Выступление на МО воспитателей по теме «Приемы привлечения родителей к сотрудничеству в воспитании и развитии детей» из опыта работы
методическая разработка
Приемы привлечения родителей к сотрудничеству в воспитании и развитии детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mo_vospitateley_po_teme.docx | 21.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Архангельский детский сад «Родничок»
Выступление на МО воспитателей по теме
«Приемы привлечения родителей к сотрудничеству
в воспитании и развитии детей»
из опыта работы
Подготовила воспитатель МКДОУ
«Архангельский детский сад «Родничок»
Шариброва Екатерина Сергеевна
С.Архангельское
2020год
Главная цель педагогов учреждения дошкольного образования – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:
- развитие интересов и потребностей ребенка;
- распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
- поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
- выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
- понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.
Данная цель реализуется через следующие задачи:
- воспитание уважения к детству и родительству;
- взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
- повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;
- оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;
- использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.
- Совместное с взрослыми исследование и формирование личности ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы, выбираются формы сотрудничества.
Все формы с родителями подразделяются на:
- коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные;
- традиционные и нетрадиционные.
Коллективные формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей учреждения (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.
Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.
Наглядно-информационные - играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.
В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Это формы работы проверенные временем. Их классификация, структура, содержание, эффективность описаны во многих научных и методических источниках. К таким формам можно отнести педагогическое просвещение родителей. Но в последние годы очень сложно привлечь родителей не только к участию, но и просто к посещению собраний. Зачастую это связано с тем, что родители просто не обращают внимания на объявления или приглашения, ссылаясь на занятость. Я выходила из этой ситуации используя прием:
Создание группы в сети Интернет
Письменные (используя блокнот ребенка) формы общения (информация о достижениях ребенка, выражение благодарности родителям за участие в делах группы, сада...).
Телефонные звонки – в особых случаях (не выяснять отношения, а пригласить для беседы).
Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.
Доминирующую роль среди форм общения педагог - родители по сей день продолжают играть познавательные формы организации их взаимоотношений. Они призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей, а, значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивать .
Открытые занятия с детьми в дошкольном учреждении для родителей. Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в дошкольном учреждении. Можно включить в занятие элементы беседы с родителями.
Вечера вопросов и ответов. Это форма позволяет родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей.
Мини-собрания. Выявляется интересная семья, изучается ее опыт воспитания. Далее она приглашает к себе две-три семьи, разделяющие ее позиции в семейном воспитании. Таким образом, в узком кругу обсуждается интересующая всех тема. Отбор тем осуществляется при помощи «Ящик вопросов и предложений»
Исследовательские проекты. В процессе реализации проектов участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений.
Дни добрых дел или копилка Добрых дел. Дни добровольной посильной помощи родителей группе, дошкольному учреждению - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями. В зависимости от плана работы, необходимо составить график помощи родителей, обговорить каждое посещение, вид помощи, которую может оказать родитель и т.д.
Педагогические беседы с родителями. Оказание родителям своевременной помощи по тому или иному вопросу воспитания. Это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи.
Индивидуальные блокноты, куда воспитатель записывает успехи детей по разным видам деятельности, родители могут помечать, что их интересует в воспитании детей.
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. В дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию. Такие формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными, только если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия, а установление неформальных доверительных отношений с родителями не является основной целью общения.
Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования).К данной группе форм относятся проведение педагогами дошкольных учреждений таких традиционных совместных праздников и досугов, как «Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица»,«Праздник мам», «Лучший папа», «Папа, мама, я — дружная семья», «Праздник урожая» и др. вечер взаимодействия «Как мы весну встречали». Не обойтись и без спортивных развлечений таких как «Мама, папа, я – спортивная семья»». Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Они могут выступать в роли непосредственных участников: участвовать в составлении сценария, читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах и рассказывать интересные истории и т.д.
Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи. Такие выставки, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для воспитателя (повышение активности родителей в жизни группы, один из показателей комфортности внутрисемейных отношений). Например, выставки «Во поле березонька стояла», «Чудеса для детей из ненужных вещей», вернисажи «Руки мамы, руки папы и мои ручонки», «Природа и фантазия»
Благотворительные акции. Такая форма совместной деятельности имеет большое воспитательное значение не только для детей, которые учатся не только принимать подарки, но и делать. Родители тоже не останутся равнодушными, видя как их ребёнок с увлечением играет с друзьями в детском саду в давно заброшенную дома игру, а любимая книга стала еще интереснее и звучит по – новому в кругу друзей. А это большой труд, воспитания человеческой души. Например, акция «Подари книгу другу». Благодаря такой форме работы с родителями может обновиться и пополниться библиотека группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей (из опыта работы)
В статье раскрыты цели, задачи, методы и приёмы совместной работы воспитателя и родителей по вопросам речевого развития. В помощь родителям предлагаются игры, игровые упражнения по развитию речи,...
«Психолого-педагогическая компетенция родителей как важнейший фактор воспитания ребенка в семье» (из опыта работы с родителями МДОУ детского сада № 4 «Солнышко» г. Пятигорска)
Вот уже в течение трех лет в МДОУ детском саду № 4 «Солнышко» функционирует психологический клуб для родителей «Воспитываем вместе». Работа в клубе строится таким образом, чтобы показать родителям, чт...
О важности сенсорного воспитания дошкольников. Рекомендации по развитию тактильно- двигательного восприятия, как составляющей сенсорного развития детей( из опыта работы)
В дошкольной педагогике одним из вопросов, требующих пристального внимания, является проблема формирования сенсорной культуры ребенка. Важность сенсорного воспитания определяется тем, что по...
Выступление на пед.совете на тему "Взаимодействие с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию"
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зач...
Выступление по теме: «Диалог культур – как средство нравственно-патриотического воспитания в детском саду» (презентация опыта работы)
Материал муниципального конкурса "Учитель года Мясниковского района" в номинации "Воспитатель года", в котором Мошиян Г.А. стала победителем и участником областного конкурса ...
«Лэпбук - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству в коррекции речевого развития детей с ТНР в условиях ФГОС»
laquo;Лэпбук - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству в коррекции речевого развития детей с ТНР в условиях ФГОС»Пудова Ольга Федоровна,старший воспитательСП ГБОУ СОШ №8...
О важности сенсорного воспитания дошкольников. Рекомендации по развитию тактильно-двигательного восприятия как составляющей сенсорного развития детей ( из опыта работы).
В дошкольной педагогике одним из вопросов, требующих пристального внимания, является проблема формирования сенсорной культуры ребенка.Сенсорное развитие служит основанием успешного...