Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Масленица»
план-конспект занятия (старшая группа)
Задачи организованной образовательной деятельности "масленица":
1.Поддерживать у детей интерес к народным праздникам, обогащать опыт детей за счет использования произведений малых фольклорных жанров.
2. Воспитывать художественный вкус, способность понимать настроение, чувствовать музыкальность, звучность и ритмичность поэтических текстов народных игр; красоту, образность и выразительность языка фольклора.
3. Поддерживать самостоятельность и инициативность детей в художественно - речевой деятельности на основе литературных текстов: участвовать в театрализованной деятельности, самовыражаясь в процессе создания целостного образа героя.
4. Воспитывать гостеприимство, интерес к праздникам и традициям своего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ood_zavorinoy_o._a.docx | 26.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
организованной образовательной деятельности
с детьми старшей группы
«Масленица»
Образовательная область: Художественно –эстетическое развитие.
Вид: интегрированное.
Интеграция областей: художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие.
Цель: сформировать знания детей о русском народном празднике «Масленица».
Задачи:
1.Поддерживать у детей интерес к народным праздникам, обогащать опыт детей за счет использования произведений малых фольклорных жанров.
2. Воспитывать художественный вкус, способность понимать настроение, чувствовать музыкальность, звучность и ритмичность поэтических текстов народных игр; красоту, образность и выразительность языка фольклора.
3. Поддерживать самостоятельность и инициативность детей в художественно - речевой деятельности на основе литературных текстов: участвовать в театрализованной деятельности, самовыражаясь в процессе создания целостного образа героя.
4. Воспитывать гостеприимство, интерес к праздникам и традициям своего народа.
Методы и приемы:
- наглядный: рассматривание иллюстраций;
-словесный: беседа, чтение произведений фольклора (потешки, зазывалки, загадки), вопросы.
- игровой: ИОС – игра путешествие.
- практический: работа с материалом для художественной деятельности.
Оборудование: Сюжетные картинки с изображением праздника «Масленица», модель чучела «Масленицы», ножницы, бумага, краски, кисточки, стаканчики для воды, трафареты «сковороды» на каждого ребенка, шарф, колокольчик. Аудиозаписи: народные, П.Чайковский – «Времена года».
Предварительная работа:
Беседа о народных традициях, просмотр мультфильма «Масленица», участие в празднике соседней группы. Разучивание считалки «Едет масленица дорогая». Знакомство с народными играми «Весна, весна, красная», «Перезвон» и др.
Предполагаемый результат:
Привит интерес к народным праздникам и традициям своего народа, обогащён опыт детей за счет использования произведений малых фольклорных жанров.
Развита самостоятельность и инициативность в художественно- речевой деятельности, желание участвовать в театрализованной деятельности.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята! Отгадайте загадку!
Всю неделю отдыхают, всех блинами угощают!
Холод, зиму провожают, а весну с теплом встречают!
Как вы думаете, о каком празднике говорится в этой загадке?
Правильно, этот праздник называется Масленица, и сегодня мы с вами поговорим об этом празднике, о масленице, об обрядах, да обычаях с которыми встречали этот праздник. Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Этот праздник издревле любимейший на Руси. Длится Масленица целую неделю, и все это время хозяйки пекут блины и оладьи, которые так напоминают солнце, приглашают гостей и потчуют их. В старину на Руси в Масленицу славили языческого бога солнца Ярилу, и этот праздник знаменовал собой приход весны и тепла.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете что же является символом весны, солнца в этом празднике? Нет? Тогда отгадайте!
Желтый, круглый, ароматный
И на вкус такой приятный
И с вареньем, и с медком,
Со сгущенным молочком!
Молодцы! Это блины! Яркие, румяные, ароматные!
Семь дней продолжается Масленичная неделя. И всю неделю пекутся вкусные блины, ведь они так похожи на солнышко, по которому все соскучились за время зимы. Вот у нас здесь есть блины-солнышки. Их столько, сколько дней длится Масленичная неделя. Догадались, сколько здесь блинов-солнышек? Тоже семь. Каждый блинок расскажет про свой день и свою забаву вам предложит.
«Первый блин»
Начинается празднование в первый день недели - понедельник, его называют «встреча». В этот день делают куклу-чучело и строят снежные горки, и, конечно же, начинают печь блины.
Рисование «Испеки блин на сковороде»
Вот вылили на сковороду блинное тесто белого цвета, а вы уж, постарайтесь, испеките его до готовности - раскрасьте так, чтобы было похоже на готовый вкусный блинчик.
Детям предлагается лист бумаги в форме сковороды. Нужно раскрасить круг в центре (блин) и нарисовать на нем круги.
«Второй блин»
Вторник называют «заигрыши». В этот день строят ледяные и снежные крепости для игр, катаются на расписных санях, с огромных ледяных гор, на гигантских каруселях! Распевают задорные частушки и прибаутки. Шуты и скоморохи насмешат до слез в уличных балаганах и театрах. Вот какая она, русская Масленица! Давайте и мы с вами поиграем!
Подвижная игра: «Весна, весна красная»
Весна, весна красная (водят хоровод)
Приди весна с радостью
С радостью, с радостью,
С великой милостью!
Со льном высоким (останавливаются, руки поднимают вверх, встают на носочки)
С корнем глубоким (приседают, руки опускают вниз)
С хлебами обильными! (бегут по кругу, взявшись за руки)
«Третий блин»
Среда называется «лакомка». В этот день приходят в гости на блины.
Аппликация «Солнышко»
Блин действительно похож на солнышко. А вот, если приделать к нему лучи, сходство станет еще большим.
Детям предлагается сделать «лучи» из полосок бумаги желтого цвета, приклеивая их на концах к лицевой и обратной стороне круга - «солнца».
«Четвертый блин»
Четверг - «разгул», самый веселый день. Возят чучело на колесе, катаются, песни поют, начинают колядовать. Колядовать - значит ходить по дворам, петь веселые песни и желать здоровья и благополучия хозяевам.
Я предлагаю сейчас поиграть в народную игру «Перезвон». В эту игру с давних- предавних времен играли именно на Масленицу.
Играющие встают в круг. Считалкой выбирается водящий.
Едет масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая,
Да на саночках расписных,
Да на кониках вороных,
Живет масленица семь деньков,
Оставайся семь годков.
В середину круга выходят двое: один с колокольчиком, другому завязывают глаза. Все кто в круге поют:
Дили-динь, дили-дон!
Ах, откуда этот звон?
Били-бим, били-бом!
Мы его сейчас найдем!
(участник с завязанными глазами должен по звуку колокольчика найти и поймать участника с бубенцом. После того, как участник с колокольчиком пойман, он становится «жмуркой» и ему завязывают глаза, а предыдущий «жмурка» становится обычным участником и встает в круг.)
«Пятый блин»
Пятница - «вечерки». Теперь уж папа бабушку вечером к себе приглашает, блинами угощает.
Масленичные блины – просто объеденье!
Со сметаной и с икрой, с маслом и вареньем.
Почитает весь народ Масленицу нашу.
Веселее не найдешь праздника и краше!
Словесная дидактическая игра «Какие бывают блины»
Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами. слушайте внимательно. подсказывайте старательно:
На тарелке он один - называем просто ... (блин).
Много испекли их мы - тогда назовем ... (блины).
Испекли для дочек - назовем ... (блиночек).
Будет кушать их сынок - назовем тогда ... (блинок).
Огромный, как домище - назовем ... (блинище).
«Шестой блин»
Суббота - «посиделки». Ходят друг к другу в гости, дарят подарки. В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай.
«Седьмой блин»
Последний день Масленицы - «проводы».
Заканчивается гулянье, на ледяных горках разводят костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить. А еще последний день Масленицы называют «прощеное воскресенье». Ведь последний день недели - воскресенье. А прощеным его называют, потому что в этот день все друг у друга прощения просят за то, что совершили, за ошибки, за все то, что могло обидеть человека.
Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару – разбирайте!
Похвалить не забывайте.
Воспитатель: Ребята, понравилось вам путешествие по праздничной масленичной неделе? Что вам больше всего понравилось?
А теперь пора и настоящих масленичных блиночков попробовать. Принимайтесь за угощения! А блины-то на Масленицу пекут вкусные, просто объедение. Недаром этот праздник ласково называли Масленица-объедуха.
Дегустация блинов под музыку.
Список использованной литературы
1. Аникин, В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор / В. П. Аникин. - М. : Вече, 1999. - 139 с.
2. Ватаман, В. П. Воспитание детей на традициях народной культуры: метод. пособие / В. П. Ватаман. - М. : Просвещение, 2008. - 213 с.
3. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / О. Л. Князева, М. Д. Маханева.- СПб. : Детство-Пресс, 1999. - 234 с.
4. Лялина, Л. А. Народные игры в детском саду/ Л. А. Лялина.- М. : ТЦ Сфера, 2009. - 167 с.
5. Тимофеева, Н. В. Зотова Ю.В. Занятия в детском саду [Текст] / Н. В. Тимофеева, Ю.В. Зотова. - Волгоград : Учитель, 2011. - 165 с.
6. vospitatel.com.ua
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы тема: «Поможем коту Василию» образовательная область «Познание» (формирование элементарных математических представлений)
Задачи:Образовательная область «Познание».Ø Продолжать учить делить круг на две равные части, называть части и сравнивать целое и часть.Ø Продолжать учить сравнивать два предмета по ширине с по...
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (Изобразительная деятельность) «Подснежник»
Нетрадиционная техника рисования манной крупой....
Конспект организованно-образовательной деятельности с детьми старшей группы «Солнышко» по образовательной области «Речевое развитие»
Образовательная область «Речевое развитие»Образовательные задачи:Формировать представление детей о семье, как о людях, которые живут вместе;Активизировать словарь детей (семья, родственник...
План-конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы Образовательная область «Физическое развитие»
quot;Хочу как папа сильным быть"...
План-конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы Образовательная область «Познавательное развитие»
Тема: "Жизнь диких животных в зимнем лесу" с использованием напольных игр...
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Звёздочки» Образовательная область: речевое развитие.
Конспект комплексной НОД расчитан на проведение занятия с детьми старшего дошкольного возраста с использованием технологии "Бусоград"...