Картотека дидактических игр по познавательному развитию
методическая разработка (старшая группа) по теме
В картотеке представлены игры дидактические игры для развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_po_poznavatelnomu_razvitiyu.docx | 22.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр по познавательному развитию
«Почему комар пищит, а шмель жужжит?»
Цель: Выявить причины происхождения низких и высоких звуков.
Материал: пластмассовые расчески с разной частотой и размером зубьев, иллюстрации с изображением комара и шмеля.
Ход: взрослый предлагает детям провести пластмассовой пластиной по зубьям разных расчесок, определить одинаковый ли звук и от чего зависит частота звука. Дети обращают внимание на частоту зубьев и размер расчесок. Выясняют, что у расчесок с крупными редкими зубьями звук низкий, грубый, громкий; у расчесок с частыми, мелкими зубьями – звук тонкий, высокий.
Дети рассматривают иллюстрации комара и шмеля, определяют их величину. Затем имитируют звуки, издаваемые ими. У комара звук тонкий, высокий, он звучит как «з-з-з». У шмеля – низкий, грубый, звучит как «ж-ж-ж». Дети рассказывают, что комар маленькими крыльями машет очень быстро, часто, поэтому звук получается высокий. Шмель машет крыльями медленно, летит тяжело, поэтому звук получается низкий.
«Мир тканей»
Цель: называть ткани (ситец, сатин, шерсть, капрон, драп, трикотаж), сравнивать ткани по их свойствам; понимать, что эти характеристики обусловливают способ использования ткани для пошива вещей.
Материал: образцы тканей, ножницы, емкости с водой.
Ход: Дети рассматривают предлагаемые виды тканей, отмечают наиболее яркие их различия (цвет, структура поверхности). Описывают свойства ткани, определяют по алгоритму последовательность действий:
- смять ткань и сравнить степень сминаемости –
- разрезать пополам каждый кусочек ткани и сравнить, насколько легко работать ножницами –
- пытаться разорвать кусочки на две части и сравнить степень необходимого усилия –
- опустить в емкости с водой и определить скорость впитывания влаги.
Делают общий вывод о сходстве и различиях видов тканей. Взрослый обращает внимание детей на зависимость использования материала от его свойств и качеств.
«Бережливые растения»
Цель: найти растения, которые могут расти в пустыне и саванне.
Материалы: растения (фикус, фиалка, сансевьерра, диффенбахия), лупа, целлофановые пакеты.
Ход: взрослый предлагает детям доказать, что есть растения, которые могут жить в пустыне или саванне. Дети самостоятельно выбирают растения, которые, по их мнению, должны мало испарять воды, иметь длинные корни, накапливать влагу.
Затем выполняют опыт: надевают на лист целлофановый пакет, наблюдают за появлением влаги внутри него, сравнивают поведение растений. Доказывают, что листья этих растений испаряют мало влаги.
«Почему меньше?»
Цель: установить зависимость количества испаряемой влаги от величины листьев.
Материалы: стеклянные колбы, черенки диффенбахии и колеуса.
Ход: взрослый предлагает детям выяснить, какие растения могут жить в джунглях, лесной зоне, саванне. Дети предполагают, что в джунглях смогут жить растения с крупными листьями, забирающие много воды; в лесу - обычные растения; в саванне – растения, накапливающую влагу. Дети, согласно алгоритму, выполняют опыт: наливают одинаковое количество воды в колбы, помещают туда растения, отмечают уровень воды; через 1-2 дня отмечают изменения уровня воды, составляют модель зависимости количества испаряемой воды от величины листьев. Дети делают вывод: растения с крупными листьями поглощают больше воды и больше испаряют влаги, они могут расти в джунглях, где много воды в почве, высокая влажность и жарко.
«Фильтрование воды»
Цель: познакомиться с процессами очистки воды разными способами.
Материалы: промокательная бумага, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, емкости.
Ход: Взрослый предлагает замутить воду крахмалом и затем очистить ее. Вместе с детьми выясняет, как сделать разные очистительные устройства – фильтры по алгоритму (из песка, тряпочки, промокательной бумаги).
Дети изготавливают фильтры и проверяют их действия; выясняют, какой фильтр лучше очищает воду (промокательная бумага).
«Времена года»
Цель: учить по существенным признакам и приметам определять время года.
Материалы: 4 шапочки из бумаги для Зимы, Весны, Лета, Осени. Вместо шапочек можно использовать карточки из цветной бумаги: белой, зеленой, красной, желтой, на которых должны стоять цифры 1,2,3 (по числу месяцев в каждом времени года)
Ход: Дети встают в круг. Водящий (старик-годовик) называет месяц, например, август. Выходит в круг ребенок с красной карточкой № 3 и говорит об этом месяце: «Я – август, последний летний месяц. Солнце печет не так жарко. Вода в реке прохладная. Ученики готовятся к школе и т.д.» каждый ребенок рассказывает о своем месяце и его признаках, приметах.
«Кем работают эти люди?»
Цель: продолжать знакомить детей с профессиями людей, развивать познавательный интерес.
Материалы: карточки с изображением профессий людей.
Ход: Воспитатель предлагает детям посмотреть на картинки, рассказать, кем работают эти люди? Как называются их профессии? кем работают? Твои родители? Какие профессии ты еще знаешь?
После беседы воспитатель загадывает детям загадки о профессиях, кто больше отгадает загадок, тот и выигрывает.
«Путешествие в прошлое швейной машинки»
Цель: научить детей понимать назначение предметов, облегчающих труд в быту. Определять особенности этих предметов, устанавливать причинно – следственные связи между строением и назначением предмета, свойствами материала и их характером использования.
Материалы: детская швейная машинка.
Ход: воспитатель загадывает загадки о ножницах, иголке, наперстке, сантиметре. Затем следуют вопросы:
- для чего нужны эти предметы?
- чем сшивали одежду раньше?
- какой была самая первая игла?
- как изменилась она позже?
- почему иглой неудобно сшить толстые ткани?
- с помощью чего удобно это сделать?
Дети отвечают на вопросы: с помощью стальной иголки люди научились шить не только повседневную одежду, но и красивые наряды, делать вышивки, вышивать картины, шить игрушки. Все получалось, шло хорошо, но работа продвигалась очень медленно. Увеличить скорость прокладывания стежков помогла швейная машинка. 1-я швейная машинка была однониточной, то есть шов состоял из одной нитки и поэтому легко распускался, если потянуть за конец нитки (показ на детской швейной машинке). Затем придумали двухниточную швейную машинку. Сначала швейные машины были ручными, а потом стали и ножными. Есть специальные машины, которые делают какую-либо одну операцию: пришивают пуговицы, обметывают край. Есть швейные машинки, как для пошива одежды, так и для пошива обуви.
«Овощи и фрукты»
Цель: закрепить умение детей классифицировать и называть овощи и фрукты, правильно употреблять глаголы «класть», «положить».
Ход: Дети распределяются на две команды с равным количеством игроков. Команды садятся на стулья друг напротив друга. Первые дети из каждой команды берут в руки маленькие мячи и начинают передавать их своим соседям. Дети одной команды, передавая мяч, называют овощи, другой – фрукты. Передача может сопровождаться таким диалогом:
1-ый реб.: - Положи в корзину овощ
2-й реб.: - кладу огурец (поворачивается и передает мяч соседу со словами): - положи в корзину овощ.
3-й реб.: - кладу морковь и т.д.
Тот, кто повторит название 2 раза или ошибется, отдает фант, а по окончанию игры выкупает его.
«Что кому»
Дидактическая задача: Учить соотносить орудия труда с профессией людей; воспитывать интерес к труду взрослых, желание помогать им, брать на себя роли людей разных профессий в творческих играх.
Игровое правило: Называть профессию в соответствии с предметами труда. Вспомнить, где видели такого работника.
Ход игры: На столе приготовлены предметы для труда людей разных профессий - игрушки.
Ребенок берет предмет и называет его, остальные дети называют кому что нужно для работы (молоток- он нужен столяру, плотнику).
Если есть несколько орудий труда для одной какой-либо профессии, воспитатель предлагает детям их найти.
Усложнение: Дети делятся на команды: одна называет орудия труда, а другая – профессии.
«Не ошибись»
Дидактическая задача: Уточнять, закреплять знания детей о разных видах спорта; воспитывать желание заниматься спортом, развивать находчивость, сообразительность, внимание.
Игровое правило: Выигрывает тот, кто первым сложил картинку(из шести частей) об одном виде спорта.
Ход игры: У воспитателя карточки с изображением различных видов спорта: футбол, хоккей, волейбол, гимнастика, гребля. Игра проводится по типу разрезных картинок, но только разрезаны они иначе – в середине картинка со спортсменом. Надо подобрать спортсмену все необходимое для игры.
По этому принципу можно провести игру, в которой дети будут подбирать орудия труда к разным профессиям
«Узнай по описанию»
Дидактическая задача: Побуждать детей рассматривать предметы, вспоминать качества тех предметов, которые ребенок в данный момент не видит.
Игровое правило: Отгадывает тот, на кого укажет водящий стрелочкой.
Ход игры: Воспитатель рассказывает:
- Прислала бабушка Наташе подарок. Смотрит Наташа: лежит в корзиночке круглое, гладкое, зеленое, а с одной стороны бока красное, откусишь его – вкусное, сочное. Растет на дереве. «Забыла как называется» - подумала Наташа. Дети , кто поможет ей вспомнить, как называется то, что ей бабушка прислала? (стрелочкой указывает на того, кто будет отвечать)
Такие разговоры-загадки воспитатель может вести о разных предметах и явлениях.
«Из чего сделано?»
Дидактическая задача: Учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (металл, резина, стекло, дерево, пластмасса); активизировать словарь детей; воспитывать наблюдательность, внимание, умение четко выполнять правила игры.
Игровое правило: Класть предметы можно только на тот поднос, который сделан из того же материала.
Ход игры: Воспитатель проводит короткую беседу до начала игры, уточняет знания детей о том, что все предметы сделаны из разных материалов; вспомнить какие они знают материалы, а также сделанные из них вещи.
Правила игры: Нужно на ощупь, узнать из чего сделан предмет, и рассказать о нем.
Усложнение: Пройти по комнате, найти предметы, сделанные из разных материалов и положить их на поднос, который сделан из того же материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр по познавательному развитию
Картотека дидактических игр по познавательному развитию...
картотека дидактических игр по познавательному развитию дошкольников старшего возраста
21 век - век кибернетики, электроники. Ребёнок уже с раннего возраста тянется к мобильному телефону, компьютеру. Осознанно или спонтанно он нажимает кнопки электронного устройста? Что привлекает...
Картотека дидактических игр по познавательному развитию
Данная картотека содержит игры по познавательному развитию для детей первой младшей группы двух-трёх лет....
Картотека дидактических игр для познавательного развития в старшей группе
Интересные дидактические игры для познавательного развития детей в старшей группе....
Картотека дидактических игр по познавательному развитию в старшем дошкольном возрасте
КАРТОТЕКА «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (средняя группа)...
Картотека дидактических игр по познавательному развитию .
Картотека дидактических игр по познавательному развитию ....
Картотека дидактических игр по познавательному развитию в средней группе
Картотека дидактических игр по познавательному развитию в средней группе...