Методическая разработка конкурса " Я исследователь"
методическая разработка (старшая группа)

Чернякова Любовь Юрьевна

Исследовательская деятельность " Где прячется эхо". 

Для исследования были поставлены следующие задачи:

1.Найти  информацию о таком явлении, как  эхо.

2.Проследить в каких местах эхо слышно, а в каких - нет.

3. Провести  исследования: подобрать необходимые материал и оборудование для проведения опытов:  пустая трехлитровая  банка,  кастрюля, бумага,  мяч, подушка,  спортивный мат.

4.Узнать, как эхо помогает людям.

5. Сделать вывод по проделанной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kotsegubova_.docx447.23 КБ

Предварительный просмотр:

Где прячется эхо?

Здравствуйте. Меня зовут Алевтина. Мне 5 лет. В начале октября  наша семья переехала в новую квартиру. Квартира была ещё пустая ,без мебели . Когда я первый раз зашла в неё  , закричала от радости : «Мама!» И мой крик почему-то раздался снова, хотя я крикнула всего лишь один раз. Я маме  задала вопрос: «Кто позвал  тебя еще раз?»   А мама мне сказала, что это эхо. Мама мне рассказала, что эхо живет и в городе, и в деревне, что его можно услышать везде. И еще она рассказала, что эхо – это очень интересное явление. Оно как отражение в зеркале, только эхо не видимое, но слышимое. Мамин рассказ мне очень понравился.   ( Фото 1 , Аля в пустой квартире)

Но ещё мама добавила, что когда в квартире появится мебель, будут висеть полки с книгами, эхо слышно не будет, так и случилось (Фото 2 в квартире с мебелью)

Я  решила узнать больше об этом явлении у воспитателей в  детском саду. Что такое эхо? Как оно появляется? Куда исчезает? Чтобы ответить на эти вопросы нужно  изучить, как  образуется эхо и как распространяется звук. Это и будет цель моей работы.

Для достижения цели, я поставила следующие задачи:        

1.  Найти  информацию о таком явлении, как  эхо.

2.Проследить в каких местах эхо слышно, а в каких - нет.

3. Провести  исследования: подобрать необходимые материал и оборудование для проведения опытов:  пустая трехлитровая  банка,  кастрюля, бумага,  мяч, подушка,  спортивный мат.

3.Узнать, как эхо помогает людям.

4.Выводы по проделанной работе.

Гипотеза: Я предположила, что эхо – это звук, которого мы не видим, но слышим и который повторяется.

                                     Результаты моего исследования

1. В детском саду воспитатели подготовили для меня рассказ об эхо и  дали мне домой энциклопедию, чтобы прочитала мама. ( Фото 3, мама читает  Але энциклопедию )

2. Из энциклопедии я узнала, что эхо – это звуковая волна, отраженная от какого-нибудь препятствия (или это явление, когда сказанное слово, песенка слышатся ещё раз, как будто кто-то повторяет их).  И что эхо можно услышать только там, где много пустого места, и еще что эхо помогает людям.   ( Фото 4 из интернета)

Звук может распространяться не только в воздухе, но и в воде. Этим пользуются для определения глубины моря и изучения неровностей морского дна. Прибор, который для этого служит, называется эхолотом. ( Фото 5 эхолота) Он улавливает эхо, отраженное от дна. Скорость, с какой звук распространяется в воде хорошо известна исследователям . Чем быстрее вернулось эхо, тем меньше глубина.  Эхолот измеряет глубину моря и помогает кораблям не сесть на мель.

 А чтобы лучше изучить эхо мы провели  опыты с мамой дома и в детском саду с воспитателями.

 Первый опыт мы с мамой провели на улице в  арке. ( Фото 6  в арке)  В нашем районе мы нашли арку и, по заданию воспитателя я прокричала слово: «Ау» и в ответ я услышала тоже «Ау».

Затем мы вышли из арки и снова прокричали слово «Ау», но эха не было слышно, потому что вокруг не было стен, препятствий, которые могли быть вернуть мне звук моего голоса.  ( Можно фото 7 без арки ).

 Потом мы с мамой зашли в подъезд своего дома и я громко позвала свою сестру : « Лиза !» ( фото 8в подъезде) Эхо повторило мне в ответ  : « Лизааа»

  Следующие  опыты мы с мамой провели на выходных . Сначала мы отправились на стадион , а на другой день в рощу. На пустом стадионе эхо слышалось везде . (Фото9, со стадиона)

А вот в роще  там, где лес гуще.  ( Фото  10  в роще).   Из этих опытов я сделала вывод, что звук невидимой волной побежал, но на пути встретил преграду. Он (звук) натолкнулся на препятствие и возвратился обратно. Поэтому я услышала эхо .

О своих  исследованиях с мамой   я рассказала  воспитателям в детском саду.  И мы с  ними решили  провести несколько опытов ещё  в группе .

Первый опыт  с кастрюлей.  ( Фото 11, пустая кастрюля , Аля кричит) В пустую кастрюлю, по заданию воспитателя я прокричала своё имя и услышала в ответ то же слово, но когда воспитательница заполнила кастрюлю  газетой, и предложила еще раз прокричать, я ничего не услышала. А не услышала я, потому что кастрюля был заполнена газетой, так я думаю. Звук моего голоса не смог отразиться от стенок кастрюли, потому что он был полон бумагой. (Фото 12,  кастрюля  с газетой , Аля кричит)

Второй опыт мы провели через неделю с 3 литровой банкой. В пустую банку я прокричала слово «эхо» и в ответ я услышала «эхо» ( Фото13, с  пустой банкой) Потом мы в банку налили воду, и воспитательница попросила меня еще раз прокричать это же слово, но в ответ я ничего не услышала. Я думаю, я не услышала эхо, потому что банка была полна водой. » ( Фото14,  банка с водой) Вода поглотила звук.

 Третий опыт с мячом. Я отбивала  его от пола, от стены, от подушки, спортивного мата. Заметила, как скачет мячик. (Хорошо отскакивает, возвращается, если ударяется о твёрдые предметы; не возвращается, остаётся на месте, если ударяется о мягкие предметы подушку, мат).  ( Фото 15,16,17, 18, коллаж) .То же происходит со звуками: они ударяются о твёрдые предметы и возвращаются к нам в виде эха.  Я поняла ,почему в пустой комнате эхо живёт, а в заполненной мягкой мебелью – нет. Звук не отражается от мягких предметов и не возвращается к нам.

 Из своей исследовательской деятельности я сделала выводы:

  1. Я узнала, что эхо – это звук, который мы не видим, но слышим и который повторяется. Эхо можно услышать там, где много пустого места.
  2. Я узнала, что есть такой прибор – эхолот. Он помогает измерять глубину моря, он издает под водой звуки и отправляет их на дно моря и сам же их принимает, считает расстояние до дна или до препятствия.
  3. Я узнала, что в нашем городе эхо можно услышать в арке, на стадионе, в лесу, в роще.
  4. В помещении, где много вещей, мебели, предметов эхо не слышно, потому, что эти предметы поглощают звук.

Заключение.

Своими исследованиями я поделилась с ребятами из группы. Я рада, что проделанная мною работа  их заинтересовала. (сделать фото с детьми и газетой).

Я решила продолжить изучать эту тему и дальше. Летом мы с мамой решили приобрести эхолот и попробовать его изучить.  Поедем в деревню и будем измерять глубину речки.

Я достигла цели своей работы. Спасибо за внимание.

C:\Users\Love\Desktop\исследователь\аля\аля в руппе.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская методическая разработка конкурса профессионального мастерства "Лучший педагогический дуэт ДОО"

16-17. 03.2016 года в МКДОУ №24 был проведен конкурс «Лучший педагогический дуэт – 2016г.»Цель конкурса: развитие института наставничества в ДОО, стимулирование профессионального рос...

Методическая разработка Познавательное мероприятие для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) «Каждый ребенок - исследователь»

Приобщение родителей с детьми к  совместно исследовательской – познавательной  деятельности....

Методическая разработка "Юный исследователь" (из опыта работы)

в данной разработке представлены материалы по экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста....

Методическая разработка. Конкурс чтецов ко Дню Победы «Мы помним, мы чтим»

Цель методической разработки: Обогащение духовного мира детей через обращение к героическому прошлому нашей страны. создание условий для актуализации и обогащения знаний детей о событиях Великой ...