Права детей
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Программное содержание:
Образовательные задачи: Обобщить знание детей о гражданских правах и обязанностях (своих и окружающих). Продолжать учить анализировать поступки литературных героев с точки зрения нравственно-правовой культуры.
Развивающие задачи: развивать нравственные качества, осознанное понимание своих прав и обязанностей, как членов общества.
Воспитательные задачи: воспитывать нравственные чувства: заботу, честность, справедливость.
Цели:
- упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;
- развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;
- учить анализировать, рассуждать, сопоставлять, делать выводы;
- воспитывать чувство уважения к другим людям;
- корригировать речь, память, мышление воспитанников, расширять их кругозора, обогащать словарный запас.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_pravam_detey.docx | 35.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №3»
Непосредственно-образовательная деятельность
по теме «Права детей».
Воспитатель: Ямова О.А.
Программное содержание:
Образовательные задачи: Обобщить знание детей о гражданских правах и обязанностях (своих и окружающих). Продолжать учить анализировать поступки литературных героев с точки зрения нравственно-правовой культуры.
Развивающие задачи: развивать нравственные качества, осознанное понимание своих прав и обязанностей, как членов общества.
Воспитательные задачи: воспитывать нравственные чувства: заботу, честность, справедливость.
Цели:
- упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;
- развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;
- учить анализировать, рассуждать, сопоставлять, делать выводы;
- воспитывать чувство уважения к другим людям;
- корригировать речь, память, мышление воспитанников, расширять их кругозора, обогащать словарный запас.
Материал: картинки с изображением прав детей; шляпа; волшебный сундучок; выставка законов, кодексов, карточки: гнездо, конура, озеро, дом, дупло, птица, собака, рыба, человек, белка; на ватмане точками изображение лебедя, маркеры, портфель, букварь, тетрадь, ручка, линейка, пенал, машина, кукла на ватмане точками изображение лебедя, маркеры, букварь, тетрадь, ручка, линейка, пенал, машина, кукла письмо, рюкзак 2 шт., счётные палочки, картон чёрного цвета (камни).
Предварительная работа: чтение художественной литературы, русских народных сказок, беседы по теме «Права ребёнка» рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, разучивание пословиц, сюжетно-ролевые игры «Семья», игры «Я помогаю маме», «Назови имя» и другие.
Ход занятия:
Звучит музыка. Входят дети.
Воспитатель - Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!
- Ребята, давайте улыбаться друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
- Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!
(Все улыбаются, здороваются и рассаживаются по местам)
Воспитатель:
По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами,
Шел малыш знакомиться с правами.
Знать должны и взрослые, и дети
О правах, что защищают всех на свете.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем говорить о том, что является важным для всех людей – о наших правах. Мы вспомним о том, для чего нужны права. Ведь мы много знаем о наших правах и никому не позволим их нарушать, и сами не будем нарушать права других людей. Наша задача хорошо запомнить их и правильно пользоваться своими правами и соблюдать права других людей.
- А что же такое право? (Высказывания детей.)
Право - это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что-то делать, осуществлять, иметь.
Воспитатель: Ребята, у меня в руках волшебный сундучок. Давайте посмотрим, что же в нем находится. (Дети подходят к воспитателю) (Свидетельство о рождении.)
Воспитатель: - Что это за документ? (Первый документ каждого человека. Выдается сразу после рождения ребенка.)
- О каком праве он напоминает?
Дети:(О праве на имя, фамилию, отчество.)
Воспитатель: - Зачем нам нужно имя?
Дети (Чтоб нас не перепутали, различали)
Ребенок: Знают, знают все на свете,
Знают взрослые и дети –
Имя каждому дано,
И у каждого одно!
Воспитатель:
- Тогда скажите, какая обязанность есть у всех, связанная с этим правом?
(Называть друг друга по имени)
Игра «Шляпа знакомств».
Воспитатель: Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться, назвав свою фамилию, имя, отчество. (Дети по очереди называют Ф.И.О.)
– Молодцы, я вижу у каждого из вас не нарушено право на имя. Воспитатель: Ребята, сейчас я достану из волшебного сундучка следующую картинку. О каком праве она говорит? (Ответы детей)
– Верно, право на семью.
Что вы знаете об этом праве?
Дети: (У каждого человека должны быть папа, мама)
Ребенок: Я люблю свою семью:
Маму, папу я люблю,
Люблю деда и бабусю,
И щенка, и кошку Мусю!
Все, кого я так люблю
Имеют право на семью!
Воспитатель: Ребята, а ваша обязанность уважать взрослых людей, которые заботятся о вас. Я предлагаю вам поиграть в игу - "Назови ласково". Вот мы и посмотрим, как вы называете ласково своих членов семьи. Я буду называть слово, а вы подберите к нему ласковые слова
БАБУШКА-
ДЕДУШКА-
СЫН-
МАМА-
ДОЧЬ-
БРАТ-
СЕСТРА-
Воспитатель: Молодцы! Семья самое дорогое, что есть у человека. Не случайно в русском языке так много поговорок и пословиц о семье. Дети давайте вспомним, какие пословицы и поговорки о семье вы знаете?
Дети:
В семье дружат - живут, не тужат.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Кто родителей почитает, тот счастлив бывает.
В хорошей семье хорошие дети растут
Птица рада весне, а дитя матери.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Воспитатель: Как много вы знаете пословиц и поговорок о семье! Молодцы! В каждой семье все должны любить и уважать друг друга, взрослые заботится о маленьких. А давайте сейчас мы с вами почувствуем, как это приятно о ком-то заботиться и как это ответственно.
Ребенок: Семья должна учить любить,
жалеть и вежливыми быть.
Когда семья такою станет,
Другая сразу жизнь настанет!
Воспитатель: Раз мы вспомнили первые наши с вами права, то теперь приглашаю вас в путешествие в Тридесятое царство, Тридесятое государство по защите прав, там ждут вас сказочные герои, которым нужна ваша помощь.
А вот и двери в это царство-государство, а она не простая, а волшебная, она поможет нам вспомнить права.
- Дверь украшена замочками, на которых написаны права, а дети определяют знак разрешается это или нет. (игра «Запрещается - разрешается»)
Воспитатель: Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается – запрещается». Я зачитываю вам о каком-то праве, а вы, ребята, будете отвечать: разрешается или запрещается.
Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго (запрещается)
С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить –
Это (разрешается).
Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают.
Это (запрещается).
Рисовать и петь учиться,
Если заболел – лечиться,
Это – (разрешается).
Этот трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа (запрещается).
Вместе дружно в мире жить,
с разными детьми дружить –
Это (разрешается).
Этот слабый горбит спину,
Перед сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго (запрещается).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием – назвали все права, о которых мы сегодня будем говорить. Все замки открыты, нам можно открывать дверь. А что мы здесь видим. Вот и тропинка в царство-государство, но она обрывается. Давайте поиграем в игру
«Право своё назови, камень возьми тропинку в царство - государство дальше построй».
- Кто назовёт право, берёт по одному камню и выкладывает тропинку.
Дети:
1 ребенок: Каждый человек имеет право на семью.
Когда рождается ребенок
Ему так нужен теплый дом
С коляской, с ворохом пеленок
Игрушки чтобы были в нем.
И сильный папа очень нужен
И умной мамы нежный взгляд
И хлеб, и масло всем на ужин,
И сказка на ночь для ребят!
2 ребенок: Каждый человек имеет право на безопасные условия жизни.
Дети должны жить в мире
Без синяков и ран.
Без жестокого обращения,
Без насилия и унижения
Со стороны взрослых, пап и мам.
3 ребенок: Каждый человек имеет право на питание.
Фрукты, овощи, котлеты
Детям всем нужны на свете
Соки, ягоды, рулеты
Это то же нужно детям
Помните всегда об этом
4 ребенок: Каждый человек имеет право на лечение.
В поликлинике лечиться,
Витамины получать
Добрый доктор всем нам нужен,
Чтоб здоровье укреплять.
5 ребенок: Каждый человек имеет право говорить на родном языке.
Много нас на белом свете,
Есть и взрослые и дети,
Но в правах мы все равны,
И дружить всегда должны.
6 ребенок: Каждый человек имеет право на заботу и обучение.
Ребенок имеет право на счастье
А так же в доме укрыться в ненастье
Ребенок имеет право гулять
И воздухом чистым всей грудью дышать.
7 ребенок: Каждый человек имеет право на отдых.
Ребенок должен быть красивым,
Веселым, сильным и счастливым
По этому хочу сказать:
Ребенок должен отдыхать!
8 ребенок: Каждый человек имеет право на образование.
Всех детей учить должны.
Детям знания нужны.
Это знать должны все дети
И все люди на планете.
Воспитатель: Молодцы тропинка готова, можно отправляться в Тридесятое царство в Тридесятое государство. Золотые ворота проходите, друг к другу близко не подходите, девочек вперед пропустите. Усаживайтесь, ребята, сказочные герои вас ждут.
Появляется сказочный герой: зайчик.
Зайчик: Лиса попросилась пожить немножко, да меня, же и выгнала!
Воспитатель: - Из какой сказки этот зайчик? (Заюшкина избушка)
Воспитатель: - Какое право зайчика было нарушено? (право на неприкосновенность жилище)
Воспитатель: - Что посоветуете ему? (нельзя было пускать лису, надо было предложить ей построить новый дом).
- Помнить правила безопасности и не пускать чужих в дом и вспомнить номера телефонов, служб которые нам могут помочь в трудную минуту (01, 112, 02, 03)
Воспитатель: Да, у каждого должно быть свое жилище, и никто не может его отобрать. Я разложу карточки, где изображены жилища животных. Разложите карточки с изображениями животных по их жилищам.
Дети раскладывают: гнездо - птица, дупло - белка, дом - человек, конура - собака, озеро - рыба.
Появляется сказочный герой: девочка Золушка
Золушка - я трудилась весь день, а мачехе и сестрицам всё было мало. Не давали мне отдохнуть.
Воспитатель: - Как называется эта сказка? (Золушка)
Воспитатель: Какое право было нарушено? (Право на отдых)
Воспитатель: - Что вы посоветуете Золушке? (Можно работу разделить на всех, тогда время будет для игр и отдыха)
-А как можно отдохнуть
Дети: поиграть, посмотреть телевизор, полежать, потанцевать
Воспитатель: Детство невозможно без отдыха, прогулок, посещения музеев, участия в конкурсах, занятия любимым делом. Давайте и мы потанцуем с Золушкой (танцуют под музыку «Встаньте дети, встаньте в круг)
Появляется сказочный герой: петушок
Петушок: Носила меня лиса за тёмные леса, за высокие горы, хотела меня съесть.
Воспитатель: - Из какой сказки этот петушок? (Кот, петух и лиса)
Воспитатель: Какое право было нарушено? (право на жизнь)
Воспитатель: -Что вы посоветуете петушку (Я думаю, что дома надо оставаться со взрослыми. Нельзя открывать окна и двери, что бы не попасть в беду)
Воспитатель: - Ребята, вспомните, в каких ещё сказках жизнь и свобода героев подвергалась опасности?
(«Гуси-лебеди», «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Маша и медведь»)
Воспитатель: Ребята, к нам пришло письмо. Сейчас я его прочитаю: "Дорогие ребята! У нас на птичьем дворе живут разные птицы, но никто меня не понимает. Говорят, что я уродлив. Что мне делать?" Как вы думаете, кто написал это письмо?
Дети: Это письмо написал Гадкий утенок.
Воспитатель: Почему жители птичьего двора его обижают?
Дети: Потому, что он не похож на других.
Воспитатель: А кто пользовался особым авторитетом на птичьем дворе?
Дети: Особым авторитетом пользовалась большая утка. У нее на лапке была красная ленточка.
Воспитатель: Правильно ли поступали жители птичьего двора по отношению к Гадкому утенку?
Дети: Нет, они нарушили право.
Воспитатель: "Все люди рождены быть свободными и равными в своих правах. Все должны относиться друг к другу по - братски". А сейчас соедините точки на листе, и у вас получится изображение. Но вначале мы поиграем немножко с нашими пальчиками
Лебедь белая плывет
Шею изгибает
А захочется в полет
Крылья расправляет.
Дети соединяют точки маркером.
Воспитатель: Что у вас получилось?
Дети: Лебедь.
Воспитатель: Вот таким прекрасным лебедем станет Гадкий утенок. Сейчас ему трудно на птичьем дворе.
Мы поиграем в игру "Мир без тебя" и скажем утенку много добрых слов, чтобы ему было веселее. Я начинаю: "Мир без тебя был бы неинтересен, потому, что ты самый красивый:
Дети продолжают: самый добрый, милый, умный, вежливый, отзывчивый, ласковый.
Ребенок: Много нас на белом свете,
есть и взрослые и дети,
Но в правах мы все равны,
И дружить всегда должны.
Звучит музыка входит Буратино.
- Что случилось Буратино? Почему ты грустный?
Буратино: - «Я хочу учиться в школе, но не знаю, что нужно взять в школу».
- Наши дети тоже идут в школу. Они тебе помогут.
Собери рюкзак в школу. (Два ребёнка собирают, рюкзак и объясняю, что они кладут)
- Ребята об этом в «Декларации» есть статья «Каждый человек имеет право на образование»
- Когда детям исполнится 7 лет, они все идут в школу, получают образование.
Буратино: - «Спасибо вам ребята, вы мне помогли. Теперь я тоже могу, идти учиться в школу. До свидания.
Воспитатель: Ребята, а сейчас я хочу вам загадать загадки, отгадав которые вы еще раз назовете права, которые есть у ребенка.
Мама работала,
Папа трудился,
А я в детском садике все находился.
Все кто устал от работы нелегкой
Имеют полное право на …
(отдых)
***
Всех по-разному зовут:
Кот - Мурлыка,
Пес - Барбос,
Даже нашу козочку
Зовут красиво – Розочка
Настя, Вика и Данила
Все имеют своё …
(имя)
***
Чтобы вырасти успешным
Надо много знать, уметь.
Чтобы вырасти большим
Недостаточно питанья
Мы использовать должны
Право на …
(образование)
***
Если дети заболели
Плохо чувствуют себя
И у них бронхит, ангина,
Пневмония, скарлатина,
Слышен детский крик и плач
Вам поможет только …
(врач)
***
Сказка учит нас, друзья
Жить без домика нельзя.
Лисе, зайке, поросенку
Даже глупому мышонку.
Ох, как нужно нам оно
Это право на …
(жильё)
- У волшебника, что есть? (Волшебная палочка)
- И у нас не простые палочки. Поиграем в игру «Выложи право, которое тебе нравится» (сердечки, кровать, медицинский крест, домик и т. д.)
- У нас получились целые картины. Молодцы.
Мы сейчас подарим свою любовь….
Игра «Пирамида любви» (дети кладут руки поочерёдно друг на друга по одной руке)
«Я люблю …. маму
«Я люблю … . солнце и т. д.
1;2;3 любовь лети….
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие в Тридевятое царство, мы с вами познакомились с правами, которые должен иметь каждый человек. Так давайте не будем лишать себя такой возможности. Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте зажмурим глаза и произнесем волшебные слова
Мы глаза свои закроем
И подсматривать не будем
В детский садик мы вернемся
Мир волшебный не забудем.
Вот мы и в детском садике. Мы поговорили о правах дтей. Давайте же вспомним в каком документе мы можем узнать о права детей (В Конвенции о правах ребенка, в Конституции, Семейном кодексе, Законе об образовании). Молодцы! Занятие наше окончено.
Используемый материал к занятию с сайтов:
http://ped-kopilka.ru/blogs/chukmareva/sekrety-uvlekatelnogo-zanjatija-iz-opyta-raboty.html
http://konkurs-dlya-pedagogov.info/puteshestvie-po-skazkam-v-stranu-prav-i-obyazannostej/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные права детей. Защита прав детей.
Основные права детей. Защита прав детей....
Права детей " Дошкольнику о правах".
Взрослые часто забывают, что дети такие граждане своего государства, как и они сами! Не думаю, что намеренно, но зачастую нарушают права своих детей и не только используя наказания, а зачастую и...
Права детей " Дошкольнику о правах".
Познакомить детей с их правами очень важно. Именно сейчас формируется предпосылки к развитию правовой культуры у ребенка. Он учится, подражая взрослому. Очень важно, чтобы моральные и этические качест...
Права детей " Дошкольнику о правах".
Познакомить детей с их правами очень важно. Именно сейчас формируется предпосылки к развитию правовой культуры у ребенка. Он учится, подражая взрослому. Очень важно, чтобы моральные и этические качест...
Плакат "Права детей", "Правила дружбы", "Уроки вежливости"
Плакаты социально-коммуникативному развитию детей...
"Права детей.Что нужно знать родителям о правах ребенка?»,
Консультация для родителей Тема: "Права детей.Что нужно знать родителям о правах ребенка?»,...
Раскраски для детей "Мои права" , иллюстративный материал по теме"Права детей"
раскраски для дошкольников и иллюстративный материал по теме"Права ребёнка"...