Консультация "ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ"
консультация
В консуьтативный материал включены следующие разделы: развитию каких навыков способствуют занятия и игры с песком, какие предметы и фигурки могут входить в коллекцию для песочной терапии, роль психолога, какие формулируются задачи, упражнения для песочной терапии с дошкольниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya._pesochnaya_terapiya.docx | 670 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ
Создавать свой, неповторимый мир на песке с помощью разнообразных фигурок, а что может быть интереснее, заманчивее и доступнее?
Сегодня одним из наиболее популярных методов психологической помощи детям является песочная терапия. Благодаря этому относительно новому методу, у ребенка развивается способность к самовыражению и творческому восприятию мира. Песочная терапия помогает развивать у детей память, внимание и пространственное воображение.
Способствует развитию следующих навыков:
- формирование коммуникативных навыков;
- улучшение памяти, внимания и образного мышления;
- развитие мелкой моторики рук;
- избавление от тревог и страхов.
Что необходимо для песочной терапии?
Для достижения наиболее эффективных результатов необходимо предоставить малышу возможность самостоятельно выбирать предметы для работы с песком. В качестве таких предметов можно использовать не только игрушки, но также всевозможные фигурки из глины, пластмассы и металла. Не забывайте о природных материалах, таких как засушенные растения, семена, перья, камни, ракушки и т.д. Работая с этими материалами, ребенок сможет научиться осмыслению всех необходимых изменений в окружающем его мире.
Ребенок, который предпочитает занятия с песком рисованию или лепке, стремится к ощущению своего природного начала, он пытается открыть нам свой глубокий мир внутренних переживаний. В зависимости от того, какую именно фигурку или предмет выбирает малыш во время игры с песком, можно разобраться в причинах возникновения всех детских проблем.
Для изготовления миниатюр чаще всего используют фигурки из пластмассы. Это могут быть персонажи любимых сказок, машинки, солдатики и т.д.
Обращайте внимание на то, чем руководствуется ребенок при выборе фигурок – он может выполнять композиции из одного материала, либо сочетать фигурки из разных материалов.
В коллекции фигурок, используемых в песочной терапии, обязательно должны быть:
1. Животные, обитающие во всех природных зонах – джунглях, пустынях и лесах. Это могут быть любые млекопитающие, земноводные, грызуны, доисторические животные и обязательно звери из мультфильмов.
2. Птицы дикие и домашние, а также доисторические ящеры.
3. Насекомые – бабочки, жуки, пауки, мухи и кузнечики.
4. Обитатели морей и океанов – акулы, киты, дельфины, крабы, осьминоги и всевозможные рыбы.
5. Фигурки, изображающие людей разных профессий, а также людей разного пола и возраста. К этой группе также относятся фигурки персонажей любимых детских сказок.
6. Дома: жилища разных народов (палатки, шатры и т.д.) К этой группе относятся всевозможные предметы мебели для кухни, гостиной, спальни и ванной комнаты.
7. Муляжи продуктов питания и посуда – сковородки, тарелки, чашки, ложки и т.д.
8. Фигурки, изображающие всевозможный транспорт – наземный, воздушный и водный.
9. Деревья и растения (можно использовать настоящие растения).
10.Натуральные материалы — каштаны, желуди, птичьи гнезда, перья, камни, кора деревьев, семена растений и т.д.
РОЛЬ ПСИХОЛОГА В ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ.
Психолог на процедуре песочной терапии является психологическим контейнером, который удерживает то, что происходит на подносе, и в комнате терапии. Обеспечивая безопасное пространство для клиента, психолог активизирует его внутренний голос. Это особенно важно для детей, потому что у них еще не развито сильное Эго и они нуждаются в поддержке несубъективного взрослого.
Психолог также является для клиента моделью, демонстрирует акт реального слушания и присутствия. Психолог показывает способность без оценивания наблюдать за творческим, имеющим огромное значение процессом. Кроме того он служит соединяющим звеном между клиентом и собственно песочной терапией. Психолог помогает клиенту видеть, как мир или сцена, которую тот создает, отражают часть психического содержания хранящегося в бессознательной сфере его подопечного.
На песке можно рисовать картины. И самим песком тоже можно рисовать... Из песка можно строить. При помощи песка можно разговаривать. Когда мы касаемся песка, играем с ним, запускаем в него руки, мы окунаемся в эти детские воспоминания. Песок приглашает отдаться игре всей душой и телом, как это делает ребенок.
Песок присутствует и в практике психотерапевта. Когда нужно помочь человеку освободить, вывести наружу внутренние образы и воспоминания, я часто прибегаю к помощи песка – я наполняю им песочницу и говорю: «Вот песочница, погрузи свои пальцы в песок и разреши им поиграть. Позволь своим рукам делать все, что они захотят. При этом старайся воспринимать, что в тебе происходит, замечай, что ты чувствуешь, что ощущаешь, о чем думаешь.
Но не придумывай заранее, что ты будешь делать с песком, позволь действовать своим рукам, и пусть всё произойдет само собой.
Во время игры с песком у человека возникают образы из детства, он вспоминает сцены игр на песчаном пляже, собирания ракушек, детских ссор в песочнице и еще много другого. Он мечтает и фантазирует при помощи рук и одновременно что-то создает. В этом процессе есть место и чувствам: грусти, печали, тоски, гнева или радости игры… Дотрагиваясь до песка, копая его и перемешивая, хватая и схватывая, клиент получает и осознает – «схватывает» - чувственный опыт движений и прикосновений.
ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАЧ
Какие задачи решает песочница при работе с детьми?
Образовательные:
1.Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития сюжета
2.Обучить умению отвечать на вопросы проблемно - поискового характера
3.Обучить специальным движениям и их выполнение детьми
4.Учить выстраивать композиции на песке по образцу
5.Закрепить представления об окружающем мире
Развивающие:
1.Развивать психические процессы (внимание, память)
2.Развивать логическое мышление
3.Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику
4.Развивать умение действовать по инструкции
5.Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно-кинестетической чувствительности
Воспитательные:
1.Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми
2.Воспитать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности
3.Воспитывать слуховое внимание и память
4.Воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому
5.Совершенствовать навыки позитивной коммуникации
6.«Проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
1.Упражнение « Круг».
Ребёнок одним пальцем оставляет отпечаток на песке, делает капельку, затем с помощью большого пальца выталкивает песок из середины круговым движением. Поставив ладонь на ребро, продолжает всей кистью выполнять круговые движения, постепенно увеличивая диаметр круга.
2.Упражнение « Волна»
Песок собирается в нижнем углу стола, кисть ставиться на ребро и одним движением, на взмахе «пускается волна». В зависимости от амплитуды движения, изменяется площадь покрытия песком. Ребёнку пре
3.Упражнение «Путешествие в подводный мир»
Психолог предлагает ребёнку под музыкальное сопровождение самостоятельно изобразить на песке «Подводный мир». Ребёнок самостоятельно рисует подводный мир.
После - обсуждение готовой работы. Какие чувства испытывал при рисовании? Какие чувства испытываешь сейчас, когда нарисовал? Гордишься своей работой?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Арт-терапия - терапия искусством
Для маленького ребёнка, как известно, характерно чувственное восприятие мира. Его чувства, преобладая над всеми сферами психики, являются главной побудительной силой действий , реакций, поступков. Арт...
Арт-терапия - терапия искусством
Для маленького ребёнка, как известно, характерно чувственное восприятие мира. Его чувства, преобладая над всеми сферами психики, являются главной побудительной силой действий , реакций, поступков. Арт...
Арт-терапи-терапия искусством.
Арт-терапия – не просто красивое и модное слово, а прежде всего, это современный метод положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления душевного баланса...
Занятие с элементами тренинга с применением арт-терапии и рецептивно-регулятивной формы музыкальнгой терапии "Спокойствие! Спокойствие! И еще раз спокойствие!"
Данный крнспект разработан для работы с педагогами, с целью информирования о влиянии стресса на человека. Занятие включает в себя не только опросники и мини-тесты, а так же способы борьбы с ним при по...
Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии, игровой терапии и песочной терапии.
Современным подходом к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является: партнерский подход -- более сложный многообразный способ организации совместной деятельности родит...
Консультация для воспитателей "Здоровье сберегающие технологии. Арт-терапия. Направления арт-терапии - изо терапия, сказка терапия
Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации состояния ребенка через развитие способности самовыражения. Арт-терапевтические занятия придають силы, уверенность, могут помочь найти выход из сложной...
« Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»
Статья о гармонизации детско - родительских отношений с использованием разных методов терапии...