Конспект НОД по рисованию «Гжельские узоры»
план-конспект занятия

Шиткина Ирина Николаевна

Гжель это один из самых знаменитых художественных промыслов России по производству керамики и фарфора, а также вид русской народной росписи, известный не только в России, но и за ее пределами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_gzhelskie_uzory.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад № 56 «Ромашка»

города Рубцовска Алтайского края

Конспект НОД  по рисованию

«Гжельские узоры»

 

Составила воспитатель:

Шиткина И.Н

Рубцовск 2021

Конспект занятия

Интегрируемые образовательные области:  познавательное – развитие, развитие речи, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие

Тема занятия: «Гжельские узоры»

Цель: продолжать знакомить детей с гжельской росписью

Обучающие задачи:  закрепить и расширить знания воспитанников о гжельской росписи; пополнить  словарный запас; формировать умение рисовать элементы, характерные для гжельской росписи

Развивающие задачи:  развивать эстетическое восприятие; чувство ритма, композиции, цвета; развивать легкие и тонкие движения руки; развивать движение руки: разнонаправленные повороты, плавность.

Воспитательные задачи:  воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам и желание создать своими руками  гжельские узоры на изделиях

Методы и приёмы:

  1. Словесные: беседа, вопросы, объяснение, художественное слово, поощрение, показ, сюрпризный момент
  2. Практические: наблюдения,  упражнения

Предварительная работа: познавательный рассказ о гжельских мастерах, рассматривание гжельских изделий, рассматривание иллюстраций с гжельской росписью, раскрашивание книжек-раскрасок, оформление выставки гжельских мастеров; знакомство с процессом изготовления гжельских изделий

Словарная работа:  гжельская роспись, гжель, гжельские мастера, обжиг

Оборудование: картинки с изображением предметов гжельской росписи, изображения узоров гжельской росписи, кисти,  непроливайка, гуашь синего и белого цвета, белая бумага вырезанная в форме: тарелочки, чайника,  вазы  на выбор  ребенка; пипетка

Организационный момент, начало занятия включающие:

Задачи: создание положительных эмоциональных установок на совместную деятельность.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

- потирают ладошку о ладошку

- загибают по очереди все пальчики

- поднимают руки вверх

- ответы детей

- Ребята, давайте перед занятием поднимем настроение.

Мы весёлые ребята, мы ребята дошколята.
Целый день мы будем вместе

Заниматься и играть,

Кушать, спать,
Петь песни, прыгать,
И, конечно же, гулять!
Рады видеть всех, друзья!
Крикнем весело: «Ура!»

- Я вижу у всех вас хорошее настроение. Попрошу всех сесть на свои стульчики.

- Дети, вы любите путешествовать?

- Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев. А каких умельцев, вы сейчас расскажете сами. Сегодня рано утром я пришла в группу и увидела сундук.

Воспитатель проговаривает текст, показывая движения по тексту

Воспитатель показывает сундук

2. Основная часть занятия.

Задачи: закрепить и расширить знания воспитанников о гжельской росписи; пополнить  словарный запас.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

- ответы детей

- да

- дымковская игрушка

- матрешки

- хохломская роспись

- (читает ребенок)

- весна нежная, красивая и т.д

- (дети находят предметы Гжели)

- в поселке Гжель

- недалеко от Москвы

- обжигание посуды при высокой температуре и т.д

- красивая, синяя, нарядная, праздничная

-чайники, тарелки, чашки, блюдца, игрушки

-синий и голубой  цвет

- капельки, сеточки, полоски, волнистые дуги, цветы, точки, линии, розочки, кружочки

- смешать синий и белый  цвет

-роза, цветок

- («Надуть» живот, одна рука на поясе)

-  (Другая изогнута, как носик)

- (Приседать, одна рука на поясе)

- (Кружиться, рисуя руками круг)

- (Потянуться, руки сомкнуть над головой)

-  (Сделать большой круг)

- дети смешивают цвета и украшают изделия

- Кто же нам его принес  и что в нем? 

- Откроем сундук ? Посмотрите, здесь много разных предметов. Давайте их достанем и рассмотрим.

- Здесь игрушки. Какие они весёлые, яркие, нарядные.

Как хороша эта девица-душа:

Щёчки алые горят, удивительный наряд!

-Это какая игрушка?

Ростом разные подружки,
Все похожи друг на дружку.
Раз, два, три, четыре, пять…
Даже всех не сосчитать!
Загляделася старушка-
а в руках - одна игрушка.

-Вот ложки расписные, деревянные. Как называется эта роспись? 

-Послушайте стихотворение и скажите,  о какой росписи говорится в нем?

Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых,

Кувшины и кружки –быль или небыль?

Изделия рук золотых!

Да! Это синяя сказка - глазам загляденье,

Словно весною капель!

Ласка, забота, тепло и терпенье

Русская звонкая Гжель!

- Ребята, почему гжель в стихотворении  автор сравнивает с весной?

- Кто покажет изделия расписанные гжельской росписью?

- Где изготавливают эту посуду? 

- Правильно ребята. В одной деревушке с названием Гжель

 - Ребята, где находится деревушка?

- Правильно ребята. Недалеко от Москвы живут мастера, которые делают удивительную посуду с небесными узорами. Они делают её из особой глины, найденной в этих местах, которая при обжиге становится белой, даже в самом названии этой деревушки слышится слово «жечь».

-Ребята, что такое обжиг?

- Какая это посуда? Как её можно охарактеризовать?

- Какие изделия изготавливают гжельские мастера?

- Какой цвет используют гжельские мастера?

- Какие элементы росписи используют гжельские мастера?

- А сейчас, ребята, я предлагаю всем нам стать Гжельскими мастерами, будем создавать гжельские узоры на изделиях.  

- Ребята как  получить голубой цвет? 

-Посмотрите, на посуде в самом центре есть ещё один элемент узора. Как вы думаете, что это?

- Правильно цветок, а называется он — роза.  Розу всегда рисуют в середине. Она большая и очень красивая, а по краям рисуют мелкие элементы: точки, сеточку, волны и другие.

- Сегодня я вам покажу новый способ рисовать новые красивые круги с помощью пипетки.

- Ребята, перед работой предлагаю вам отдохнуть.

Физкультминутка «Посуда»

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни - разобьются.
Вот серебряные ложки,

Вот пластмассовый поднос -
Он посуду нам принес.

- Мы с вами отдохнули предлагаю приступить к работе.

- Сейчас  на палитре смешаем белую краску с каплей синей  и украшаем изделия  гжельскими узорами.

Воспитатель достает из посылки  игрушки

Воспитатель показывает барышню

Воспитатель показывает матрешку

Воспитатель показывает ложки

(Воспитатель раздает детям эмблемы)

Воспитатель показывает на розу

Воспитатель рисует розу и украшает другими элементами  изделие

Воспитатель предлагаем детям встать на ковер

Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогает затрудняющимся, следит за посадкой, за техникой исполнения работ

3. Заключительная часть занятия:

Задачи: оценка степени достижения поставленных  задач воспитанниками по усвоению образовательного содержания.

Деятельность детей

Деятельность  педагога

Примечание

- да

- ответы детей

- точки, сеточку, волнистые линии, завитки, розу

- гжельские

 -Гжель

- ответы детей

- дети читают стихи

- ( дети встают в круг , берут друг друга за руки и говорят слова благодарности)

Воспитатель. Ребята мы с вами были сегодня путешественниками,

исследователями и мастерами по рисование элементов гжельской росписи

Вам понравилось? 

Дети. (да)

Воспитатель. Какие узоры в росписи вы использовали? 

Дети. (точки, сеточку, волнистые линии, завитки.) 

Воспитатель. А какие мастера используют эти узоры, напомните,

пожалуйста? 

Дети.  (гжельские) 

- Ребята мы с вами были сегодня  мастерами по рисование элементов гжельской росписи Вам понравилось?

-Что вам понравилось?

- Какие узоры в росписи вы использовали? 

- А какие мастера используют эти узоры, напомните, пожалуйста?

- Мастера, которые используют эти узоры, в каком селе они живут?

- Ребята кто расскажет  стихотворение про изделия украшенные гжельской росписью?

- Ребята,  какое у вас было настроение когда вы были мастерами гжельской росписи?

Незатейливый узор

Из оттенков краски,

 Глина белая, фарфор –

 Атрибуты сказки!

 Словно детская рука

 На кусочках глины

 Рисовала в три мазка

 Синие картины.

Подсвечники, часы,

Животные и птицы

Невиданной красы.  

Деревня в Подмосковье

Прославилась теперь.

Известно всем в народе

Её название гжель.

- Ребята давайте друг друга поблагодарим за хорошую работу на занятии.

- Молодцы! Спасибо за вашу работу, дорогие мои мастера! Все старались создать  красивые   гжельских узоров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с детьми средней группы "Посуда.Рисование гжельского узора."

Данный материал по художественно-эстетическому развитию будет плезен детям среднего возраста....

Тема: «Рисование гжельского узора. Красивый чайник»

Цель: знакомить с изделиями мастеров гжели, видеть красоту посуды, необычность формы, ее назначение, а также скульптуры малой формы....

Декоративное рисование : "Гжельские узоры- роспись платочка"

Цель и задачи:- закрепить знания, умения самостоятельно рисовать узоры по мотивам гжельской росписи, передавая её характерные особенности;- продолжать совершенствовать технику выполнения гжельского уз...

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию на тему: "Рисование гжельского узора на тарелочке" в старшей группе

Образовательные: знакомить с изделиями мастеров гжели, видеть красоту посуды, необычность формы, ее назначение. А так же скульптуры малой формы.Выделять роспись предметов: элементы, сочетание цветов и...

Художественно-эстетическое развитие - рисование "Гжельские узоры"

В данном конспекте мы знакомим детей с гжельской росписью....

Занятие по рисованию: «Гжельские узоры»

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию. Рисование на тему: «Гжельские узоры». Сервировка стола гжельским сервизом....