Картотека дидактических игр по познавательному развитию (составлена по программе "От рождения до школы" под ред.Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой,М.А.Васильевой)
картотека (младшая группа)
Картотека содержит игры на формирование элементарных математических представлений, на ознакомление с миром природы,на ознакомлениес предметным и социальным окружением. Источник: "От рождения до школы" под ред.Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой,М.А.Васильевой; Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Вторая младшая группа.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2019.-160с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
did._po_poznaniyu1.docx | 24.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры по познавательному развитию
№ | ФЭМП |
1 | «Найди пару» Цель: Ребенок соотносит изображения нарисованного предмета и его контура (тени)* Оборудование: Набор иллюстраций Описание: Учить узнавать и называть предметы на картинках [прогм, стр. 98] |
2 | «Пирамидка» Цель: Сорать кольца пирамидки по убыванию и увеличению* Оборудование: Пирамидки большого и малого размеров. Описание: Сначала взрослый показывает в каком порядке, затем ребенок пробет собрать, проговаривая свой выбор. [прогм, стр. 97] |
3 | «Один – много» Цель: Учить находить разное количество предметов: один или много.* Оборудование: карточки с изображением предметов: один предмет и много предметов. Ход: У детей карточки с изображением одного предмета и много предметов. Задача детей найти по заданию воспитателя, где находится один предмет, где их много. |
4 | «Положи куда скажу» Цель: Развивать пространственные представления, умение ориентироваться на листе. Оборудование. Карточки, разделенные на верхнюю и нижнюю полосы, мелкие картинки. Ход игры. Раздаются детям карточки - «полки» и картинки*. |
5 | «Геометрическое лото» Цель: формировать умение сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой, подбирать предметы по геометрическому образцу. Оборудование: 5 карточек с изображением геометрических фигур: по 1 кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику, овалу. по 5 карточек с изображением предметов разной формы: круглой (теннисный мяч, яблоко, шарик, футбольный мяч, воз душный шар), квадратный коврик, платок, кубик и т. д.; овальной (дыня, слива, лист, жук, яйцо); прямоугольной (конверт, портфель, книга, домино, картина). Описание: Играют 5 детей. Воспитатель рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Воспитатель помогает детям правильно назвать форму предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная). |
6 | «Зеркало»* Цель: развивать умение сравнивать по ширине и высоте, использовать слова (шире - уже, выше - ниже). Описание: дети образуют круг, воспитатель - «зеркало». Воспитатель предлагает повторять движения за ней. Раздвигая руки в стороны говорит: «шире, шире - широко, уже, уже - узко, выше, выше - высоко, ниже, ниже - низко». Сравнивают у кого шире, у кого уже, у кого ниже, у кого выше. |
7 | «Большой, средний, маленький» Цель: Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине. Содействовать формированию умения выбирать предметы с ориентировкой на его величину Оборудование: карточки с предметами разной величины. Описание: Ребенок выкладывает сначала в порядке увеличения, потом у порядке уменьшения. |
8 | «Продолжи ряд» Цель: Учить видеть простейшие закономерности в чередовании фигур Оборудование: Карточки и последовательностями. Описание: Ребенок подбирает из предложенных вариантом и продолжает ряд последовательности. |
9 | «Четвертый лишний» (геометрические фигуры) Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах и цвете. Содействовать развитию навыка классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать. Оборудование: Карточки с изображением геометрических фигур Описание: Три из предложенных картинки относятся к одной группе предметов, четвертый - к другой группе. Дети называют лишнюю картинку, объясняя свой выбор. |
10 | «Части суток» Цель: расширять представления и закреплять знания детей о частях суток, их последовательности, содействовать формированию навыка соотносить положение солнца с частями суток, подбирать сюжетные картинки к соответствующему времени суток, расширять словарь дошкольников, развивать внимание, память, речь, быстроту реакции. Оборудование: Иллюстрации Описание: 1вариант. Дети получают карточки с изображением положения солнца в разное время суток. По сигналу воспитателя «Стройся по порядку» дети встают в один ряд в соответствии с последовательностью частей суток. 2 вариант. Дети получают карточки с положением солнца в разное время суток. Перед ними лежат еще картинки с изображением действий, которые совершают дети в разное время суток. |
11 | «Найдем одинаковые» Цель: Учить находить одинаковые по цвету и форме предметы* Оборудование: Набор цветных картинок. Описание: Ребенок из предложенных вариантов компонует пары. [програ, стр. 97] |
12 | «Достань из мешочка» Цель: развивать умение различать правую и левую руку, закреплять счетные умения*. Материалы: мешочек, набор игрушек. Описание: Воспитатель предлагает ребенку достать из мешочка 2-5 игрушки, дает задание: возьми в левую руку 2 матрешки а в правую 1 машинку; возьми в правую руку 2 орешка, а в левую 1 шишку и т. д. Если ребенок выполнил не верно, то игрушки возвращаются в мешочек. |
Ознакомление с миром природы | |
13 | «Чудесный мешочек» Цель: формировать, закреплять знания детей о разных природных объектах (животные, овощи, фрукты и т.д.). Развивать мелкую моторику пальцев, тактильные ощущения, речь детей.* Оборудование: красиво оформленный мешочек, разные игрушки, имитирующие животных, настоящие или муляжи овощей и фруктов. Описание: Ведущий держит мешочек с предметами, предлагает детям по одному подойти и определить на ощупь предмет, не вытаскивая его, и назовет характерные признаки. Остальные дети должны по его описанию догадаться, что это за предмет, который пока не видят. После этого, ребенок вытаскивает предмет из мешочка и показывает всем ребятам. |
14 | «Времена года» Цель: Закреплять знания детей о признаках разных времен года* Оборудование: карточки с признаками и временами года. Описание: Надо подобрать и сложить те признаки, которые соответствуют выбранному времени года. |
15 | «Кто что ест» Цель: Закреплять знания детей о животным, и чем они питаются. Оборудование: Круг с примерами пищи, прищепки с изображением животных* Описание: Ребенок прикрепляет животного к тому изображению которое он ест. |
16 | «Домашние животные» Цель: Закреплять знания детей о домашних животных, их детенышей, пища, жилище, чем полезны человеку. Оборудование: Набор картинок – вкладышей* Описание: В процессе игры ребенок составляет цепочку из связанный изображений. [прогр, стр. 106] |
17 | «Четвертый лишний» Цель: уточнять и закреплять знания детей о классификациях разных природных объектов. Развивать логическое мышление, речь. Оборудование: карточки с разнообразными объектами.* Описание: Выставляются карточки: три – одного вида, а четвертая другого. Задача детей определить лишнюю карточку, и объяснить свой выбор. Можно усложнить задачу и проводить игру словесно. Называя предметы и объекты. |
18 | «Соберем урожай» Цель: развивать знания детей об овощах, фруктах и ягодах, их месте произрастания (сад, огород, грядка, дерево, куст, в земле, на земле). Оборудование: Корзинки с моделями: овощи, фрукты и ягоды (одна корзинка). Муляжи овощей, фруктов и ягод, или карточки от лото с овощами и фруктами.* Описание: В определенных местах группы ставятся картинки с огородом и садом, где расположены муляжи или карточки. Детей можно разделить на две команды огородники и садоводы. По сигналу ведущего команды собирают урожай в свою корзинку с моделью. Условие: можно переносить только по одному предмету |
19 | «Найди листок, какой покажу» Цель: Находить предметы по сходству; различие их по размеру6 длиннее, короче; широкий, узкий. Оборудование: Описание: Во время прогулки воспитатель показывает детям какой-либо лист и предлагает найти такой же. Отобранные листья сравнивают по форме, чем они похожи и чем отличаются. Воспитатель оставляет каждому по листу с разных деревьев и говорит: «Подул ветер. Полетели вот такие листочки. Покажите, как они полетели!» К воспитателю бегут, кружатся те дети, в руках у которых тот листок, что и у воспитателя |
20 | «Такой листок, лети ко мне!» Цель: Упражнять детей в нахождение листьев по сходству, воспитывать слуховое внимание, активизировать словарь детей Оборудование: Описание: Воспитатель поднимает, например, лист рябины и говорит: «У кого такой же листок ко мне!». Дети рассматривают полученные от воспитателя листики, у кого в руках такой же, бегут к воспитателю. Если ребенок ошибся, воспитатель дает ему свой лист для сравнения. |
21 | «Почтальон принёс посылку» Цель: развивать умение описывать предметы и узнавать их по описанию Оборудование: Воспитатель вкладывает овощи и фрукты по одному в бумажные пакеты, а затем помещает их в коробку Описание: воспитатель приносит в группу коробку и говорит, что почтальон принёс посылку. В посылке разные овощи и фрукты. Дети достают пакеты из коробки, заглядывают в них и описывают то, что принёс им почтальон. Остальные дети отгадывают. |
22 | «Что это такое?» Цель: уточнить представления детей о предметах неживой природы. Оборудование: природный – песок, камни, земля, вода, снег Описание: Детям предлагаются картинки и в зависимости от того, что нарисовано на ней необходимо разложить соответственно природный материал, ответить что это? И какое это? (Большое, тяжелое, легкое, маленькое, сухое, влажное, рыхлое.) .Что с ним можно делать? |
23 | «Живая или неживая природа» Цель: закрепить представления детей об объектах живой и неживой природы Оборудование: Описание: Воспитатель называет объект живой или неживой природы. Если назван объект живой природы, дети двигаются. (Например: названо дерево — поднимают руки, «растут», если животное — прыгают и т.д.) Если назван объект неживой природы — дети замирают на месте |
Ознакомление с предметным и социальным окружением | |
24 | «Варвара краса, длинная коса» Цель: познакомить с парикмахерскими принадлежностями (расческа, фен, бигуди); учить ориентироваться в пространстве группы: знать расположение и назначение различных центров активности, самостоятельно находить себе занятие, использовать игрушки-заместители; обогащать и развивать словарный запас за счет слов: стричь, сушить волосы, причесываться. Оборудование: уголок «парикмахерская», куклы, расческа, ножницы, кувшинчик для воды, фен, пеньюары большие для детей и маленькие для кукол. Описание: Воспитатель привлекает внимание детей к уголку для игры в парикмахерскую. [програ, стр. 104] |
25 | «Поездка по городу» Цель: учить применять конструктивные умения в сюжетных играх, обыгрывать создаваемую совместно с воспитателем постройку, объединяться в игре с другими детьми, устанавливать взаимоотношения; воспитывать положительное эмоциональное отношение к сверстникам Оборудование: стулья (крупные строительные блоки, обручи), игрушки-пассажиры. Описание: Дети строят под руководством воспитателя, он выбирает шофера из играющих — ему дается руль (колесико) — и напоминает при необходимости характерные действия. Дети и воспитатель садятся в автобус, шофер имитирует движение руля, а дети — шум мотора. Воспитатель рассказывает и комментирует, что и кого видят за окном, все машут рукой воображаемым пассажирам другого автобуса. Вместе с детьми могут поехать куклы, мишки, могут перевозиться грузы для детей из соседнего детского сада. |
26 | «Где что найдешь?» Цель: закрепить у детей умение самостоятельно и свободно группировать предметы по их назначению. Учить их помогать друг другу. Оборудование: предметы или картинки, изображающие' посуду, одежду, кухонные принадлежности, оборудование для игровой площадки или медицинского кабинета. Описание: В комнате расставьте «шкаф для посуды», «шкаф для одежды», «шкаф для игрушек», «медицинский кабинет», «игровую площадку», «кухню» и др. Обратите внимание детей на то, что все они пока пусты. Попросите детей помочь вам разложить предметы (или картинки) по местам. Дети разбирают предметы (картинки), внимательно рассматривают их, думают, куда что положить. Когда все вещи разложены, разделите детей на небольшие группки (2- 3 человека), которые решают, все ли предметы (картинки) лежат на своем месте. Лишние картинки дети забирают и потом все вместе думают, куда их надо определять. |
27 | «Четвертый лишний» Цель: Уточнять и закреплять знания детей о классификациях разных природных объектов. Развивать логическое мышление, речь. Оборудование: карточки с разнообразными объектами Описание: Выставляются карточки: три – одного вида, а четвертая другого. Задача детей определить лишнюю карточку, и объяснить свой выбор. Можно усложнить задачу и проводить игру словесно. Называя предметы и объекты. |
28 | «Назови одним словом» Цель: Учить детей обобщать, уметь объединять предметы по их признакам. Оборудование: Набор предметных картинок. Описание: Выставляются карточки с набором предметом из одной группы, ребенок должен назвать – овощи, птицы транспорт и т.д.) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр по познавательному развитию
Картотека дидактических игр по познавательному развитию...
картотека дидактических игр по познавательному развитию дошкольников старшего возраста
21 век - век кибернетики, электроники. Ребёнок уже с раннего возраста тянется к мобильному телефону, компьютеру. Осознанно или спонтанно он нажимает кнопки электронного устройста? Что привлекает...
Картотека дидактических игр по познавательному развитию
Данная картотека содержит игры по познавательному развитию для детей первой младшей группы двух-трёх лет....
Картотека дидактических игр для познавательного развития в старшей группе
Интересные дидактические игры для познавательного развития детей в старшей группе....
Картотека дидактических игр по познавательному развитию
В картотеке представлены игры дидактические игры для развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста ....
Картотека дидактических игр по познавательному развитию в старшем дошкольном возрасте
КАРТОТЕКА «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (средняя группа)...
Картотека дидактических игр по познавательному развитию .
Картотека дидактических игр по познавательному развитию ....