Блоки Дьенеша в работе с детьми дошкольного возраста
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Власенко Вера Васильевна

Логические блоки представляют собой эталоны форм – геометрические фигуры ( круг, квадрат равносторонний треугольник, прямоугольник) и являются прекрасным средством ознакомления детей с формами предметов и геометрическими фигурами.

Детей раннего возраста в большей мере привлекают логические блоки, так как они обеспечивают выполнение более разнообразных предметных действий в процессе сенсорного обследования блоков дети устанавливают. Что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vlasenko_vera_bloki_denesha.docx19.27 КБ

Предварительный просмотр:

Блоки Дьенеша в работе с детьми дошкольного возраста

Золтан Пал Дьенеш

Венгерский математик, психолог и педагог, профессор Шербрукского университета. Автор игрового подхода к развитию детей, идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр.

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:

А)4-форм (круг треугольник квадрат прямоугольник)

Б)трех цветов (красный синий желтый)

В)двух размеров (большой маленький)

Г)двух видов толщины (толстый тонкий)

Каждая геометрическая фигура характеризуется четыремя признаками: формой , цветом, размером, толщеной.

В наборе нет ни одной одинаковой фигуры

Возможности блоков Дьенеша

  • Развивать пространственные представления.
  • Познакомить с формой цветом размером толщиной объектов.
  • Развивать логическое мышление представление о множестве операции над ними множествами ( сравнение разбиение классификация абстрагирование  кодирование и декодирование информации)
  • Усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.
  • Развивать умения выявлять свойства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
  • Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
  • Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
  • Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к  моделированию и конструированию
  • Развивает речь.
  • Успешно овладеть основами математики и информатики.

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С БЛОКАМИ ДЬЕНЕША

Занятия (комплексные, интегрированные), обеспечивающие наглядность, системность и доступность. Смену деятельности.

Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно- печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры)

  • В подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов);
  • Как настольно –печатные (изготовить карты к играм «рассели жильцов» «найди место фигуре»
  • В сюжетно-ролевых играх: «Магазин»- деньги обозначают блоками. «Почта»- адрес на доме обозначается кодовыми карточками. Аналогично «Поезд» -билеты, место.

Вне занятий, в предметно пространственной среде (Изо-деятельность, аппликация, режимные моменты, предметные ориентиры).

Предметно - развивающая среда

Логические блоки представляют собой эталоны форм – геометрические фигуры ( круг, квадрат равносторонний треугольник, прямоугольник) и являются прекрасным средством ознакомления детей с формами предметов и геометрическими фигурами.

Детей раннего возраста в большей мере привлекают логические блоки, так как они обеспечивают выполнение более разнообразных предметных действий в процессе сенсорного обследования блоков дети устанавливают. Что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину.

Главная задача и цель игрушки- сформировать у ребенка умение выполнять простейшие логические операции. А ведь именно это умение является базовым для дальнейшего изучения математических дисциплин.

Умение детей оперировать полученными знаниями помогает в конструировании. Аппликации, рисовании по образцу: сначала путем накладывания. А затем самостоятельного выкладывания, рисования фигуры на чистом листе.

Первые шаги

1 «Найди все фигуры (Блоки), как эта» по цвету (По размеру по форме)

2 «Найди не такую фигуру, как эта» по цвету (по форме, размеру)

3 «Цепочка»

От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно длинную цепочку. Варианты построения цепочки:

  • Чтобы рядом не было фигур одинаковой формы ( цвета, размера. Толщены)
  • Чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур ( по цвету и размеру. По размеру и форме по толщине итд.)
  • Чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру но разные по форме и тд.
  • Чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера но разной формы ( одинакового размера но разного цвета)

4 «Домино»

В этой игре одновременно может участвовать не более четырех детей, фигуры делятся поровну между участниками. Каждый игрок поочередно делает свой ход. Ходить можно по – разному. Например:

  • Фигурами другого цвета ( формы, размера)
  • Фигурами того же цвета, но другого размера или такого же , но другой формы:
  • Фигурами другого цвета и формы ( цвета и размера, размера и толщины);
  • Такими же фигурами по цвету и форме но другого размера ( такими же по размеру и форме. Но другими по цвету);
  • Ход фигурами другого цвета , формы, размера. Толщины.

5 «Раздели фигуры»

По признакам.

6

Наиболее сложные задачи – это задачи на разбиение по двум свойствам. При последовательной подготовке детей на предыдущем материале возможно решение и более сложных задач.

Вариантом логических игр для детей являются игры с обручем.

Карточки с символами свойств

  • Цвет обозначается пятном:
  • Форма – контур ( круг квадрат треугольник прямоугольник)
  • Величина – силуэт домика ( большой, маленький)
  • Толщина – условное изображение человеческой фигуры ( толстый и тонкий)

Поэтапная работа с блоками показала эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного возраста для :

*Ознакомления детей с геометрическими  фигурами и формами предметов размерам.

*развития мыслительных умений развивать анализировать классифицировать обобщать абстрагировать, кодировать и декодировать информацию

* усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления.

* развития познавательных процессов восприятия памяти, внимания. Воображения

* развития творческих способностей.

Литература:

  • Столяр А.А. «Давайте поиграеим. Математические игры для детей 3-6 лет» М.Просвещение 1991г.
  • «Давайте вместе поиграем» Комплект игр с блоками Дьенеша. (Под ред.Б.Б. Финкельштейн СПБ. ЩЩЩ»Корвет» 2001 год).
  • Альбом «Блоки Дьенеша для самых маленьких»
  • «Логические блоки Дьенеша» Развивающая игра для детей в возрасте от 3-7лет ООО «Корвет» Россия СПБ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование блоков Дьенеша в работе с детьми дошкольного возраста

В статье рассказывается об основных умениях и навыках, которые формируются у детей в процессе игры с блоками Дьенеша, объясняется, как начинать играть с детьми, заинтересовать детей....

Консультация для родителей «Использование блоков Дьенеша в работе с детьми раннего возраста"

Родиелям детей раннего возраста предлагаются игры с использованием логических блоков Дьенеша для занятий с детьми дома, которые способствуют сенсорному развитию и познанию окружающего мира....

Блоки Дьенеша в работе с детьми дошкольного возраста

Статья раскрывает возможности использования блоков Дьенеша для развития способностей детей....

Использование логических блоков Дьенеша при работе с детьми дошкольного возраста.

В статье рассматривается содержание работы воспитателя и детей с блоками Дьенеша на каждом возрастном этапе дошкольного детства. Представлены несколько игр, в которые можно играть с детьми с...

КОНСУЛЬТАЦИЯ - ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ГРУПП РАННЕГО ВОЗРАСТА "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЛОКОВ ДЬЕНЕША В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА"

Дьенеш придерживался мнения, что для детей лучший способ учиться – не сидеть чинно за партой, внимательно слушая педагогов, а свободно развиваться в игре...

Отчет о проведении мастер-класса «Логические блоки Дьенеша" в работе с детьми дошкольного возраста».

Отчет о проведении мастер-класса «Логические блоки Дьенеша" в работе с детьми дошкольного возраста»....