Блоки Дьенеша в работе с детьми дошкольного возраста
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Логические блоки представляют собой эталоны форм – геометрические фигуры ( круг, квадрат равносторонний треугольник, прямоугольник) и являются прекрасным средством ознакомления детей с формами предметов и геометрическими фигурами.
Детей раннего возраста в большей мере привлекают логические блоки, так как они обеспечивают выполнение более разнообразных предметных действий в процессе сенсорного обследования блоков дети устанавливают. Что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vlasenko_vera_bloki_denesha.docx | 19.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Блоки Дьенеша в работе с детьми дошкольного возраста
Золтан Пал Дьенеш
Венгерский математик, психолог и педагог, профессор Шербрукского университета. Автор игрового подхода к развитию детей, идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр.
Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:
А)4-форм (круг треугольник квадрат прямоугольник)
Б)трех цветов (красный синий желтый)
В)двух размеров (большой маленький)
Г)двух видов толщины (толстый тонкий)
Каждая геометрическая фигура характеризуется четыремя признаками: формой , цветом, размером, толщеной.
В наборе нет ни одной одинаковой фигуры
Возможности блоков Дьенеша
- Развивать пространственные представления.
- Познакомить с формой цветом размером толщиной объектов.
- Развивать логическое мышление представление о множестве операции над ними множествами ( сравнение разбиение классификация абстрагирование кодирование и декодирование информации)
- Усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.
- Развивать умения выявлять свойства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
- Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
- Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
- Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию
- Развивает речь.
- Успешно овладеть основами математики и информатики.
ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С БЛОКАМИ ДЬЕНЕША
Занятия (комплексные, интегрированные), обеспечивающие наглядность, системность и доступность. Смену деятельности.
Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно- печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры)
- В подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов);
- Как настольно –печатные (изготовить карты к играм «рассели жильцов» «найди место фигуре»
- В сюжетно-ролевых играх: «Магазин»- деньги обозначают блоками. «Почта»- адрес на доме обозначается кодовыми карточками. Аналогично «Поезд» -билеты, место.
Вне занятий, в предметно пространственной среде (Изо-деятельность, аппликация, режимные моменты, предметные ориентиры).
Предметно - развивающая среда
Логические блоки представляют собой эталоны форм – геометрические фигуры ( круг, квадрат равносторонний треугольник, прямоугольник) и являются прекрасным средством ознакомления детей с формами предметов и геометрическими фигурами.
Детей раннего возраста в большей мере привлекают логические блоки, так как они обеспечивают выполнение более разнообразных предметных действий в процессе сенсорного обследования блоков дети устанавливают. Что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину.
Главная задача и цель игрушки- сформировать у ребенка умение выполнять простейшие логические операции. А ведь именно это умение является базовым для дальнейшего изучения математических дисциплин.
Умение детей оперировать полученными знаниями помогает в конструировании. Аппликации, рисовании по образцу: сначала путем накладывания. А затем самостоятельного выкладывания, рисования фигуры на чистом листе.
Первые шаги
1 «Найди все фигуры (Блоки), как эта» по цвету (По размеру по форме)
2 «Найди не такую фигуру, как эта» по цвету (по форме, размеру)
3 «Цепочка»
От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно длинную цепочку. Варианты построения цепочки:
- Чтобы рядом не было фигур одинаковой формы ( цвета, размера. Толщены)
- Чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур ( по цвету и размеру. По размеру и форме по толщине итд.)
- Чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру но разные по форме и тд.
- Чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера но разной формы ( одинакового размера но разного цвета)
4 «Домино»
В этой игре одновременно может участвовать не более четырех детей, фигуры делятся поровну между участниками. Каждый игрок поочередно делает свой ход. Ходить можно по – разному. Например:
- Фигурами другого цвета ( формы, размера)
- Фигурами того же цвета, но другого размера или такого же , но другой формы:
- Фигурами другого цвета и формы ( цвета и размера, размера и толщины);
- Такими же фигурами по цвету и форме но другого размера ( такими же по размеру и форме. Но другими по цвету);
- Ход фигурами другого цвета , формы, размера. Толщины.
5 «Раздели фигуры»
По признакам.
6
Наиболее сложные задачи – это задачи на разбиение по двум свойствам. При последовательной подготовке детей на предыдущем материале возможно решение и более сложных задач.
Вариантом логических игр для детей являются игры с обручем.
Карточки с символами свойств
- Цвет обозначается пятном:
- Форма – контур ( круг квадрат треугольник прямоугольник)
- Величина – силуэт домика ( большой, маленький)
- Толщина – условное изображение человеческой фигуры ( толстый и тонкий)
Поэтапная работа с блоками показала эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного возраста для :
*Ознакомления детей с геометрическими фигурами и формами предметов размерам.
*развития мыслительных умений развивать анализировать классифицировать обобщать абстрагировать, кодировать и декодировать информацию
* усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления.
* развития познавательных процессов восприятия памяти, внимания. Воображения
* развития творческих способностей.
Литература:
- Столяр А.А. «Давайте поиграеим. Математические игры для детей 3-6 лет» М.Просвещение 1991г.
- «Давайте вместе поиграем» Комплект игр с блоками Дьенеша. (Под ред.Б.Б. Финкельштейн СПБ. ЩЩЩ»Корвет» 2001 год).
- Альбом «Блоки Дьенеша для самых маленьких»
- «Логические блоки Дьенеша» Развивающая игра для детей в возрасте от 3-7лет ООО «Корвет» Россия СПБ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование блоков Дьенеша в работе с детьми дошкольного возраста
В статье рассказывается об основных умениях и навыках, которые формируются у детей в процессе игры с блоками Дьенеша, объясняется, как начинать играть с детьми, заинтересовать детей....
Консультация для родителей «Использование блоков Дьенеша в работе с детьми раннего возраста"
Родиелям детей раннего возраста предлагаются игры с использованием логических блоков Дьенеша для занятий с детьми дома, которые способствуют сенсорному развитию и познанию окружающего мира....
Использование палочек Кюизенера и логических блоков Дьенеша в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Календарно-тематическое планирование с детьми 4-5 лет. Игровая технология....
Блоки Дьенеша в работе с детьми дошкольного возраста
Статья раскрывает возможности использования блоков Дьенеша для развития способностей детей....
Использование логических блоков Дьенеша при работе с детьми дошкольного возраста.
В статье рассматривается содержание работы воспитателя и детей с блоками Дьенеша на каждом возрастном этапе дошкольного детства. Представлены несколько игр, в которые можно играть с детьми с...
КОНСУЛЬТАЦИЯ - ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ГРУПП РАННЕГО ВОЗРАСТА "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЛОКОВ ДЬЕНЕША В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА"
Дьенеш придерживался мнения, что для детей лучший способ учиться – не сидеть чинно за партой, внимательно слушая педагогов, а свободно развиваться в игре...
Отчет о проведении мастер-класса «Логические блоки Дьенеша" в работе с детьми дошкольного возраста».
Отчет о проведении мастер-класса «Логические блоки Дьенеша" в работе с детьми дошкольного возраста»....