Театрализованная деятельность в дошкольном образовательном учреждении.
учебно-методический материал

Введение.

 

Значение театрализованной деятельности в развитии ребенка трудно переоценить, поскольку театральное искусство занимает особое положение среди других видов искусств по возможности непосредственного эмоционального воздействия на человека.

Многие виды искусства предоставляют уже готовые результаты, продукты творческой деятельности авторов, а театр предлагает участвовать в самом творческом процессе, быть «сотворцом» (К. С. Станиславский). В театре возникает так называемый эффект присутствия, все происходит здесь и сейчас, в пространстве и времени, являющимися координатами жизни, поэтому театр является «живым искусством», понятным многим, даже детям, и, может быть, особенно именно им.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolnaya_teatralnaya_deyatelnost.docx44.88 КБ

Предварительный просмотр:

М И Н И С Т Е Р С Т В О   С П О Р Т А    Р О С С И Й С К О Й   Ф Е Д Е Р А Ц И И

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                                                        ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ                                                 ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА»

Направление подготовки: 44.03.02 Психолого-педагогическое образование

Профиль ( профиль) : Дошкольное образование

Факультет: Спортивного менеджмента, педагогики и психологии.

Кафедра: Психологии

Дисциплина: Театрализованная деятельность в дошкольном образовательном учреждении

Курс 5курс, группа 16смз3

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Абдулганиевой Елены Борисовны

Классификация театрализованных игр

Регистрационный номер___________                       Контрольная работа выполнена

                                                                                       «_____» _____________20___г.

                                                                                        __________________________

                                                                                                        (подпись студента)

Дата поступления                                                        Контрольная работа проверена

Контрольной работы на кафедру                               «_____» _____________20___г.

«_____» _____________20___г.                                  __________________________

Подпись принявшего лица__________                           ученая степень, ученое звание

отметка о зачете_____________

                                                                                       Преподаватель: (ФИО указать)

                                                                                       ___________________________

                                                                                               (подпись преподавателя)

Введение…………………………………………………………………...…...…3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ…………………….4

1.1. Значение театрализованного воспитания для детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………4

1.2. Роль театрализованных игр в развитии и воспитании детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………….5

1.3.Характеристика театрализованных игр………………………………...……7

1.4.Классификация театрализованных игр……………………………………...9

2.МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР…………….…13

2.1. Методика организации театрализованных игр в разных возрастных группах………………………………………………………………………...…13

Заключение……………………………………………………………………….16

Список литературы………………………………………………………………17

Введение.

Значение театрализованной деятельности в развитии ребенка трудно переоценить, поскольку театральное искусство занимает особое положение среди других видов искусств по возможности непосредственного эмоционального воздействия на человека.

Многие виды искусства предоставляют уже готовые результаты, продукты творческой деятельности авторов, а театр предлагает участвовать в самом творческом процессе, быть «сотворцом» (К. С. Станиславский). В театре возникает так называемый эффект присутствия, все происходит здесь и сейчас, в пространстве и времени, являющимися координатами жизни, поэтому театр является «живым искусством», понятным многим, даже детям, и, может быть, особенно именно им.

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР

     1. Значение театрализованного воспитания для детей дошкольного возраста.

     Театрализованные игры имеют огромное значение в жизни ребёнка. Они в полном объёме развивают речь ребёнка. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания, взгляды, причём не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить ещё в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, теряются в присутствии незнакомых лиц.

     Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке  только путём привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь может оказать театр в детском саду. Театрализованные игры всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Участвуя в спектаклях и представлениях, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.

     Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Это – конкретный зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

     Благодаря произведениям, ребёнок познаём мир не только умом, но и сердцем, выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно поэтому педагоги могут оказывать позитивное влияние на детей через детский спектакль.

     Такие игры помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Обязателен просмотр иллюстраций в детских книгах или просто картинок, подходящих к прочитанному произведению. Затем дети учатся мимикой, движениями на физкультурных и музыкальных занятиях передавать настроение и характер героев.

После беседы о прочитанном и подобных упражнений необходимо вновь вернуться к тексту, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. Причём никогда нельзя требовать буквального воспроизведения содержания. При необходимости можно непринуждённо поправить ребёнка и, не задерживаясь, двигаться дальше. Однако, когда текст будет хорошо усвоен, следует поощрять точность и выразительность его изложения. Вначале фрагменты из произведений используются, как упражнение, постепенно задания усложняются. Перед воспитателем встают две основные задачи: во-первых, понять, разобраться в том, что чувствует малыш, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьёзны, и, во-вторых, помочь ему полнее выразить свои чувства, создать для него особые условия, в которых проявится его активность, его содействия тем, о ком он услышал. После такой подготовки всё произведение разыгрывается целиком. Нельзя делить детей на «артистов» и «зрителей», т. е. на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как «играют» другие.

Родители должны принимать активное участие в подготовке детей к театральной деятельности: помощь воспитателю в изготовлении различных театров, костюмов, подбору нужной литературы, организации представлений для детей(у маленьких детей родители – артисты, у старших – родители чаще являются зрителями).

     При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые произведения. Театральная деятельность детей помогает им лучше и быстрее адаптироваться в детском саду, всесторонне развивает их. Почти все дети хорошо говорят, но у каждого свой характер, не все они общительны, каждый по-своему реагирует на незнакомых людей, не хочет общаться с ними. Театральная деятельность развивает их речь, даёт возможность каждому ребёнку освоиться, делает для них детский сад таким местом, куда им хочется приходить. В работе с малышами мы используем маленькие этюды, обыгрываем их, включаем в занятия пальчиковую гимнастику, упражнения на звукопроизношение. На этих занятиях закрепляются знания детей по сенсорике, навыки по конструированию, изобразительному искусству, развитию движений. Это очень нравится детям.

     1.2.Роль театрализованных игр в развитии и воспитании детей дошкольного возраста.

     Театр - это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне. Ориентированность современных концепций дошкольного образования на гуманизацию предполагает изменение самого подхода к личности ребенка. Наиболее общим в этих подходах является направленность на удовлетворение потребностей растущей личности во всестороннем развитии. Следовательно, надо строить всю педагогическую работу исходя из понимания педагогом самобытности дошкольного детства, уникальности каждого ребенка, ценности его своеобразия. Это говорит о необходимости принятия личностно ориентированных целей дошкольного образования как приоритетных.            Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях. В педагогике и психологии активно обсуждается проблема взаимосвязи личности и творчества. Дошкольная педагогика ищет сегодня пути развития детей в сугубо детских видах деятельности в противовес обучению школьного типа. Именно игра и должна преимущественно использоваться педагогами. Л.С.Выготский определил игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Л.И. Божович считает необходимым, чтобы ведущая деятельность составляла основное содержание жизни самих детей. Таким образом, игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредоточиваются главные интересы и переживания детей.      Театрализованная деятельность является разновидностью игры.   Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников, развлечений и сладких пятниц. Театрализованная игра на занятиях: во время занятий педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки.      Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игре. Свободная совместная деятельность детей и взрослых: это совместная деятельность детей на прогулке, вне занятий. Сюда включаются игровые ситуации прогулок, организация игр в игровых комнатах, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов вне занятий в течение дня, игры-рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией.      Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей: в самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Так, дети часто играют в Снегурочку и Деда Мороза, создавая в игровой комнате заново мир новогоднего праздника. Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых, в играх-занятиях, также способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детей. Театрализованная деятельность способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.

     1.3. Характеристика театрализованных игр.

      Советский писатель Василий Белов в своей книге «Лад» высказал мысль: «Каждый ребенок хочет играть, то есть жить творчески». Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры. Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, и т.д. Чтобы понять, каков герой, надо научиться элементарно, анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Игра наиболее доступный и интересный для ребёнка способ переработки, выражения эмоций, впечатлений. Театрализованная игра - одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнёрства. В ходе совершенствования диалогов и монологов, освоение выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие. Театр. игра это действия в заданной художественным произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности, т.е. она может носить репродуктивный характер. Театрализованная игра близка к сюжетной игре.

     Сюжетно -ролевая и театрализованные игры имеют общую структуру: замысел, сюжет, содержание, игровая ситуация, роль, ролевое действие, правила. Творчество проявляется в том, что ребёнок передаёт свои чувства в изображаемом действии, художественно передаёт замысел, варьирует своё поведение в роли, по своему использует предметы и заменитель в игре. Различие между сюжетно - ролевой и театрализовано игрой состоит в том, что в сюжетно -ролевой игре дети отражают жизненные явления, а в театрализованной берут сюжеты из литературных произведений. В сюжетно - ролевой игре нет конечного продукта, результата игры, а в театрализованной может быть такой продукт - поставленный спектакль, инсценировка. Особенность театрализованной игры - литературная или фольклорная основа содержания и наличие зрителей. В театрализованных играх игровое действие: предмет, костюм или кукла имеют большое значение, т.к. облегчают принятие ребёнком роли, определяющей выбор игровых действий. Творчество ребёнка проявляется в правдивом изображении персонажа. Для этого надо понять персонаж, его поступки, представить его состояние, чувства, уметь анализировать и оценивать действия. Это во многом зависит от опыта ребёнка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. При разыгрывании спектакля в деятельности детей и настоящих артистов много общего. В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое. У опытного педагога дети стремятся к художественному изображению литературного произведения не только как «артисты», исполняющие роли, но и как «художники», оформляющие спектакль, как «музыканты», обеспечивающие звуковое сопровождение. Каждый вид такой деятельности помогает раскрыть индивидуальные особенности, способности ребенка, развить талант, увлечь детей. Особо следует отметить роль театрализованных игр в приобщении детей к искусству: литературному, драматическому, театральному. Дошкольники знакомятся с разнообразными видами театрального искусства. При грамотном руководстве у детей формируются представления о работе артистов, режиссеров, театрального художника, дирижера. Детям старшего дошкольного возраста доступно понимание, что спектакль готовит творческий коллектив (все вместе творят одно дело - спектакль). По аналогии с опытом собственных театрализованных игр дети чувствуют и осознают, что театр дарит радость и творцам и зрителям. Сами по себе театрализованные игры являются частью воспитательно-образовательной работы. Она имеет большое значение для развития личности ребенка-дошкольника не только потому, что в ней упражняются отдельные психические процессы, но и потому, что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития благодаря тому, что в игре развивается вся личность ребенка, его сознание. Ребенок осознает себя, учиться желать и подчинять желанию свои мимолетные аффективные стремления; учится действовать, подчиняя свои действия определенному образцу, правилу поведения, учится жить, проживая жизни своих героев, любя или не любя их, анализируя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков и учась на их ошибках.

      Театрализованная игра ставит перед ребенком немало очень важных задач. Дети должны уметь при небольшой помощи со стороны воспитателя организовываться в игровые группы, договариваться о том, что будет разыгрываться, определять и осуществлять основные подготовительные действия (подобрать необходимые атрибуты, костюмы, декорации, оформить место действия, выделить исполнителей ролей и ведущего, произвести несколько раз пробное разыгрывание); уметь пригласить зрителей и показать им спектакль. Речевые и пантомимические действия исполнителей ролей при этом должны быть достаточно выразительны (внятны, интонационно разнообразны, эмоционально окрашены, целенаправленны, образно правдивы). Таким образом, в процессе организации театрализованной игры у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки. В дошкольном возрасте впервые проявляется потребность в хорошем к себе отношении со стороны окружающих людей, желание быть понятым и принятым ими. Дети в игре присматриваются друг к другу, оценивают друг друга и в зависимости от таких оценок проявляют или не проявляют взаимные симпатии. Качества личности, обнаруживаемые ими в игре, определяют формирующиеся взаимоотношения. С детьми, не соблюдающими установленных правил в игре, демонстрирующими отрицательные черты характера в общении, сверстники отказываются иметь дело. Возникает личностность в общении, строящаяся на осознаваемой, мотивированной основе. В процессе игры и подготовке к ней между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделения и кооперации труда, заботы и внимания друг к другу. В таких играх дети учатся воспринимать и передавать информацию, ориентироваться на реакции собеседников, зрителей и учитывать их в своих собственных действиях. Особенно это важно для того, чтобы суметь быстро сориентироваться, овладеть собой в трудной ситуации, которая может сложиться во время выступления, например: кто-то из участников забыл свои слова, перепутал очередность и т.д. Поэтому очень важно взаимопонимание между детьми-участниками и взаимовыручка, которые и складываются в процессе игры и подготовки к ней.

     1.4.Классификация театрализованных игр

     Существует множественность точек зрения на классификацию игр, составляющих театрально-игровую деятельность.

Предметные и непредметные игры в классификации Л.С. Фурминой, дифференциация театрализованных игр по замыслу, по литературному тексту, по предложенным взрослым обстоятельствам Е.Л. Трусовой.

     В ряде исследований театрализованные игры классифицируются по средствам изображения в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности сюжета. Театрализованную игру Л.В. Артемова делит на две группы: драматизации и режиссерские.

В играх-драматизациях ребёнок самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли, исполняет какой либо сюжет с заранее существующим сценарием, не являющимся жёстким каноном, а служащим канвой, в пределах которой развивается импровизация (разыгрывание сюжета без предварительной подготовки). Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребёнком, будет совсем не похожа героя, сыгранного другим.

Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т. д.) или в форме массового сюжетного зрелища - их называют театрализациями.

Виды драматизации: - игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; - ролевые диалоги на основе текста; - инсценировки произведений; - постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; - игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

Драматизации основываются на действиях исполнителя, который может использовать куклы.

Исследователь Л.В. Артёмова выделяет несколько видов игр-драматизаций дошкольников.

Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу сюжета действует одним или несколькими пальцами, проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.

Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы руки надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Такие куклы можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.

Импровизация — разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

В традиционной педагогике игры-драматизации относят к творческим, входящим в структуру сюжетно-ролевой игры.

В режиссерской игре ребенок не является сценическим персонажем, действует за игрушечного героя, выступает в роли сценариста и режиссера, управляет игрушками или их заместителями. Эту самостоятельность в придумывании сюжета считают особенно важной для дальнейшего формирования игры и воображения (Е.Е. Кравцова). «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, ребенок использует! разные средства вербальной выразительности. Преобладающие средства выражения в этих играх — интонация и мимика; пантомима ограничена, поскольку он действует с неподвижной игрушкой.

     Важная особенность этих игр состоит в переносе функции с одного объекта реальности на другой. Сходство с режиссерской работой в том, что ребенок придумывает мизансцены, т.е. организует пространство, сам исполняет роли или сопровождает игру текстом В этих играх ребенок-«режиссер» приобретает умение видеть целое раньше частей, которое, согласно концепции В.В. Давыдова, — основная особенность воображения как новообразования дошкольного возраста.

Режиссёрские игры могут быть групповыми: каждый ведёт игрушки в общем сюжете или выступает как режиссёр импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий.

     Рассмотрим более подробную классификацию режиссерских игр согласно Л.В. Артемовой в соответствии с разнообразием театров:

- ·Настольный театр игрушек. Используются игрушки, поделки, которые устойчиво стоят на столе и не создают помех при передвижении.

- ·Настольный театр картинок. Персонажи и декорации - картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрприза, вызывает интерес детей.

- Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда-книжки, ведущий демонстрирует различные сюжеты, изображающие события, встречи.

- Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе с детьми из старых книг, журналов или создаются самостоятельно.

- Теневой театр. Для него необходим экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

Авторы Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова предлагают следующую

классификацию театрализованных игр:

игры в кукольный театр:

- настольный театр

- театр на руке

- напольные куклы

- стендовый театр

- верховые куклы

- театр живой куклы

игры-драматизации:

- инсценирование потешек

- инсценирование небольших песен, сказок

- инсценирование небольших литературных текстов

- творчество детей

игры-спектакли:

- драматический спектакль

- музыкально-драматический спектакль

- детская опера

- спектакль на хореографической основе

- спектакль ритмопластики

- пантомима

- мюзикл

театрализованное действие:

- праздники

- развлечения

- театрализованные шоу

Таким образом, данные классификации театрализованных игр позволяет разнообразить

деятельность детей, обогатить и расширить театрализованные знания и умения

     2.МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР

     2.1Методика организации театрализованных игр в разных возрастных группах.

На каждом возрастном этапе подходы методике работы с детьми должны быть разными:

Во второй младшей группе:

– имитация характерных движений сказочных героев, где ведущие роли исполняют взрослые, обыгрываются игрушки.

В средней группе:

– участие детей в инсценировках песен, игр и сказок где происходит обучение элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме).

В старшем дошкольном возрасте:

– инсценировки по художественным произведениям, в которых дети исполняют роли;

- спектакли на основе содержания, придуманного самими детьми;

- инсценировки с использованием кукол и плоскостных фигурок.

В старшем возрасте совершенствуем художественно – образные исполнительские умения.

В подготовительном дошкольном возрасте:

– инсценировки по художественным произведениям, в которых дети исполняют роли;

- спектакли на основе содержания, придуманного самими детьми;

- инсценировки с использованием кукол и плоскостных фигурок.

Развиваем творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.

Методика работы с детьми второй младшей группы.

Имитационным движениям (сказочных животных) можно обучать на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности. Например, прочитав сказку «Лиса, заяц и петух» можно попросить детей показать образ смелого петушка в движении. Можно послушать русскую народную мелодию «Курочка и петушок» и спросить, подходит ли музыка образу смелого петушка из сказки. После этого можно предложить детям загадать загадки друг другу, имитируя движения различных животных. Причём, наблюдая с детьми за исполнителями, необходимо учить их подмечать различия в характере одного образа («Чем отличается лиса Таня от лисы Светы?» и т.д.).

Методика работы с детьми среднего дошкольного возраста.

При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского и предоставляют ребёнку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).

1 этап

  • Педагог кратко, но достаточно убедительно даёт художественное описание того места, где происходит действие инсценировки (дом, лес, дорога т.п.), читает выразительно поэтический текст, привлекая детей к проговариванию отдельных строк, которые им запомнились.
  • Анализ события, которые описаны в сказке. Формирует у детей интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определённую роль.

2 этап

Распределения ролей:

  • Вначале фрагменты из сказок могут использоваться как упражнения.
  • Например, детям предлагается попроситься в теремок, как лягушка или медведь ( сказка «Теремок»), после чего воспитатель спрашивает, кто из них был более похожим по голосу и манерам на этих персонажей.
  • В другой раз можно усложнить задание, предложив одному ребёнку (по желанию) разыграть диалог двух персонажей, проговаривая слова и действуя за каждого и т.д.
  • После распределения ролей и принятия ролей педагог побуждает детей к фантазированию по поводу внешнего вида действующих лиц, их поведения, отношения к другим персонажам и т.д. подвести к тому, что каждый образ должен быть неповторимым.

Методика работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Дети старшего возраста вполне готовы к волевой регуляции своего поведения, поэтому работа по театрализованной деятельности строится в два этапа:

1 этап

- педагог заинтересовывает детей содержанием произведения, которое будет использоваться для инсценировки, выразительно исполняет его или предлагает детям сами сочинить спектакль для своего выступления;

- интересуется, понравилось ли детям произведение или нет, предлагает разыграть его по ролям;

2 этап

- распределение по ролям, подготовка и проведение самого спектакля, и выступление на сцене.

Работа над ролью строится как с детьми среднего дошкольного возраста:

  • Педагог кратко, но достаточно убедительно даёт художественное описание того места, где происходит действие инсценировки, выразительно читает текст произведения, привлекая детей к проговариванию строк, которые им запомнились;
  • Анализирует события, которые описаны в произведении. Формирует детей интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определённую роль;
  • После распределения и принятия ролей педагог побуждает детей к фантазированию по поводу внешнего вида действующих лиц, их поведения, отношения к другим героям и т.д. обсуждение заканчивается выразительным чтением инсценировки педагогом с участием детей;
  • Педагог подводит детей к тому, что каждый образ, в котором им предстоит действовать, должен быть неповторимым («Какой твой щенок – весёлый или грустный, как он выглядит? А как ты сумеешь показать зрителям, что у него хорошее или плохое настроение?» и т.д.)

Работа над этюдами:

  • Вначале с помощью наводящих вопросов педагог подводит детей к пониманию того, что для накидки или костюма ребёнок сам выбирает цвета подходящие, соответствующие его точки зрения, его характеру. При этом очень важно избегать цветовых шаблонов (например, злой герой – цвета чёрные, добрый герой - светлые тона).
  • Затем от изобразительного образа переходим к движениям («А как двигается твой герой или кукла?»). Педагог выясняет у каждого ребёнка, каков характер его героя. Как можно движениями передать это (например, смелые и решительные зайцы двигаются быстро и уверенным шагом с высоко поднятыми мордашками. Их плечи расправлены, лапы засунуты в карман и т.п.).
  • От характеристики движений педагог переходит к характеристике речи персонажей. Работа так же может осуществляться по подгруппам. Вначале педагог, в зависимости от образа предлагает выбрать соответствующую интонацию, так же как и при выработке движений, подводит к обобщённым представлениям о характере речи образа в целом. Так, например, если зайцы смелые и решительные, то, наверное, они будут говорить громко, сопровождая свою речь жестами лап и т.д.
  • Участие родителей в этом процессе деятельности ребёнка желательно. Родители должны знать, что в этом возрасте детям очень важны их советы и рекомендации.

Благодаря привлекательной театрализованной деятельности между детьми и родителями возникнет взаимопонимание и сохранится на долгие годы. Они обязательно должны обсуждать со своим ребёнком предстоящий спектакль, совершенствовать движения, отрабатывать интонации, доделывать костюм.

Методика работы с детьми подготовительного дошкольного возраста.

Работа с детьми подготовительного дошкольного возраста осуществляется по двум взаимосвязанным направлениям:

- первое предполагает работу по развитию внимания, воображения, движений детей, снятию их сценического волнения и т.д.;

- второе направление целиком посвящено работе над ролью и включает анализ художественного произведения, инсценировки, работу над текстом, обсуждение особенностей характеров героев, отбор средств сценической выразительности, отработку мизансцен и т.д.

Главный подход к развитию детей в театрализованной деятельности строится на ведущей деятельности ребёнка – игре. Следовательно, работая с детьми, с одной стороны, важно сохранить для сцены богатство их воображения, живость и непосредственность передачи различных эмоциональных состояний. С другой стороны, необходимо вооружить детей элементарными приёмами актёрской техники.

Заключение.

Театрализованная игра учит ребенка нести ответственность за свои действия, проявлять эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребенок не может или не позволяет себе проявлять.      Она учит находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям, позволяет совершенствовать коммуникативные             навыки и культуру.    

                                                                       

Список использованной литературы

  1. Выготский Л.С. Психология. - СПб.: ЭКСМО - ПРЕСС, 2000.
  2. Гурин Ю.В., Монина Г.Б. Игры для детей от трёх до семи лет. - СПб.: Речь; М.:Сфера, 2011. .
  3.  Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.:Академия, 2001. .
  4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - 4-е изд. - М.: изд-во Моск. Ун-та, 1981. .
  5. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 1999.
  6. Недоспасова В.А. Растём, играя. - М.: Просвещение, 2000. .
  7. Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребёнка. - СПб.: Речь, 2002. .
  8. Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьёй. - М. Скрипторий 2003, 2011.
  9. Сертакова Н.М. Игра как средство социальной адаптации дошкольников. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность в дошкольном образовательном учреждении.

Презентация по Театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении....

Анкета для родителей «Определения отношения родителей к организации театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении»

Ваш ребенок активно участвует в различных постановках, праздниках и представлениях, организуемых в дошкольном образовательном учреждении. С целью изучения вашего мнения и улучшения педагогическо...

« Организация театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении »

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр.Театрализованная деятельнос...

Театрализованная деятельность в дошкольном образовательном учреждении

quot;Театрализованная деятельность в дошкольном образовательном учреждении" Консультация для педагогов...

Анкета для родителей "Определения отношения родителей к организации театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении"

Анкетирование проводилось в рамках реализации годовой образовательной задачи. Нам, педагогам, было необходимо выяснить, какая работа  проводится родителями со своими детьми в домашних условиях по...