Театрализованная деятельность в дошкольном образовательном учреждении
консультация

"Театрализованная деятельность в дошкольном образовательном учреждении" Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizovannaya_deyatelnost_v_dou.docx29.4 КБ

Предварительный просмотр:

«Театрализованная деятельность

в дошкольном образовательном учреждении»

Консультация для педагогов

Дошкольное детство – это важный период становления личности. В эти годы ребенок получает первые знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта

Театрализованная деятельность в детском саду проходит все режимные моменты: включается во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляется в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников, развлечений и досугов.

Театрализованная игра во время ООД : педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В образовательную деятельность вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения образовательной деятельности способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игре.

Свободная совместная деятельность детей и взрослых:  игровые ситуации на прогулке, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием, игры-рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией.

Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей: в самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, понравившиеся детям.

Театрализованная деятельность способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.

Значение театрализованной игры для развития детей

  • Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Это возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление. Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество.
  • Нравственно-эстетическое воспитание детей средствами театрализованных игр способствует ознакомлению с его выразительным языком, закладывающим основу для формирования навыков восприятия, понимания и истолкования действий, из которых складываются нравственные основы, представления, поступки человека; формированием навыков взаимного общения, коллективной работы, которые изучает театральная педагогика.
  • В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя.
  • Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
  • Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
  • Театрализованные игры также позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания.
  • Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссёрские игры и игры-драматизации.

 Режиссерские игры: настольный, теневой театр и театр на фланелеграфе: ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Игры-драматизации: основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности - интонацию, мимику, пантомимику.

 

Классификация театрализованных игр:

игры в кукольный театр:

игры-драматизации:

игры-спектакли:

театрализованное действие:

•        настольный театр

•        театр на руке

•        напольные куклы

•        стендовый театр

•        верховые куклы

•        театр живой куклы

•         инсценирование потешек

•        инсценирование небольших

•        инсценирование песен, сказок

•        инсценирование небольших литературных текстов

•        творчество детей

•         драматический спектакль

•        музыкально-драматический спектакль

•        детская опера

•        спектакль на хореографической основе

•        спектакль ритмопластики

•        пантомима

•        мюзикл

•         праздники

•        развлечения

•        театрализованные шоу

Через театрализованную игру педагоги знакомят детей с театральными жанрами (драматический театр, опера, оперетта, балет, театр кукол и зверей, пантомимой).

Условия для развития театрализованных игр

  • Необходимо учить детей с раннего возраста вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него.
  • Развивать интерес и представления к различным видам театров, театрализованной деятельности.
  • Оснащать театрализованные игры разнообразными костюмами игрушками и другим оборудованием.
  • Использовать хорошо известные детям произведения с моральной идеей, с персонажами.
  • Для театрализованной деятельности необходимо наличие уголка ряженья с элементами костюмов (шапочки – ушки, хвостики).
  • Для развития интереса нужно использовать пальчиковые игры, где используют речь и имитацию движений.

Особенности руководства театрализованной деятельностью в разных возрастных группах.

Младший возраст

1.Знакомство с видами ТД:

  • Формирование интереса к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок.
  • Ознакомление детей начинается с просмотра спектаклей, которые подготовлены взрослыми или старшими детьми. Малыши учатся видеть и понимать сценическое действие; формируется желание заниматься ТД; проявляется стремление к самостоятельному творчеству. (Перед началом просмотра необходимо рассказать содержание или прочитать текст, иначе ребенок, увлеченный действиями персонажа, не сможет сразу понять, что происходит на сцене).

2. Обучение приемам вождения на столе объемных игрушек и плоскостных персонажей. Детям младшего возраста доступно разыгрывание сценок при помощи игрушек или плоскостных фигур.  Обратить внимание на то, что, когда игрушки разговаривают, их лица должны быть обращены друг к другу; игрушка, которая говорит, должна слегка двигаться. Такой прием позволит определить, какая игрушка говорит в данный момент. Сначала воспитатель сам разыгрывает игровые эпизоды с помощью игрушек и постепенно привлекает детей.

3. Развитие речевых и двигательных способностей при передаче образов на основе подражания. Работа начинается с активизации речи и движений детей. Это подражательные движения. Педагог использует различные виды деятельности: гимнастику, игры, занятия, творческие задания, направленные на развитие детской пластики:

- как просит кушать котенок, цыпленок, щенок;

- как плачут зайчик, петушок;

- как котик жалуется на лису и т.д.

4. Развитие интереса к различным импровизациям.  Важно уже в младшем возрасте развивать способность к импровизации, можно поручить детям выполнить следующие   задания:

- предложите кукле съесть конфетку, выпить молочка;

-  попробуйте позвать на помощь петушка, зайчика;

- кукле пора спать, попробуйте уговорить ее отправиться в постель. Во время музыкальных занятий можно предложить показать,

-  как цыплята бегают,

- как котенок просыпается, умывается и т.д.

5. Упражнение по составлению диалогов. Важно, чтобы дети учились вести диалог: это формирует способность слушать и своевременно отвечать, передавать интонации. Начинаем с простых диалогов вопрос – ответ – Кисонька- мурысонька, где была?

6. В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши.

Перчаточные и другие театральные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается.

 Средняя группа.

Возможности детей значительно возрастают, развивается воображение, фантазия; возникает интерес к словесному творчеству. В связи с эти усложняются задачи:

1. Углублять знания детей о разных видах театрального искусства; (занятия, экскурсии).

2. Продолжать обучение приемам вождения персонажей в различного вида театрах; (пальчиковый театр, куклы би-ба-бо)

3. Содействовать развитию самостоятельности, творчества, интонационной выразительности речи; игры-упражнения:

- «Представь себе, а потом покажи…как у белочки болит зуб, как зайка ловит бабочку и т.д.»,

- «Покажи, как разговаривают лиса, медведь, заяц»,

- «Угадай, кто тебя позвал»,  

- «Исполни песенку из сказки» и др.

4. Продолжать работу по развитию словесной импровизации, знакомить с простейшими приемами составления сюжетов; Придумать небольшие сказки, истории, которые произошли с игрушками (схема - где, когда, что с героями происходит, чем история заканчивается)

5. Начинать ознакомление с приемами организации театрализованных постановок. Сначала воспитатель сам выполняет все подготовительные операции в присутствии детей: подбирает реквизиты, рисует декорации, элементы костюмов, распределяет роли, упражняет детей в диалогах. Постепенно привлекаются дети. Роль ведущего и управление детской постановкой по-прежнему осуществляет взрослый. Можно в роли ведущего использовать куклу, которая спрашивает у детей, что необходимо приготовить. Кого выбрать на определенную роль и т.д.

В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра: мягкой игрушки, деревянный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур, театр ложек и пр. Дети показывают постановки по поэтическим и прозаическим текстам (С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»; К. Чуковский «Путаница»). Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности, когда ребенок импровизирует на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речь несложными действиями («Жили у бабуси»; С. Михалков «Котята», 3убкова «Мы делили апельсин»).

 Старшийвозраст.

Значительно возрастают возможности дошкольников: движения становятся более координированными, долгое время могут находиться в повышенном эмоциональном состоянии; дети в этом возрасте способны к полному перевоплощению, самостоятельному поиску средств выразительности. Все большее значение приобретает для них личное отношение к образу.

Основная деятельность педагога в этом возрасте должна быть направлена на развитие самостоятельности и индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Работа осуществляется по тем же направлениям, что и в предыдущих группах:

1.        Усовершенствование приемов вождения кукол;

2.        Ознакомление с основной атрибутикой;

3.        Развитие у детей средств выразительной передачи образа, творческой фантазии, образного мышления; в старшей группе задания обретают более сложный характер:

- самостоятельно выбрать и представить животное, птичку в определенном настроении (поза, походка, мимика. Жесты и т.д.)

- показать, как впервые увидели цветок (ягодку, мячик (сказочные герои, зайчик, мышонок;

- показать, как делают гимнастику Шустрик и Лежебока;

-Исполнить песенку от лица определенного персонажа.

4.        Формирование навыков совместного творчества в процессе подготовки к ТД. Под руководством воспитателя активно усваивают закономерности постановки спектакля (выбор сюжета, распределение ролей, упражнения в диалогах, решают вопрос о ведущем, уточняют необходимые атрибуты, костюмы, декорации. Воспитатель является консультантом. Он, не подавляя самостоятельности детей, направляет их деятельность. В старшем возрасте учатся быть ведущими.

Новым аспектом совместной деятельности взрослого и детей становится приобщение детей к театральной культуре, т.е. знакомство с назначением театра, историей его возникновения в России, устройством здания театра, деятельностью людей, работающих в театре, яркими представителями данных профессий, видами и жанрами театрального искусства (драматический, музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада и пр.).

В старшем дошкольном возрасте происходит углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры. Старшему дошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями, инсценированием становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе «коллажа» из нескольких литературных произведений. Опыт режиссерской игры обогащается за счет марионеток, кукол с «живой рукой», тростевых кукол.

Усложняются тексты для постановок. Их отличают более глубокий нравственный смысл и скрытый подтекст, в том числе юмористический. В театрализованной игре начинают использоваться русские народные сказки-басни о животных.

Яркой особенностью игр детей после 6 лет становится их частичный переход в речевой план. Это объясняется тенденцией к объединению разных видов сюжетной игры, в том числе игры-фантазирования. Она становится основой или важной частью театрализованной игры, в которой реальный, литературный и фантазийный планы дополняют друг друга. Для старших дошкольников характерны игры «с продолжением». Они осваивают и новую для себя игру «В театр», предполагающую сочетание ролевой и театрализованной игры, на основе знакомства с театром, деятельностью людей, участвующих в постановке спектакля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность в дошкольном образовательном учреждении.

Презентация по Театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении....

Анкета для родителей «Определения отношения родителей к организации театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении»

Ваш ребенок активно участвует в различных постановках, праздниках и представлениях, организуемых в дошкольном образовательном учреждении. С целью изучения вашего мнения и улучшения педагогическо...

« Организация театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении »

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр.Театрализованная деятельнос...

Театрализованная деятельность в дошкольном образовательном учреждении.

Введение. Значение театрализованной деятельности в развитии ребенка трудно переоценить, поскольку театральное искусство занимает особое положение среди других видов искусств п...

Анкета для родителей "Определения отношения родителей к организации театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении"

Анкетирование проводилось в рамках реализации годовой образовательной задачи. Нам, педагогам, было необходимо выяснить, какая работа  проводится родителями со своими детьми в домашних условиях по...