Рефлексивнр-ролевая игра "Что мешает ребенку быть здоровым"
консультация
Цель: определить актуальность проблемы «здоровья» в настоящее время, выявить причины, мешающие ребенку быть здоровым в нашем ДО, выбрать путь реализации задач по сохранению и укреплению здоровья детей в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
refleksivno.docx | 25.33 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ Центр Развития Ребенка-Детский Сад №2 «Жемчужинка»
Республика Адыгея П.Удобный
Рефлексивно-ролевая игра:
«Что мешает ребёнку в нашем детском саду быть здоровым»
Подготовила: педагог-психолог Черепаха Е.А.
Цель: определить актуальность проблемы «здоровья» в настоящее время, выявить причины, мешающие ребенку быть здоровым в нашем ДО, выбрать путь реализации задач по сохранению и укреплению здоровья детей в ДОУ.
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги. Мне очень приятно приветствовать вас на рефлексивно-ролевой игре на тему "Что мешает ребенку в нашем детском саду быть здоровыми". И начнем мы нашу игру с притчи: “Давным-давно, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Долго думали они, каким должен быть человек. Один из богов сказал: “Человек должен быть сильным”, другой сказал: “Человек должен быть здоровым”, третий сказал: “Человек должен быть умным”. Но один из богов сказал так: “Если всё это будет у человека, он будет подобен нам”. И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. Как вы думаете, куда спрятали боги здоровье?
Один из богов сказал: "Здоровье надо спрятать в самого человека". Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!
Значит, здоровье-то оказывается спрятано в каждом из нас и в каждом ребёнке.
О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают. Каждый из нас прекрасно знает, что «Здоровье дороже богатства».
А как вы, коллеги, считаете, что такое «здоровье»? Ответы воспитателей.
Ведущий: Когда мы говорим «здоровый человек», то мы представляем крепкого человека, русского богатыря, или же могучий дуб, который чтобы рос и крепчал нужно постоянно поливать, ухаживать за ним. И сейчас мы с вами будем поливать наш дуб, где водой будут пословицы и поговорки о здоровье. Итак, предлагаю провести небольшое соревнование на знание поговорок и пословиц о здоровье. А для выполнения задания нам необходимо разбиться на группы. Воспитатели берут с подноса фишки с перевернутыми вниз цифрами 1 и 2 и рассаживаются в соответствии за столы.
Задание «Напои дуб водой» - закончить пословицы о здоровье.
На дубовом листочке записана первая часть пословицы, командам раздаются листочки, на которых они должны записать вторую часть пословицы. Первой команде раздаются зеленые листочки, второй – желтые. После педагоги прикрепляют на дуб свои листочки и по большему количеству листьев (желтых или зеленых) видно, какая команда победила.
1 команда:
Чистота – (залог здоровья)
Здоровье в порядке – (спасибо зарядке)
Быстрого и ловкого (болезнь не догонит).
В здоровом теле – (здоровый дух)
Добрый человек (здоровее злого).
Больной — лечись, а здоровый — (болезни берегись).
Еле-еле душа (в теле).
Лук от (семи недуг).
Сладко естся, так (плохо спится).
С курами ложись, с (петухами вставай).
Кто не курит, кто не пьет, (тот здоровье бережет).
Здоровьем слаб, так и (духом не герой).
2 команда:
Здоровье дороже (золота)
Чисто жить – (здоровым быть)
Ходи больше – (жить будешь дольше).
Береги платье с нову, (а здоровье смолоду)
Здоровье сбережешь – (от беды уйдешь).
Двигайся больше — (проживешь дольше).
Ешь чеснок и лук — (не возьмет недуг).
До свадьбы (заживет).
Больному и (мед горький).
У кого болит, (тот и кричит).
Умеренность – (мать здоровья).
Потерять здоровье легче, (чем сохранить).
Итог задания.
Ведущий: Путь к здоровью - это и правильное питание, систематическая двигательная активность, отсутствие стрессовых ситуаций и многое другое. Но самое главное то, что зависит, прежде всего, от нас самих.
Когда мы говорим, «здоровый ребенок», то у всех взрослых возникают разные ассоциации.
Упражнение «Ассоциации»:
Ведущий: Представим здоровье ребёнка в виде чудесной планеты, которую мы должны беречь, охранять от всех напастей и невзгод (Выставляется модель).
Какие ассоциации возникают у вас, когда вы думаете о здоровье ребёнка (своего или же ребенка в детском саду)?
Педагоги озвучивают ассоциации.
- Не болеющий простудными заболеваниями
- Физически развитый, не имеющий отклонений в физическом развитии
- Психически здоровый
- Подвижный
- Не имеющий заболеваний различных органов (как наследственных, так и приобретенных)
И т.д.
После того, как ассоциации названы, подводится итог, обобщающий ответы.
Ведущий: Итак, давайте подведем итог и выяснить, что же такое здоровье. Выделяется несколько компонентов здоровья:
1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
- Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.
3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.
По общепринятым представлениям структура здоровья человека обеспечивается здравоохранением лишь на 10-12 %, наследственности принадлежит 18 %, условиям среды – 20 %, а самый большой вклад – 50-52 % - это образ жизни.
Если считать, что здравоохранение наше само по себе больно, а ситуация с окружающей средой у нас по меньшей мере неблагоприятна, то «контрольный пакет акций» - вот эти самые 50-52 % - в наших руках.
О том, как грамотно распорядиться этим «контрольным пакетом акций» в условиях дошкольного учреждения и пойдёт речь на нашем педсовете.
Чтобы наши дети в детском саду были здоровы, необходимо научить их и их родителей безопасности в современных условиях, осознанному отношению к своему здоровью, т.е. адаптировать детей к тем условиям, что их может ожидать или непременно будет ожидать. И, конечно, же, необходимо воспитывать потребность детей к здоровому образу жизни, научить их правильно относиться к своему здоровью.
Поэтому нам необходимо решать в своей работе следующие задачи:
- с самого раннего возраста развивать у детей осознанное отношение к своему здоровью;
- формировать у детей потребность в здоровом образе жизни, двигательной активности;
- продолжать создавать условии для охраны жизни и укрепления здоровья детей.
Ведущий: "Дошкольное детство" - период, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время — это период, в течении которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжёлым последствиям в будущем.
Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармонической личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи. Т. к. родители являются первыми педагогами, то они закладывают основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте. Но всегда ли и все ли родители бывают достаточно компетентны в данном вопросе? Нет. Поэтому благоприятные условия развития, обучения и воспитания ребенка-дошкольника могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. В соответствии с этим меняется, и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.
Совместная деятельность педагогов и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение, потому что дети – наше будущее.
Казалось бы, истина всем знакомая, однако, как мы видим довольно немногие дети абсолютно здоровы в нашем детском саду. А в чем же причины? Давайте выясним, поиграв в рефлексивно-ролевую игру.
Рефлексивно-ролевая игра «Что мешает ребёнку в нашем детском саду быть здоровым».
Мы сознательно поставили вопрос о негативных воздействиях на ребёнка в детском саду, так как начинать необходимо с тех причин, на последствия которых мы можем повлиять, не затрагивая глобальные: неблагоприятную экологию, наследственную предрасположенность и пр. Участники игры объединяются в следующие группы: «Воспитатели», «Родители», «Администрация», «Специалисты» - медсестра, врач.
Участникам каждой группы необходимо в письменном виде определить те причины, которые с их точки зрения, мешают ребёнку, посещающему наш детский сад, быть здоровым (в письменном виде).
Педагоги пришли к выводу, что ребёнку мешает в нашем детском саду быть здоровыми:
По мнению Команды «Воспитатели»
- родители одевают детей не всегда по погоде;
- несоблюдение режима дня дома;
- Незнание родителей того, как закалять или оздоравливать детей;
- индивидуальные и физиологические особенности ребенка.
- По мнению команды «Родители» -
- воспитатели переохлаждают детей, плохо их одевая, открывая окна в присутствии детей;
- мало гуляют с детьми;
- прием больных детей.
- По мнению Команды «Администрация»
- работу по здоровьесбережению необходимо проводить ежедневно, а не от случая к случаю;
- нет должного сотрудничества между воспитателями, родителями по организации работы по здоровьесбережению дома и в д/с;
- несоблюдение режима прогулки;
- недостаточная организация двигательной активности детей на прогулке.
- По мнению Команды «Специалисты» -
- недостаточное количество свежих овощей и фруктов в меню (не только в д/с, но и дома);
- недостаточное количество проведения закаливающих процедур в д/с и дома;
- прием больных детей;
- дети одеты не по погоде.
Ведущий: Давайте разберем позицию каждой группы, выяснить с какими утверждениями согласны, либо не согласны, и какие негативные причины мы можем вместе устранить.
«Здоровье – самый главный показатель жизнедеятельности каждого человека, и только с хорошим здоровьем можно жить полноценной жизнью. С самого раннего детства каждый из нас осознаёт важность разумного отношения к своему здоровью…
Сегодня мы много говорим о здоровье, о здоровье наших детей. А сейчас я предлагаю вспомнить о собственном здоровье. Все мы прекрасно понимаем, как важно беречь свое здоровье. Но делаем ли мы что-то для того, чтобы сохранить его на долгие годы? Давайте ответим на несколько вопросов теста и узнаем, как мы относимся к своему здоровью.
Тренинг «Моё здоровье»
1. Ваш любимый напиток?
2. Как вы относитесь к жирной пище?
3. Если вас одолела бессонница, вы:
4. Если у вас нет жалоб, ходите ли вы к врачам?
5. Если что-то заболело, сразу ли вы обратитесь к врачу?
6. Дружите ли вы со спортом?
7. Принимаете ли вы лекарства?
8. Если у вас дурное настроение, вы:
Сейчас мы выполним с вами психотехническое упражнение, с помощью которого можно снять усталость, обрести внутреннюю стабильность и почувствовать уверенность в себе.
Упражнение называется «Внутренний луч».
Примите удобную позу, сядьте удобно. (Включается спокойная музыка)
Представьте, что внутри вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и медленно, постепенно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность — спокойного, освобожденного человека, удовлетворенного собой, своей жизнью и своей профессией.
И теперь вместе, не открывая глаза, произносим «Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным, спокойным и стабильным! Я все буду делать хорошо!»
Ведущий: Вот мы с вами немножко расслабились, привели аши мысли и чувства в порядок, что более способствует творческой работе. И сейчас я предлагаю вам провести творческий конкурс в заключении нашего педсовета.
Все мы знаем, что любой продукт, будь то какие-то знания, какой-то предмет, созданный руками человека, всегда воспринимается положительно, если его хорошо прорекламировать. Так и в нашей работе любое слово, сказанное вами родителям, воспринимается так, как вы сумели его прорекламировать, т.е. продать. Сейчас проведем с вами конкурс - «Конкурс рекламы».
«Конкурс рекламы» И в заключение каждой команде сделать рекламу для родителей, пропагандирующую здоровый образ жизни (ватман, гуашь, кисти).
Подведение итогов
Решение педсовета
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие по здоровьесберегающим технологиям/ Правила здорового образа жизни. "Как научить ребенка быть здоровым"
Методическое пособие для занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Воспитатели и педагоги в своей практике часто сталкиваются с проблемой: как научить детей сберечь свое здоровье и при этом не н...
Рефлексивно-ролевая игра для педагогов «Что поможет ребенку быть здоровым в детском саду»
Цель: определить актуальность проблемы "здоровья" в настоящее время, выявить причины, мешающие ребенку быть здоровым в нашем д/у, выбрать путь реализации задач по сохранению и укреплению здоровья дете...
Консультация для родителей "Поможем ребенку быть здоровым!"
«Поможем ребенку быть здоровым».Главная цель в моей работе - научить детей самостоятельно заботиться о своем здоровье. Для этого я разучиваю с детками комплексы упражнений по профилактике плоскостопия...
Консультация для родителей на тему: «Поможем ребенку быть здоровым».
В последнее время в нашей стране замечено ухудшение физического развития и состояния здоровья всего населения, в том числе детей. Высок процент дошкольников с нарушениями телосложения и осанки. Главны...
Консультация для родителей "Как научить ребенка быть здоровым".
Для любознательных родителей...
Буклет для родителей "Как научить ребенка быть здоровым"
Советы родителям...
Что мешает ребенку быть счастливым?
Объяснение родителям о допускаемых ошибках при воспитании....