Дидактические игры
материал
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение детский сад №2566.
Дидактические игры
для детей
Выполнил: воспитатель
разновозрастной группы
Борзенкова Е. В.
г. Москва 2012г.
Что катится.
Эта игра познакомит ребёнка с формой предметов. Организуйте весёлую игру-соревнование - кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот, выстроенных на столе или на полу. А фигурками, которые нужно катить, пусть будут шарик и... кубик. Возможно, вначале ребёнку будет всё равно, какую фигурку взять. Но после нескольких проб он поймёт, что выигрывает только тот, у кого шарик, и будет стараться выбрать именно его. Вот тут и спросите у малыша, почему он предпочитает шарик, и постарайтесь вместе с ним сделать вывод: "Шарик катится, а кубик - нет" Обратите внимание ребёнка на грани и углы, которые мешают кубику катиться, и на отсутствие таких углов у шара. Нарисуйте шарик и куб. На рисунке они могут выглядеть, как круг и квадрат. Поучите малыша рисовать их.
Оденем кукол.
Маленький ребёнок успешно знакомится с величиной предметов, сравнивая между собой однотипные предметы разного размера. Дайте ему двух кукол (большую и поменьше) и два комплекта одежды для них. Малыш не должен знать, какой из кукол принадлежат те или иные вещи; пусть он решит задачу самостоятельно. Объясните, что куклам холодно и они хотят одеться, но перепутали свою одежду. Предложите малышу помочь куклам. Если сначала ребёнок распределит вещи неправильно - не беда. Обратите внимание ребёнка на то, что одежда мала для большой куклы, или велика для маленькой, и пусть он подумает еще раз. Когда каждой кукле достанутся её вещи, похвалите ребёнка и подчеркните: "Большое платье - большой кукле, маленькое - маленькой. Большие туфельки - большой кукле, маленькие - маленькой". Если у вас нет подходящих кукол и гардероба для них, можете сделать игрушки из бумаги. Чтобы усложнить задание, достаточно сделать трёх кукол.
Почтовый ящик.
Сейчас в продаже появилось очень много игрушек такого типа: "ящик" с прорезями различной геометрической формы. Настоятельно рекомендуем купить такой. Важно, чтобы в прорезь, сделанную для одной фигуры, нельзя было вложить другую фигуру. Ребёнок должен опускать "письма" (фигуры) в ящик, причем каждое письмо в своё отверстие. Не подсказывайте малышу! Следите, чтобы ребёнок не проталкивал фигуры в отверстия со всей силой, а перебирал возможные варианты, поворачивая фигуры сложной формы (призму, брусок) так, чтобы добиться соответствия разворота форме прорези. Когда все "письма" будут отправлены, их можно передать адресату - любой игрушке, которую выберет ребёнок.
Сверни ленту.
Можно устроить интересное соревнование по сворачиванию разноцветных лент, наклеенных на стержни (карандаши, счетные палочки и т.п.). Если ленты будут разной длины, то сворачивание длинной (наматывание на стержень) займёт больше времени. Обратите внимание ребёнка на то, что одну из лент удаётся свернуть быстрее, чем другую. Разверните ленты на полную длину и положите рядом так, чтобы разница в длине была хорошо заметна. Пусть ребёнок сам догадается о причинах неудач того соревнующегося, чья лента длиннее. После этого, малыш наверняка начнёт обращать внимание на длину ленты, которую берёт.
Сделай узор.
Ребёнок должен выложить орнамент из одноцветных геометрических фигур. Эта игра развивает восприятие формы, помогает анализировать расположение предметов в пространстве. Сделайте аппликацию-образец, на который ребёнок сможет ориентироваться. Пусть это будет салфетка, вы подарите её малышу. А салфетку с таким же узором захочет получить в подарок любимая кукла. Чтобы ребёнок смог её сделать, предложите ему бумагу и такие же фигуры, как в образце. Фигуры должны быть простыми. Подходят круги, квадраты, треугольники, овалы и прямоугольники одинакового размера, ВАЖНО чтобы в одном орнаменте присутствовало немного разных фигур. Например, в середине листа - круг, а по углам треугольники. Чтобы облегчить ребёнку выполнение задания, заранее нарисуйте в нужных местах на листе бумаги контуры фигур, которые ему нужно будет туда положить. Обязательно рассмотрите с ребёнком образец, дайте ему обвести пальцем края каждой фигуры; пусть он, если сможет, назовёт формы и опишет словами расположение фигур (а не сможет - помогите ему в этом). Только теперь можно переходить к составлению орнамента. Фигуры могут быть маленькие, средние или большие. В набор фигур для вкладывания можно включить только те фигуры, которые нужны для орнамента; задачу можно усложнить, если добавить к необходимым фигурам несколько других (например квадрат и прямоугольник). В дальнейшем можно придумывать более сложные орнаменты, включающие по три разные геометрические формы. Когда фигуры орнамента разложены по местам - их нужно приклеить (если у ребёнка не получается, помогите ему). Теперь, когда салфетка готова, её можно торжественно подарить кукле. Пусть она поблагодарит малыша - это доставит ему радость.
Возьмите на заметку!
Дети восторженно воспринимают взрослого, который говорит за игрушку, а если Вы будете хорошим актёром, то детский смех заменит Вам самые бурные овации.
Сбор урожая.
Урожай яблок (большие, средние и маленькие пуговицы или другие округлые предметы разных размеров) надо разложить по корзинам (коробкам трёх размеров) так, чтобы мелкие яблоки оказались в маленькой корзинке, средние - в средней, а крупные - в большой. Материал для игры постарайтесь подобрать так, чтобы все крупные яблоки не помещались в маленькой корзине.
Головоломки.
Составление фигур-головоломок - занятие увлекательное и полезное для развития восприятия и пространственных представлений. Не спешите давать ребёнку сложные головоломки, купленные в магазине. Начните с простых игр собственного изготовления (подключите малыша к этому процессу).
Вырежьте из картона несколько одинаковых квадратов и покрасьте каждый из них в свой цвет, не забудьте закрасить обе стороны (с этой задачей вполне может справиться ребёнок). Теперь разрежьте каждый квадрат по-своему: на два треугольника, четыре треугольника, два прямоугольника, четыре маленьких квадрата и т.д. Головоломка готова. Сначала малыш может составлять квадраты, накладывая детали на заранее нарисованные вами контуры.
Задание можно упростить, обозначив внутри контура линии, по которым разрезан данный квадрат. Его можно и усложнить, увеличив количество частей и сделав разрезы несимметричными. Позже ребёнок может учиться пользоваться контурной схемой уменьшенного размера. И конечно, таким же образом можно учиться составлять любую фигуру - круг, треугольник и т.д.
Разрезные картинки.
Это очень популярная среди дошкольников игра. Не ограничивайтесь готовыми пособиями. Попробуйте нарисовать яркий и крупный предмет или несложный сюжет (качество рисунка в данной ситуации несущественно), затем разрежьте изображение на несколько частей - и пусть ребёнок складывает картинку. Один и тот же рисунок можно разрезать по-разному. Например, чайник, который по вашей просьбе малыш "склеит", будет еще несколько раз "падать" и "разбиваться" на разные осколки. В одном случае картинка будет разрезана по прямой или по диагонали, в другом - соответственно членению предмета (корпус, крышка, носик, ручка), в третьем осколки будут сложной неправильной формы.
Совет. Соответственно членению предмета можно разрезать изображения стульчика, стола, машины, куклы и т.п. Такая игра поможет ребёнку узнать составные части различных предметов и их названия, а также части тела человека и животных (голова, туловище, руки, ноги, лапы, хвост, крылья и т.п.).
Картинки-вкладки.
Это другой вариант игры "Разрезные картинки". Вырежьте из несложной картинки несколько частей, наклейте её на чистый лист бумаги и обведите вырезы черным контуром. Чтобы закрыть вырезы вкладками с подходящими частями изображения, ребёнку нужно будет не только найти место каждой вкладки, но и повернуть её в нужную сторону.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...
«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».
Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
подборка игр: "Дидактические игры" "Дидактические игры по патриотическому воспитанию" "Игры малой модвижности" "" "Игры на развите слухового внимания"
Развивающие дидактические игры...
Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».
Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...
Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)
Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...
Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни
Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...