Изучение передового опыта
материал

Изучение передового опыта «Здоровьесберегающие технологии как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Скачать:


Предварительный просмотр:

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/003c/000ecd4b-b8e46b21/hello_html_42994321.jpg

2021 год

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Развитие речи, её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя – одна из важнейших задач обучения дошкольников. https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/003c/000ecd4b-b8e46b21/hello_html_42994321.jpg

    В последнее время я наблюдаю, как  растёт  число  детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому для меня стало так важно заботиться о формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.

Тенденция к ухудшению речи детей дошкольного возраста, снижение уровня коммуникативных умений и навыков - все это определяет необходимость повышения знаний о важности развития речи детей. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления.

По моему мнению, использование здоровьесберегающих технологий становятся перспективным средством развивающей работы с детьми. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств развития речи все чаще применяемых в дошкольной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать образовательную деятельность интереснее и разнообразнее.

 Исходя их этого я поставила перед собой цель: развивать речь детей дошкольного возраста по средствам здоровьесберегающих технологий

Для достижения цели мной поставлены ряд задач:

  • Создать систему работы по развитию речи детей дошкольного возраста по средствам здоровьесберегающих технологий
  •  Организовать предметно – пространственную среду, сделать её содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной в соответствии с ФГОС ДО;
  • Вызвать интерес у родителей, воспитанников, воспитателей к данной теме, вовлечь их в совместную деятельность, посредствам использования здоровьесберегающих технологий, и стать партнёрами.

Для того чтобы систематизировать свою работу по данному направлению я создала систему работы по развитию речи детей дошкольного возраста по средствам здоровьесберегающих технологий, опираясь на основные принципы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО:

- возрастного соответствия;https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/003c/000ecd4b-b8e46b21/hello_html_42994321.jpg

- научной обоснованности и  практической применимости;

- индивидуализации;

- учет региональной специфики;

- полноты, необходимости и достаточности образовательного материала.

Так же не забывала об основных принципах здоровьесберегающих технологий:

•        Принцип «не навреди!»

•        Принцип сознательности.

•        Принцип непрерывности процесса.

•        Принцип систематичности и последовательности.

•        Принцип доступности и индивидуальности.

•        Принцип системного чередования нагрузок и отдыха.

•        Принцип постепенного наращивания оздоровительного воздействия.

•        Принцип возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса.

Эти принципы и  методы определили мой подход к организации воспитательно – образовательной  работы с детьми. 

Планируя мероприятия, я соблюдала дидактические требования, в соответствии с которыми:

- четко определяю педагогическую цель применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;

- уточняю, на каком этапе я могу их применить

-  согласовываю выбранное средство с другими техническими средствами обучения;

- учитываю специфику учебного материала.

 Учитывая всё это,  я составила перспективный план по развитию речи детей дошкольного возраста  по средствам здоровьесберегающих технологий, где были использованы следующие здоровьесберегающие технологии:

-дыхательная гимнастика;

- гимнастика для глаз;

- пальчиковые игры и упражнения;

-артикуляционная гимнастика;

Свою  работу по развитию речи детей я начала с развития мелкой моторики рук, пальчиковых игр и дыхательной гимнастики.

Очень хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений руки, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребенка. Владея своими руками, ребенок может сделать много полезных и нужных вещей, и самое главное – развитая моторика рук способствует развитию речи. При планировании работы над развитием руки я придерживаюсь целого комплекса упражнений, в который входят: разнообразные пальчиковые игры и упражнения, графические упражнения, шнуровка, игры с мелкой мозаикой.

Подробнее остановлюсь на тех приемах работы, которые я использую наиболее часто.https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/003c/000ecd4b-b8e46b21/hello_html_42994321.jpg

  • Пальчиковые игры и упражнения.

Пальчиковые игры и упражнения, систематически используемые в совместной деятельности и во время НОД , оказывают стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что благоприятно отражается на развитии речи детей. Они способствуют ориентировке в пространстве, развитию координации движений и даже постановке звуков. Кроме того, они вызывают у детей положительный эмоциональный отклик.

В пальчиковых играх развитие речи происходит сразу в двух направлениях:

• Во – первых, импульсы от рецепторов, которые находятся на ладошках идут к головному мозгу и раздражают ту его часть, которая отвечает за развитие речи. Это можно назвать пассивным развитием речи.

• Во – вторых, ребенок слышит стихи, песенки, запоминает их и через время сам повторяет отдельные слова, а потом и стих целиком.

Пальчиковая гимнастика усиливает согласованную деятельность речевых зон, способствует развитию воображения и памяти, а пальцы и кисти рук приобретают гибкость и податливость. А самое главное, что ребенок воспринимает пальчиковую гимнастику как игру и с удовольствием выполняет все задания. 

Игры и упражнения с пальчиками разнообразны:

- пальчиковые игры с мелкими предметами;

- пальчиковые игры со скороговорками;

- пальчиковые игры со стихами;

- пальчиковая гимнастика;

- пальчиковые ходилки.

В своей работе я использую созданную мной картотеку пальчиковых игр и упражнений в соответствии с возрастом детей.

  • Дыхательная гимнастика в игровой форме.

Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю, тренируют ситуативную фразовую речь. Я мотивирую интерес детей к дыхательным упражнениям сочетанием наглядности и веселых стихотворных форм. Вызывая тем самым положительные эмоции, которые к тому же способствуют развитию творческого воображения и фантазии детей. В ходе выполнения дыхательных упражнений я учу детей вдыхать и выдыхать через рот и нос (дыхание «нос-нос», «нос-рот», «рот-нос», «рот-рот»), задерживать дыхание без напряжения мышц тела и сопутствующих движений плеч.

С детьми мы начинали с самого простого: сдували снежинки с ладоней, помогали птичкам взлетать, надували мыльные  пузыри и многое другое. Постепенно наши игры усложнялись. https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/003c/000ecd4b-b8e46b21/hello_html_42994321.jpg

Необходимо соблюдать последовательность упражнений (счет я веду про себя): вдох носом 1 – 3, пауза – 1, выдох ртом 1 – 6. Плечи при вдохе не должны подниматься, выдох должен быть целенаправленным, щеки не надувать. Во избежание головокружения продолжительность упражнения 3 – 4 раза. Каждому упражнению соответствует картинка с движущейся частью. На картинке представлен несложный сюжет, доступный для понимания ребенка. Кроме основной задачи (формирование длительного выдоха) иллюстрации можно использовать для развития ситуативной речи, уточнения грамматических категорий. Каждая иллюстрация дополняется коротким стихотворением, раскрывающим сюжет. Это повышает интерес детей к выполнению упражнения, развивает их память, внимание и способствует созданию эмоционально – положительной, здоровьесберегающей обстановке в группе. 

Например: Каждый день я в шарик дую,

Над дыханием колдую.

Шарик я надуть стремлюсь

И сильнее становлюсь.

  • Артикуляционная гимнастика.

Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому помогут научиться артикуляционные гимнастики и упражнения. 

Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Регулярность выполнения артикуляционной гимнастики  способствует улучшению кровоснабжения артикуляционных органов, укреплению мышечной системы языка, губ, щек, уменьшению спастичности.

 Статичные упражнения, такие как : «Улыбка», «Заборчик», «Дудочка», «Блинчик», «Иголочка», «Грибок», «Киска выгнула спинку» и т. п., способствуют формированию правильного уклада органов артикуляции,  при произнесении звуков, развитию силы и выносливости мышц.

Динамические упражнения, такие как:  «Часики», «Качели», «Лошадка», «Индюшата» и т. п., улучшают подвижность, координацию и переключаемость движений органов артикуляции. Любое артикуляционное упражнение можно сопровождать отстукиванием, отхлопыванием ритма, стихотворным текстом. Например, упражнение «Улыбка» может быть озвучено так: «Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам. Улыбаются, смеются! А глаза у них, как блюдца!»

Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой:https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/003c/000ecd4b-b8e46b21/hello_html_42994321.jpg

- Сначала я знакомила детей с основными положениями губ и языка с помощью веселых историй о Язычке. На этом этапе они должны повторять упражнения 2-3 раза. Затем повторяли с ними все упражнения не менее 5-6 раз.

- Не забываем выполнять задания, направленные на развитие голоса, дыхания и речевого слуха. Это очень важно для правильного звукопроизношения.

  • Гимнастика для глаз

Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности, поэтому в свою работу по развитию речи включаю  гимнастику для глаз. Нарушения зрения у детей сочетаются с рядом неврологических расстройств. Это проявляется, прежде всего, в нарушении умственной работоспособности, произвольной деятельности и поведении детей, а также быстрой истощаемости и пресыщаемости любым видом деятельности, повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, происходят изменения в мелкой моторике, а отсюда следует неполноценное развитие речи детей.

В своей работе я применяю  такую гимнастику для глаз, как например: Проследи глазками полёт бабочки; Проследи глазками цифры от 1 до 10 (в зависимости от возраста); бег по дорожкам, тренажёр для глаз «Филин»)

Важнейшими условиями успешного речевого развития является общее психофизическое благополучие ребенка и педагогическая грамотность, как педагогов, так и родителей. Взаимодействие всех участников образовательных отношений позволяет своевременно выявлять, осознавать и решать проблемы речевого развития у детей. Просвещение родителей воспитанников, повышение их компетентности в вопросах развития речи осуществляется мной в разнообразных формах работы. В своей работе я использую следующие формы:

  • размещение информации в уголках для родителей, оформление папок – раскладушек;
  • оформление консультаций;
  • подготовка методических рекомендаций и буклетов для родителей;
  • изготовление памяток

Только единые педагогические воздействия педагогов и родителей на воспитанников способствуют правильному речевому развитию и формированию предпосылок учебной деятельности.

Таким образом, внедрение в практику работы по развитию речи детей дошкольного возраста различных приёмов здоровьесберегающих технологий способствует:

1.        повышению речевой активности;https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/003c/000ecd4b-b8e46b21/hello_html_42994321.jpg

2.        развитию речевых умений и навыков;

3.        снятию напряжения, восстановлению работоспособности;

4.        активизации познавательного интереса;

5.        улучшению концентрации внимания, снижению трудности переключения с одного вида деятельности на другой.

6.        укреплению здоровья детей, как ведущего фактора позволяющего,

полноценно усваивать коммуникативные навыки, развивать и активизировать познавательную активность.

В дальнейшей своей работе я планирую использовать следующие здоровье сберегающие технологии:

  • Кинезиологические упражнения.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определённые двигательные упражнения.

 Применение метода кинезиологической коррекции позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

Основным требованием к квалифицированному использованию специальных кинезиологических комплексов является точное выполнение движений и приемов. Педагог обязан сначала сам освоить все упражнения до уровня осознания субъективных признаков изменений, происходящих в системе организма. 

  • Су-Джок терапия

  Этот метод основан на том, что каждому органу человеческого тела соответствуют биоактивные точки, расположенные на кистях и стопах. Основными достоинствами являются: - высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект; - абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред; - универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение передового опыта работы .Тема педагогического опыта: «Использование игровых форм обучения детей по формированию элементарно-математических представлений».

Метод – игровые формы обучения элементарным математическим представлениям в образовательном процессе.   В опыте отражена система специальных игровых заданий и упражнений, направ...

Интернет-пространство. Современные подходы к распространению передового опыта работы учителя-логопеда ДОУ

Использование интернета  для распространения передового опыта работы учителя-логопеда...

ПРОПОГАНДА ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Организация работы по повышению воспитательного потенциала семьи в условиях ДОУ....

ПРОПОГАНДА ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Организация работы по повышению воспитательного потенциала семьи в условиях ДОУ....

Изучение передового педагогического опыта по математическому развитию детей.

Изучение передового педагогического опыта по математическому развитию детей....

Изучение передового педагогического опыта по математическому развитию детей.

Я познакомилась с педагогическим опытом «Помоги колобку» Т. Кузьменко, воспитателя первой квалификационной категории Негосударственного образовательного учреждения – школы «Светлана» города Воронеж.(ж...