Эссе "Судьба советской детской литературы в современном образовании".
материал
Эссе содержит размышления о советской детской литературе, её плюсах и минусах, о принципах, которым следует придерживаться при отборе произведений советского периода для чтения современным детям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_dlya_publikatsii.docx | 23.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе.
Судьба советской детской литературы в современном образовании.
Литература – это неотъемлемая часть жизни человека, его своеобразная фотография, которая как нельзя лучше описывает все внутренние состояния, а также общественные законы и правила поведения. Огромную роль в социализации личности играют средства массовой информации и книга. Вхождение ребенка в книжную вселенную происходит в первую очередь с помощью литературы, специально созданной для детей. Именно детская литература питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, образы и модели поведения, являясь мощным средством духовного развития личности. Как и история, литература развивается, изменяется, становится качественно новой. Нет смысла говорить о том, что современная детская литература – стихи и проза, лучше или хуже той, которая была ранее, в советское время - она просто другая. Сейчас другие литературные жанры, сейчас другие акценты, которые ставит автор, сейчас другие авторы, в конце концов.
Зайдя в любой книжный магазин, чтобы купить ребёнку детскую книгу, мы порой теряемся от разнообразия выбора, от пестроты обложек. И поначалу нам кажется, что купить детскую книгу здесь не составит проблем. Однако, присматриваясь к тому, что стоит на полках, вдумчивый и имеющий читательский опыт человек нередко терпит разочарование. Среди этого разнообразия книг с яркими обложками выбрать хорошую детскую литературу не так-то просто. И в результате мы останавливаем свой выбор на старой доброй классике, хорошо знакомой нам с детства и не таящей в себе неприятных сюрпризов.
Литература для детей - явление сравнительно позднее в нашей отечественной культуре и культуре человечества в целом. Детская литература - долго и сложно отделялась от «большой» («общей») литературы, а также от литературы учебной. Расцвет русской детской литературы приходится на советские годы. Советская детская литература — это окно, широко распахнутое в мир. Она рассказывает ребятам о том, как жили люди в далеком прошлом, как боролись с захватчиками и угнетателями, как совершили первую в мире социалистическую революцию и построили новое общество. Все этапы героической судьбы советского народа — гражданскую и Великую Отечественную войны, самоотверженный труд строителей коммунизма — отразили книги советских детских писателей. Отображая преемственность поколений, писатели рассказали о том, как рядом с отцами мужественно сражались юные герои, как они помогали устанавливать и укреплять Советскую власть. Впервые в истории литературы был создан образ юного борца, активного и сознательного участника социальной жизни. Книги увековечили подвиги пионера Павлика Морозова, юного партизана Володи Дубинина, комсомолки Гули Королевой и молодогвардейцев шахтерского Краснодона; подружили ребят с гайдаровским Тимуром, с Таней Сабанеевой из «Дикой собаки динго, или повести о первой любви» Р. Фраермана, с Симой Крупицыной из «Великого противостояния» Л. Кассиля, Саней Григорьевым и Катей Татариновой из «Двух капитанов» В. Каверина, Антошкой из повести Воскресенской «Девочка в бурном море».
В своих книгах советские писатели вели юного читателя в школу и на завод, на колхозное поле и на ферму, раскрывали перед его изумленным взором необъятные просторы Родины: леса и реки, моря и горы, степи и пустыни. Они рассказывали о жизни разных народов, населяющих Советский Союз, помогали ребятам совершить увлекательнейшие путешествия в дальние страны, приоткрывали тайны науки. Нет вопроса, на который юный человек не нашел бы ответа в книгах советских детских писателей.
Советская детская книга была и настоящим праздником для читателя. Заразительный, жизнерадостный смех, словно солнечный луч, пронизывает произведения Н. Носова, А. Алексина, В. Драгунского, Ю. Сотника, Л. Давыдычева. Юмор, порой переходящий в иронию, в едкую сатирическую насмешку, – характерное свойство книг этих талантливых детских писателей. Их книги – это подлинная мастерская доброты. Ведь они не просто пробуждают в юном сердце «чувства добрые», они формируют добрые (в коммунистическом и общечеловеческом понимании) качества.
Детский писатель – не просто друг и защитник детей, выразитель их взглядов, их отношения к действительности, он еще и мудрый наставник, старший товарищ, умелый воспитатель завтрашнего гражданина, достойного члена социалистического общества.
Все педагоги по праву считают воспитательную функцию одной из самых главных. «Что делать, чтоб младенец розовый не стал дубиной стоеросовой?» – спрашивал в свое время В. Берестов. Конечно, читать ему «нужные книги»! Ведь именно в них содержится «азбука нравственности», из них во многом ребенок узнает, «что такое хорошо и что такое плохо» (В. Маяковский).
Теперь поговорим о детской литературе наших дней. Вместе с новыми реалиями и новыми героями в литературу для детей входит и новый язык. Стилистическое своеобразие современной детской литературы заключается в размывании граней между литературным и разговорным языком, вернее, в активном использовании в литературном произведении особенностей разговорной речи. Меняется, прежде всего, лексика: с новыми понятиями приходят и новые слова. Появляются в детской литературе и синтаксические конструкции, характерные для разговорной речи: неполные предложения, инверсии, повторы. Это заимствование началось не сегодня, но если раньше детская литература включала в себя элементы детской речи и детского фольклора, то сейчас язык многих детских книг приближается к разговорной речи взрослых. С одной стороны, это явление отражает определённые процессы в общественном сознании, а с другой стороны, изменяет сознание читателя: современные дети давно говорят на взрослом языке, и не последнюю роль в этом сыграла детская литература последних лет. Детская литература становится, в большинстве своём, увеселительной, ей явно недостаёт той нравственности, которая была в советской детской книге.
Просмотрев список литературного чтения в детском саду и начальной школе, я пришла к выводу, что вполне согласна с его составителями – лучшие произведения советских писателей в этом списке присутствуют.
Книги советских писателей, на мой взгляд, обязательны к прочтению современным детям, но некоторый отбор, цензура, просто необходимы – многие из произведений потеряли свою актуальность или даже вредны, так как идеологически перегружены. Я считаю обязательным исключение детской литературы с явным идеологическим подтекстом и антирелигиозной пропагандой, а также книги, где человеческая жизнь мало что значит. Конечно, в советской детской литературе есть определенные места, которые не вполне понятны современным детям, но это повод поговорить с родителями и педагогами об истории своей страны. Когда мы читаем ребенку Пушкина, Лермонтова, Некрасова, то ему тоже не все понятно, для этого и существуют старшие товарищи, которые и объяснят, и разъяснят, и поправят. Советская детская литература тоже уже стала классикой.
Некоторые произведения – яркие примеры пропаганды: это произведения о пионерах, о выдуманной дружбе народов – без этих произведений современные дети вполне могут обойтись. Но отсеивать всю советскую литературу из-за этих книг не стоит. Есть некая планка: насколько ценность книги перевешивает идеологическую составляющую – детские советские рассказы, безусловно, подвергались идеологическому контролю, но общечеловеческим ценностям не противоречат, скорее наоборот. Из детской советской литературы не потеряли актуальность те произведения, которые были написаны с любовью к ребенку, обращены именно к нему. К ним можно отнести и Агнию Барто, и Корнея Чуковского, и Сергея Михалкова, и Владимира Маяковского, и многих–многих других замечательных писателей. А веяния того времени (стихи о дедушке Ленине, пионерах, комсомольцах-добровольцах, «пословицы» типа «За Лениным пошли — правду нашли», «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить») не нужны современным детям, разве что, только для разговора на историческую тему, когда ребёнок подрастёт и заинтересуется этим. То есть, необходим отбор литературы, а вот К.Паустовского, В.Бианки, Е.Чарушина, рассказы Н.Носова, М.Зощенко и Б.Житкова можно читать без предварительной цензуры.
Наши дети с удовольствием слушают и читают книги, написанные много лет назад, если они подобраны по их вкусу и возрасту. Кроме того, эта литература часто становится предметом для семейного вечера воспоминаний, бурных обсуждений или душевной беседы детей и родителей. Несомненно, на литературе любой эпохи лежит отпечаток того времени, в котором она написана, и это видно даже в мелочах. Послевоенные годы, когда народ поднимал страну из экономического упадка, когда благосостояние народа только начинало понемногу расти; и наши дни имеют существенную разницу, что отражалось и на ценностях людей. Современные дети с недоумением читают те места в детских книжках, где родители отчитывают детей за то, что они съели варенье или разбили что-то – сейчас другой уровень жизни людей.
По всей видимости, авторы списка литературного чтения для дошкольников и младших школьников придерживались тех же позиций, которые я изложила в своём эссе. В итоге в круг детского чтения включены книги, проверенные временем – и это замечательно, что советской детской литературе нашлось место в образовательных программах для наших детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе на тему: «Почему детскую литературу называют своеобразной областью общей литературы?»
Эссе На тему: «Почему детскую литературу называют своеобразной областью общей литературы?»...
Эссе "Активный и самостоятельный ребенок - проблема или достижение современного образования"
Размышление о том, как современное общество принимает самостоятельного и активного ребенка....
Эссе"Судьба моя-воспитатель".
Много профессий на свете, но эту профессию не выбирают, выбирает ОНА....
Эссе на тему: «Активный и самостоятельный ребенок – проблема или достижение современного образования»
Часто родители воспитателю задают вопрос: "Разве хорошо, когда ребенок всюду сует свой нос?". Хочется напомнить таким родителям, что и мами они когда-то были детьми. Давайте порассуждаем об ...
Ценностные ориентиры современного образования в условиях применения художественной литературы как средства формирования личности ребенка.
Современное образование нельзя осмыслить без учета сущностных процессов, происходящих в нашем обществе. Новое время порождает новое общество – общество потребителя. Телевидение и интернет стали ...
"Финансовая грамотность детей каак проблема современного образования" (эссе)
Тема моего конкурсного эссе: «Финансовая грамотность детей как проблема современного образования, выбрана не случайно. В моей работе важно доказать, что грамотное отношение к собственным деньгам...