затем по очереди выбирает оставшиеся баночки и старается найти ту, которая пахнет так же, как первая. | Дидактические игры на развитие сенсорных способностей (средний дошкольный возраст) №30 Тактильное лото Дидактическая задача. Развивать тактильную чувствительность, осязание. Материал. Мешочек, деревянные цилиндры со вставками из материалов, различных по фактуре (по две штуки каждого материала): гладкие, шершавые, мягкие и т.д. Руководство. Один набор цилиндров лежит на столе перед ребёнком. Второй в волшебном мешочке. Ребёнок выбирает один из цилиндров, ощупывает его, а затем на ощупь старается найти такой же цилиндр в волшебном мешочке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр для развития сенсорных способностей детей раннего возраста.
Игры направлены на изучение у детей формы, цвета, развитие сенсорных эталонов...
Картотека дидактических игр для развития сенсорных способностей детей раннего возраста
Уважаемые родители!Предлагаю вашему вниманию картотеку дидактических игр для развития сенсорных способностей детей раннего возраста. Все эти игры Вы можете изготовить своими руками.За основу классифик...
Картотека дидактических игр для развития сенсорных способностей детей дошкольного возраста
Уважаемые родители и воспитатели! Предлагаю вашему вниманию картотеку дидактических игр для развития сенсорных способностей детей раннего возраста. Все эти игры Вы можете изготовить своими руками. За ...
Картотека дидактических игр на развитие сенсорных способностей.
Подбор разнообразных игр на развитие сенсорных способностей малышей....
Картотека дидактических игр для развития сенсорных способностей детей раннего возраста
Материал: разноцветные коробочки, внутри картинки соответствующего цвета.Цель: упражнять в умении открывать и закрывать коробочку; развивать мелкую моторику, координацию движений рук; создать радостно...
Картотека дидактических игр для развития сенсорных способностей детей раннего возраста.
картотека дидактических игр - это собержание игр на развитие сенсорных способностей....
Картотека дидактических игр для развития сенсорных способностей детей
Картотека дидактических игр для развития сенсорных способностей детей...