История доклад "Бархатная революция"
статья (подготовительная группа)
ДОКЛАД "Бархатная революция"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_istoriya._barhatnye_revolyutsii.raspad.docx | 17.44 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБПОУ СО "Ирбитский гуманитарный колледж"
Специальность: Дошкольное образование
Тема: Бархатные революции. Распад социалистического лагеря.
Жукова Юлия Сергеевна
Курс: 1
Группа: 11в
Форма обучения: заочная
Руководитель: Усольцев А. В.
2020г.
К середине 1980-х годов Советский Союз, чья экономика оказалась в глубоком кризисе, больше не мог в прежнем объеме поддерживать социалистический лагерь. В экономиках этих странах также начали нарастать кризисные явления. Одновременно усилилось давление на СССР и его союзников со стороны США, которые поддерживали противников социалистической системы. Все это стало причинами распада социалистической системы. С середины 1980-х годов по инициативе нового советского лидера М. С. Горбачева началось сближение СССР и США. В ходе немыслимых ранее встреч были подписаны договоры об ограничении гонки вооружений. Завершалась эпоха холодной войны с ее жестким противостоянием Западного мира во главе с США и социалистического лагеря во главе с Советским Союзом. Прорыв в отношениях СССР и США повлиял на всю систему международных отношений. С конца 1980-х годов в странах социалистического лагеря к власти стали приходить люди, ориентированные на западные демократические ценности, они не хотели иметь ничего общего с тоталитарными режимами. Первой взбунтовалась Польша, за ней Венгрия, в результате «бархатной революции» (мирной) сменился общественный строй в Чехословакии; в Румынии смена власти вылилась в кровопролитие, а в Югославии привела к гражданской войне. «Бархатные революции» - социальные революции, которые проходили в странах Восточной Европы с 1989 по 1991 гг. и привели к кардинальным изменениям.
Эти изменения выразились в том, что в странах Восточной Европы произошла смена политических режимов, экономических систем, социальной структуры, а также идеологии. Если до «бархатных революций» страны Восточной Европы входили в социалистический лагерь, то в 1989 – 1991 гг. произошла смена политических режимов: авторитарные политические режимы были уничтожены, на смену им пришли демократические. Изменения затронули и экономические системы: на смену командно-административным системам пришли рыночные системы, основанные на частной собственности. В социальной сфере зародились предпринимательские отношения, появился класс капиталистов. В идеологической сфере коммунистическая идеология была заменена на либеральную идеологию. В духовной сфере – «культурная революция»: отменена цензура.
Можно выделить следующие сценарии осуществления «бархатных» революций. Первый сценарий – компромиссный, цивилизованный. Именно по такому пути пошли Польша и Венгрия. Изменения в Польше и в Венгрии носили мирный, эволюционный характер. В этих странах состоялся переход правящих коммунистических партий к парламентской модели развития. Второй сценарий – конфликтно-цивилизационный. По этому пути пошли Болгария, Чехословакия, ГДР. Ситуации, сложившиеся в Болгарии, Чехословакии, ГДР, имели много общего. Известную однотипность им придала позиция правящих партий, которые либо отказывались идти на реформы, как в ГДР, либо имитировали действия по их проведению.
Характерной особенностью Чехословакии было наличие в ее общественной жизни политической оппозиции. В начале 1989 года оппозиция перешла к решительным действиям. «Бархатная революция» в Чехословакии началась с разгона студенческой демонстрации в Праге 17 ноября 1989 года. 21 ноября начались массовые демонстрации. Новое правительство возглавил Чалма. Президентом Чехословакии (1989 – 1992), а затем и президентом Чехии (1993 – 2003 гг.) стал Вацлав Гавел. Таким образом, «бархатная» революция в Чехословакии закончилась распадом страны. С 1 января 1993 года на месте Чехословакии возникло два государства – Чехия и Словакия. Однако, в отличие от Югославии, распад Чехословакии носил мирный характер.
Третий сценарий – конфликтно-нецивилизационный. По этому пути пошли Румыния и Югославия. В этих странах конфликт перерос в политический кризис, вышел за рамки мирного урегулирования. В Румынии революционные преобразования приняли насильственный характер. Революция началась с карательных действий правительственных войск, которые подавили выступление в городе Темишоара. 20 декабря 1989 года волнения перекинулись на столицу – Бухарест. Революция в Румынии закончилась тем, что президента Румынии Н. Чаушеску (1974 – 1989 гг.) и его жену предали суду военного трибунала и расстреляли
В Югославии «бархатные революции» переросли в политический кризис. Таким образом, «бархатные революции» - коренные социальные, политические, экономические, идеологические изменения, которые проходили в Восточной Европе с 1989 по 1991 гг.
«Бархатные революции» имели свои причины: 1) внутренние: экономический, политический, духовный кризис, господство авторитарных политических режимов, ущемлявших свободы граждан, а также сыграл свою роль национальный фактор; 2) внешние: перестройка в СССР, которая инициировала процессы демократизации во всех сферах общества.
Внутренние причины. Авторитарно-бюрократические режимы стали препятствием на пути экономического и технического прогресса, тормозом интеграционных процессов. Результатом был застой, который на фоне быстрого развития западных стран, стал перерастать в отставание. Особенно отставание было заметно в сфере информационных технологий. Другим мощным катализатором революционных перемен – национальный фактор. Например, Чехословакия объединяла две нации – чехов и словаков. Югославия – сербов, хорватов, албанцев, словенцев. При этом национальный фактор «накладывался» на религиозный. Если сербы были православными христианами, то албанцы – мусульманами. Субъективной предпосылкой революций стала монополия политической власти правящих режимов. Их неподотчетность народу разрушающе воздействовала на моральные и деловые качества правящей элиты. Началась деградация политической элиты. Она все сильнее погружалась в коррупцию, злоупотребление властью. Неслучайно, что именно политическая элита стала объектом мощной критики со стороны народа и их представителей.
Таким образом, внутренние причины идентичны тем причинам, которые вызвали перестройку в СССР.
Внешняя причина. Начавшаяся в 1985 году в СССР перестройка послужила стимулом для идеологических и политических перемен.
Значения и последствия «бархатных революций» заключались также в следующем: 1) изменили расстановку геополитических сил: распался «социалистический лагерь», страны Восточной Европы пошли по капиталистическому пути развития, многие из них стали сближаться с западными странами, входить в блок НАТО, что породило для РФ новую проблему – расширение НАТО на Восток. Из-за «бархатных революций» сформировалась вместо двухполюсной международной системы однополюсная международная система, в которой в качестве гегемона выступала США. Расширение НАТО на Восток стало возможным благодаря внешней политике стран Восточной Европы, которые выступили в качестве проводников проамериканской политики. 2) оказали воздействие на перестроечные процессы в СССР, повлияли на состояние дел в коммунистическом движении; 3) привели к образованию новых государств. Способы их образования: а) путем распада: Чехословакия распалась на Чехию и Словакию, Югославия распалась на Сербию, Хорватию, Боснию и Герцеговину, Косово; б) путем присоединения или «поглощения»: так образовалась современная объединенная Германия – ФРГ «поглотила» ГДР.
Подведем итоги. Под «бархатными» революциями понимают совокупность кардинальных изменений, которые проходили в странах Восточной Европы с 1989 по 1991 гг. Можно выделить три сценария их осуществления. По первому – компромиссному пошли Венгрия и Польша. По второму пути – конфликтно-цивилизационному – ГДР, Болгария, Чехословакия. По третьему, кризисному пути, пошли Румыния и Югославия.
«Бархатные» революции имели как внутренние, так и внешние причины. Поэтому можно говорить об их закономерном характере. Значение «бархатных» революций огромно, носит не локальный, а глобальный характер, поскольку определили архитектуру современных международных отношений.
Список литературы: Интернет ресурс: studopedia.net
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра. Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра.
Программные задачи занятия: - Продолжить закреплять представления детей о целевом назначении и функциях предметов домашнего обихода. - Развивать внимание, логическое мышление п...
"О чём расскажут улицы Коломны" - история России в истории города.
Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе....
Реферат по истории "Английская революция" + презентация
Реферат по истории "Английская революция"...
Детям о революции 1917г.
Цель: познакомить детей с событиями Октября 1917г.7 ноября… День, который десятки лет подряд наши бабушки и дедушки, мамы и папы, – отмечали как большой праздник. Военный парад и демонстрация, флажки ...
Научные революции
В динамике научного знания особую роль играют этапы развития, связанные с перестройкой исследовательских стратегий, задаваемых основаниями науки. Эти этапы получили название научных революций....
Теренкур "Путешествие по улице Революции".
Путешествие по улице Революции. Исторической части города....
Московский метрополитен. Станции Театральная и Площадь Революции
Московский метрополитен. Станции Театральная и Площадь Революции...