Проект "Память в камне"
проект (старшая группа)
Проект разработан с целью знакомства детей с достопримечательностями города Тамбова. Памятники посвященные Великой Отечественной войне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vov_pamyatniki.doc | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно-творческий проект «Память в камне», посвященный Победе в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
«Памятники города Тамбова».
Автор: Кузьмина Ольга Вячеславовна
Воспитатель МБДОУ «Детский сад №25 «Журавлик», города Тамбова.
2021год.
Тип проекта: информационно-познавательный, групповой, краткосрочный.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, специалисты, родители.
Сроки реализации: 2 месяца
Условия реализации: интересы детей и родителей
Актуальность проекта:
Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте, и именно в этот период закладываются интерес, уважение и любовь к своей малой Родине – месту, где родился, к своему городу. В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни о своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Тамбов — это город со своей историей и как любой город имеет свои достопримечательности. По радио и телевидению возрождаются передачи на военно-патриотическую тематику, в общение со взрослыми дети слышат воспоминания о Великой Отечественной войне и героизме наших людей. Важно донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят о событиях грозных лет войны, чтят память погибших, окружают любовью и вниманием людей, защищавших нашу Родину. Мне, как педагогу, пришлось задуматься над тем, как возродить (именно возродить) потерявшую актуальность работу по формированию патриотических чувств детей, которые выражаются в соответствующих поступках и поведении – уважительном отношении к участникам Великой Отечественной войны, стремление быть похожими на них, чтить память погибших. В этой связи особую значимость приобретает знакомство дошкольников с памятниками нашего города, напоминающими о войне. Актуальность проекта заключается в том, чтобы не только в детях вызвать чувство восхищения родным городом, его достопримечательностями, но и чувство уважения к своему народу, чувство гордости за свою страну.
Проблема:
- Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, с известными людьми, которые прославили наш город.
- Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе, его памятниках. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к достопримечательностям, посвященным Великой Отечественной войне.
Цель проекта:
Формирование духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности детей, которые проявляются в гордости за свой город.
Задачи:
Для родителей:
- Создать условия для взаимодействия родителей с детьми для знакомства с историческими и культурными памятниками после учебно-игровой деятельности в детском саду.
Для детей:
- Образовательные:
- Познакомить детей с тем, как народ помнит и чтит память героев Великой Отечественной войны;
- Знакомить с защитниками Отечества, зарождая в детях чувство гордости и любви;
- Знакомить с достопримечательностями города Тамбова, посвященные памяти о Великой Отечественной войне;
- Знакомить с творчеством поэтов, скульпторов, прославивших наш город.
- Развивающие:
- Развивать нравственно - патриотические качества в детях: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину;
- Расширять знания и представления детей о родном городе и его достопримечательностях;
- Обогащать знания детей о Тамбове, о людях, прославивших его в период Великой Отечественной войны.
- Воспитательные:
- Воспитывать уважение и любовь к героям, павшим за нашу Родину;
- Воспитывать бережное отношение к историческому наследию нашего города;
- Воспитывать любовь к родному городу, его достопримечательностям.
Гипотеза
- Если теряешь интерес ко всему, то теряешь и память.
И.В. Гёте.
А можно сделать так, чтоб память век жила,
Чтоб у каждой даты были обелиски,
Чтобы своих героев помнила страна,
Сомнения не допуская в мысли.
Этапы реализации:
Подготовительный
- Донести до участников (родителей и детей) проекта важность данной темы.
- Создать развивающую среду: подобрать материалы, картинки, иллюстрации, фотографии; приобрести атрибуты для сюжетно-ролевых и дидактических игр. Создать картотеку музыкальных произведений о войне. Подобрать художественную литературу для чтения.
- Посещение детей с родителями достопримечательностей нашего города, исторических мест.
- Составление паспорта проекта.
- Анкетирование родителей с целью ознакомления с семейным опытом формирования у детей знаний о памятниках города Тамбова, посвященных Великой Отечественной войне.
Основной
Формы работы | Задачи |
Рассматривание с детьми плакатов, альбомов, открыток, иллюстраций о памятниках нашего города, об участниках боевых действий. | Продолжать знакомить детей со своей малой родиной и ее достопримечательностями. |
Рассматривание фотографий близких людей – участников ВОВ, рассказы об их военном прошлом. | Воспитание любви и уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактах. |
Презентация «История возникновения герба родного города» | Формировать представления о символике нашего города. |
НОД «Они защищали нашу Родину». НОД « Память в камне». | Развивать патриотические чувства, представления о героизме. |
Беседы «Как начиналась война», «День Победы», «Что такое памятники», | Формировать знания о Великой Отечественной войне. |
Игровая деятельность: Дидактические игры «Собери памятник» (разрезные картинки), «Военная техника», «Знаешь ли ты свой город», «Узнай, где я нахожусь», «Собери герб Тамбова» (разрезные картинки). Сюжетно-ролевые игры: «Война», «Мы военные», «Летчики», «Танкисты». | Через игровую деятельность закреплять полученные знания. Следить за взаимоотношениями детей в играх, культурой общения. |
Ознакомление с художественной литературой: Стихи о Тамбове: О.Мильрат «Наш Тамбов», Л.Ошанин «У зеленого Тамбова», Е.Начас «Подарок народа», «Вечный огонь», М. Румянцева «Зоя». З.Александрова «Прощание», «Родина», Н.Рубцова «Привет Россия…», Я.Длуголенский «Что могут солдаты?», Л.Кассиль «Никто не знает, но помнят все», «Памятник советскому солдату», Т.Трутнева «Советский воин», М.Исаковский «Навек запомни», В.Высоцкий «Братские могилы», П.Железнова «Дети», С.Михалков «День Победы», Т. Якушенко «Память». Книга «Ты осталась в народе живая…» В.Дорожкина, И.Овсянников. | Учить детей анализировать произведения о войне, рассуждать, делать выводы. Воспитывать эмоционально – положительное, действенное отношение к воинам, которое выражалось бы в желании подражать им в ловкости, смелости, в стремлении быть похожими на них. Уточнять и расширять представления о защитниках страны в годы Великой Отечественной войны. |
Музыкальная деятельность: Прослушивание музыкальных произведений Д.Кабалевский «Марш», Г.Свиридов «Военный марш». Песни «Город Тамбов» стихи Л.Ошанина, «Пусть всегда будет солнце» музыка А.Островского, слова Л.Ошанина; «Наследие победы» музыка Зарицкой, слова Шумилина; «Вечный огонь» музыка Филиппенко, слова Д.Чибасова. | Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, за русских людей на примере песен военных лет. Прививать чувство уважения к ветеранам, участвующих во время ВОВ. |
Продуктивная деятельность: Лепка: «Самолеты», «Военный танк», «Памятники нашего города». Аппликация: «Подарки ветеранам», «Цветы Победы». Рисование: «Военная техника», «Памятники города», «Салют Победы». Оригами: «Самолеты». Конструирование: «Танк», «Ракетовоз» (из спичечных коробков) | Закреплять полученные знания через продуктивную деятельность, воспитывая у дошкольников патриотические чувства, гордость за Родину. Поддерживать и развивать стремление детей рассказывать по собственной инициативе, по предложению взрослого. |
Рассматривание картин памятников города Тамбова, посвященных ВОВ. Монумент «Вечной Славы - Вечный огонь». Монумент танк «Тамбовский колхозник». Архитектурно – монументальная композиция, посвященная медикам – участникам ВОВ. Мемориал на Воздвиженском кладбище. Парк Победы: монумент «Самолет», памятник «Ветерану Тамбова», военная техника. | Знакомить детей с историей нашего города в годы ВОВ, с людьми, прославившими город, с памятниками, установленными в их честь. Воспитывать в детях гордость за историческое прошлое своей страны. |
Заключительный
- Памятки для родителей «Памятники города Тамбова, посвященные Великой Отечественной войне».
- Конкурсы и выставки детских работ «Цветы победителям», «Военная техника», «Салют победы».
- Оформление альбома «Память в камне».
- Проведение Музыкального праздника «9 мая - День Победы».
- Конкурс чтецов «Память в камне».
- Совместные с родителями целевые экскурсии к памятникам, посвященным Великой Отечественной войны.
- Презентация для детей «Памятники Тамбова».
Планируемые образовательные результаты
- Обогащенные и систематизированные знания детей об истории нашего города и его культурных ценностях и достопримечательностях;
- Будут знать, для чего скульпторы сооружают памятники, обелиски, монументы;
- Будут чтить память о погибших в Великой Отечественной войне;
- Сформируются чувство гордости за воинов-защитников, победивших в страшной войне;
- Возрастет любовь к Родине, интерес к ее героической истории;
- Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.
Результативность проекта
- Появилось чувство гордости за свой город;
- Появился интерес к историческому прошлому нашего города, активность в поиске краеведческого материала;
- Расширился объем знаний об истории нашего города, о возникновении памятников, посвященных Великой Отечественной войне;
- Сохранилось трепетное отношение к празднику Победы, уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны;
- Сформировалось эмоционально-целостное отношение к родному краю.
Практическая значимость проекта
- Изучение памятников нашего города открывает большие возможности для воспитания нравственно-ценных ориентаций дошкольников, становлению их гражданственности, формированию высоких патриотических убеждений.
- Мой проект будет интересен воспитателям при ознакомлении детей с памятниками нашего города, посвященными Великой Отечественной войне.
Монумент Вечной славы
Пришло мирное время, но следы той войны остались в каждом городе и селе. Созданы мемориальные комплексы, скульптурные сооружения, обелиски, памятники. Возводят их в честь какого-либо героя войны или важного события, чтобы люди помнили этих героев. Тем, кто погиб, защищая нашу Родину, воздвигают памятники. Слово «памятник» происходит от слов «память», «помнить». Всех героев помнят, в честь их называют дома, улицы, площади, скверы, в их честь зажигают Вечный огонь.
9мая 1970 года, в день 25-летия Великой Победы над немецко-фашистскими захватчиками, у нас в Тамбове на Октябрьской площади открылся памятник Вечной Славы воинам – тамбовцам, отдавшим жизнь за нашу Родину. Был зажжен огонь Вечной Славы погибшим воинам.
Памятник был возведен по проекту тамбовских скульпторов - С.Е. Лебедева и К.Я. Малофеева, архитектора А.С. Куликова. В центре памятника расположена пятиконечная звезда из литой бронзы, которая служит основанием для огня Вечной Славы. На сером граните вокруг звезды выбита надпись: «Светлой памяти тамбовцев, отдавших жизнь за нашу Родину в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. 9 мая 1970 г.». Так был зажжен неугасимый огонь Славы, увековечена память о героях, спасших мир от фашизма. Так был открыт памятник, ставший символом Победы света над тьмой.
Мы здесь не потому, что дата,
Как злой осколок, память жжет в груди.
К могиле Неизвестного солдата,
Ты в праздники и будни приходи.
Он защищал тебя на поле боя,
Упал, ни шагу не ступив назад.
И имя есть у этого героя-
Великой Армии простой солдат.
М.Исаковский.
Сколько могил Неизвестного солдата в нашей стране? Много. Солдаты погибли за нашу мирную жизнь, за мирную жизнь будущих поколений. И наш долг - помнить об этом, не допустить войны, и принесенного ею горя. Всем тем солдатам, чьи имена остались неизвестными, по всей стране воздвигались такие памятники.
Монумент танк «Тамбовский колхозник»
Мемориал с интересным названием «Тамбовский Колхозник», или как его называют в народе «Танк», был изготовлен и установлен в честь людей города и их благородства. Эти люди стали собирать деньги, когда началась Великая Отечественная война. На эти средства были куплены и отправлены на фронт четыре сотни танков и боевые самолёты.
Сейчас на пересечении двух улиц Московской и Советской, стоит один из тех танков, которые помогали фронту благодаря тамбовским жителям. Он входил в состав колонны под названием «Тамбовский Колхозник». Притом это не просто танк! Другой такой надо ещё поискать.
Не в буре огня и стали,
Не в грохоте дымных атак-
На мирном застыл пьедестале
Свое отработавший танк.
Крушил он преступные козни
И ворога гнал в темноту.
Названье «Тамбовский колхозник»
Горит на его борту.
Памятник Герою Советского Союза
Зое Космодемьянской
Один из скверов Тамбова назвали в честь юной партизанки Зои Космодемьянской. В 1947 году ей установили здесь памятник. Его создал скульптор М.Г.Манизер. Сейчас площадь перед памятником и тропинки аллей застелены разноцветной плиткой, рисунок для нее подобран по специально созданным эскизам. Вся площадь теперь залита светом прожекторов, у памятника тоже есть подсветка, а вокруг восемь искусственных светящихся деревьев.
В июне 1941 года ученица 10 класса Зоя Космодемьянская сдала выпускные экзамены, а через несколько дней началась война. В те суровые дни, когда немецкие войска упорно рвались к Москве, Зоя обратилась в Октябрьский райком комсомола с просьбой послать ее на фронт. Вскоре по путевке комсомола она была направлена в партизанский отряд. В конце ноября 1941 года, после выполнения боевого задания, группа партизан должны была возвращаться, но Зое показалось, что они сделали мало. Она решила остаться и проникнуть в деревню Петрищево, где располагался гарнизон фашистов.
Небольшая, окруженная лесом деревня Петрищево была переполнена немецкими войсками. В первую ночь Зое удалось поджечь несколько занятых немцами помещений. На второй день, когда стемнело, она снова пришла в деревню. Зоя подкралась к конюшне, где находились лошади фашисткой кавалерийской части. Она пыталась поджечь конюшню и выпустить лошадей, но часовой схватил ее. Фашистские палачи подвергли партизанку жестоким пыткам. От нее требовали признания, кто и зачем ее послал, с кем она пришла на задание. Мужественная девушка ни на один вопрос гитлеровцев не ответила. Она даже не назвала своего настоящего имени. После долгих и мучительных пыток Зою повесили на сельской площади Петрищево.
Памятники не дают нам забыть о тех событиях, которые происходили в нашей стране.
У памятника Зое.
Холодный мрамор и венки-
Мир вечного покоя.
Но, будто смерти вопреки,
С надгробья смотрит Зоя.
Сюда живые к ней идут,
Чтоб вспомнить подвиг Зои:
Седой подходит воин,
И вот стоит девчонка тут.
Со лба откинув завиток,
Она на камень гладкий
Кладет исписанный листок-
Он вырван из тетрадки.
Кладет слова присяги.
На клетчатой бумаге
Слова наивны и просты:
«Я тоже буду смелая!»
Я тоже, Зоечка, как ты,
Для Родины все сделаю!»
А.Барто
Архитектурно-монументальная композиция, посвященная медикам – участникам Великой Отечественной войны.
Посвящена подвигу медицинских работников на фронтах войны. Особо хочется сказать о медицинских сестрах. Это были большей частью девушки 18-20 лет, совсем юные, хрупкие, нежные, взвалившие на свои плечи непосильный груз горя, боли и смерти. Они, как могли, помогали бойцам, их с благодарностью звали сестрами милосердия.
И.Уткина «Сестра».
Когда, упав на поле боя,
И не в стихах, а наяву,
Я вдруг увидел над собою
Живого взгляда синеву,
Когда склонилась надо мною
Страданья моего сестра,
Боль сразу стала не такою:
Не так сильна, не так остра.
Меня как будто оросили
Живой и мертвою водой.
Как будто надо мной Россия
Склонилась русой головой.
Мемориал на Воздвиженском кладбище
Родина – мать, своим лицом обращена на аллею с воинскими захоронениями. На каждом захоронении установлено надгробие и высажены плакучие ивы, символизирующие всеобщую скорбь по погибшим воинам. В годы войны, Тамбов являлся близким тылом, здесь были размещены множество госпиталей. Умерших больных, хоронили на Воздвиженском кладбище. Бойцы Советской Армии, похороненные здесь, отдали за нас с вами, за нашу мирную, свободную жизнь свои жизни – самое дорогое, что есть у человека. Наш священный долг – помнить всегда об этом, свято чтить память павших и оберегать их вечный покой.
Парк Победы
Монумент «Самолет»
Памятный знак «Самолет» установлен в 1985 году к 40- летию Победы советского народа над фашистской Германией, позже парк, в котором он находится, получил название «50 лет Победы».
Памятник «Ветерану в Тамбове».
К 65-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне в парке Победы перед фонтаном был установлен оригинальный памятник: бронзовый ветеран с маленькой девочкой на руках сидит на скамейке.
Отмечая праздник Великой Победы, наша страна чувствует своих ветеранов, которых, к сожалению, с каждым годом остается все меньше и меньше. У каждого из героев своя судьба, свой характер, различны и формы проявления подвига, но их объединяет нравственное величие человека, защищавшего свою Родину. Безгранично любя жизнь, эти обыкновенные люди ежедневно рисковали ею, совершая подвиги, шли на смерть, чтобы только приблизить Победу.
Обелиски ветеранам.
Для тех, кто жизнью рисковал
Во имя Родины спасенья,
Для тех, кто в грязь лицом не пал
И выдержал судьбы лишенья.
Для тех, чей подвиг совершался
Не ради славы и наград,
Для тех, чьи воля, сила, храбрость
Не знали вражеских преград.
Для тех, чья совесть выше славы,
А честь превыше всех наград,
В сердцах, которых живы раны,
Как шесть десятков лет назад.
Для вас, родные ветераны:
Признанье, благодарность, честь.
Вы – наша гордость, наша слава!
Спасибо Вам, что все Вы есть!
Вы защищали честь державы,
Пусть будет сказано не в лесть,
Достойны Вы не только славы,
А обелисков до небес.
Военная техника
В парке Победы мы можем увидеть военную технику.
Пусть небо будет голубым,
Пусть в небе не клубится дым.
Пусть пушки грозные молчат
И пулеметы не строчат.
Чтоб жили люди, города
Мир нужен на земле всегда!
В парке много клумб с цветами. Цветы олицетворяют собой красоту и радость, доброту и нежность – саму жизнь. Цветами встречали воинов – победителей, цветами венчали могилы тех, кто не дожил до Победы. Не увядают букеты на могилах павших героев, у подножий памятников и обелисков.
Никто не забыт!
Ничто не забыто!
Информационные источники
- Антонов Ю.Е., Розова О.В. и др. «Как научить детей любить Родину» - М., 2005
- Алешина Н.В. « Патриотическое воспитание дошкольников» - М.,2008
- Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина?- М.: Сфера, 2004. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации
- Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. – М.: Линка-Пресс, 2003
- Дошкольникам о защитниках Отечества. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/Под ред. Кондрыкинской. – М.:ТЦ Сфера, 2006
- Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.- М.: АРКТИ, 2004
- Курбатова Т. «Разноцветные стихи и сказки». Тамбов, 2003
- Дорожкина В. «Я признаюсь тебе в любви, Тамбов». Тамбов, 1975
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД исследовательской и опытно - экспериментальной деятельности.Тема: "Камни и свойство камней".
Дать элементарные представления о камнях и их свойствах при помощи исследовательской и опытно - экспериментальной деятельности....
Рисование на камнях с детьми подготовительной группы на тему: «Живые камни».
Задачи: создание художественных образов на основе природных форм – камней; познакомить с приёмами рисования на камнях разной формы;развивать творческое воображение; воспитывать ...
Коллекция камней в мини-музей "Мир камней"
В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, дети знакомятся с окружающим миром. Ребёнок познает окружающий мир, учится ориентироваться в явлениях окружающей природы, предме...
Использование технологии коллекционирования в познавательном развитии дошкольников. Мастер-класс "Рисование на камнях. Создание картин из расписных камней"
Рассматривание, изучение коллекций интересно детям, но каким образом можно использовать коллекции детьми. Мы живём в Крыму, и самый распространённый материал для коллекций – это камни. Они всюду...
Конспект НОД в подготовительной группе в рамках реализации музейного проекта «Музей камней Крыма» на тему: «УДИВИТЕЛЬНЫЕ КАМНИ КРЫМА» с использованием опытно-исследовательской технологии
Целью данного занятия выступает ознакомление детей с разнообразием мира камней со всего Крыма и их свойствами....
Роспись камней акриловыми красками "Волшебные камни"
Роспись камней для детей – увлекательная арт-терапия, в результате которой создаются отличные игрушки. Этот процесс полезен и детям – он улучшает их навыки рисования. Кроме того, расписные...
Конспект непосредственно образовательной деятельности экс-периментальной деятельности с камнем в группе раннего возрасте №2 Тема: «Волшебные камни»
развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования...