«Применение индивидуального подхода к детям с проблемами в развитии в ДОУ»
учебно-методический материал
В коррекционной педагогике индивидуализация отработки программных требований ФГОС является основополагающим понятием, так как только учет индивидуальных особенностей детей с различными отклонениями в развитии создает условия для успешного гармоничного развития личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_malahovoy_m.s.docx | 30.92 КБ |
Предварительный просмотр:
«Применение индивидуального подхода к детям с проблемами в развитии в ДОУ»
Образование дошкольников с проблемами в развитии одно из наиболее актуальных направлений современной педагогики. Уже сейчас многие дошкольные учреждения посещают дети с ограниченными возможностями здоровья и дети инвалиды.
В коррекционной педагогике индивидуализация отработки программных требований ФГОС является основополагающим понятием, так как только учет индивидуальных особенностей детей с различными отклонениями в развитии создает условия для успешного гармоничного развития личности.
В нашем МАДОУ воспитываются дети с ЗПР и дети инвалиды. Эти дети входящие в разные клинические группы, поэтому они очень разнообразны по своим проявлениям.
С нашими дошкольниками реализуется ряд программ для детей с проблемами в развитии:
- «Основная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития»;
- «Основная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелым нарушением речи »
Реализация данных программ обеспечивает:
1) выявление особых образовательных потребностей детей с задержкой психического развития, обусловленных недостатками в их физическом и психическом развитии;
2) осуществление индивидуально - ориентированной психолого-медико- педагогической помощи детям с задержкой психического развития с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей;
3) возможность освоения детьми с задержкой психического развития Программы и их интеграции в образовательном учреждении.
Индивидуальный подход к детям с ЗПР в коррекционно-воспитательной работе в нашем МАДОУ включает два аспекта:
1) медицинский;
2) психолого-педагогический.
В совокупности оба аспекта обеспечивают преодоление или ослабление недостатков в психическом и физическом развитии детей с задержкой психического развития.
Психолого-педагогическое направление коррекционно-воспитательной работы осуществляется всеми педагогическими работниками группы, которые самым тесным образом взаимодействуют друг с другом и с медицинским персоналом. Важным моментом реализации коррекционной работы с такими детьми в нашем МАДОУ является кадровое обеспечение.
В число педагогических работников группы входят квалифицированные педагоги:
учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Педагоги, которые работают в МАДОУ в данной группе обладают более высоким уровнем профессиональной компетентности, знают не только возрастные нормативы развития, но и понимают причину сущности задержки психологического развития детей в дошкольном детстве.
В нашем МАДОУ с таким дошкольниками работают педагоги кадровый анализ
Воспитатели:
средний возраст – 51 лет
стаж –средний стаж 26 года
образование – высшее – 50%, с/с – 50%
категория – 1 кв. кат. – 100%,
Узкие специалисты:
средний возраст – 42 года
стаж –средний стаж 25 лет
образование – высшее – 88,8 %, с/с – 11,2% (1 чел.)
категория – В – 20%, 1 кв. кат. – 60%, без.кат.- 20%
Специалистами разработаны рабочие программы способствующие созданию системы работы в компенсирующих группах для детей с нарушениями в развитии с целью выравнивания речевого и психофизического развития, обеспечивающих комплексный подход, взаимодействия специалистов МАДОУ и родителей воспитанников.
Реализации позитивной социализации и всестороннему развитию ребенка дошкольного возраста в адекватных возрасту детских видах деятельности.
Основой программ является создание оптимальных условий для коррекционной и образовательной работы и всестороннего гармоничного развития детей с нарушениями в развитии. Это достигается за счет создания комплекса коррекционно-развивающей и образовательной деятельности в коррекционной группе с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента.
Коррекционную работу в образовательном процессе педагоги работающие с воспитанниками осуществляют в ходе образовательной деятельности в рамках:
• индивидуальных и групповых игровых коррекционно-развивающих занятий;
• комплексно коррекционно-развивающих занятий с включением детей в разные виды деятельности и с участием разных специалистов;
• комплексных занятий с участием детей;
• индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий с использованием игр с водой и песком, театрализованной игры, музыки и движения;
• индивидуальных и групповых, свободных игр и занятий с детьми основанных на конструктивной, изобразительной, музыкальной, трудовой и др. деятельности детей.
Вся деятельность в нашем дошкольном учреждении планируется в системе в соответствии с «Положением о перспективном планировании» и включает:
• перспективный комплексно-тематический план коррекционно-образовательной деятельности специалистов и воспитателей с группой воспитанников,
• план коррекционно-образовательной деятельности специалистов с воспитанниками,
• план индивидуальной коррекционно-образовательной деятельности специалистов с воспитанниками группы,
• план коррекционно-образовательной деятельности воспитателей с воспитанниками,
Основная индивидуализация коррекционной работы с дошкольниками с задержкой психического развития в нашем МАДОУ осуществляется педагогами в образовательном процессе, при применении и организации определенного своеобразия средств: коврограф «Ларчик», индивидуальные тетради по основным разделам программы, индивидуальные планшеты, песочный сенсорный стол, многофункциональный стол психолога - дефектолога
К ним применяются следующие пути обучения:
- индивидуальный и дифференцированный подход (индивидуализация и дифференциация образовательной деятельности);
- активность и самостоятельность ребенка в образовательном процессе;
- сниженный темп обучения;
- структурная простота содержания;
- повторность в обучении.
Как я уже говорила дошкольное учреждение посещают дети – инвалиды. Дошкольники со статусом ребенка – инвалида, при поступлении в МАДОУ имеют программу реабилитации, на основании которой специалистами дошкольного учреждения разрабатывается и реализуется индивидуальная программа сопровождения ребенка-инвалида. По результатам обследования специалистами и воспитателями регулярно отслеживается психолого – педагогический статус ребенка - инвалида, диагностика интеллектуального, психофизического и личностного развития в коррекционно – воспитательной работе МАДОУ.
Индивидуализация обучения один из ведущих способов в работе с дошкольниками с проблемами в развитии.
Что такое индивидуальная работа с детьми с проблемами в развитии в нашем детском саду? – это система целенаправленного психолого – педагогического воздействия на сознание, чувства и поведение воспитанника с максимальным учетом особенностей его личности.
Индивидуальный подход в образовательной деятельности дает нашим педагогам возможность:
-охватить повседневным вниманием и целенаправленным взаимодействием каждого ребенка;
- всесторонне изучить и знать индивидуальные особенности каждого дошкольника и педагогически целесообразно использовать эти знания в образовательном процессе;
- педагогически грамотно выбирать формы, методы, средства и приемы взаимодействия с детьми с учетом обстановки, индивидуальных особенностей и целей его подготовки и развития (воспитания, перевоспитания);
- умело создавать обстановку, педагогические ситуации для обеспечения эффективности обучения и воспитания детей
Цель индивидуальной работы – создание таких условий, которые бы обеспечили наибольшую реализацию воспитанника в процессе всестороннего развития его личности.
В нашем МАДОУ функционирует психолого –педагогический – консилиум ДО.
Психолого –педагогический консилиум который является подразделением психолого –педагогической службы позволяет:
объединить усилия педагогов, психологов и других субъектов учебно – воспитательного процесса, заинтересованных в успешном воспитании и полноценном развитии детей с проблемами в развитии;
составить программу индивидуального развития ребенка;
распределить обязанности и ответственность субъектов учебно – воспитательного процесса в выработке совместной стратегии помощи проблемному ребенку.
Таким образом, система комплексного сопровождения детей и использование такой формы работы как ППк позволяет нам выявить отклонения в развитии либо способности на ранних этапах, выбрать образовательный маршрут позволяющий скорректировать развитие ребенка, либо наиболее полно развить его способности.
В основе осуществления индивидуального подхода лежит комплексное психолого-педагогическое обследование детей. Данные психолого-педагогического обследования позволяют планировать и отбирать содержание для индивидуальной коррекционно-развивающей работы с максимальным учетом возможностей и особенностей ребенка в рамках реализации основных программных требований. При обследовании мы выявляем не только актуальные возможности ребёнка, но и перспективу дальнейшего развития. Данные психолого-педагогическое обследование не разглашаются.
После завершения психолого-педагогического обследования специалисты создают перспективный план индивидуальной работы с каждым ребенком на учебный год и конкретный план-программу на месяц в них отражаются основные направления работы, ее задачи и содержание.
Перспективное планирование индивидуальной работы с дошкольниками с проблемами в развитии. Выглядит следующим образом
Ф.И.О.Иванова М.И. Должность специалиста учитель – логопед | |||
Дата | Имя ребенка | Направления в работе | Задачи и содержание работы |
18.09.2020 | Сергеев Рома | Коррекция нарушений моторного развития, особенно нарушений ручной и артикуляционной моторики. Коррекция нарушений ритмико- просодической стороны речи; Коррекция нарушений импрессивной речи; Коррекция и развитие фонематических процессов | 1.Подготовка артикуляционного аппарата к звукопостановке; Упражнения для артикуляционной мускулатуры. Упражнения для щек: 1. «Надуй шарик, а затем сдуй» «Полощим ротик», «Футбол» Упражнения для языка и губ: 1. «Забор» Окно» « Мост» Упражнения для развития общей моторики «Щётки» «Душ» Упражнения для развития мелкой моторики 1.«Кулачки- Ладошки-Ребрышки-Пальчики», «Пальчики здороваются» Упражнения для развития дыхания - «Вдох носом, выдох ртом» и наоборот; - Упражнение; «Вдох – 1,2,3,4,5…», так же можно пропеваем гласные звуки. 2. Развитие ритмико – интонационной выразительности речи; Упражнения для развития ритмико-интонационной стороны речи; 1) Фонетическая ритмика гласных звуков от тихого к громкому: А, О, У, Ы, Э. 2) Тянуть любой гласный звук максимально долго . 3. Развитие слухового и фонематического восприятия; Упражнение для развития слухового и фонематического восприятия; 1. Восприятие неречевых звуков «Отгадай, что звучит» 2 Восприятие речевых звуков; «Волшебная цепочка» «Хлопни в ладоши» 4. Развитие понимания речи, накопление пассивного и активного словаря. 1. Выполнение словесных инструкций: «Поиграй с машинкой» 2.Активизация речевого подражания: «Повтори за мной» 3. «Кто какую песенку поет, или какой голос подает» |
В конце учебного года педагоги составляют отчёт о проделанной работе, а также заполняют индивидуальный образовательный маршрут детей. Педагогу стоит отметить, какие методики применялись при индивидуальной работе с воспитанниками, каких результатов удалось достичь в работе с дошкольниками.
Наши воспитанники нуждаются в индивидуальном подходе с самого начала обучения и воспитания, так как только учет индивидуальных особенностей детей с различными отклонениями в развитии создает условия для успешного развития гармоничной личности каждого ребенка, его способностей, жизненно важных умений и навыков, для его психофизического здоровья.
При осуществлении индивидуального подхода всеми перечисленными ранее специалистами учитываются:
- первичное нарушение, которое влияет на физическое и психическое развитие ребенка,
-состояние речи, интеллекта, эмоционально – волевой сферы
- возрастные и индивидуальные особенности детей,
- создание условий для проявления и развития их желаний, интересов, склонностей, возможностей.
- особенности психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления);
- тип темперамента.
Индивидуальный подход в обучении детей в дошкольном учреждении осуществляется через широкое использование индивидуальных форм его организации
-индивидуальные беседы
-совместная деятельность ребенка и взрослого
которые обеспечивают возможность реализации индивидуальных коррекционно-образовательных программ, разработанных для каждого ребенка.
Организация индивидуальной работы с воспитанниками с проблемами в развитии в нашем детском саду включает в себя комплекс мероприятий:
- определение целей и задач этой работы;
- охват постоянным вниманием всех воспитанников;
- продуманное планирование индивидуальной работы;
- глубокий анализ и постоянный контроль за ее результатами.
В индивидуальной работе с данными дошкольниками педагоги руководствуются определёнными принципами: (которые представлены на экране)
- уважение самооценки личности ребенка;
- вовлечение ребенка во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств его характера;
- создание психологической почвы и стимулирование самообучения и самовоспитания, что является наиболее эффективным средством реализации программы обучения и воспитания.
В ходе индивидуальной работы с детьми воспитатель, музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре решают коррекционные задачи (предусмотренные содержанием Адаптированной образовательной программой): формируют у детей необходимый и, в тоже время, доступный их пониманию объем знаний и умений в той или иной образовательной области, используя разные виды деятельности и формы работы (непрерывная образовательная деятельность, режимные моменты, игры, прогулки, экскурсии и т.д.), закрепляют полученные нашими дошкольниками знания и навыки.
Индивидуальные занятия проводят с детьми все специалисты, однако особую роль в реализации программного содержания психолого-педагогической работы играет индивидуальная работа, которую проводит учитель-дефектолог.
Индивидуальную образовательную деятельность педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель проводят в утренние и вечерние часы в течение дня, кроме непрерывной образовательной деятельности и режимных моментов, связанных с приемом пищи (завтрак, обед, полдник, ужин).
При коррекционной работе учитель-логопед и учитель-дефектолог используют индивидуальные формы работы (занятия). Продолжительность индивидуальной образовательной деятельности не превышает 20-30 минут в соответствии с возрастом дошкольников.
Индивидуальную коррекционную работу учитель-дефектолог и учитель-логопед осуществляют не только в специально созданных условиях своего кабинета, но и включаясь в общеобразовательную деятельность (например лепка, аппликация, конструирование и т.д.). В этом случае они садятся рядом с ребенком, испытывающим трудности, и используя метод совместного выполнения действий, оказывают ему индивидуальную коррекционную помощь. Во время прогулки данные специалисты проводят индивидуальную работу, например, по обучению ориентировке на участке, часто используются дидактические игры, игры малой подвижности, игры со словами, счетом, проводится разучивание коротких стихов, считалок, выполнение трудовых поручений, закрепление основных движений. Занимаясь индивидуально с трудными детьми, специалисты показывают воспитателям группы приемы коррекционного воздействия.
В этом учебном году наше дошкольное учреждение стало победителем конкурса социальных проектов – 2020 программы «Мир новых возможностей» который проводит компания «Норникель» это будет специально оборудованная открытая уличная площадка по внедрению развивающих игровых технологий для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов и их семей. Где наши дошкольники с особенностями здоровья вместе с педагогами будут проводить свои интересные прогулки.
В содержание образовательной деятельности включается индивидуальная работа воспитателей по плану учителя – логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога: игры и упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения, развитие мелкой и общей моторики, учитывая соматическую ослабленность детей, низкую работоспособность, быструю утомляемость.
Особенности индивидуализации обучения с детьми с проблемами состоит в снижении темпа обучения, структурной простоты содержания знаний и умений, наглядности, возврата к уже изученному материалу, развитию самостоятельности и активности детей. Все специалисты МАДОУ на индивидуальных занятиях находят подход к каждому ребенку и дают детям задания разного уровня сложности.
Ежедневно, во второй половине дня, наши воспитатели выполняют индивидуальную работу с отдельными детьми по заданию специалистов. В это время остальные дети заняты самостоятельной деятельность (игровой, продуктивной, досуговой и др.) и находятся под присмотром младшего воспитателя.
В работе воспитателя индивидуальный подход реализуется через систему индивидуальной коррекционно-развивающей образовательной деятельности по заданиям учителя-дефектолога, учителя - логопеда во время проведения «коррекционного часа». В своей работе воспитатели используют персонализированные задачи всех специалистов. Также фиксируют индивидуальную работу в ежедневное календарное планирование.
Коррекционный час исключает дублирование воспитателем занятий учителя- дефектолога, учителя-логопеда. Первостепенными при изучении каждой новой темы являются упражнения на развитие различных видов мышления, внимания, восприятия, памяти. Намечается последовательность игр, усложняющихся по содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам.
Еженедельно родители получают рекомендации учителя-логопеда и учителя-дефектолога по закреплению пройденного материала в домашних условиях используя групповой сайт.
Система индивидуальной работы в нашем МАДОУ дает положительный результат при систематическом воздействии.
Индивидуальная работа с ребёнком направлена на создание оптимальных условий для его всестороннего развития. Каждый педагог, планируя такие занятия, отталкивается от их цели и задач, продумывает ряд приёмов, подходящих конкретному воспитаннику. Грамотное планирование, а также мотивация дошкольника на познавательную активность являются залогом успешного занятия.
Все специалисты учреждения предъявляют единые требования к ребенку с проблемами в развитии, учитывая проблему развития, осуществляют индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности, закрепляют знания, умения и навыки, приобретенные во всех видах образовательной деятельности, способствуют всестороннему развитию личности дошкольника.
Именно такая организация обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии обеспечивает сбалансированный режим всех видов детской деятельности и не допускает физической и психологической перегрузки детей. А целенаправленная работа по формированию общих способностей коррекции недостатков развития обеспечивает детям готовность к школьному обучению, социальную адаптацию и интеграцию в среду нормально развивающихся сверстников, т.е. социализацию ребенка. Усилия педагогов нашего МАДОУ направлены на максимальное преодоление отклонений в развитии детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение событийного подхода к организации образовательной деятельности в развитии признаков одаренности у дошкольников
Отличительной особенностью применения событийного подхода в развитии одаренности у дошкольников является возможность не удалять ребенка с признаками одаренности из естественной для него микросреды, а ...
Сообщение на семинаре –практикуме «Индивидуальная работа с дошкольниками»: значение индивидуального подхода в воспитательном процессе для личностного развития ребёнка.
Сообщение на семинаре –практикуме «Индивидуальная работа с дошкольниками»: значение индивидуального подхода в воспитательном процессе для личностного развития ребёнк...
Индивидуальные образовательные маршруты (для детей с проблемами в развитии)
Индивидуальные образовательные маршруты (для детей с проблемами в развитии)...
Учебно - методическая разработка по применению проблемного подхода для детей средней группы.
Учебно - метотическая разработка по применению проблемного подхода для детей средней группы....
Выступление на педагогическом совете №2 "Применение индивидуального подхода к детям при обучении и воспитании,и его значимость".
Индивидуальный подход является активным,формирующим,развивающим принципом обучения и являетсяглавным принципом педагогики.Сама проблема индивидуального подхода носит творческий характер,но существуют ...
"Применение индивидуального подхода при обучении детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ФОП ДО"
Доклад на методическом объединении для педагогов в ДОУ...