Права детей
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Ямова Ольга Александровна

Программное содержание:

Образовательные задачи: Обобщить знание детей о гражданских правах и обязанностях (своих и окружающих). Продолжать учить анализировать поступки литературных героев с точки зрения нравственно-правовой культуры.

Развивающие задачи: развивать нравственные качества, осознанное понимание своих прав и обязанностей, как членов общества.

Воспитательные задачи: воспитывать нравственные чувства: заботу, честность, справедливость.

Цели:

  • упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;
  • развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;
  • учить анализировать, рассуждать, сопоставлять, делать выводы;
  • воспитывать чувство уважения к другим людям;
  • корригировать речь, память, мышление воспитанников, расширять их кругозора, обогащать словарный запас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_pravam_detey.docx35.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №3»

Непосредственно-образовательная деятельность

по теме «Права детей».

Воспитатель: Ямова О.А.

Программное содержание:

Образовательные задачи: Обобщить знание детей о гражданских правах и обязанностях (своих и окружающих). Продолжать учить анализировать поступки литературных героев с точки зрения нравственно-правовой культуры.

Развивающие задачи: развивать нравственные качества, осознанное понимание своих прав и обязанностей, как членов общества.

Воспитательные задачи: воспитывать нравственные чувства: заботу, честность, справедливость. 

Цели:

  • упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;
  • развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;
  • учить анализировать, рассуждать, сопоставлять, делать выводы;
  • воспитывать чувство уважения к другим людям;
  • корригировать речь, память, мышление воспитанников, расширять их кругозора, обогащать словарный запас.

Материал: картинки с изображением прав детей; шляпа; волшебный сундучок; выставка законов, кодексов, карточки: гнездо, конура, озеро, дом, дупло, птица, собака, рыба, человек, белка; на ватмане точками изображение лебедя, маркеры, портфель, букварь, тетрадь, ручка, линейка, пенал, машина, кукла на ватмане точками изображение лебедя, маркеры, букварь, тетрадь, ручка, линейка, пенал, машина, кукла письмо, рюкзак 2 шт., счётные палочки, картон чёрного цвета (камни).

Предварительная работа: чтение художественной литературы, русских народных сказок, беседы по теме «Права ребёнка» рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, разучивание пословиц, сюжетно-ролевые игры «Семья», игры «Я помогаю маме», «Назови имя» и другие.

Ход занятия:

Звучит музыка. Входят дети.

Воспитатель - Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!

- Ребята, давайте улыбаться друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

Придумано кем – то

Просто и мудро

При встрече здороваться!

- Доброе утро!

- Доброе утро

Солнцу и птицам!

- Доброе утро!

Приветливым лицам!

И каждый становится

Добрым, доверчивым!

Доброе утро длится до вечера!

(Все улыбаются, здороваются и рассаживаются по местам)

Воспитатель:

По извилистой дорожке 
Шли по миру чьи-то ножки. 
Вдаль смотря широкими глазами, 
Шел малыш знакомиться с правами. 
Знать должны и взрослые, и дети 
О правах, что защищают всех на свете.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем говорить о том, что является важным для всех людей – о наших правах. Мы вспомним о том, для чего нужны права. Ведь мы много знаем о наших правах и никому не позволим их нарушать, и сами не будем нарушать права других людей. Наша задача хорошо запомнить их и правильно пользоваться своими правами и соблюдать права других людей.

- А что же такое право? (Высказывания детей.)

Право - это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что-то делать, осуществлять, иметь.

Воспитатель: Ребята, у меня в руках волшебный сундучок. Давайте посмотрим, что же в нем находится. (Дети подходят к воспитателю) (Свидетельство о рождении.)

Воспитатель: - Что это за документ? (Первый документ каждого человека. Выдается сразу после рождения ребенка.)

- О каком праве он напоминает?

Дети:(О праве на имя, фамилию, отчество.)

Воспитатель: - Зачем нам нужно имя?                 

Дети (Чтоб нас не перепутали, различали)

Ребенок: Знают, знают все на свете,

          Знают взрослые и дети –                                                   

          Имя каждому дано, 

          И у каждого одно!

Воспитатель: 

 - Тогда скажите, какая обязанность есть у всех, связанная с этим правом?

                          (Называть друг друга по имени)

Игра «Шляпа знакомств».

Воспитатель: Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться, назвав свою фамилию, имя, отчество. (Дети по очереди называют Ф.И.О.)

– Молодцы, я вижу у каждого из вас не нарушено право на имя. Воспитатель: Ребята, сейчас я достану из волшебного сундучка следующую картинку. О каком праве она говорит? (Ответы детей)

– Верно, право на семью.

Что вы знаете об этом праве?

Дети: (У каждого человека должны быть папа, мама)

Ребенок: Я люблю свою семью:

Маму, папу я люблю,

Люблю деда и бабусю,

И щенка, и кошку Мусю!

Все, кого я так люблю

Имеют право на семью!

Воспитатель: Ребята, а ваша обязанность уважать взрослых людей, которые заботятся о вас. Я предлагаю вам поиграть в игу - "Назови ласково". Вот мы и посмотрим, как вы называете ласково своих членов семьи. Я буду называть слово, а вы подберите к нему ласковые слова
БАБУШКА-
ДЕДУШКА-
СЫН-
МАМА-
ДОЧЬ-
БРАТ-
СЕСТРА-
Воспитатель:
 Молодцы! Семья самое дорогое, что есть у человека. Не случайно в русском языке так много поговорок и пословиц о семье. Дети давайте вспомним, какие пословицы и поговорки о семье вы знаете?
Дети:

В семье дружат - живут, не тужат.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Кто родителей почитает, тот счастлив бывает.
В хорошей семье хорошие дети растут
Птица рада весне, а дитя матери.
Вся семья вместе, так и душа на месте.

Воспитатель: Как много вы знаете пословиц и поговорок о семье! Молодцы! В каждой семье все должны любить и уважать друг друга, взрослые заботится о маленьких. А давайте сейчас мы с вами почувствуем, как это приятно о ком-то заботиться и как это ответственно. 
Ребенок: Семья должна учить любить,
                жалеть и вежливыми быть.
                Когда семья такою станет,
               Другая сразу жизнь настанет!

Воспитатель: Раз мы вспомнили первые наши с вами права, то теперь приглашаю вас в путешествие в Тридесятое царство, Тридесятое государство по защите прав, там ждут вас сказочные герои, которым нужна ваша помощь.

А вот и двери в это царство-государство, а она не простая, а волшебная, она поможет нам вспомнить права.

- Дверь украшена замочками, на которых написаны права, а дети определяют знак разрешается это или нет. (игра «Запрещается - разрешается»)

Воспитатель: Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается – запрещается». Я зачитываю вам о каком-то праве, а вы, ребята, будете  отвечать: разрешается или запрещается.

Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго 
(запрещается)

С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить – 
Это 
(разрешается).

Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают.
Это 
(запрещается).

Рисовать и петь учиться,
Если заболел – лечиться,
Это – 
(разрешается).

Этот трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа (
запрещается).

Вместе дружно в мире жить, 
с разными детьми дружить –
Это 
(разрешается).

Этот слабый горбит спину,
Перед сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго 
(запрещается).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием – назвали все права, о которых мы сегодня будем говорить. Все замки открыты, нам можно открывать дверь. А что мы здесь видим. Вот и тропинка в царство-государство, но она обрывается. Давайте поиграем в игру

«Право своё назови, камень возьми тропинку в царство - государство дальше построй».

- Кто назовёт право, берёт по одному камню и выкладывает тропинку.

Дети: 

1 ребенок: Каждый человек имеет право на семью.

Когда рождается ребенок

Ему так нужен теплый дом

С коляской, с ворохом пеленок

Игрушки чтобы были в нем.

И сильный папа очень нужен

И умной мамы нежный взгляд

И хлеб, и масло всем на ужин,

И сказка на ночь для ребят!

2 ребенок: Каждый человек имеет право на безопасные условия жизни.

Дети должны жить в мире

Без синяков и ран.

Без жестокого обращения,

Без насилия и унижения

Со стороны взрослых, пап и мам.

3 ребенок: Каждый человек имеет право на питание.

Фрукты, овощи, котлеты

Детям всем нужны на свете

Соки, ягоды, рулеты

Это то же нужно детям

Помните всегда об этом

4 ребенок: Каждый человек имеет право на лечение.

В поликлинике лечиться,

Витамины получать

Добрый доктор всем нам нужен,

Чтоб здоровье укреплять.

5 ребенок: Каждый человек имеет право говорить на родном языке.

Много нас на белом свете,

Есть и взрослые и дети,

Но в правах мы все равны,

И дружить всегда должны.

6 ребенок: Каждый человек имеет право на заботу и обучение.

Ребенок имеет право на счастье

А так же в доме укрыться в ненастье

Ребенок имеет право гулять

И воздухом чистым всей грудью дышать.

7 ребенок: Каждый человек имеет право на отдых.

Ребенок должен быть красивым,

Веселым, сильным и счастливым

По этому хочу сказать:

Ребенок должен отдыхать!

8 ребенок: Каждый человек имеет право на образование.

Всех детей учить должны.

Детям знания нужны.

Это знать должны все дети

И все люди на планете.

Воспитатель: Молодцы тропинка готова, можно отправляться в Тридесятое царство в Тридесятое государство. Золотые ворота проходите, друг к другу близко не подходите, девочек вперед пропустите. Усаживайтесь, ребята, сказочные герои вас ждут.

Появляется сказочный герой: зайчик.

Зайчик: Лиса попросилась пожить немножко, да меня, же и выгнала!

Воспитатель: - Из какой сказки этот зайчик? (Заюшкина избушка)

Воспитатель: - Какое право зайчика было нарушено? (право на неприкосновенность жилище)

Воспитатель: - Что посоветуете ему? (нельзя было пускать лису, надо было предложить ей построить новый дом).

- Помнить правила безопасности и не пускать чужих в дом и вспомнить номера телефонов, служб которые нам могут помочь в трудную минуту (01, 112, 02, 03) 

Воспитатель: Да, у каждого должно быть свое жилище, и никто не может его отобрать. Я разложу карточки, где изображены жилища животных. Разложите карточки с изображениями животных по их жилищам.

Дети раскладывают: гнездо - птица, дупло - белка, дом - человек, конура - собака, озеро - рыба.

Появляется сказочный герой: девочка Золушка

Золушка - я трудилась весь день, а мачехе и сестрицам всё было мало. Не давали мне отдохнуть.

Воспитатель: - Как называется эта сказка? (Золушка)

Воспитатель: Какое право было нарушено? (Право на отдых)

Воспитатель: - Что вы посоветуете Золушке? (Можно работу разделить на всех, тогда время будет для игр и отдыха)

-А как можно отдохнуть

 Дети: поиграть, посмотреть телевизор, полежать, потанцевать

Воспитатель: Детство невозможно без отдыха, прогулок, посещения музеев, участия в конкурсах, занятия любимым делом. Давайте и мы потанцуем с Золушкой (танцуют под музыку «Встаньте дети, встаньте в круг)

Появляется сказочный герой: петушок

Петушок: Носила меня лиса за тёмные леса, за высокие горы, хотела меня съесть.

Воспитатель: - Из какой сказки этот петушок? (Кот, петух и лиса)

Воспитатель: Какое право было нарушено? (право на жизнь)

Воспитатель: -Что вы посоветуете петушку (Я думаю, что дома надо оставаться со взрослыми. Нельзя открывать окна и двери, что бы не попасть в беду)

Воспитатель: - Ребята, вспомните, в каких ещё сказках жизнь и свобода героев подвергалась опасности?

(«Гуси-лебеди», «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Маша и медведь»)

Воспитатель: Ребята, к нам пришло письмо. Сейчас я его прочитаю: "Дорогие ребята! У нас на птичьем дворе живут разные птицы, но никто меня не понимает. Говорят, что я уродлив. Что мне делать?" Как вы думаете, кто написал это письмо?

Дети: Это письмо написал Гадкий утенок.

Воспитатель: Почему жители птичьего двора его обижают?

Дети: Потому, что он не похож на других.

Воспитатель: А кто пользовался особым авторитетом на птичьем дворе?

Дети: Особым авторитетом пользовалась большая утка. У нее на лапке была красная ленточка.

Воспитатель: Правильно ли поступали жители птичьего двора по отношению к Гадкому утенку?

Дети: Нет, они нарушили право.

Воспитатель: "Все люди рождены быть свободными и равными в своих правах. Все должны относиться друг к другу по - братски". А сейчас соедините точки на листе, и у вас получится изображение. Но вначале мы поиграем немножко с нашими пальчиками

Лебедь белая плывет

Шею изгибает

А захочется в полет

Крылья расправляет.

Дети соединяют точки маркером.

Воспитатель: Что у вас получилось?

Дети: Лебедь.

Воспитатель: Вот таким прекрасным лебедем станет Гадкий утенок. Сейчас ему трудно на птичьем дворе.

Мы поиграем в игру "Мир без тебя" и скажем утенку много добрых слов, чтобы ему было веселее. Я начинаю: "Мир без тебя был бы неинтересен, потому, что ты самый красивый:

Дети продолжают: самый добрый, милый, умный, вежливый, отзывчивый, ласковый.

Ребенок: Много нас на белом свете,

есть и взрослые и дети,

Но в правах мы все равны,

И дружить всегда должны.

Звучит музыка входит Буратино.

- Что случилось Буратино? Почему ты грустный?

Буратино: - «Я хочу учиться в школе, но не знаю, что нужно взять в школу».

- Наши дети тоже идут в школу. Они тебе помогут.

Собери рюкзак в школу. (Два ребёнка собирают, рюкзак и объясняю, что они кладут)

- Ребята об этом в «Декларации» есть статья «Каждый человек имеет право на образование»

- Когда детям исполнится 7 лет, они все идут в школу, получают образование.

Буратино: - «Спасибо вам ребята, вы мне помогли. Теперь я тоже могу, идти учиться в школу. До свидания.

Воспитатель: Ребята, а сейчас я хочу вам загадать загадки, отгадав которые вы еще раз назовете права, которые есть у ребенка.

Мама работала,
Папа трудился,
А я в детском садике все находился.
Все кто устал от работы нелегкой
Имеют полное право на …
(отдых)

***

Всех по-разному зовут:
Кот - Мурлыка,
Пес - Барбос, 
Даже нашу козочку 
Зовут красиво – Розочка
Настя, Вика и Данила
Все имеют своё …
(имя)

***

Чтобы вырасти успешным
Надо много знать, уметь.
Чтобы вырасти большим
Недостаточно питанья
Мы использовать должны 
Право на …
(образование)

***

Если дети заболели
Плохо чувствуют себя
И у них бронхит, ангина, 
Пневмония, скарлатина,
Слышен детский крик и плач
Вам поможет только …
(врач)

***

Сказка учит нас, друзья
Жить без домика нельзя.
Лисе, зайке, поросенку
Даже глупому мышонку. 
Ох, как нужно нам оно
Это право на …
(жильё)

- У волшебника, что есть? (Волшебная палочка)

- И у нас не простые палочки. Поиграем в игру «Выложи право, которое тебе нравится» (сердечки, кровать, медицинский крест, домик и т. д.)

- У нас получились целые картины. Молодцы.

Мы сейчас подарим свою любовь….

Игра «Пирамида любви» (дети кладут руки поочерёдно друг на друга по одной руке)

«Я люблю …. маму

«Я люблю … . солнце и т. д.

1;2;3 любовь лети….

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие в Тридевятое царство, мы с вами познакомились с правами, которые должен иметь каждый человек. Так давайте не будем лишать себя такой возможности. Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте зажмурим глаза и произнесем волшебные слова

Мы глаза свои закроем

И подсматривать не будем

В детский садик мы вернемся

Мир волшебный не забудем.

Вот мы и в детском садике. Мы поговорили о правах дтей. Давайте же вспомним в каком документе мы можем узнать о права детей (В Конвенции о правах ребенка, в Конституции, Семейном кодексе, Законе об образовании). Молодцы! Занятие наше окончено.

Используемый материал к занятию с сайтов:

http://ped-kopilka.ru/blogs/chukmareva/sekrety-uvlekatelnogo-zanjatija-iz-opyta-raboty.html

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/07/23/konspekt-zanyatiya-prava-rebenka-sbornik-zagadok-o-pravakh-rebenka

http://konkurs-dlya-pedagogov.info/puteshestvie-po-skazkam-v-stranu-prav-i-obyazannostej/

https://yandex.ru/images/search?pos=0&img_url=https%3A%2F%2Fhurkina-domoddou14.edumsko.ru%2Fuploads%2F9000%2F31203%2Fsection%2F422690%2Fimage_(16).jpg%3F1510481209200&text=пальчиковая%20игра%20лебедь&rpt=simage&lr 

http://fizinstruktor.ru/%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%88%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D1%85-%D0%B8-%D1%82%D0%B5/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные права детей. Защита прав детей.

Основные права детей. Защита прав детей....

Права детей " Дошкольнику о правах".

Взрослые часто забывают, что дети такие граждане своего государства, как и они сами! Не думаю, что намеренно, но зачастую нарушают права своих детей и не только используя наказания,  а зачастую и...

Права детей " Дошкольнику о правах".

Познакомить детей с их правами очень важно. Именно сейчас формируется предпосылки к развитию правовой культуры у ребенка. Он учится, подражая взрослому. Очень важно, чтобы моральные и этические качест...

Права детей " Дошкольнику о правах".

Познакомить детей с их правами очень важно. Именно сейчас формируется предпосылки к развитию правовой культуры у ребенка. Он учится, подражая взрослому. Очень важно, чтобы моральные и этические качест...

Плакат "Права детей", "Правила дружбы", "Уроки вежливости"

Плакаты социально-коммуникативному развитию детей...

"Права детей.Что нужно знать родителям о правах ребенка?»,

Консультация для родителей Тема: "Права детей.Что нужно знать родителям о правах ребенка?»,...

Раскраски для детей "Мои права" , иллюстративный материал по теме"Права детей"

раскраски для дошкольников и иллюстративный материал по теме"Права ребёнка"...